Бюджетный кодекс Украины (БК Украины) с комментариями к статьям



Статья 30. Состав расходов и кредитования Государственного бюджета Украина

1. Расходы и кредитование Государственного бюджета Украины включают бюджетные назначения, установленные законом о Государственном бюджете Украины на конкретные цели, эт ' связанные с реализацией программ и мероприятий согласно статье 87 настоящего Кодекса.

2. Источниками формирования общего фонда Государственного бюджета Украины в части кредитования являются:

1) поступления в результате взыскания просроченной задолженности перед государством по кредитам (займам), привлеченным государством или под государственные гарантии, кредитам из государственного бюджета, если иное не установлено законом о Государственном бюджете Украины

2) возврат кредитов, предоставленных из государственного бюджета, не имеют целевого назначения по закону

3) возврат кредитов в государственный бюджет, предоставленных для реализации инвестиционных программ (проектов) за счет кредитов (займов), привлеченных государством от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций.

(с 01.01.2013 г. с пунктом 3 части второй статьи 30 будут внесены изменения, предусмотренные абзацем вторым подпункта 8 пункта 1 Закона Украины от 16.10.2012 г. N 5428-VI)

3. Источники формирования специального фонда Государственного бюджета Украины в части кредитования определяются законом о Государственном бюджете Украины.

(с 01.01.2013 г. часть третью статьи 30 будет изложен в редакции согласно абзацами третьим - дев ' пятым подпункта 8 пункта 1 Закона Украины от 16.10.2012 г. N 5428-VI)

(с 01.01.2013 г. статья 30 будет дополнена частью четвертой согласно абзацами десятым - двадцать восьмой подпункта 8 пункта 1 Закона Украины от 16.10.2012 г. N 5428-VI)

Комментарий :

Расходы Государственного бюджета Украины зависят от бюджетных назначений, которые отличаются определенными особенностями. Во-первых, бюджетное назначения является полномочием субъектов ' объекта бюджетных правоотношений. Во-вторых, это полномочия присуще только распорядителю бюджетных средств. В-третьих, оно предоставляется соответствующим актом бюджетного законодательства (Бюджетного кодекса Украины, законом о Государственном бюджете Украины, решением о местном бюджете). В-четвертых, бюджетное полномочия обязанности ' обязательно имеет количественные и временные ограничения. Если первые выражаются в количестве выделяемых на ту или иную цель (обязанность ' обязательно предусмотренной бюджетной классификации), то временные ограничения эт ' связываются как с термином поступления средств распорядителю, так и со сроком их использования. По-п ' В-пятых, бюджетное назначение является безусловным основанием бюджетного ассигнования - полномочие, которое предоставляется распорядителю бюджетных средств в соответствии с бюджетным назначением на принятие бюджетного обязательства ' Обязательства и осуществление платежей с конкретной целью в процессе выполнения бюджета.

Классификация расходов бюджета осуществляется по различным основаниям и группируется по:

а) функциональными признаками

б) экономическим признакам

в) ведомственным признакам

г) программными признаками.

Функциональная классификация расходов бюджета группирует расходы согласно разновидности функций государства и расходов на их финансирование. Этот тип классификации позволяет проанализировать динамику расходов, сделать прогнозы относительно следующих расходов. Новая классификация расходов бюджета разработана на основе классификации функций управления ООН и имеет три уровня детализации:

- разделы (Расходы бюджетов на осуществление общих функций государства, Автономной Республики Крым, местного самоуправления)

- подразделения и группы (направления направления бюджетных средств на осуществление функций государства, Автономной Республики Крым, местного самоуправления).

Нумерация подразделений соответствует нумерации общих целей государственного управления, тогда как номера подразделений и групп - средства достижения и реализации определенных целей и направлений. Например, раздел 0170 " Обслуживание долга "; подразделение 0171 " Обслуживание внутреннего долга " бюджетной классификации, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 27 декабря 2001 N 604.

Согласно указанному приказу Министерства финансов Украины приказом Государственного казначейства Украины N 330 от 08.12.2006 г. утвержден в новой редакции Роз ' объяснения по применению экономической классификации расходов бюджета.

В действующей бюджетной классификации осуществлена 1997 N 265) имела 25 классификационных разделов, тогда как действующая бюджетная классификация - 10 разделов по функциональной классификации расходов бюджета.

Функциональная классификация расходов бюджета включает расходы на:

а) общегосударственные функции (содержание высших органов государственного управления, органов местной власти и местного самоуправления; финансовая и внешнеэкономическая деятельность; экономическая помощь зарубежным странам, другие функции государственного управления; фундаментальные исследования, исследования и разработки в области государственного управления, проведение выборов и референдумов, обслуживание долга; межбюджетные трансферты)

б) оборона (военная и гражданская оборона; военная помощь зарубежным странам; военное образование, исследования и разработки в области обороны; другая деятельность в области обороны)

в) общественный порядок и судебная власть (деятельность по обеспечению общественного порядка, борьба с преступностью и охрана государственной границы; противопожарная защита и спасение и судебная власть, деятельность в сфере безопасности государства; содержание уголовно-исполнительной системы; представительские функции в суде, исследования и разработки в области общественного порядка, безопасности и судебной власти, остальная деятельность в сфере общественного порядка, безопасности и судебной власти)

г) экономическая деятельность (Общая экономическая, торговая и трудовая деятельность; лесное и сельское хозяйство, охота, рыбное хозяйство; топливно-энергетический комплекс, остальная промышленность и строительство; транспорт; н ' связь, телекоммуникации и информатика, другие отрасли экономики; другая экономическая деятельность)

д) охрана окружающей среды (предотвращение и ликвидация загрязнения окружающей среды, сохранение природно-заповедного фонда, исследования и разработки в сфере охраны окружающей природной среды; другая деятельность в этой области)

есть) жилищно-коммунальное хозяйство ( жилищное хозяйство; коммунальное хозяйство, исследования и разработки в сфере жилищно-коммунального хозяйства; другая деятельность в этой области)

же) здравоохранение ' я ( медицинская продукция и оборудования; поликлиники и амбулатории, скорая помощь; больницы и санаторно-курортные учреждения; санаторно-профилактические и противоэпидемические действия и учреждения, исследования и разработки в области здравоохранения ' я, остальная деятельность в этой области)

с) духовный и физическое развитие (физическая культура и спорт; культура и искусство, средства массовой информации, исследования и разработки в сфере духовного и физического развития, остальная деятельность в этой области)

и) образование (дошкольное образование, общее среднее образование, профессионально- техническая образование внешкольное образование программы материального обеспечения учебных заведений, исследования и разработки в сфере образования; другая деятельность в этой области)

к) социальная защита и социальное обеспечение (социальная защита на случай нетрудоспособности; социальный защита пенсионеров; социальной защите ветеранов войны и труда; социальная защита семь ' семьи, детей и молодежи; социальная защита безработных, помощь в решении жилищных вопросам; социальная защита других категорий населения, исследования и разработки в сфере социальной защиты, остальная деятельность в этой сфере).

Экономическая классификация расходов бюджета уточняет использования бюджетных средств в соответствии с их предметных признаков (заработная плата, аренда, капитальные затраты и т. д.). На основании экономической классификации расходов обеспечивается единый подход к распорядителей и получателей бюджетных средств, позволяет выделить защищенные статьи расходов бюджета. Расходы бюджета по этому типу классификации группируются в единые блоки и составляют текущие расходы; нераспределенные расходы; кредитования за вычетом погашения.

Текущие расходы включают:

а) расходы на товары и услуги

б) выплаты процентов (дохода) по обязательства ' язаннями

в) субсидии и текущие трансферты;

В состав капитальных расходов входят:

а) приобретение основного капитала

б) создание государственных запасов и резервов

в) приобретение земли и нематериальных активов;

г) капитальные трансферты.

Нераспределенные расходы составляют расходы из резервных фондов Государственного бюджета Украины и местных бюджетов. Состав нераспределенных расходов определяется законом о Государственном бюджете Украины или решением соответствующего местного совета.

Ведомственная классификация расходов бюджета определяет распределение бюджетных назначений по главным распорядителям бюджетных средств, которыми статья 2 Кодекса определяет бюджетные учреждения в лице их руководителей, которые в соответствии статье 22 Кодекса получают полномочия путем установления бюджетных назначений. На ее основании Государственное казначейство Украины и местные финансовые органы ведут реестр распорядителей бюджетных средств.

К ведомственной классификации расходов Государственного бюджет Украины входят расходы на финансирование Управления делами Верховной Рады Украины, Государственного управления делами, Хозяйственного управления Секретариата Кабинета Министров Украины, Верховного Суда Украины, Высшего хозяйственного суда Украины, Конституционного Суда Украины, Генеральной прокуратуры Украины, министерств, государственных комитетов, государственных управлений и комиссий, областных государственных администраций и т.д.. Ведомственная классификация расходов местных бюджетов определяется в соответствии в решение о местном бюджете (часть 3 статьи 22 Кодекса).

Программная классификация расходов бюджета строится на распределении бюджетных назначений по бюджетным программам. В соответствии со статьей 2 Кодекса бюджетная программа является систематизированным перечнем мероприятий, направленных на достижение единой цели и задач, выполнение которых предлагает и осуществляет распорядитель бюджетных средств соответственно положенных на него функций. Разработку, анализ и отбор программ на стадии планирования, составления проекта проводит главный распорядитель средств, обосновывает свои предложения. Если функциональная классификация бюджетных расходов лишь определяет общий тип расходов бюджета, то каждая программа имеет четкую целевую прив ' связи, что отражается в структуре кодирования программной классификации расходов государственного бюджета. Код программной классификации содержит семь знаков, которыми кодируется информация о главного распорядителя, бюджетную программу, институциональные и инвестиционные проекты, резервный фонд, капитальные вложения, направления деятельности бюджетной программы. Код определяется цифрами от " 1 " в " 9 ".

Программная классификация расходов государственного бюджета в соответствии с требованиями части 2 статьи 40 Кодекса ежегодно определяется Законом Украины о Государственном бюджете Украины.