Бюджетный кодекс Украины (БК Украины) с комментариями к статьям



Статья 34. Инструкции по подготовке бюджетных запросов

1. Для подготовки проекта Государственного бюджета Украины Министерство финансов Украины разрабатывает и доводит до главных распорядителей бюджетных средств инструкции по подготовке бюджетных запросов в сроки, определенные Министерством финансов Украины.

2. Инструкции по подготовке бюджетных запросов могут вводить организационные, финансовые и другие ограничения, которых обязаны придерживаться все распорядители бюджетных средств в процессе подготовки бюджетных запросов.

Комментарий :

1. Одним из центральных вопросов составления бюджета Украины является работа с бюджетными запросами: их подготовка, разработка, анализ и отображение в проекте. Ст. 34 Бюджетного кодекса Украины регулирует отношения по подготовке бюджетных запросов, которые были введены в стране в качестве основы для составления проектов бюджетов с 1998

Бюджетный запрос - это документ, подготовленный распорядителем бюджетных средств, содержащий предложения с соответствующими обоснованиями относительно объема бюджетных средств, необходимых для его деятельности на следующий бюджетный период. Иначе говоря, это заявка распорядителя бюджетных средств по необходимым ему ассигнований на следующий бюджетный период.

Для подготовки предложений к проекту Закона Украины "О Государственном бюджете Украины" Министерство финансов Украины разрабатывает и доводит до главных распорядителей бюджетных средств инструкции по подготовке бюджетных запросов, которые необходимы, прежде всего, для унификации форм составления проекта Государственного бюджета. На практике Министерство финансов Украины ввело общий, индивидуальный и дополнительный бюджетные запросы. Примером может быть форма, доведенная до Министерства здравоохранения письмом Министерства финансов Украины от 16 июня 2006 N 31-06010-03-5/12769, предусматривающий указанные формы запросов и данная типовая форма бюджетных запросов.

Общий бюджетный запрос (форма 2007-1) предусматривает следующие показатели (кроме общеустановленных реквизитов о наименовании, адрес и др.. главного распорядителя бюджетных средств: основная цель деятельности главного распорядителя, распределение предельного объема расходов/предоставления кредитов общего фонда на 2007 год по бюджетным программам, сравнение с соответствующими показателями на 2005 и 2006 годы и прогноз на оды; обоснование распределения предельного объема расходов/предоставления кредитов общего фонда на 2007 год по бюджетным программам с оценкой ожидаемых результатов для достижения основной цели деятельности в 2007 году; обоснование относительно распределения прогнозного объема расходов/предоставления кредитов общего фонда на оды по бюджетным программам с оценкой ожидаемых результатов для достижения основной цели деятельности в одах.

Индивидуальный бюджетный запрос (форма 2007-2) содержит наименование бюджетной программы; основную цель выполнения бюджетной программы, сроки реализации и основные задачи бюджетной программы на бюджетный год; законодательные основания реализации бюджетной программы; основную цель выполнения бюджетной программы, сроки реализации и главные задачи на бюджетный год; прогноз поступлений для выполнения бюджетной программы (прогноз поступлений для выполнения бюджетной программы на бюджетный год; прогноз поступлений для выполнения бюджетной программы на два следующих по плановым бюджетные годы), изложение запроса расходов/предоставления кредитов на бюджетный год по бюджетной программе в разрезе экономической классификации/классификации кредитования; изложение запроса расходов на бюджетный год по бюджетной программе в разрезе экономической классификации расходов, изложение запроса предоставления кредитов на бюджетный год в разрезе классификации кредитования, изложение запроса расходов/предоставления кредитов по бюджетной программе в разрезе направлений деятельности; результативные показатели, характеризующие выполнения бюджетной программы; структуру расходов на оплату труда, численность занятых в бюджетных учреждениях, перечень государственных целевых программ, которые выполняются в рамках бюджетной программы, анализ результатов, достигнутых в результате использования средств общего фонда бюджета в бюджетном году, который предшествует плановому, и ожидаемые результаты в плановом бюджетном году, обоснование необходимости проведения расходов/предоставления кредитов из общего фонда на бюджетный год, исходя из предельного объема и на основании результативных показателей, анализ управления обязательствами в двух предыдущих плановом бюджетных годах и предложения по приведению обязательств на следующий бюджетный период (год) до предельного объема расходов/предоставления кредитов общего фонда на бюджетный год; таблицу анализа управления обязательствами по общему фонду в году, предшествующего плановому, перечень положений нормативно-правовых актов, выполнение которых в плановом бюджетном году не обеспечивается предельным объемом расходов/предоставления кредитов общего фонда, с указанием сумм, юридические основания и объяснения по специальному фонду (проведение расходов специального фонда на плановый бюджетный год и на два следующих за плановым бюджетных периода (года) за счет поступлений в специальный фонд, анализ результатов, достигнутых в результате использования средств специального фонда бюджета в предшествующем плановому и текущему бюджетных периодах т.п..

Дополнительный бюджетный запрос (форма 2007-3) предусматривает дополнительный запрос на расходы/предоставление кредитов общего фонда государственного бюджета на плановый бюджетный год по бюджетным программам и ожидаемые в связи с этим изменения прогноза указанных расходов/предоставления кредитов на два следующих за плановым бюджетные годы; обоснование необходимости дополнительных средств из общего фонда на плановый бюджетный год в разрезе направлений деятельности, влияние в случае выделения этих средств на выполнение бюджетных программ в плановом бюджетном году, в том числе в разрезе результативных показателей, и двух следующих за плановым бюджетных годах (обязательна ссылка на нормативный документ, согласно которому необходимы дополнительные средства), изменение результативных показателей, характеризующих выполнение бюджетной программы, в случае выделения дополнительных средств; обоснование необходимости дополнительных средств из общего фонда на плановый бюджетный год в разрезе направлений деятельности, влияние в случае выделения этих средств на выполнение бюджетных программ в плановом бюджетном году, в том числе в разрезе результативных показателей, и двух следующих за плановым бюджетных годах (Обязательна ссылка на нормативный документ, согласно которому необходимы дополнительные средства), изменение результативных показателей, характеризующих выполнение бюджетной программы, в случае выделения дополнительных средств; последствия на два следующих за плановым бюджетных года в случае не выделения дополнительных средств из общего фонда на плановый бюджетный год, прогноза на два следующих за плановым бюджетные годы и альтернативные меры, предпринятые для обеспечения выполнения бюджетной программы.

Часть вторая статьи 34 Бюджетного кодекса Украины устанавливает, что инструкции по подготовке бюджетных запросов могут вводить организационные, финансовые и другие ограничения, которых обязаны придерживаться все распорядители бюджетных средств в процессе подготовки бюджетных запросов. Это положение Бюджетного кодекса обусловлено большим опытом составления проекта Государственного бюджета. Как правило, все запросы подаются в несколько завышенных размерах в то время, как объем бюджета ориентировочно известен и его превышение не допускается, поэтому Министерство финансов устанавливает ограничения с учетом общих сумм планируемых средств. Ограничения устанавливаются, исходя из реальных возможностей, требований нормативно-правовых актов, в частности, актов Кабинета Министров Украины по составлению проекта Государственного бюджета на конкретный год. Это не исключает какого-то корректировки размеров расходов конкретном распорядителю бюджетных средств еще на стадии составления проекта Государственного бюджета. Но ограничения со стороны Министерства финансов не носят формального характера и не ограничиваются перечнем обязательных предписаний, а содержат в себе обоснование с изложением изменений социально-экономического характера, которые вызывают необходимость изменений в планировании бюджетных показателей.

В бюджетных запросах обязательно содержится следующая информация:

1) обобщенный бюджетный запрос по главному распорядителю бюджетных средств на следующий бюджетный год в целом и по функциям согласно бюджетной классификации

2) прогнозируемый объем бюджетных ресурсов, необходимых для обеспечения деятельности главного распорядителя средств по источникам их формирования (по каждой из функций)

3) объем бюджетного запроса главного распорядителя средств в разрезе функций и по экономической классификации

4) показатели расходов по сети, штатам и контингентам главного распорядителя средств по каждой функции

5) структура расходов главного распорядителя средств на оплату труда (по каждой из функций)

6) анализ управления обязательствами в предыдущем и текущем годах и предложения главного распорядителя средств по приведению обязательств в следующем (плановом) году до предельного объема расходов общего фонда в соответствующем году (по каждой функции).

Инструкции Министерства финансов Украины по подготовке бюджетных запросов предусматривают формы бюджетных запросов, которые базируются на типовой форме. Запросы составляются в форме таблицы. Кроме того, распорядители бюджетных средств представляют объяснительные записки, в которых обосновывается запрос, в частности, завышение прогнозируемых бюджетных показателей, меры по экономии бюджетных средств и др.. Показатели, включаемые в бюджетных запросов, должны быть обоснованы расчетами, фактическими показателями и др.. Это могут быть показатели по потреблению электрической и других видов энергии бюджетными учреждениями, демографические данные (например, количество учащихся в школах, количество больных и больничных коек и др.)..

В инструктивном письме Министерство финансов Украины определяет сроки представления бюджетных запросов (чаще всего - это дата с первой половины июля текущего года).