Бюджетный кодекс Украины (БК Украины) с комментариями к статьям
Статья 33. Определение Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период
1. Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной бюджетной политики, совместно с другими центральными органами исполнительной власти разрабатывает соответствии определенных в ежегодном послании Президента Украины к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении Украины приоритетов бюджетной политики проект Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период и до 20 марта года, предшествующего плановому, подает его на рассмотрение в Кабинет Министров Украины.
2. Национальный банк Украины подает Президенту Украины, Верховной Раде Украины и Кабинету Министров Украины:
до 15 марта года, предшествующего плановому, - прогнозные монетарные показатели на следующий год
до 1 апреля года, предшествующего плановому, - информацию о расчете части прогнозируемой прибыли к распределению текущего года, которая подлежит перечислению в государственный бюджет
до 1 сентября года, предшествующего плановому, - информацию о расчете части прогнозируемой прибыли к распределению в следующем года, которая подлежит перечислению в государственный бюджет.
Указанные материалы используются для составления проекта закона о Государственном бюджете Украины.
3. Кабинет Министров Украины не позднее 1 апреля года, предшествующего плановому, рассматривает и одобряет проект Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период и в трехдневный срок подает в Верховную Раду Украины, его рассматривает по специальной процедуре, определенной Регламентом Верховной Рады Украины.
4. Проект Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период основывается на прогнозных и программных документах экономического и социального развития и содержит положения по:
1) основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития Украины (с указанием показателей номинального и реального объема валового внутреннего продукта, индексов потребительских цен и цен производителей, официального обменного курса гривны в среднем за год и на конец года, уровня безработицы)
2) основных задач бюджетной политики, в частности предельного объема дефицита (профицита) государственного бюджета, части прогнозного годового объема валового внутреннего продукта, который перераспределяется через сводный бюджет Украины, предельного объема государственного долга и предельного объема предоставления государственных гарантий, установления размера минимальной заработной платы, прожиточного минимума и уровня его обеспечения
3) приоритетных задач налоговой политики
4) реализации приоритетных государственных (целевых) программ
5) взаимоотношений государственного бюджета с местными бюджетами, включая обоснование удельного веса местных бюджетов в сводном бюджете Украины
6) других вопросов, необходимых для составления проекта закона о Государственном бюджете Украины.
Комментарий
1. Основные направления бюджетной политики на следующий бюджетный период является одним из основных документов на стадии подготовки проекта Государственного бюджета Украины. Суть его заключается в определении органом законодательной власти главных задач бюджетной политики на следующий бюджетный год.
Проект Основных направлений бюджетной политики Украины на следующий бюджетный период разрабатывает Министерство финансов Украины совместно с другими центральными органами исполнительной власти. Он основывается на прогнозных и программных документах экономического и социального развития и содержит положения о:
1) основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития Украины (с указанием показателей номинального и реального объема валового внутреннего продукта, индексов потребительских цен и цен производителей, официального обменного курса гривны в среднем за год и на конец года, уровня безработицы)
2) основных задач бюджетной политики, частности предельного объема дефицита (профицита) государственного бюджета, части прогнозного годового объема валового внутреннего продукта, который перераспределяется через сведенный бюджет Украины, предельного объема государственного долга, установления размера минимальной заработной платы, прожиточного минимума и уровня его обеспечения
3) приоритетных задач налоговой политики
4) реализации приоритетных государственных (целевых) программ
5) взаимоотношений государственного бюджета с местными бюджетами, включая обоснование удельного веса местных бюджетов в сводном бюджете Украины
6) других вопросов, необходимых для составления проекта закона о Государственном бюджете Украины.
Этот проект Министерство финансов до 20 марта года, предшествующего плановому, подает на рассмотрение Кабинета Министров Украины. Последний, в свою очередь, не позднее 1 апреля года, предшествующего плановому, рассматривает и одобряет проект Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период и в трехдневный срок подает в Верховную Раду Украины, его рассматривает по специальной процедуре, определенной Регламентом Верховной Рады Украины.
2. Народные депутаты и комитеты Верховной Рады Украины разрабатывают свои предложения по Основным направлениям бюджетной политики и направляют их в комитет, к предмету ведения которого относятся вопросы бюджета, не позднее, чем за три дня до рассмотрения вопроса об Основных направлений на заседании Верховной Рады Украины. Ответственный комитет Верховной Рады Украины (это Комитет по вопросам бюджета), к ведению которого относятся вопросы бюджета, обобщает поступившие, и готовит проект постановления Верховной Рады Украины об одобрении или принятии к сведению Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период.
3. Содержание проекта Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период составляют предложения Кабинета Министров Украины по вопросам, перечисленным в части 4 статьи 33 Бюджетного кодекса Украины. При этом следует учесть, что:
1. Предельный размер дефицита (Или профицита) Государственного бюджета Украины определяется в процентах к общему объему Государственного бюджета Украины. Но в последние годы для расчета этого показателя используется методика Международного валютного фонда, которая предусматривает исчисление дефицита Государственного бюджета Украины в отношении прогнозируемого годового объема валового внутреннего продукта (ВВП).
2. Предельный размер государственного долга и гарантий определен ст. 18 Бюджетного кодекса Украины, а размеры на соответствующий год устанавливаются Законом о Государственном бюджете Украины. Величина основной суммы государственного долга не должна превышать 60 процентов фактического годового объема валового внутреннего продукта Украины. В случае превышения предельной величины, определенной частью второй настоящей статьи, Кабинет Министров Украины обязательства ' связан принять меры для приведения этой величины в соответствие с положениями настоящего Кодекса.
3. Распорядители бюджетных средств, согласно п. 47 ч. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса Украины являются бюджетные учреждения в лице их руководителей, уполномоченные на получение бюджетных ассигнований, взятие бюджетных обязательства ' язань и осуществление расходов из бюджета.
4. Защищенные расходы бюджета - это расходы Государственного бюджета Украины, объем которых не может изменяться при проведении сокращения утвержденных бюджетных назначений, перечень защищенных расходов Государственного бюджета Украины определяется в ч. 2 ст. 55 Бюджетного кодекса Украины.
Профицит бюджета Украины может образоваться в зависимости от предложений Кабинета Министров Украины. Профицит бюджета представляет собой превышение доходов бюджета над его расходами. Согласно ст. 14 Бюджетного кодекса Украины профицит бюджета утверждается исключительно с целью погашения долга и обеспечения сохранности установленного размера оборотного остатка бюджетных средств (оборотный остаток бюджетных средств - это часть остатка средств общего фонда любого бюджета, которая формируется на начало планового бюджетного периода с целью покрытия временных кассовых разрывов, она устанавливается в размере не более 2 процентов плановых расходов общего фонда бюджета) и приобретение ценных бумаг с учетом особенностей утверждение местного бюджета с дефицитом или профицитом, определенных статьей 72 настоящего Кодекса.
Большое значение имеет такой показатель проекта Государственного бюджета Украины, как доля прогнозируемого годового объема валового внутреннего продукта, который перераспределяется через сведенный бюджет Украины. Этот показатель отражает роль бюджетной системы Украины в распределении валового внутреннего продукта. Развитые страны мира не стремятся к увеличению этого показателя, пытаясь достичь меньшего и оптимального размера.
Одним из показателей, подаются Кабинетом Министров Украины, является обоснование и размер расчетов удельного веса объема межбюджетных трансфертов в расходах Государственного бюджета Украины, и коэффициенты выравнивания для местных бюджетов. Этот показатель отражает ту сумму средств, которая перечисляется из Государственного бюджета Украины в местные бюджеты в связи ' связи с тем, что собственных средств им не хватает. Уменьшение этого показателя эт ' связывается с широким кругом мер государства по укреплению местных бюджетов.
Система отношений Государственного бюджета Украины с местными бюджетами строится согласно ст. 95 Конституции Украины на принципах справедливого и непредвзятого распределения общественного богатства между гражданами и территориальными общинами. Эти отношения вытекают из необходимости обеспечения местных бюджетов средствами, необходимыми для обеспечения самостоятельности местного самоуправления и выполнения им своих функций по удовлетворению потребностей территориальных общин за счет собственных средств. Поскольку этих средств на нынешнем этапе развития местного самоуправления, как правило, недостаточно, государство проводит гибкую политику, эт ' связанную с использованием многих инструментов (прежде всего - межбюджетных трансфертов) для обеспечения сбалансирования местных бюджетов. Эта политика является предметом постоянного внимания и поэтому ежегодно корректируется в соответствии с социально-экономических изменений.
Принятие Государственного бюджета Украины, как правило, сопровождается внесением изменений в действующее законодательство Украины. Основу этих изменений составляют предложения Кабинета Министров Украины, заложенные в Основных направлениях бюджетной политики, в частности, установления нового размера минимальной заработной платы, прожиточного минимума и уровня его обеспечения, определения или изменения новых приоритетных задач налоговой политики, а также определение государственных (целевых) программ, приоритетных для реализации в следующем бюджетном периоде.
Согласно ст. 100 Конституции Украины Совет Национального банка Украины разрабатывает основные принципы денежно-кредитной политики и осуществляет контроль за ее проведением. Согласно ст. 9 Закона Украины " О Национальном банке Украины " Совет НБУ соответствии общегосударственной программы экономического развития и основных параметров экономического и социального развития Украины до 15 сентября разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики и вносит их Верховной Раде Украины для информирования, осуществляет контроль за выполнением Основных принципов. Кроме того, Совет Национального банка Украины утверждает смета доходов и расходов НБУ и представляет Верховной Раде Украины и Кабинету Министров Украины до 1 апреля года, предшествующего плановому, проект сметы доходов и расходов НБУ на следующий год, а также до 15 марта года, предшествующего плановому, подает ВРУ и КМУ свои прогнозные монетарные показатели на следующий год.
Верховная Рада Украины принимает постановление об одобрении или принятии к сведению Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период не позднее 1 июня года, предшествующего плановому, или первого следующего за этой календарной датой дня пленарных заседаний Верховной Рады Украины.
Во время представления проекта Закона о Государственном бюджете Украины в Верховной Раде Украины Министр финансов Украины сообщает, в частности, о соответствии проекта этого Закона Основным направлениям бюджетной политики на следующий бюджетный период и предложениям Верховной Рады Украины к ним, которые изложены в упоминавшейся постановлении.
Одновременно с одобрением Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период Верховная Рада Украины утверждает смету расходов на осуществление собственных полномочий на следующий год.