Бюджетный кодекс Украины (БК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 121. Відповідальність за порушення бюджетного законодавства
1. Должностные лица, по вине которых допущены нарушения бюджетного законодательства, несут гражданскую, дисциплинарную, административную или уголовную ответственность по закону.
2. Нарушение бюджетного законодательства, совершенное распорядителем или получателем бюджетных средств, может быть основанием для привлечения к ответственности согласно законам Украины его руководителя или других ответственных должностных лиц, в зависимости от характера совершенных ими деяний.
Комментарий
статья Бюджетного кодекса устанавливает персональную ответственность должностных лиц органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления, по вине которых Допущены нарушения бюджетного законодательства, а также ответственность руководителей и других ответственных должностных лиц распорядитель и получателей бюджетных средств, совершивших нарушения бюджетного законодательства.
Часть первая комментируемой статьи БК выделяет гражданскую, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность должностных лиц.
1.1. Вопрос гражданской ответственности в основном урегулированы Гражданским кодексом Украины. Однако согласно ч. 2 ст. 1 ГК, к бюджетными отношениям гражданское законодательство не применяется. Фактически лица, виновный в нарушении бюджетного законодательства, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность
1.2. Дисциплинарная ответственность физических лиц за нарушение бюджетного законодательства наступает, как правило, в случаях, когда по Соответствующие нарушения не предусмотрена административная или уголовная ответственность. Ежегодно по материалам проверок финансовой дисциплины в бюджетных учреждениях и организациях принимается решение о привлечение к дисциплинарной и материальной ответственности около 30 тыс.. должностных лиц (см., например, постановление Кабинет министров Украины от 13 мая 1998 г. N 668 "О мерах по предотвращению нарушений финансовой дисциплины в бюджетных учреждениях и организациях ").
1.3. Административная ответственность физических лиц предусмотрена ст. 16412 Кодекса Украины об административных правонарушениях:
" Статья 16412. Нарушение бюджетного законодательства
Включение недостоверных данных в бюджетные запросов, что привело к утверждению необоснованных бюджетных назначений или необоснованных бюджетных ассигнований, нарушение требований Бюджетного кодекса Украины при осуществлении предварительной оплаты за товары, работы и услуги по счет бюджетных средств, а также нарушение порядка и сроков осуществления такой оплаты, осуществление платежей за счет бюджетных средств без регистрации бюджетных обязательств, при отсутствии подтверждающих документов или при включении в платежные документы недостоверной информации, а также безосновательный отказ в проведении платежа органами государственно казначейства Украины, нарушение требований Бюджетного кодекса Украины при осуществлении расходов державного бюджета (местного бюджета) в случае несвоевременного вступлением в силу закона о государственно бюджете Украины (несвоевременного принятия решения о местном бюджете) на Соответствующий ч, - влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц от тридцати до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан.
Действия, предусмотренны частью первой этой статьи, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуты административному взысканию за такие же нарушения, - влекут наложение штрафа на должностных лиц от пятидесяти до семидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан.
Взятие обязательств без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышения полномочий, установленных бюджетными кодексом Украины или законом о государственно бюджете Украины на Соответствующий ч, включение в состав специального фонда бюджета поступлений из источников, НЕ отнесенных к таким бюджетными кодексом Украины или законом о государственно бюджете Украины на Соответствующий ч, Зачисление доходов бюджета на любые счета, кроме единого казначейских счета (за исключением средств, получаемых учреждениями Украины, функционирующем за рубежом), а также аккумулирование их на счетах органов, Которые контролируют взимание поступлений бюджета, Зачисление доходов бюджета в другой, чем определено бюджетными кодексом Украины или законом о государственно бюджете Украины на Соответствующий ч, бюджета, в том числе в результате осуществления разделения налогов и сборов (Обязательных платежей) и других доходов между бюджетами с нарушением определенных размеров, осуществление государственных (местных) заимствований, предоставления государственных (местных) гарантий с нарушением требований Бюджетного кодекса Украины, принятие решений, Которые привели к превышения предельных объемов державного (Местного) долга или предельных объемов предоставления государственных (местных) гарантий, размещение временно свободных средств бюджета с нарушением требований Бюджетного кодекса Украины, создание внебюджетных фондов, нарушение требований Бюджетного кодекса Украины Относительно открытия внебюджетных счетов для размещения бюджетных средств; предоставление кредитов из бюджета или возврат кредитов в бюджет с нарушением требований Бюджетного кодекса Украины и/или установленных условий кредитования бюджета, осуществление бюджетными учреждениями заимствований в любой форме или предоставление бюджетными учреждениями юридическим или физическим лицам кредитов из бюджета вопреки Бюджетному кодексу Украина, нарушение требований Бюджетного кодекса Украины в выделение средств из резервного фонда бюджета, - влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц от пятидесяти до семидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан.
Действия, предусмотренны частью третьей настоящей статьи, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуты административному взысканию за такие же нарушения, - Влекут наложение штрафа на должностных лиц от семидесяти до восьмидесяти пяти необлагаемых минимумов доходов граждан.
Осуществление расходов, кредитования местного бюджета, согласно Бюджетному кодексу Украины Должны проводится из второго бюджета , осуществление расходов бюджета или предоставление кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышение вопреки Бюджетному кодексу Украины или закона о государственно бюджете Украины на Соответствующий ч; Нецелевое использование бюджетных средств; издание нормативно-правовых актов, уменьшающих поступления бюджета или увеличивающих расходы бюджета вопреки закону; осуществление расходов на содержание бюджетного учреждения одновременно из разных бюджетов вопреки Бюджетному кодекса Украины или законную в государственно бюджете Украины на Соответствующий ч, - влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц от семидесяти до восьмидесяти пяти необлагаемых минимумов доходов граждан.
Действия, предусмотренны частью пятой настоящей статьи, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуты административному взысканию за такие же нарушения, - влекут наложение штрафа на должностных лиц от восьмидесяти пяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан ".
Нарушение бюджетного законодательства (ст. 16412 КоАП Украины), как правило, сопровождаются нарушениями законодательства по финансовым вопросам, ответственность за Которые предусмотрена ст. 1642 КоАП Украины:
"Статья 1642. Нарушение законодательства по финансовым вопросам
Сокрытие в учете валютных и других доходов, непродуктивных расходов и убытков, отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка, внесение неправдивых данных в финансовую отчетность, неподача финансовой отчетности, несвоевременное или некачественное проведение инвентаризаций денежных средств и материальных ценностей, нарушение правил ведения кассовых операций, препятствования работникам гос контрольно-ревизионной службы в проведении ревизий и проверок, непринятие мер по возмещению с виновных лиц убытков от недостач, Растрата, краж и бесхозяйственности, - Влекут за собой наложение штрафа от восьми до пятнадцати необлагаемых минимумов доходов граждан.
То же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуты административному взысканию за одно из правонарушений, указанных в части первой настоящей статьи, - влекут за собой наложение штрафа от десяти до двадцати необлагаемых минимумов доходов граждан ".
"Механизм" привлечения виновных лиц к административной ответственности целесообразно рассмотреть с учетом утвержденно приказом Главного контрольно-ревизионного управления Украины от 20 февраля 2002 г. N 54 (записанно в Министерство юстиции Украина 6 марта 2002 за N 227/6515) Порядок применения статей 16412 и 16414 Кодекса Украины об административных правонарушениях органами гос контрольно-ревизионной службы в Украине.
На основании акта ревизии Должностное лицо органа гос контрольно-ревизионной службы (далее - ГКРС ) составляет в день окончания ревизии (подписания акта) протокол об административном правонарушении - нарушение законодательства о бюджетной системе Украина по форме, прилагаемой к указанно Порядка.
Протокол составляется в двух экземплярах, Которые подписываются должностным лицом гос контрольно-ревизионной службы, его составившим, и лицом, совершившим административное нарушение. При наличии свидетелей протокол может быть подписан также ими. При установление ревизии нарушений, за Которые статьями 1642 и 16412 КоАП Украины предусмотрена административная ответственность, одновременно составляются протоколы об административном правонарушении как за нарушение законодательства по финансовым вопросам, так и по нарушение законодательства о бюджетной системе Украина. Если эти нарушения совершены одним лицом, то на нее составляется протокол по каждое нарушение отдельно.
Журнал в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 1642 или статьей 16412, НЕ позднее на следующий день после его составления регистрируется в журнале регистрации актов ревизий, после чего присоединяется к материалам дела в совершенном административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении должно содержать следующие документы или их копии, заверенные подписью должностного лица и печатью органа ГКРС:
- протокол об административном правонарушении
- акт ревизии или извлечение из него с приложениями, на которые имеются ссылки в акте, включая копии распорядительных или хозяйственных документов, содержащих признаки административного правонарушения и/или подтверждающие его совершение
- отрицание должностных лиц предприятия, учреждения, организации, ревизовались, и других лиц Относительно обстоятельств нарушения (если таковые Представлены) и выводы на эти возражения должностных лиц органов ГКРС
- объяснение должностного лица , на которую составлен протокол (в случае, если оно представлено не на бланке протокола)
- справка о размере заработной платы и другие документы Относительно обстоятельств, Которые смягчают или обременяют ответственность за административное правонарушение (справка о составе семьи, наличие на иждивении нетрудоспособных лиц и т.п., при предоставление их Ревизор должностным лицом, совершившим административное правонарушение)
- Опись документов.
Дело об административном правонарушении передается в суд по месту совершения правонарушения в срок НЕ позднее 3 рабочих дней после регистрации протокола в специальной книге при отсутствии замечаний (возражений) руководства объекта контроля, учреждения или организации НЕ позднее 20 рабочих дней - при наличии таких замечаний (возражений).
Материалы дела об административном правонарушении с сопроводительным письмом передаются в суд из-за его канцелярию с обязательным указанием даты и входящего номера на втором экземпляре сопроводительного письма органа ГКРС. Допускается передача в суд протокола и прилагаемых к нему материалов заказным почтовым отправления.
согласовании с п. 9 ст. 10 Закона Украина от 26 января 1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями) "О гос контрольно-ревизионной службе в Украине" Главному контрольно-ревизионного управления Украины, контрольно-ревизионным управлением в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, контрольно-ревизионным подразделениям (отделам, группам) в районах, городах и районах в городах "предоставляется право налагать в случаях, предусмотренных законодательнымы актами, на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций административные взыскания ". Зато в. 2341 КоАП Украины установлено, что органы гос контрольно-ревизионной службы в Украине рассматривают дела об административных правонарушения, связанные с нарушением законодательства по финансовым вопросам (статья 1642), нарушением порядка представления финансовой отчетности и ведения бухгалтерского учета при ликвидации юридического лица (статья 1666). От имени гос контрольно-ревизионной службы в Украине рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания Имеют право: начальник Главного контрольно-ревизионного управления Украины и его заместители, начальники контрольно-ревизионных управлений в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе и их заместители.
Таким образом, дела о нарушении законодательства о бюджетной системе Украины (ст. 16412) рассматривают и решение о применении административных взысканий принимают судьи районных (городских) судов (ч. 1 ст. 221 КоАП Украины).
1.4. Уголовная ответственность за бюджетные правонарушения предусмотрена статьями 210 и 211 УК.
Статья 210 действующего уголовного кодекса Украины имеет такую Нецелевое использование бюджетных средств, осуществление расходов бюджета или предоставления кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их Превышение
1. Нецелевое использование бюджетных средств должностным лицом, а так же осуществление расходов бюджета или предоставление кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышение вопреки Бюджетному кодексу Украины или закона о государственно бюджете Украины на Соответствующий ч, если предметом таких действий были бюджетные средства в крупных размерах, наказываются штрафом от ста до трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительнымы работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет с лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяния, предметом которых были бюджетные средства в особо крупных размерах или совершенные повторно, или по предварительному сговору группой лиц, наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишение свободы на срок от двух до шести лет с лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Примечание. 1. К бюджетными средствам относятся средства, включаемые в государственный бюджет и местные бюджеты.
2. Большим размером бюджетных средств в согласовании со статьями 210, 211 настоящего Кодекса Считается сумма, которая в тысячу и более раз превышает Необлагаемый минимум доходов граждан.
3. Особо крупным размером бюджетных средств соответствии со статьями 210, 211 настоящего Кодекса считается сумма, в три тысячи и более раз превышает Необлагаемый минимум доходов граждан ".
Нецелевое использования бюджетных средств см.. комментарий к ст. 119 БК.
Осуществление расходов бюджета или предоставления кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышение - Это использование главными распорядителем бюджетных средств без соответствующих на то полномочий, позволяющих оказывать распорядителем средств бюджета бюджетные ассигнования в объемах, превышающем утвержденные пределы расходов (кроме погашения долга и размещения бюджетных средств на депозитах, приобретение ценных бумаг). Последнее означает финансирование отдельных или всех расходов бюджета, предоставление кредитов из бюджета в размерах, превышающем утвержденные бюджетами разных уровней. Такое финансирование может осуществляться за счет дополнительных, более определены, поступлений в бюджет вследствие увеличения его доходной части, а также за счет использования средств, предназначенных на финансирование других расходов бюджетов (в последнем случае одновременно будет иметь место как использование ЭТИХ средств в объемах, превышающем утвержденные пределы расходов и предоставления кредитов, так и использования их не по целевому назначению). Состав этого преступления образуют как действия, приводящие к Превышение пределов общего бюджета, так и действия, в результате которых превышаются пределы расходов и кредитов из бюджета по отдельно кода бюджетной классификации, даже если в целом расходы бюджета и максимально допустимые объемы предоставления кредитов из бюджета не были превышены.
Обязательным признаком состава преступления, предусмотренного ст. 210 УК, является большой размер бюджетных средств, относительно которых совершенное нарушение. Только при условии, что размер ЭТИХ средств в тысячу и более раз превышает Необлагаемый минимум доходов граждан, возможно привлечение к уголовное согласовании лиц, виновных в соответствующих нарушении.
Возможны случаи, когда большой размер бюджетных средств, в отношении которых совершены нарушения, образуется в результате РАЗЛИчНЫХ по форме нарушений бюджетного законодательства (например, имели место использования ЭТИХ средств вопреки их целевому назначению, в объемах, превышающем утвержденные пределы расходов). Такие действия образуют состав преступления, предусмотренном ч. 1 ст. 210 УК, только при наличии единого умысла на совершение нескольких нарушений бюджетного законодательства.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Субъектом преступления может быть любое Должностное лицо, наделенное правом распоряжаться бюджетными средствами, в том числе Соответствующие должностные лица предприятий, учреждений и организаций, финансирование которых осуществляется за счет бюджета, Которые Действующим бюджетными законодательством признаются распорядитель или получателями бюджетных средств (см. ст. ст. 2 и 22 БК Украины и комментарий к ст. ст. 2 и 22 БК).
Субъектами преступления в форме осуществление расходов бюджета или предоставление кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышение вопреки Бюджетному кодексу Украины или закона о государственно бюджете Украины на Соответствующий ч могут быть главные распорядитель, а также распорядителем низшего уровня, к сфере управления которых относятся другие распорядитель низшего уровня, в лицо их руководителей и других ответственных должностных лиц, а также должностные лица субъектов хозяйствования, общественных и других организаций, Которые не имеют статуса бюджетного учреждения, но получают средства из бюджета на осуществление мероприятий, предусмотренных бюджетной программой, выполнение которой их уполномочен распорядителем бюджетных средств.
Если должностные лица субъектов хозяйственной деятельности, других юридических лиц бюджетной сферы, получившие бюджетные средства в виде дотаций, субсидий или субвенций, тратят такие средства НЕ по их целевому назначению, совершенное может образовывать совокупность преступлений, предусмотренных соответствующей частями ст. ст. 210 и 222 УК Украины.
Осуществление предусмотренных диспозиции ч. 1 ст. 210 УК Украины действий должностным лицами, Которые НЕ являются распорядитель или получателями бюджетных средств, квалифицируется как превышение власти или служебных полномочий, поскольку ими в таком случае совершаются действия, который являются компетенцией должностного лица высшего уровня или должностного лица второго ведомства.
Частью 2 ст. 210 УК предусмотрена ответственность за квалифицированные виды нецелевого использования бюджетных средств, осуществление расходов бюджета или предоставление кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышения, т.е. осуществление предусмотренных ч. 1 ст. 210 действий:
color = "# 000000"> отношении бюджетных средств в особо крупных размерах.
повторным является осуществление любого деяния, предусмотренном ч. 1 или ч. 2 ст. 210 УК Украины, лицом, ранее совершившим одно или несколько таких действий, независимо от их последовательности и наличия или отсутствия судимости за них. При этом необходимо, чтоб умысел на осуществление каждого нарушения возникал в виновного лица самостоятельно. Если же при осуществлении первого деяния умыслом должностного лица охватывались и последующие действия (эпизоды), связанные с этим нарушением, все содеянное должно квалифицироваться как единое преступление, что продолжается и в зависимости от размера бюджетных средств, Которые были предметом нарушений, квалифицироваться по ч. 1 или ч. 2 ст. 210 УК Украины.
совершенных по предварительному сговору группой лиц следует считать такое Нецелевое использование бюджетных средств, осуществление расходов бюджета или предоставление кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышения, в котором принимавшим участие как соисполнители, заранее договорившись о его осуществлении, по крайней мере две служебные лица, Которые являются субъектами данного преступления. Содержание понятия "Особо крупный размер бюджетных средств" раскрыто в примечании к ст. 210 УК Украины.
В УК Украины включена еще одна статья (ст. 211) о ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Она следующей редакции:
"Статья 211. Издание нормативно-правовых актов, уменьшающих поступления бюджета или увеличивающих расходы бюджета вопреки закона
1. Издание должностным лицом нормативно-правовых актов, уменьшающих поступления бюджета или увеличивающих расходы бюджета вопреки закону, если предметом таких действий были бюджетные средства в крупных размерах, наказывается штрафом от ста до четырехсот необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительнымы работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишение свободы на срок до четырех лет с лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
2. То же действия, предметом которых были бюджетные средства в особо крупных размерах или совершенные повторно, наказываются лишение свободы на срок от двух до шести лет с лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет ".
Нормативно-правовой акт официальный письменный документ, Принятый уполномоченным на это субъектом нормотворчества в определенной законодательством форме и по установленной законодательством процедуре, направленный на регулирование общественных отношений, содержит нормы права, имеет неперсонифицированный характер и Рассчитан на неоднократное применение. Принятие нормативно-правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается (абз. 5 п. 1.4 Порядка представления нормативно-правовых актов на Государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины и проведения их гос регистрации, утвержденно приказом Министерства юстиции Украины от 12 апреля 2005 N 34/5). Согласно этому определению под нормативно-правовыми актами, уменьшающих поступления бюджета или увеличивающих расходы бюджета вопреки закону, следует понимать нормативно-правовые акты (постановления, распоряжения, приказы, решения и т.п.), которые распространяются на неперсонифицированное круг физических и (или) юридических лиц, рассчитанные на неоднократное применение и уменьшают утверждены законами, в том числе Законом о государственно бюджете Украины, порядок исчисления и уплаты в бюджеты налогов и сборов (обязательных платежей) или увеличивают размеры расходов и порядок их осуществления.
Во изданием нормативно-правовых актов следует понимать подписания или утверждения должностным лицом, наделенным соответствующей возможностями, указанных актов (постановлений, распоряжений, приказов, решений и т.п.), а также действия по их обнародования, если это является необходимым условием вступление в силу.
Если при выполнении незаконных нормативно-правовых актов вторым должностным лицом допущено использование бюджетных средств в объемах, превышающем утвержденные пределы расходов бюджета и предоставления кредитов из бюджета, и такое лицо осознавало, что разрешение на использование бюджетных средств является незаконным, его действия Должны квалифицироваться по ст. 210 УК Украина.
Издание нормативно-правовых актов, уменьшающих доходы или увеличивающих расходы бюджета вопреки закону, признается преступлением в случае, если предметом таких действий были бюджетные средства в крупных (ч. 1 ст. 211) или особо крупных (ч. 2 ст. 211) размерах.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной. Субъектом преступления в форме есть служебные лица: 1) органов от исполнительной власти и их структурных подразделений, наделенные правом Выдавить или утверждать нормативно-правовые акты (Высшие должностные лица Кабинет министров Украина, руководители министерств и других Центральных органов от исполнительной власти, руководители органов от исполнительной власти низшего уровня), или акты Межведомственного характера (служебные лица Кабинет министров Украины, Минфина, Госказначейства, ГНАУ, Нацбанка, Гостаможслужбы, Пенсионный фонд и другие) 2) должностные лица, наделенные правом подписи актов местных государственных администраций и исполнительных органов соответствующих местных советов о доходах и расходах местных бюджетов, 3) руководители органов местного самоуправления.
Издание нормативно-правовых актов должностными лицами, не имеющими на это права, должно квалифицироваться при наличии соответствующего размера причиненного ущерба по ст. 365 УК Украины превышение власти или служебных полномочий.