Бюджетный кодекс Украины (БК Украины) с комментариями к статьям



Статья 29. Состав доходов Государственного бюджета Украины

1. К доходам Государственного бюджета Украины включаются доходы бюджета, за исключением тех, которые согласно статьям 64, 66, 69 и 71 настоящего Кодекса закреплены за местными бюджетами.

2. К доходам общего фонда Государственного бюджета Украины относятся:

1) налог на прибыль предприятий (Кроме налога, определенного пунктом 2 части первой статьи 69 настоящего Кодекса)

2) 50 процентов сбора за специальное использование лесных ресурсов в части древесины, заготовленной в порядке рубок главного пользования

3) 50 процентов сбора за специальное использование воды (кроме сбора за специальное использование воды водных ' объектов местного значение)

4) 50 процентов платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых общегосударственного значения (кроме платы за пользование недрами в пределах континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, засчитывается в общий фонд государственного бюджета в полном объеме)

5) исключен

5 1 ) 50 процентов налога на доходы физических лиц, уплачивается (перечисляется) на территории города Киева

6) налог на добавленную стоимость (кроме налога, зачисляемого в специальный фонд по закону о Государственном бюджете Украины)

7) акцизный налог с произведенных в Украине подакцизных товаров (продукции) (кроме акцизного налога, определенного в части первой статьи 66 настоящего Кодекса, и акцизного налога, зачисляемого в специальный фонд по закону о Государственном бюджете Украины)

8) акцизный налог с ввезенных на таможенную территорию Украины подакцизных товаров (продукции) (кроме акцизного налога, зачисляемого в специальный фонд по закону о Государственном бюджете Украины)

9) плата за лицензии на определенные виды хозяйственной деятельности (кроме платы за лицензии, определенной в части первой статьи 64 и в частях первой и второй статьи 66 настоящего Кодекса)

10) ввозная пошлина (кроме пошлины, зачисляется в специальный фонд по закону о Государственном бюджете Украины)

11 ) вывозная пошлина

12) средства, полученные за совершение консульских действий на территории Украины, а также средства, полученные за совершение консульских действий за пределами Украины (кроме части средств, зачисляемых в специальный фонд по закону о Государственном бюджете Украины)

(с 01.01.2013 г. с пунктом 12 части второй статьи 29 будут внесены изменения, предусмотренные абзацем вторым подпункта 5 пункта 1 раздела I Закона Украины от 12.01.2012 г. N 4318-VI)

13) часть чистой прибыли (дохода) государственных унитарных предприятий и их об ' объединений, которая изымается в государственный бюджет в соответствии с законом, и дивиденды (доход), начисленные на акции (доли, паи) хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых есть государственная собственность

14) средства, перечисляемые Национальным банком Украины в соответствии с Законом Украины " О Национальном банке Украины "

15) отчисления средств, полученных от проведения государственных денежных лотерей

16) плата за размещения временно свободных средств государственного бюджета (кроме средств, полученных высшими и профессионально-техническими учебными заведениями от размещения на депозитах временно свободных бюджетных средств, полученных за предоставление платных услуг, если таким заведениям законом предоставлено соответствующее право)

17) средства, полученные зарубежными дипломатическими учреждениями Украина как плата за размещение принадлежащих им бюджетных средств на текущих счетах иностранных банков

18) рентная плата за нефть, природный газ, газовый конденсат, добываемые в Украине

19) рентная плата за транзитную транспортировку трубопроводами природного газа территорией Украины (если иное не установлено законом о Государственном бюджет Украины)

20) рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами территории Украины

21) рентная плата за транзитную транспортировку трубопроводами аммиака территорией Украины

21 1 ) сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, произведенной квалифицированными когенерационными установками (если иное не установлено законом о Государственном бюджете Украины)

21 2 ) сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности (если иное не установлено законом о Государственном бюджете Украины)

22) средства от санкций (штрафы, пеня и др.), применяются в соответствии с законом (кроме штрафов, определенных пунктами 11, 12 и 13 части первой статьи 69 настоящего Кодекса, и штрафов, зачисляемых в специальный фонд по закону о Государственном бюджете Украины)

23) исполнительный сбор, взимаемый органами государственной исполнительной службы (кроме части сбора, который засчитывается в специальный фонд по закону о Государственном бюджете Украины)

(с 01.01.2013 г. с пунктом 23 части второй статьи 29 будут внесены изменения, предусмотренные абзацем третьим подпункта 5 пункта 1 раздела I Закона Украины от 12.01.2012 г. N 4318-VI)

24) поступления от арендной платы за пользование целостным имущественным комплексом и другим государственным имуществом (кроме арендной платы, полученной от передачи в аренду недвижимого имущества и другого отдельного индивидуально определенного имущества, переданного дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных межправительственных организаций в Украине, государственного предприятия по обеспечению функционирования дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных межправительственных организаций в Украине Государственного управления делами, части арендной платы за пользование имуществом, принадлежащим бюджетным учреждениям, содержащимся за счет государственного бюджета, который засчитывается в специальный фонд по закону о Государственном бюджете Украины)

25) государственная пошлина в части, в соответствии с законом зачисляется в государственный бюджет

26) единый сбор, взимаемый в пунктах пропуска через государственную границу Украины

27) плата за таможенное оформление товаров и транспортных средств вне места расположения таможенных органов или вне рабочего времени, установленного для таможенных органов

28) концессионные платежи по об ' объектов государственной собственности (кроме платежей, зачисляемых в специальный фонд по закону о Государственном бюджете Украины)

29) средства от реализации имущества, конфискованного по решению суда; сокровищ, которые является памятником ' лотками истории и культуры; имущества, полученного государством в порядке наследования или дарения

30) отчисления от суммы средств, потраченных на рекламу табачных изделий и/или алкогольных напитков в пределах Украины

31) сбор за выдачу специальных разрешений на пользование недрами и средства от продажи таких разрешений

32) плата за выделение номерного ресурса

33) плата за государственную регистрацию источников ионизирующего излучения (регистрационный сбор)

34) сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины

35) поступления в Государственный специализированный фонд финансирования общегосударственных расходов на авиационную деятельность и участие Украины в международных авиационных организациях (кроме части поступлений, зачисляемых в специальный фонд по закону о Государственный бюджет Украины)

36) средства, полученные от предоставления участниками процедуры закупок обеспечения их предложения конкурсных торгов, которые не подлежат возврату этим участникам, в случаях, предусмотренных Законом Украины " Об осуществлении государственных закупок ", в части осуществления закупок за счет средств государственного бюджета

37) средства, полученные от участника - победителя процедуры закупки при заключении договора о закупке в качестве обеспечения выполнения этого договора, которые не подлежат возврату участнику-победителю, в части осуществления закупок за счет средств государственного бюджета

37 1 ) плата за подачу жалобы в орган обжалования согласно статье 18 Закона Украины " Об осуществлении государственных закупок "

38) портовый (административный) сбор (кроме части сбора, который засчитывается в специальный фонд закону о Государственном бюджете Украины)

(с 01.01.2013 г. с пунктом 38 части второй статьи 29 будут внесены изменения, предусмотренные абзацем четвертым подпункта 5 пункта 1 раздела I Закона Украины от 12.01.2012 г. N 4318-VI)

39) плата за предоставление государственных гарантий и кредитов (займов), привлеченных государством, и плата за пользование кредитами (займами), привлеченными государством

40) плата за пользование кредитом с государственного бюджета (кроме платы, засчитывается в специальный фонд по закону о Государственном бюджете Украины)

41) средства от реализации драгоценных металлов и драгоценных камней, полученные государственным учреждением, уполномоченным на осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями

42) 80 процентов средств, полученных предприятиями, учреждениями и организациями, содержащимися за счет государственного бюджета, за сданные в виде лома и отходов золото, платину, металлы платиновой группы, драгоценные камни, и 50 процентов средств, полученных этими предприятиями, учреждениями и организациями за сданное в виде лома и отходов серебро

43) 10 процентов средств от продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения или прав на них, находящихся в государственной собственности до разграничения земель государственной и коммунальной собственности (кроме земельных участков несельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, на которых расположены ' объекты, подлежащие приватизации), средства от продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения или прав на них, находящихся в государственной собственности, на которых расположены о ' объекты, подлежащие приватизации, средства от продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения или прав на них, находящихся в государственной собственности после размежевания земель государственной и коммунальной собственности (если иное не установлено законом о Государственном бюджете Украины)

44) средства, полученные от секретариата ООН, ОБСЕ или другой региональной организации за участие украинского контингента Вооруженных Сил Украины в миротворческих операциях

(с 01.01.2013 г. с пунктом 44 части второй статьи 29 будут внесены изменения, предусмотренные абзацем п ' пятым подпункта 5 пункта 1 раздела I Закона Украины от 12.01.2012 г. N 4318-VI)

45) исключен

46) сборы за подготовку к государственной регистрации авторского права и договоров, касающихся прав автора на произведение, и плата за получение контрольных марок

47) плата за выдачу разрешений на право ввоза на территорию Украины, вывоз с территории Украины или транзита через территорию Украины наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

48) плата за оформление удостоверения заграничного украинского

(с 01.01.2013 г. часть вторая статьи 29 будет дополнен новыми пунктами 49 - 55, предусмотренные абзацами шестым - тринадцатым подпункта 5 пункта 1 раздела I Закона Украины от 12.01.2012 г. N 4318-VI)

49) средства, которые передаются в государственный бюджет из местных бюджетов

50) другие доходы, в установленном порядке зачисляются в общий фонд государственного бюджета.

3. Если законом установлен новый вид дохода государственного бюджета, его зачисления в общий фонд определяется законом о Государственном бюджете Украины на период до внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.

4. Состав доходов специального фонда Государственного бюджета Украины определяется законом о Государственном бюджете Украины с учетом норм этого Кодекса.

5. Закон о Государственном бюджете Украина в исключительных случаях может относить на соответствующий бюджетный период отдельные виды доходов общего фонда Государственного бюджета Украины (или их часть), которые определенные частью второй настоящей статьи, в специальный фонд Государственного бюджета Украины.

Комментарий

1. Раздел II Бюджетного кодекса Украины " Государственном бюджете Украины " начинается из статьи 29 " Состав доходов Государственного бюджета Украины ". Такое положение кажется не совсем логичным. Сложно понять, как можно анализировать доходы и расходы Государственного бюджета Украины вообще, не определив, что такое " государственный бюджет ". Показательно, что и в статье 2 " Определение основных сроков " понятие " государственного бюджета " не содержится, хотя и местные бюджеты, и бюджеты местного самоуправления определены достаточно тщательно. Очевидно, законодатель рассчитывает, что понятие государственного бюджета можно определить, действуя по методу исключения, руководствуясь в процессе поиска такой дефиниции определением других, сопоставим ей дефиниций, таких как бюджет, местные бюджеты, бюджеты местного самоуправления и закон о Государственном бюджете Украины.

Кстати, показательно, что в статье 2 Бюджетного кодекса предоставлено понятие " закона о Государственном бюджете Украины & quot;, но государственный бюджет и законодательный акт, на основании которого он существует, - это совершенно разные понятия.

Тем не менее, учитывая, что бюджет - это план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций, которые осуществляются соответственно органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления в течение бюджетного периода; местные бюджеты - это бюджет Автономной Республики Крым, областные, районные бюджеты и бюджеты местного самоуправления (последние являются бюджетами территориальных общин сел и их об ' объединений, поселков, городов), а закон о Государственном бюджете Украина - это закон, который утверждает Государственный бюджет Украины и содержит положения по обеспечению его исполнения в течение бюджетного периода, можно сделать вывод, что государственный бюджет Украины - это план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций государства, осуществляемых органами государственной власти в течение бюджентого периода, утвержденный законом о Государственном бюджете Украины, который содержит положения по обеспечению его исполнения в течение этого бюджетного периода.

Исходя из определения доходов бюджета, содержится в п. 23 ч. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса, доходы Государственного бюджета Украины - это совокупность налоговых, неналоговых и других поступлений на безвозвратной основе, взимание которых предусмотрено законодательством Украина (включая трансферты, плату за административные услуги, собственные поступления бюджетных учреждений), за исключением тех, что согласно статьям 64 (доходы, закрепляемые за бюджетами местного самоуправления для финансирования делегированных полномочий), 66 (доходы бюджета Автономной Республики Крым, областных и районных бюджетов, закрепляемых за ними для финансирования делегированных полномочий), 69 (доходы местных бюджетов для финансирования собственных полномочий) и 71 (доходы бюджета развития местных бюджетов) Бюджетного кодекса Украины закреплены за местными бюджетами.

2. Частью 2 комментируемой статьи детализируются положения статьи 9 Бюджетного кодекса " Классификация доходов бюджета ".

Классификация доходов бюджета осуществлено по четырем группам:

1) налоговые поступления;

2) неналоговые поступления

3) доходы от операций с капиталом

4) трансферты.

Вообще, статья 9 Кодекса содержит определенные противоречия, неудобства в применении. Определив части первой составляющие классификации доходов бюджета, в последующих частях (по логике законодателя) осуществляется их тезисное определения, и входит в содержание частей 2 - 4 статьи 9 Кодекса, но ' выяснив, что такое налоговые поступления, неналоговые поступления, трансферты, непонятно из содержания статьи, относится к доходам от операций с капиталом. Да и само определение составляющих доходов бюджета не всегда удачно. Главная причина - нарушение фундаментального принципа логики законодательной техники: закон содержит главную, родовую норму, детализируется, уточняется в подзаконном акте. В данном же случае статья 9 (а вместе с ней и статьи 10 - 12) построены путем использования норм приказа Министерства финансов Украины " О бюджетной классификации и ее внедрении " от 27.12.2001 г. N 604, исходя из него. Это и порождает ряд противоречий (например, при классификации налогов, сборов, обязанность ' обязательным платежей, доходов от продажи).

В части 2 статьи 9 Кодекса определяется, что налоговыми поступлениями признаются установленные налоговыми законами Украины общегосударственные налоги и сборы (обязанность ' обязательные платежи) и местные подать и сборы (обязанность ' обязательные платежи). Надо учитывать, что понятие " налоговых поступлений " не свойственно налоговому законодательству (где используются категории " налоговая система ", " система налогообложения ", " налоги ", " сборы " др.) и применяется исключительно в Бюджетном кодексе. Исчерпывающий перечень общегосударственных налогов и сборов и местных налогов и сборов, а также процедура их уплаты установлены Налоговым кодексом Украины.

соответствии с разделом I бюджетной классификации & ; quot; Классификация доходов бюджета " к налоговым поступлениям отнесены:

а) налоги на доходы, прибыль, увеличение рыночной стоимости (подоходный налог с граждан, налог на прибыль предприятий)

б) налоги на собственность (периодические налоги на чистую стоимость имущества, налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов)

в) сборы за специальное использование природных ресурсов (сбор за специальное использование лесных ресурсов и пользование земельными участками лесного фонда, сбор за специальное использование водных ресурсов; платежи за пользование недрами, сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета; плата за землю, плата за использование других природных ресурсов)

г) внутренние налоги на товары и услуги (налог на добавленную стоимость; акцизный сбор с произведенных в Украине товаров; акцизный сбор с ввезенных на территорию Украины товаров; налоги на отдельные категории услуг, плата за лицензии на отдельные виды хозяйственной деятельности, плата за торговый патент)

д) налоги на международную торговлю и внешние операции (ввозная и вывозная пошлина, средства, полученные за совершение консульских действий, другие поступления);

е) прочие налоги (местные налоги и сборы, плата за предоставление услуг по оформлению документов на право выезда за границу налоги, не отнесенные к другим категориям; фиксированный сельскохозяйственный налог, единственный налог для субъектов ' малого предпринимательства; сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства).

К неналоговых поступлений относятся:

а) доходы от собственности и предпринимательской деятельности (поступления от превышения валовых доходов над расходами Национального банка Украины; поступления от денежно-вещевых лотерей; поступления от размещения в учреждениях банков временно свободных бюджетных средств, дивиденды, начисленные на акции (доли, паи) хозяйственных обществ; рентная плата, другие поступления; поступления средств, полученные от продажи акций открытых акционерных обществ за компенсационные сертификаты; поступления средств от возмещения убытков сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства);

б) административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой и побочной продажи (Плата за содержание детей в школах-интернатах, плата за содержание воспитанников школ, профтехучилищ социальной реабилитации, плата за предоставление услуг службой разрешительной системы органов внутренних дел, плата за аренду целостных имущественных комплексов и другого имущества; государственная пошлина, таможенные сборы; единый сбор, взимаемый в пунктах пропуска через государственную границу Украины)

в) поступления от штрафов и финансовых санкций (суммы, взысканы с лиц, виновных за ущерб, нанесенный предприятию, учреждению, организации; перечисление предпринимателями доли стоимости изготовленной нестандартной продукции за разрешением на временное невыполнение требований соответствующих стандартов; административные штрафы и другие санкции; поступления штрафных санкций за нарушение правил пожарной безопасности)

г) другие неналоговые поступления (поступления сумм разницы в цене на природный газ; отчисления от сумм превышения расчетной величины фонда оплаты труда; пеня за нарушение сроков расчета в сфере внешнеэкономической деятельности и невыполнение обязательства ' язань; доходы от операций по кредитованию и предоставлению гарантий; собственные поступления бюджетных учреждений, плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями, другие источники собственных поступлений бюджетных учреждений, дополнительные сборы на оплату пенсий)

Доходы от операций с капиталом составляются путем аккумуляции:

а) поступления от продажи основного капитала (средства от реализации бесхозного имущества, кладов и т.д.; поступления средств от Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней; поступления от отчуждения имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым, находится в коммунальной собственности)

б) поступления от реализации государственных запасов товаров (материальных ценностей государственного резерва и разбронированных материальных ценностей мобилизационного резерва)

в) поступлений от продажи земли и нематериальных активов;

г) налоги на финансовые операции и операции с капиталом.

Трансферты определяются Кодексом как средства, полученные от других органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, других государств или международных организаций на безвозмездной и безвозвратной основе. Надо учитывать, что трансферты в Украине существуют в двух формах: дотация выравнивания и субвенции (статья 2 Кодекса). Дотация выравнивания представляется как межбюджетный трансферт на выравнивание доходной способности бюджета, который его получает, тогда как субвенция - межбюджетный трансферт для использования на определенную цель в порядке, определенном органом, который принял решение о предоставлении субвенции. Принципиальная разница между дотацией и субвенции заключается в цели использования: на дотации этого нет, при предоставлении субвенции четко определены цели использования предоставленных средств. Поэтому, вряд ли, можно характеризовать субвенцию, как средства, выделенные на безвозвратной основе (статья 9 Кодекса), они возвращаются в случае нецелевого использования.

В состав официальных трансфертов бюджетной классификации отнесены:

а) официальные трансферты от органов государственного управления (средства, поступающие из других бюджетов; дотации; субвенции);

б) средства от правительств зарубежных стран и международных организаций (поступление от секретариата ООН за участие украинского контингента в миротворческих операциях, гранты; дары)

в) с другой части бюджета (из общего фонда бюджета в бюджет развития).

Тем не менее, в части 2 комментируемой статьи устанавливается собственный перечень поступлений, зачисляемых в государственный бюджет, и он не является исчерпывающим, поскольку предусматривает возможность включения в этот перечень других доходов (п. 46 ч. 2), которые в установленном порядке зачисляются в общий фонд государственного бюджета.

3. Статья 9 Бюджетного кодекса, закладывая основы бюджетной классификации, которая закрепляет соответствующим разделом исчерпывающий перечень бюджетных доходов, уточняется комментируемой статьей соответственно именно в Государственный бюджет Украины. При определении состава доходов государственного бюджета Украины используется логика " от обратного " - это все доходы, получаемые согласно налогового законодательства и т.д., за исключением поступлений в местные бюджеты. По определению статьями 64 " Состав доходов, которые закрепляются за бюджетами местного самоуправления и учитываются при определении межбюджетных трансфертов ", 66 " Состав доходов бюджета Автономной Республики Крым, областных и районных бюджетов, учитываемых при определении объемов межбюджетных трансфертов ", 69 " Доходы местных бюджетов, которые не учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов ", 71 " Бюджет развития местных бюджетов ".

Статьями 9 и 10 Налогового кодекса Украины закреплен исчерпывающий перечень общегосударственных и местных налогов и сборов, и составляют налоговые поступления в соответствующие бюджеты. Но такое их разделение на две группы осуществлено по принципу компетенции органа, вводит соответствующий платеж на определенной территории (Государства или территориальной общины). При этом многие общегосударственных налогов и сборов поступает в местные бюджеты. Поэтому при определении направления поступления средств от налога или сбора целесообразнее ориентироваться на законодательный акт, которым закреплено правовой механизм взимания отдельного налога или сбора, или бюджетной классификации, в частности положения статьи 9 Кодекса.

Вместе с тем, неисчерпаемый характер установленного в части 2 комментируемой статьи перечень поступлений в общий фонд государственного бюджета подчеркивается также нормой части 3 настоящей статьи. Так, ею предусмотрено, что если законом установлен новый вид дохода государственного бюджета, его зачисления в общий фонд определяется законом о Государственном бюджете Украины на период до внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс. Отсюда следует, что после установки очередным ежегодным законом о Государственном бюджете Украины или очередным законом о внесения в него нового вида дохода государственного бюджета, он засчитывается в общий фонд государственного бюджета в соответствии с этим законом с последующим включением его в перечень поступлений в общий фонд государственного бюджета, установленного частью 2 статьи 29 Бюджетного кодекса.