Бюджетный кодекс Украины (БК Украины) с комментариями к статьям



Стаття 117. Заходи впливу за порушення бюджетного законодавства

1. За нарушение бюджетного законодательства к участникам бюджетного процесса могут применяться следующие меры воздействия:

1) предупреждение о ненадлежаще исполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства - применяется во всех случаях выявление нарушений бюджетного законодательства. Выявленные нарушения бюджетного законодательства Должны быть устранены в срок до 30 календарных дней

2) остановка операций с бюджетными средствами - применяется при нарушение бюджетного законодательства, определенных пунктами 1 - 3, 10, 11, 14 - 29, 32 - 36, 38 и 40 части первой статьи 116 настоящего Кодекса, в порядке, установленном статьей 120 настоящего Кодекса;

3) приостановление бюджетных ассигнований - Применяется за нарушения бюджетного законодательства, определенных пунктами 20, 22 - 29, 38 и 40 части первой статьи 116 настоящего Кодекса.

Приостановка бюджетных ассигнований предусматривает прекращение полномочий на взятие бюджетного обязательства на соответствующую сумму на срок от одного до трех месяцев в пределах текущего бюджетного периода путем внесения изменений в роспись бюджета (сметы) в порядке, установленном Министерством финансов Украины

4) уменьшение бюджетных ассигнований - применяется за нарушение бюджетного законодательства, определенных пунктом 24 (Относительно распорядитель бюджетных средств), пунктом 29 и пунктом 38 части первой статьи 116 настоящего Кодекса.

Уменьшение бюджетных ассигнований предусматривает лишение полномочий на взятие бюджетного обязательства на соответствующую сумму на срок до конца текущего бюджетного периода путем внесения изменений в роспись бюджета (сметы) и в случае необходимости с последующим внесение изменений в закон в государственно бюджете Украины (решения о местном бюджете) в порядке, установленном Кабинет министров Украины

5) возврат бюджетных средств в Соответствующий бюджет - применяется за нарушение бюджетного законодательства, определенного пунктом 24 (Относительно субвенций и средств, предоставленных получателям бюджетных средств) части первой статьи 116 настоящего Кодекса, в порядке, установленном Кабинет министров Украины

6) остановка действия решения о местном бюджете - применяется за нарушение бюджетного законодательства, определенного пунктом 7 части первой статьи 116 настоящего Кодекса, в порядке, установленном статьей 122 настоящего Кодекса;

7) бесспорной изъятие средств из местных бюджетов - применяется за нарушение бюджетного законодательства, определенного пунктом 28 части первой статьи 116 настоящего Кодекса.

бесспорной изъятие средств из местных бюджетов предусматривает взыскание органами гос казначейской службы Украины средств из местных бюджетов в государственный бюджет, в том числе и за счет уменьшения объема трансфертов (дотации выравнивания) Местным бюджетам на соответствующую сумму, в порядке, установленном Кабинет министров Украины

8) другие меры воздействия, Которые могут быть определены законом о государственно бюджете Украины, - применяются по нарушение бюджетного законодательства по такому закону.

Комментарий

В последние годы, в связи с развитием финансового права как отрасли права, ученые начали выделять и финансово-правовой ответственности как специфический вид юридической ответственности, которая находится на стадии становления. Хотя в Бюджетного кодексе Украины прямо не говорится о возможности применения к нарушителям бюджетного законодательства мер финансово-правовой ответственности, но по анализу его норм можно сделать вывод о ее существовании.

Выделение Отдельной нормы, в которой впервые сформирована единая система мер воздействия за нарушение бюджетного законодательства является шагом на пути к унификации ответственности за бюджетные правонарушения по сравнении с предыдущей практикой, когда эти меры были разбросаны по всему Бюджетному кодексу. Поэтому целесообразно изложить теорию финансово-правовой ответственности.

Развитие отечественного законодательства, происходящие в общественных отношениях порождают возникновение новых видов юридической ответственности, а задачей юридической науки является их выявление, исследования, а также разработка рекомендаций по совершенствования законодательной и правоприменительной практики. В последнее время в юридической литературе появился ряд работ, в которых указывается на наличие новых видов юридической ответственности и среди них - финансовой, Обосновывая свою точку зрения тем, что самостоятельность вида юридической ответственности зависит от самостоятельности области права и вида правонарушения. Кроме того, в законодательстве стали употребляться как самостоятельные категории такие понятия, как "финансовая санкция", "бюджетное правонарушение", "Финансовое правонарушение" и т.п., что свидетельствует об отделении и формирование нового вида ответственности.

Финансово-правовая ответственность как вид юридической ответственности пока еще находится в стадии формирования. Это связано с процессом унификации финансового законодательства - разработкой единой системы мер финансово-правовой ответственности и финансово-процессуального производства. По состоянию на настоящее можно утверждать, что установление этого вида ответственности является составной частью финансово-правового регулирования. Так основной акт налогового законодательства - Бюджетный кодекс Украины - устанавливает ответственность за нарушение бюджетного законодательства, то есть за совершение бюджетного правонарушения. Процесс выделения финансово-правовой ответственности в самостоятельный вид юридической ответственности сопровождается дискуссией в научных кругах, где существуют различные точки зрения по этому вопросу. Высказываются мысли о отсутствии такого вида ответственности, в существовании только административной ответственности за нарушение налогового законодательства.

Государство всегда была и будет заинтересована в создании и соблюдении установленного порядка финансовых отношений, обеспечении его имущественных интересов, в частности, пополнении доходной части бюджетов всех уровней, а также расходование средств ЭТИХ бюджетов. Нарушение установленных правила поведения в финансовых отношениях Приводит к привлечению к ответственности. Предоставляя субъектам финансовых правоотношений определенные права и свободы, государство со своей стороны требует от ЭТИХ субъектов надлежаще реализации установленных предписаний. Тем самым объясняется необходимость и возможность державного принуждения, одной из форм которого и является финансово-правовая ответственность. И, таким образом, ответственность за нарушение налогового законодательства имеет социальные основания - необходимость охраны общественных отношений в финансовой сфере.

Наличие бюджета и налогов является одним из признаков государства и составляет элемент правового статуса суверенитета государства. Нарушение финансовой дисциплины в первую очередь зачиплюють публичные интересы государства. Принудительное изъятие части собственности в денежной форме способствует возникновению в налогоплательщиков на уровне подсознания готовность к сокрытие дохода или в Иных неправомерных действий, обеспечивающих использование и распоряжение полученным имуществом в полном объеме без учета суверенного права государства на часть этого дохода. Нарушению фискальных прав государства также способствуют высокие налоговые ставки и низкий уровень жизни людей. Совокупность перечисленных факторов создает предпосылки для осуществления численности налоговых деликтов, и как следствие, реакцию государства по защите своих имущественных интересов. Еще Имеют место Многочисленные нарушения установленного порядка использования бюджетных средств со стороны распорядитель и получателей, что тоже влияет на публичные интересы государства.

Понятие финансово-правовой ответственности является одной из основных категорий финансового права, ее конструкция во многом определяет место и роль правового регулирования финансовых отношений. По состоянию на настоящее существуют определенные нерешенные проблемы в исследовании ответственности за нарушения финансово-правовых норм, в частности, отсутствие определения финансово-правовой ответственности, которое целесообразно было бы закрепить в общей части отраслевого законодательного акта. Но такой единый кодифицированный акт, Который бы оформляли основы правового регулирования отношений в сфере публичной финансовой деятельности в Украине, отсутствует. Финансово-правовая ответственность формируется по институционной признаком, поскольку более детальную разработку получила налоговая ответственность и существенные перспективы развития имеет бюджетно-правовая ответственность.

Для финансово-правовой ответственности как вида юридической ответственности присущи признаки последней:

- наступает только за правонарушения

- устанавливается государством и связана с применением к правонарушителей санкций правовых норм уполномоченными на это субъектами

- связана с причинения правонарушителем определенных отрицательных последствий

- реализуется в процессуальной форме.

Указанные признаки юридической ответственности, будучи присуща и для финансово-правовой ответственности, Имеют специфику, обусловленную особенностями финансово-правового регулирования. До сих специфических признаков относятся:

1. Финансово-правовая ответственность наступает за финансовое правонарушение. Финансовое правонарушение - действие или бездействие органов государственной власти, местного самоуправления, субъектов хозяйствования всех форм собственности, объединений граждан, должностных лиц, граждан Украины и иностранных граждан, следствием которых стало невыполнение финансово-правовых норм.

2. Финансово-правовая ответственность выражается в применении к правонарушителей санкций финансово-правовых норм. Финансово-правовые санкции установленные Законом Украины "О гос налоговой службе Украины", бюджетными кодексом Украины и другими финансовыми законами.

3. Финансово-правовая ответственность влечет для правонарушителя определенные негативные последствия имущественного характера. Это обусловлено спецификой финансово-правовых санкций, имеющих имущественный характер и, таким образом, влияют на экономические (Денежные) интересы правонарушителей. В сфере финансовой деятельности государство Пытается в первую очередь на возмещение убытков, причиненных ей финансовых правонарушений и, кроме того, наказать правонарушителя, но в форме, присущей сфере финансово-правового регулирования, т.е. в денежной. В связи с этим финансово-правовая ответственность является разновидностью имущественного (правовосстановительные) ответственности.

4. Финансово-правовая ответственность реализуется в специфической процессуальной форме. Так, применение оперативно-бюджетных санкций, предусмотренных ст. ст. 117 - 120 БК Украины осуществляется в пределах бюджетно-процессуального производства, установленного БК Украины.

5. Субъектами ответственности за нарушение финансового законодательства являются участники финансовых правоотношений. Поскольку финансово-правовые нормы являются разновидностью социальных норм, то финансово-правовая ответственность имеет две формы реализации:

Первой формой реализации является положительная (добровольная, активная). Для положительной финансово-правовой ответственности достаточным является наличие формальной (нормативной) основания, поскольку она возникает не в основании финансового правонарушения, а в силу добровольного выполнения субъектом финансового права своих обязанностей. Финансовая деятельность государства основывается Не только на установление запретов Относительно осуществления любых действий. Одной из принципиальных условий ее осуществления является добросовестная реализация обязанными субъектами финансовых правоотношений предоставленных им прав и реализация возложенных на них обязанностей. Осознание Указанными субъектами сути и значение своих действий, согласование их со своими обязанностями предоставляет финансово-правовой ответственности положительное содержание.

В целом позитивная ответственность носит добровольный характер, но вместе с тем, возможно и наличие определенного степени державного принуждения. Одни субъекты исполняют возложенные на них обязанности в силу осознания своего общественного долга, а другие - вследствие нежелание быть привлечены к ответственности за Неправомерное поведение. Относительно позитивной финансово-правовой ответственности принуждение в виде угрозы наступления негативных последствий является только средством предупреждения финансовых правонарушений. Добровольная форма реализации финансово-правовой ответственности имеет следующие признаки:

а) неразрывно связана с нормой финансово-правовой ответственности

б) является юридической обязанностью, обусловленным правовым статусом обязанного субъекта финансовых правоотношений

в) гарантирована государственным принуждением

г) добровольный реализация в виде Правомерно поведения

д) одобряется со стороны государства

е) осуществляется в пределах финансовых правоотношений.

Нарушение финансово-правовых норм предопределяет существование негативной финансово-правовой ответственности, которую можно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, как реакцию государства на нарушение финансово-правовых норм, проявляется в обязанности виновного лица притерпиваты карательные меры государственно-принудительного воздействия за совершенное деяние в форме денежных или Иных имущественных лишений.

Во-вторых, финансово-правовой ответственность можно определить как выполнение юридической обязанности на основании державного принуждения. Наличие или отсутствие державного принуждения определяет факт существования финансово-правовой ответственности. Финансово-правовая ответственность НЕ связывается только с неблагоприятным последствиями к правонарушителей, Которые наступают для него вследствие нарушения им налогового законодательства. Карательные механизмы финансово-правовой ответственности существуют параллельно с правовосстановительные, поскольку для государства важно Не только наказать поршника финансового законодательства, но и восстановить публичные имущественные интересы, компенсировать убытки, Возникшие в результате правонарушения. Итак, негативная финансово-правовая ответственность может существовать в двух формах: карательной (Штрафной) и правовосстановительные (компенсационной).

Финансово-правовая ответственность является развитием, продолжением материального финансового правоотношения, реализуется посредством процессуальной формы. Ответственность за нарушение налогового законодательства составляет часть механизма правового регулирования финансовых отношений и проявляется в виде наложения запретов. Запрещая нарушать финансовое законодательство, государство возлагает на субъектов финансового права обязанность воздерживаться от совершения определенных действий или наоборот, НЕ бездияльничаты, а активно реализовывать возложенные на них обязанности.

Таким образом, финансово- правовая ответственность существует в пределах охранного правового института, регулирующего общественные отношения в сфере публичных финансов посредством установления запретов. Однако финансово-правовая ответственность НЕ полностью совпадает с охранным правоотношение, которое по своему составу и объему шире чем финансово-правовая ответственность. Она характеризует содержание правоохранительных отношений прежде с позиций правового статуса правонарушителя, его обязанностей, возникающие вследствие совершенного финансового правонарушения. Вместе с тем финансово-правовая ответственность существует только в пределах охранительных правоотношений.

Юридическим фактом, порождает охранное финансовое правоотношение факт нарушения финансового законодательства. Отрицательная финансово-правовая ответственность имеет три основания:

- формальную (нормативную), которая проявляется в наличии системы норм налогового законодательства, устанавливающие составы финансовых правонарушений, прав и обязанностей участников охранного финансового правоотношения и регулирующей ответственность за нарушение норм финансового права, принципы, порядок и процессуальную форму привлечения к финансово-правовой ответственности

- фактическую, которая представляет собой осуществление субъектом финансового правоотношения противоправного деяния, нарушающего нормы финансового законодательства

- процессуальную, которая заключается в вынесение уполномоченным органом решения о применении санкции за совершенное финансовое нарушение.

Наступление негативной финансово-правовой ответственности возможно Лишь при наличии всех перечисленных оснований и в строго определенной последовательности: норма права - финансовое правонарушение - применение санкции.

Итак, в охранных относятся все финансовые правоотношения, возникающие в связи с нарушением налогового законодательства, а также с привлечением виновного к ответственности. В пределах охранных правоотношений реализуются санкции, установленные финансово-правовыми нормами.

Состав правоотношений финансово-правовой ответственности представляет достаточно сложное социально-правовое явление, состоящее из совокупности следующих элементов: субъекты (участники), права и обязанности субъектов (участников), их действия (поведение) и объект правоотношения. В правоотношениях с финансово-правовой ответственности принимают участие как минимум две стороны: государство в лице уполномоченного органа, указанного в финансовом законодательстве и правонарушитель. Между сторонами возникают правоотношения, в которых государство Выступает управленою стороной, а правонарушитель обязанной стороной. Но следует иметь в виду, что в указанных правоотношениях субъектом материального правоотношения финансово-правовой ответственности Выступает государство в целом, а не Уполномоченные государственные финансовые органы. При этом права и обязанности государства и правонарушителя является взаимосвязанными и составляют содержание правоотношения финансово-правовой ответственности.

правую государства применять к правонарушителей меры государственно-принудительного воздействия предполагают возникновение в правонарушителя обязанности притерпиваты эти меры. Применение финансово-правовой ответственности является одновременно и правом, и обязанностью государства, поскольку даже в случаях добровольного прекращения финансового правонарушения нарушителю финансового законодательства, государство НЕ теряет права применения к нему соответствующих финансово-правовых санкций. Однако предоставлено государству право принуждения Относительно правонарушителя к притепивання им финансово-правовой ответственности НЕ означает вседозволенности. Обе стороны охранного правоотношения могут и Должны действовать только в пределах финансового законодательства.

Финансово-правовая ответственность выполняет цель, которая состоит из основной цели и вытекающих из нее. Общей целью финансово-правовой ответственности является обеспечение (гарантирование) реализации финансово-правовых норм. Исходя из указанного можно выделить и производные цели финансово-правовой ответственности, Которые непосредственно НЕ указаны в законодательстве о финансовой ответственности, но его анализ позволяет их выделить. Во-первых, это охранная, посредством которой общество предохраняется от нежелательных ситуаций, связанных с нарушением имущественных прав государства. И это обусловлено тем, что реализация указанных прав дает возможность обеспечить Наиболее важные общественные социальные нужды. Во-вторых, это стимулирующая, реализация которой поощряет и стимулирует Правомерное поведение субъектов финансовых правоотношений.

Представляется, что для финансово-правовой ответственности свойственным является наличие следующих признаков:

- материальных, характеризующих финансово-правовую ответственность как охранительное финансовое правоотношение. Материальные признаки включают два аспекта, а именно: 1) установление состава финансовых правонарушений и санкций за их совершение, 2) определение вида и меры государственно-властного принуждения через охранительное финансовое правоотношение

- Процессуальных, характеризующие механизм реализации охранного финансового правоотношения путем осуществления по делу о финансовом правонарушении.

Таким образом, финансово-правовая ответственность представляет собой обязанность виновного в осуществлении финансового правонарушения лица притерпиваты меры государственно-властного принуждения, предусмотренны санкциями финансово-правовых актов, Которые заключаются в Возложение дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяемые уполномоченными государственнымы органами (управленою лицом финансовых правоотношений) в установленном законом процессуальном порядке.

В юридической литературе финансово-правовой ответственности определяют как применение в установленном законом порядке к нарушителю финансово-правовых норм особых мэр державного принуждения - Финансовых санкций, связанных с дополнительными обременениями имущественного характера.

Теперь рассмотрим непосредственно то меры воздействия, Которые могут быть применены по нарушение бюджетного законодательства в согласовании с комментируемой статьи Бюджетного кодекса.

1. Предупреждение о ненадлежащем исполнение бюджетного законодательства надо отделять от предупреждения как мэра административного взыскания. Общими для них являются такие признаки, как неравенство сторон, Упрощенная процедура наложения взыскания и др.. И все же между ними достаточно много различий. Основные из них:

Предупреждение о ненадлежаще исполнении бюджетного законодательства применяется во всех случаях выявление нарушения бюджетных норм. Сущность предупреждения о ненадлежаще исполнении бюджетного законодательства проявляется в применении меры воздействия, Которым субъекта бюджетного правонарушения возлагается обязанность устранить нарушения бюджетного законодательства.

Финансовая ответственность может реализовываться параллельно с административной, уголовное и дисциплинарной.

Субъектами предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного законодательства являются предприятия, учреждения, организации, учреждения, а предупреждение как меры административного воздействия - должностные лица. Также в обоих случаях это могут быть физические лица.

Также в обоих случаях предупреждение выносится в письменной форме. В большинстве случаев оно оформляется путем вынесения постановления уполномоченным на то органом или должностным лицом. Однако для административного мероприятия законом предусмотрены случаи, когда предупреждение фиксируется вторым установленным способом (ст. 26 КоАП).

Предупреждение как административная мера заключается в официальном осуждении совершенного проступка и предостережение правонарушителя от его повторения. По своей сути предупреждение - это информирование нарушителя в том, что его поведение имеет антиобщественный характер и ему следует прекратить совершение подобных проступков, иначе он будет подвергнут более строгом наказанию. В связи с этим и в санкциях статей КоАП предупреждение встановляеться как альтернативной меры наряду со штрафом. Единственное исключение составляет ст. 125 ("Другие нарушения правил дорожного движения "), в которой предупреждение предусмотрено как единое взыскания. Однако цель предупреждения о ненадлежаще исполнении бюджетного законодательства - Это не превенция новых проступков, а содействие устранению нарушения бюджетного законодательства.

Предупреждение является Наиболее мягким административным взысканием и в административно-юрисдикционной практике применяется с учетом соответствующих условий, среди которых: совершение правонарушения впервые; малозначительносты проступка; незнание правовых норм; положительная характеристика личности нарушителя по месту работы (Проживания) случаи, когда минимальный размер штрафа, предусмотренны альтернативной санкцией, НЕ соответствует совершенному деянию и имущественного состоянию нарушителя, наличие смягчающим и отсутствие отягчающ обстоятельств. Предупреждение о ненадлежаще исполнение бюджетного законодательства применяется во всех случаях выявление нарушений бюджетного законодательства.

Применение предупреждения, равно как и других административных взысканий, имеет для нарушителя Соответствующие правовые последствия. Лицо, подвержена этому взысканию, Считается в течение одного года со дня его выполнения наказанным в административном порядке (ст. 39 КоАП). Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушения, к нему может быть применена более строгое наказание. Согласно предупреждения о ненадлежаще исполнении бюджетного законодательства таких последствий НЕ вызывает.

Предупреждение о ненадлежаще исполнении бюджетного законодательства выносится с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства во всех случаях выявление нарушений бюджетного законодательства. Уполномоченные на то органы выдают эти требования в форме, установленной законодательством. Например, для случая нецелевого использования субвенций используется форма Требования о возвращение использованной не по целевому назначению суммы Субвенции в Соответствующий бюджет, утвержденная приказом Министерства финансов Украины N 9 от 14 января 2004.

Требование составляется в пяти экземплярах, подписывается руководителем уполномоченного державного органа, проводившего ревизию (проверку), и скрепляется печатью этого органную. Один экземпляр требования передается руководителю бюджетного учреждения, в которой установлен факт нецелевого использования Субвенции, нарочным или заказным письмом, второй - органа государственно казначейства или отделению банка, открывшего Регистрационный счет, с которого предоставлялась Субвенции; третий вместе с заверенным в установленном порядке выпиской из акта ревизии (справки о проверке) и копией объяснения руководителя бюджетного учреждения, допустившего бюджетное правонарушение, - финансовому органу, Который обеспечивает выполнение бюджета, четвертый - местного органа от исполнительной власти или органа местного самоуправления; пятый - Остается в уполномоченного ГОСУДАРСТВЕННОМ органе, Который проводил ревизию (проверку).

Бюджетная учреждение, в котором обнаружено бюджетное правонарушение, самостоятельно выполняет требование в десятидневный срок (сокращенные срок по сравнении с общим тридцатидневный) после ее получения и направляет уполномоченного Государственному органу, Который проводил ревизию (проверку), копию документа, подтверждающего Перечисление использованных не по целевому назначению сумм Субвенции в Соответствующий бюджет.

2. Приостановление операций с бюджетными средствами - см.. комментарий к ст. 120 БК.

Приостановление операций с бюджетными средствами как мэра, применяемой за совершенные бюджетные правонарушения, следует отличать от административного ареста активов, применяется в согласовании со ст. 9 Закона Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственнымы целевым фондами ".

3. Приостановление бюджетных ассигнований. Применяется за такие нарушения бюджетного законодательства:

1) принятие обязательств без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышения полномочий, установленных бюджетными кодексом или законом о государственно бюджет Украины

2) нарушение требований Бюджетного кодекса при осуществлении предварительной оплаты за товары, работы и услуги по счет бюджетных средств, а также нарушение порядка и сроков осуществления такой оплаты

3) осуществление платежей за счет бюджетных средств без регистрации бюджетных обязательств, при отсутствии подтверждающих документов или при включении в платежные документы недостоверной информации, а также необоснованны отказ в проведении платежа органами государственно казначейства Украины

4) нецелевое использование бюджетных средств

5) нарушение требований Бюджетного кодекса при осуществлении расходов державного бюджета (местного бюджета) в случае несвоевременного вступлением в силу закона о государственно бюджете Украины (несвоевременного принятия решения о местном бюджете)

6) предоставление кредитов из бюджета или возврат кредитов в бюджет с нарушением требований настоящего Кодекса и/или установленных условий кредитования бюджета

7) осуществление бюджетными учреждениями заимствований в любой форме или предоставление бюджетными учреждениями юридическим или физическим лицам кредитов из бюджета вопреки этому Кодекса

8) осуществление расходов, кредитования местного бюджета, в согласовании с реальным Кодексом Должны проводится из второго бюджета

9) осуществление расходов бюджета или предоставление кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышение вопреки Бюджетному кодексу или закона о государственно бюджете Украины

10) осуществление расходов на содержание бюджетного учреждения одновременно из разных бюджетов вопреки Бюджетному кодексу или закона о государственно бюджете Украины

11) нарушение требований статьи 28 БК Относительно обнародования и доступности информации о бюджете

12) все другие случаи нарушения бюджетного законодательства участником бюджетного процесса.

Приостановка бюджетных ассигнований как мэра воздействия за нарушение бюджетного законодательства применяется в порядке, установленном ст. 120 БК. Приостановка бюджетных ассигнований - это прекращение на конкретно определенное время полномочий на взятие бюджетного обязательства по общему фонду бюджета.

4. Уменьшение бюджетных ассигнований. Применяется за такие нарушения бюджетного законодательства:

1) Нецелевое использование бюджетных средств

2) осуществление расходов бюджета или предоставление кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначен или с их превышение вопреки Бюджетному кодексу или закона о государственно бюджете Украины

3) осуществление расходов на содержание бюджетного учреждения одновременно из разных бюджетов вопреки Бюджетному кодексу или закона о государственно бюджете Украины.

Уменьшение бюджетных ассигнований предусматривает лишение полномочий на взятие бюджетного обязательства на соответствующую сумму на срок до завершения текущего бюджетного периода путем внесения изменений в роспись бюджета (сметы) и в случае необходимости с последующим внесение изменений в закон о государственно бюджете Украины (Решение о местном бюджете) в порядке, установленном Кабинет министров Украины.

5. Возвращение бюджетных средств в Соответствующий бюджет. Эта мера воздействия применяется за допущение нецелевого использования субвенций и средств, предоставленных получателям бюджетных средств.

Постановлением Кабинет министров Украины N 495 от 11 апреля 2002 утвержден Порядок возврата бюджетных средств, полученных как Субвенции, в Соответствующий бюджет в случае их нецелевого использования. Согласно этому Порядку факт нецелевого использования Субвенции устанавливается в процессе проведения ревизии (проверки) выполнения бюджетов уполномоченным государственным органом, осуществляющий контроль за соблюдением бюджетного законодательства, и оформляется актом ревизии или справкой о проверке. Форма Справки об установленных фактах нецелевого использования субвенций, а также форма Требования о возвращение использованной не по целевому назначению суммы Субвенции в Соответствующий бюджет утверждены приказом Министерства финансов Украины N 9 от 14 января 2004.

Контроль возвратом указанных сумм в Соответствующий бюджет осуществляет Уполномоченный государственный орган, в водил ревизию (проверку).

В случае невыполнения в Установленный срок требования по решению Министра финансов, руководителя органа государственно казначейства, руководителя органа гос контрольно-ревизионной службы, Министра финансов Автономной Республики Крым, руководитель местного финансового органа, голови исполнительном органа городской города районного значения, поселков и сельского совета согласовании со ст. 117 Бюджетного кодекса Украины на период выполнения требования или в ее отмены такой бюджетной учреждении приостанавливаются бюджетные ассигнования на сумму Субвенции, использованной не по целевому назначению, за исключением защищенных статей бюджета, о чем сообщается Уполномоченный государственный орган, проводивший ревизию (Проверку), или в согласовании со ст. 120 Бюджетного кодекса Украины останавливаются операции с бюджетными средствами, или в согласовании со ст. 124 Бюджетного кодекса Украины накладывается взыскания за бюджетное правонарушение.

В случае установления факта нецелевого использования Субвенции Уполномоченный государственный орган, проводивший ревизию (проверку), может направит в установленном порядке материалы ревизии (проверки) в Правоохранительные органы для решения вопроса о привлечения виновных должностных лиц к уголовное ответственности и возмещения причиненных убытков.

Уполномоченный государственный орган, проводивший ревизию (Проверку), за исключением счетной палаты, ежеквартально до 15 числа месяца, следующего после отчетно периода, подает Минфина по результатами проведенных ревизий (проверок) информацию об установленных фактах нецелевого использования субвенций по форме, утвержденной Минфином.

6. Приостановление действия решения о местном бюджете. Это мероприятие воздействия применяется по принятие решения о местном бюджете с нарушением требований Бюджетного кодекса или закона о государственно бюджете Украины (в том числе по составлению бюджета в части межбюджетных трансфертов, доходов и расходов местных бюджетов, Которые учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов).

В приостановление действия решения о местном бюджете см.. комментарий к ст. 122 БК.

7. Бесспорной изъятие средств из местных бюджетов. Применяется по осуществление расходов или кредитования местного бюджета, Которые согласно Бюджетному кодексу Должны проводится из второго бюджета.

бесспорной изъятие средств из местных бюджетов предусматривает взыскание органами государственно казначейства Украины средств из местных бюджетов в государственный бюджет, в том числе и за счет уменьшения объема трансфертов (дотации выравнивания) Местным бюджетам на соответствующую сумму, в порядке, установленном кабинетом Министров Украины.

В определенном смысле особой формой ответственности распорядитель и получателей бюджетных средств является принудительное списание (взыскание) средств из регистрационных, Специальных регистрационных счетов и счетов других клиентов органов государственно казначейства, а также арест, Который может накладываться на средства распорядителем, получателей бюджетных средств и других клиентов, находящихся на открытых в органах государственно казначейства регистрационных, Специальных регистрационных счетах и См.. также информационное письмо высшего хозяйственного суда Украина N 01-8/154 "О порядках принудительного списания (взыскания) средств со счетов учреждений и организаций, открытых в органах государственно казначейства "от 13 февраля 2002).

Принудительное списание (Взыскание) средств из регистрационных, специальных регистрационных счетов распорядителей, получателей и счетов других клиентов разрешается только в случаях, установленных законами Украины и по решению суда. В свою очередь, арест на средства распорядителем, получателей бюджетных средств может налагаться только на основании постановления суда, постановления следователя или постановления державного исполнителя. Если арест накладывает хозяйственный суд, то кроме определения им должен быть выдан также приказ.