Бюджетный кодекс Украины (БК Украины) с комментариями к статьям



Статья 20. Применение программно-целевого метода в бюджетном процессе

1. В бюджетном процессе программно-целевой метод применяется на уровне государственного бюджета и на уровне местных бюджетов (по решению Верховной Рады Автономной Республики Крым, соответствующего местного совета).

2. Особыми составляющими программно-целевого метода в бюджетном процессе являются бюджетные программы, ответственные исполнители бюджетных программ, паспорта бюджетных программ, результативные показатели бюджетных программ.

3. Бюджетные программы определяются главными распорядителями бюджетных средств с учетом положений части второй статьи 21 и пункта 2 части пятой статьи 22 настоящего Кодекса.

4. Ответственный исполнитель бюджетных программ определяется главным распорядителем бюджетных средств по согласованию с Министерством финансов Украины (местным финансовым органом). Ответственным исполнителем бюджетных программ может быть главный распорядитель бюджетных средств по бюджетным программам, выполнение которых обеспечивается его аппаратом, и/или распорядитель бюджетных средств низшего уровня, который выполняет бюджетные программы в системе главного распорядителя.

Ответственный исполнитель бюджетных программ в процессе их выполнения обеспечивает целевое и эффективное использование бюджетных средств в течение всего срока реализации соответствующих бюджетных программ в пределах определенных бюджетных назначений.

5. Результативные показатели бюджетной программы используются для оценки эффективности бюджетной программы и включают количественные и качественные показатели, которые определяют результат выполнения бюджетной программы, характеризуют ход ее реализации, степень достижения поставленной цели и выполнения задач бюджетной программы. Такие показатели должны подтверждаться официальной государственной статистической, финансовой и другой отчетности, данным бухгалтерского, статистического и внутрихозяйственного (управленческого) учета.

Перечень результативных показателей по каждой бюджетной программы разрабатывается главными распорядителями бюджетных средств согласно нормативно-правовым актом Министерства финансов Украины.

6. На всех стадиях бюджетного процесса его участники в своих полномочий осуществляют оценку эффективности бюджетных программ, предусматривающий меры по мониторингу, анализу и контролю за целевым и эффективным использованием бюджетных средств. Оценка эффективности бюджетных программ осуществляется на основании анализа результативных показателей бюджетных программ, а также другой информации, содержащейся в бюджетных запросах, сметах, паспортах бюджетных программ, отчетах об исполнении смет и отчетах о выполнении паспортов бюджетных программ. Организационно-методологические основы оценки эффективности бюджетных программ определяются Министерством финансов Украины.

Результаты оценки эффективности бюджетных программ, в том числе заключения органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства, является основанием для принятия решений о внесении в установленном порядке изменений в бюджетные назначения текущего бюджетного периода, соответствующих предложений в проект бюджета на плановый бюджетный период и к прогнозу бюджета на следующие за плановым два бюджетных периода, включая остановку реализации соответствующих бюджетных программ.

7. По бюджетным программам, осуществление мероприятий по которым требует нормативно-правового определения механизма использования бюджетных средств, главные распорядители средств государственного бюджета разрабатывают проекты порядков использования средств государственного бюджета и обеспечивают их утверждения в сроки, определенные Кабинетом Министров Украины. По решению Кабинета Министров Украины порядок использования средств государственного бюджета утверждаются Кабинетом Министров Украины или главным распорядителем средств государственного бюджета по согласованию с Министерством финансов Украины. Об утверждении таких порядков информируется Комитет Верховной Рады Украины по вопросам бюджета.

Порядки использования средств государственного бюджета по бюджетным программам, впервые определенным законом о Государственном бюджете Украины, утверждаются в течение 30 дней со дня вступления в силу.

Если реализация бюджетной программы продолжается в следующих бюджетных периодах, действие порядка использования бюджетных средств по такой бюджетной программе (с учетом изменений в этот порядок, внесенных в случае необходимости) продолжается до завершения ее реализации.

Порядок использования бюджетных средств должна содержать:

цели и направления использования бюджетных средств

ответственного исполнителя бюджетной программы, основания и/или критерии привлечения получателей бюджетных средств для выполнения бюджетной программы

задачи главного распорядителя бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств низшего уровня (получателей бюджетных средств), обеспечивающих выполнение бюджетной программы, с определением порядка отчетности о ее выполнении (в том числе относительно результативных показателей) и мер воздействия в случае ее невыполнения

в случае необходимости порядок, сроки и основания, а также критерии распределения (перераспределения) расходов между административно-территориальными единицами в разрезе распорядителей бюджетных средств низшего уровня и получателей бюджетных средств с учетом соответствующих нормативно-правовых актов

конкурсные требования к инвестиционных программ (проектов), включая порядок и критерии их отбора, а также критерии и условия определения исполнителей таких программ (проектов)

критерии и условия отбора субъектов хозяйствования, которым предоставляется государственная поддержка из бюджета, а также определение объема такой поддержки

условия и критерии конкурсного отбора заемщиков и проектов (программ), на реализацию которых предоставляются кредиты из бюджета, условия предоставления кредитов из бюджета и их возврата, включая положения по осуществлению контроля за их возвратом

положения о необходимости перечисления средств по бюджетным программам, которые предусматривают предоставление субвенций из государственного бюджета местным бюджетам

пути погашения бюджетной задолженности в случае ее наличия

требования о необходимости отражения в первичном и бухгалтерском учете полученных (созданных) оборотных и необоротных активов бюджетными учреждениями и получателями бюджетных средств, в том числе полученных (созданных) в результате проведения централизованных мероприятий

в случае необходимости - положение относительно осуществления закупки товаров, работ и услуг, определение условий и сроков поставки и проведения расчетов

другие положения относительно особенностей бюджетной программы.

8. Главный распорядитель бюджетных средств разрабатывает и в течение 45 дней со дня вступления в силу закона о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете) утверждает совместно с Министерством финансов Украины (местным финансовым органом) паспорт бюджетной программы.

Правила составления паспортов бюджетных программ и отчетов о их выполнения устанавливаются Министерством финансов Украины.

9. Программно-целевой метод в бюджетном процессе предусматривает составление прогноза бюджета на следующие за плановым два бюджетных периода в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.

Комментарий

статья Бюджетного кодекса определяет основные принципы применения программно-целевого метода в бюджетном процессе. П. 42 ч. 1 ст. 2 БК определяет его как метод управления бюджетными средствами для достижения конкретных результатов за счет средств бюджета с применением оценки эффективности использования бюджетных средств на всех стадиях бюджетного процесса.

Согласно ч. 1 комментируемой статьи в бюджетном процессе программно-целевой метод применяется на уровне государственного бюджета и на уровне местных бюджетов (по решению Верховной Рады Автономной Республики Крым, соответствующего местного совета).

Программно-целевой метод в бюджетном процессе как на уровне государственного бюджета, так и на уровне местных бюджетов имеет следующие четыре основные составляющие:

- бюджетные программы

- ответственные исполнители бюджетных программ

- паспорта бюджетных программ

- результативные показатели бюджетных программ.

Главным элементом программно-целевого метода (подхода) в бюджетном процессе являются бюджетные программы. П. 4 ч. 1 ст. 2 БК определяет бюджетную программу как совокупность мероприятий, направленных на достижение единой цели, задач и ожидаемого результата, определение и реализацию которых осуществляет распорядитель бюджетных средств соответственно положенных на него функций. Эти функции на распорядителей бюджетных средств возлагает законодательство, определяющее их правовой статус, и главные распорядители бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом.

Ответственными исполнителями бюджетных программ, как нетрудно догадаться из предыдущего определения, выступают главные распорядители бюджетных средств (бюджетные учреждения в лице их руководителей, которые в соответствии со статьей 22 настоящего Кодекса получают полномочия путем установления бюджетных назначений) по бюджетным программам, выполнение которых обеспечивается их аппаратом, и/или распорядители бюджетных средств низшего уровня (бюджетные учреждения в лице их руководителей, уполномоченные на получение бюджетных ассигнований, взятие бюджетных обязательств и осуществление расходов бюджета), которые выполняют бюджетные программы в системе главного распорядителя.

Ответственные исполнители бюджетных программ:

- непосредственно обеспечивают выполнение одной или ряда бюджетных программ в системе главного распорядителя

- обеспечивают целевое и эффективное использование бюджетных средств в течение всего срока реализации соответствующих бюджетных программ в пределах определенных для них бюджетных назначений

- ведут в установленном порядке учет и отчетность

- осуществляют другие полномочия, установленные действующим законодательством Украины, частности, Инструкцией о статусе ответственных исполнителей бюджетных программ и особенности их участия в бюджетном процессе, утвержденной приказом Министерства финансов Украина от 14.12.2001 г. N 574. Указанной Инструкцией разграничиваются полномочия, права и ответственность главного распорядителя средств государственного бюджета и ответственных исполнителей бюджетных программ в процессе составления, утверждения и исполнения бюджета в условиях внедрения программно-целевого метода в бюджетном процессе. Ответственными исполнителями могут быть: 1) главный распорядитель - по бюджетным программам, выполнение которых обеспечивается его аппаратом 2) распорядители средств государственного бюджета низшего уровня и получатели средств государственного бюджета, выполняют бюджетные программы в системе главного распорядителя.

Каждая бюджетная программа в соответствии с Бюджетным кодексом должна иметь паспорт бюджетной программы. Согласно п. 40 ч. 1 ст. 2 БК паспорт бюджетной программы - Это документ, определяющий цели, задачи, направления использования бюджетных средств (средств бюджета, то есть принадлежащих в соответствии с законодательством поступлений бюджета и расходов бюджета), ответственных исполнителей, результативные показатели и другие характеристики бюджетной программы в соответствии с бюджетным назначением, установленным законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете).

Определение всех бюджетных программ возлагается на соответствующих главных бюджетных распорядителей. Определение происходит с обязательным учетом положений части второй статьи 21 и пункта второго части пятой статьи 22 Бюджетного кодекса Украины. Соответствии с указанными положениями, главные распорядители средств государственного бюджета должны формировать бюджетные программы (с учетом срока их реализации) на плановый и следующие за плановым два бюджетных периода и в соответствии с этим организовывать и обеспечивать на основании плана деятельности и индикативных прогнозных показателей бюджета на следующие за плановым два бюджетных периода составление проекта сметы и бюджетного запроса.

Каким образом происходит реализация бюджетной программы? Главный распорядитель бюджетных средств определяет ответственного исполнителя бюджетных средств. Определение происходит при обязательном согласовании с Министерством финансов Украины (если речь идет о средствах Государственного бюджета) или местным финансовым органом (если речь идет о средствах местного бюджета).

Главный распорядитель бюджетных средств, осуществляет распоряжение средствами бюджетных программ, выполнение которых обеспечивается аппаратом такого главного распорядителя, может быть одновременно и ответственным исполнителем таких бюджетных программ. Также ответственным исполнителем таких бюджетных программ может быть и распорядитель бюджетных средств низшего уровня, который выполняет бюджетные программы в системе главного распорядителя.

Задачей ответственного исполнителя бюджетных программ является обеспечение целевого и эффективного использования бюджетных средств в течение всего времени (срока) реализации соответствующих бюджетных программ в рамках соответствующих определенных бюджетных назначений.

Для оценки эффективности бюджетной программы применяются результативные показатели соответствующей бюджетной программы. Оценка эффективности бюджетной программы включает в себя два вида показателей: количественные показатели и качественные показатели. Эти показатели определяют результативность выполнения бюджетной программы. Также эти показатели характеризуют бюджетную программу в ходе ее непосредственной реализации. Показателями оценивается и степень достижения определенной цели, относилась изначально бюджетной программы и выполнения поставленных задач.

Качественный и количественный показатели должны подтверждаться:

- данными бухгалтерского учета

- данным статистического учета

- данным внутрихозяйственного (или управленческого) учета

- официальной государственной статистической отчетности

- соответствующей финансовой отчетностью;

- другой установленной обязательной отчетностью.

Главный распорядитель бюджетных средств разрабатывает перечень результативных показателей по каждой отдельной бюджетной программы. Такой перечень разрабатывается с обязательным учетом принципов (принципов), которые устанавливаются Министерством финансов Украины.

Участники бюджетного процесса, в пределах предоставленных им полномочий, осуществляют оценку эффективности бюджетных программ, на всех стадиях этого процесса. Такая оценка предполагает проведение соответствующих мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

Эффективность бюджетных программ оценивается на основании анализа всех результативных показателей бюджетных программ. Также оценка осуществляется на основании другой необходимой информации, содержащейся в:

- бюджетных запросах

- сметах

- паспортах бюджетных программ

- отчетах об исполнении смет;

- отчетах о выполнении паспортов бюджетных программ.

Министерство финансов Украины определяет организационно-методологические основы оценки эффективности бюджетных программ.

К результатам оценки эффективности бюджетных программ входят заключения органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства.

Результаты оценки эффективности бюджетных программ является основанием для:

- принятие решений о внесении в установленном порядке изменений в бюджетные назначения текущего бюджетного периода;

- соответствующих предложений в проект бюджета на плановый бюджетный период

- соответствующих предложений к прогнозу бюджета на следующие по плановым два бюджетные периоды, включая остановки реализации соответствующих бюджетных программ.

Осуществление мероприятий по определенным бюджетных программ требует соответствующего нормативно-правового определения механизма использования бюджетных средств. Согласно таких программ главные распорядители средств государственного бюджета разрабатывают проекты, которые определяют порядок использования средств государственного бюджета и обеспечивают их утверждения в сроки, определенные Кабинетом Министров Украины.

Согласно решению Кабинета Министров Украины порядка использования средств государственного бюджета утверждаются Кабинетом Министров Украины или главным распорядителем средств государственного бюджета, осуществляется по обязательному согласованию с Министерством финансов Украины. Комитет Верховной Рады Украины по вопросам бюджета должен быть проинформирован об утверждении таких порядков использования средств государственного бюджета.

течение тридцати дней со дня вступления в силу очередного Закона Украины "О Государственном бюджете Украины" должны быть утверждены и порядок использования средств государственного бюджета по бюджетным программам, которые впервые определяются в данном (новом) Законе Украины "О Государственном бюджете Украины".

Порядок использования бюджетных средств, предусмотрен определенной бюджетной программе (в случае продления действия такой программы в следующих бюджетных периодах), продолжает действовать до завершения реализации данной программы. В случае необходимости к такому порядку использования бюджетных средств могут вноситься соответствующие изменения.

Порядок использования бюджетных средств должен содержать ( включать в себя):

- цели и направления по которым (согласно которым) будут использоваться бюджетные средства

- ответственного исполнителя бюджетной программы, основания и/или критерии привлечения получателей бюджетных средств для выполнения бюджетной программы

- задача главного распорядителя бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств низшего уровня (получателей бюджетных средств), обеспечивающих выполнение бюджетной программы, с определением порядка отчетности о ее выполнении (в том числе по результативных показателей) и мер воздействия в случае ее невыполнения

- в случае необходимости порядок, сроки и основания, а также критерии распределения (перераспределения) расходов между административно-территориальными единицами в разрезе распорядителей бюджетных средств низшего уровня и получателей бюджетных средств с учетом соответствующих нормативно-правовых актов

- конкурсные требования к инвестиционных программ (проектов), включая порядок и критерии их отбора, а также критерии и условия определения исполнителей таких программ (проектов)

- критерии и условия отбора субъектов хозяйствования, которым предоставляется государственная поддержка из бюджета, а также определение объема такой поддержки

- условия и критерии конкурсного отбора заемщиков и проектов (программ), на реализацию которых предоставляются кредиты из бюджета

- условия предоставления кредитов из бюджета и их возврата, включая положения по осуществлению контроля за их возвратом

- положения о необходимости перечисления средств за бюджетным программам, предусматривающим предоставление субвенций из государственного бюджета местным бюджетам, пути погашения бюджетной задолженности в случае ее наличия

- требования о необходимости отражения в первичном и бухгалтерском учете полученных (созданных) оборотных и необоротных активов бюджетными учреждениями и получателями бюджетных средств, в том числе полученных (созданных) в результате проведения централизованных мероприятий

- в случае необходимости - положение относительно осуществления закупки товаров, работ и услуг, определение условий и сроков поставки и проведения расчетов

- другие положения относительно особенностей бюджетной программы.

Паспорт бюджетной программы разрабатывается главным распорядителем бюджетных средств.

В течение 45 дней со дня вступления в силу закона о Государственном бюджете Украины главный распорядитель совместно с Министерством финансов Украина должен утвердить разработанный им паспорт соответствующей бюджетной программы. В течение 45 дней со дня вступления в силу решения о местном бюджете главный распорядитель совместно с местным финансовым органом, должен утвердить разработанный им паспорт соответствующей бюджетной программы.

Министерство финансов Украины разрабатывает соответствующие правила составления паспортов бюджетных программ и правила составления отчетов о выполнения таких бюджетных программ

В бюджетном процессе программно-целевым методом предусмотрено составление прогноза бюджета на следующие (те что идут по плановым) два бюджетных периода. Порядок составления прогноза бюджета на следующие за плановым два бюджетных периоды определяется в статье 21 комментируемого Кодекса.