Бюджетный кодекс Украины (БК Украины) с комментариями к статьям



Статья 35. Составление бюджетного запроса

1. Главные распорядители бюджетных средств обеспечивают составление бюджетных запросов для представления Министерству финансов Украины в соответствии с требованиями инструкции по подготовке бюджетных запросов, с учетом отчетов о выполнении паспортов бюджетных программ, а также выводов о результатах контрольных мероприятий, проведенных органами, уполномоченными на осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства, в сроки и порядке, установленные Министерством финансов Украины.

2. Главные распорядители бюджетных средств обеспечивают включение в бюджетные запросы показателей по бюджетным программам, которые обеспечивают в течение нескольких лет выполнение инвестиционных программ (проектов), в случае их одобрения в установленном законодательством порядке и на основании расчетов объема затрат и выгод по реализации таких инвестиционных программ (проектов).

3. Главные распорядители бюджетных средств обеспечивают своевременность, достоверность и содержание представленных Министерству финансов Украины бюджетных запросов, которые должны содержать всю информацию, необходимую для анализа показателей проекта Государственного бюджета Украины, индикативных прогнозных показателей Государственного бюджета Украины на следующие за плановым два бюджетных периода в соответствии с требованиями Министерства финансов Украины.

Комментарий:

1. Ст. 35 Бюджетного кодекса Украины содержит общие положения по разработке бюджетных запросов.

2. Бюджетные запросы составляются на основе полученных от Министерства финансов Украины предельных объемов расходов общего фонда Государственного бюджета Украины. Главные распорядители бюджетных средств непосредственно не составляют запрос, а распределяют полученные планируемые суммы средств между исполнителями бюджетных программ, каждый из которых рассматривает плановые показатели и составляет ту часть запроса, которая составляет его бюджетную программу. С целью четкого распределения функций, полномочий и ответственности между ответственными исполнителями и главными распорядителями бюджетных средств в процессе составления и исполнения государственного бюджета в условиях применения программно-целевого метода в бюджетном процессе в соответствии со ст. 20 Бюджетного кодекса Министерством финансов Украины утверждена Инструкция о статусе ответственных исполнителей бюджетных программ и особенности их участия в бюджетном процессе.

Ответственный исполнитель - это лицо, обеспечивает выполнение одной или ряда бюджетных программ в системе главного распорядителя бюджетных средств. Ею может быть сам главный распорядитель бюджетных средств, распорядитель средств государственного бюджета низшего уровня, получатель бюджетных средств. В системе главного распорядителя бюджетных средств может быть в 9 ответственных исполнителей бюджетных программ. Ответственный исполнитель определяется главным распорядителем бюджетных средств по письменному согласованию с Министерством финансов Украины именно на стадии формирования проекта государственного бюджета на следующий год. Он должен быть юридическим лицом, иметь отдельный счет и бухгалтерский баланс.

После получения инструкции Министерства финансов Украины по подготовке бюджетных запросов главные распорядители бюджетных средств распределяют планируемые объемы между ответственными исполнителями и в трехдневный срок доводятся до ответственных исполнителей предварительно планируемые им объемы расходов, а также организуют разработку бюджетных запросов. После этого определяется сумма доходов на следующий год по каждому источнику поступления с учетом фактического уровня выполнения доходов за прошлый и текущие годы (ожидаемый показатель).

Основным показателем бюджетных запросов являются объемы планируемых расходов. Главные распорядители бюджетных средств определяют их для распорядителей средств низшего уровня, исходя из объективных фактических показателей, потребностей каждого распорядителя, учреждения, объемов их деятельности, штатной численности, требований бюджетных программ, планируемых мероприятий и т.п..

На этом этапе важное значение приобретает составление смет бюджетных учреждений, урегулирован Порядком составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины N 228 от 28 февраля 2002

Смета бюджетных учреждений имеет следующие составляющие части:

- общий фонд, содержащий объем поступлений из общего фонда бюджета и распределение расходов по полной экономической классификации расходов на выполнение бюджетным учреждением (далее - учреждение) основных функций или распределение предоставления кредитов из бюджета по классификации кредитования бюджета

- специальный фонд, содержащий объем поступлений из специального фонда бюджета на конкретную цель и их распределение по полной экономической классификации расходов на осуществление соответствующих расходов согласно законодательству, а также на реализацию приоритетных мероприятий, связанных с выполнением учреждением основных функций, или распределение предоставления кредитов из бюджета по законодательством по классификации кредитования бюджета.

Форма сметы утверждается Минфином.

Каждое учреждение независимо от того, ведет ли она учет самостоятельно или обслуживается централизованной бухгалтерией, для обеспечения своей деятельности составляет индивидуальные сметы, планы ассигнований общего фонда бюджета, планы предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планы специального фонда по каждой выполняемой ею бюджетной программе (функции), а высшие учебные заведения и научные учреждения также индивидуальные планы использования бюджетных средств и индивидуальные помесячные планы использования бюджетных средств.

В процессе составления смет Минфин, Министерство финансов Автономной Республики Крым, местные финансовые органы доводят до главных распорядителей сведения о предельных объемах расходов и предоставления кредитов из бюджета общего фонда проекта соответствующего бюджета на следующий год, что является основанием для составления проектов смет.

Для правильной и своевременной организации работы, связанной с составлением проектов смет, главные распорядители, руководствуясь соответствующими указаниями Минфина, Министерства финансов Автономной Республики Крым, местных финансовых органов по составлению проектов соответствующих бюджетов на следующий год:

- устанавливают для распорядителей низшего уровня предельные объемы расходов и/или предоставления кредитов из бюджета из общего фонда бюджета, срок подачи проектов смет и дают указания по их составлению;

- разрабатывают и сообщают распорядителям низшего уровня другие показатели, которых они должны следовать в соответствии с законодательством и необходимые для правильного определения расходов или предоставления кредитов из бюджета в проектах смет

- обеспечивают составление проектов смет на бюджетные программы (функции), которые выполняются непосредственно главными распорядителями.

Главные распорядители рассматривают показатели проектов смет распорядителей низшего уровня относительно законности и правильности расчетов, целесообразности запланированных расходов или предоставления кредитов из бюджета, правильности их распределения соответствии с экономической классификацией расходов и классификации кредитования бюджета, полноты поступления доходов или возврата кредитов, соблюдения действующих ставок (Должностных окладов), норм, цен, лимитов, а также других показателей в соответствии с законодательством и составляют проекты сводных смет.

Сводные сметы, сводные планы ассигнований общего фонда бюджета, сводные планы предоставления кредитов из общего фонда бюджета и сводные планы специального фонда - это сведение показателей индивидуальных смет, планов ассигнований общего фонда бюджета, планов предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планов специального фонда распорядителей средств бюджета низшего уровня, состоящие главным распорядителем для представления Минфину, Министерству финансов Автономной Республики Крым, местным финансовым органам и органам Государственного казначейства. Сводные сметы не утверждаются.

Сводные планы использования бюджетных средств и сводные помесячные планы использования бюджетных средств - это свод показателей индивидуальных планов использования бюджетных средств и индивидуальных помесячных планов использования бюджетных средств высших учебных заведений и научных учреждений - распорядителей средств бюджета низшего уровня, состоящие главным распорядителем средств, из-за которого они получают бюджетные назначения, для представления этих показателей Минфина, Министерству финансов Автономной Республики Крым, местным финансовым органам и органам Государственного казначейства.

На основании проектов сводных смет главные распорядители формируют бюджетные запросы, направленные Минфину, Министерству финансов Автономной Республики Крым, местным финансовым органам для включения в проекты соответствующих бюджетов в установленном ими порядке.

Срок рассмотрения показателей проектов смет распорядителей низшего уровня устанавливается главными распорядителями так, чтобы проекты сводных смет могли быть своевременно оформлены как бюджетные запросы.

В случае ограничения срока формирования бюджетных запросов главными распорядителями Минфин, Министерство финансов Автономной Республики Крым, местные финансовые органы дают разрешение главным распорядителям самостоятельно определять порядок и объем получения необходимых данных для обеспечения своевременного формирования и представления бюджетных запросов.

Проекты смет составляются всеми учреждениями на следующий бюджетный год, если эти учреждения функционировали до начала года, на который планируются расходы и/или предоставления кредитов из бюджета. В случае когда учреждения созданы не с начала года, сметы составляются и утверждаются для каждого учреждения с момента ее создания до конца бюджетного года в общем порядке.

В части поступлений проектов смет указываются плановые объемы, которые предполагается направить на осуществление расходов или предоставления кредитов из бюджета из общего и специального фондов проектов соответствующих бюджетов.

В процессе составления и утверждения проектов смет остатки средств по специальному фонду смет не планируются.

Объемы поступлений в специальный фонд проекта сметы определяются на основании расчетов, которые составляются по каждому источнику доходов и/или финансирования бюджета или возврат кредитов в бюджет, планируемых на следующий год.

За основу этих расчетов берутся следующие показатели:

объем предоставления тех или иных платных услуг, а также другие расчетные показатели (площадь помещений и стоимость оборудования и другого имущества, сдаваемых в аренду, количество мест в общежитиях, количество посещений музеев, выставок и т.п.) и размер платы в расчете на единицу показателя, который должен устанавливаться в соответствии с законодательством

- прогнозируемое поступление сборов (обязательных платежей) в специальный фонд бюджета;

- прогнозный объем возврата средств бюджета, имеют целевое назначение.

На основании указанных показателей определяется сумма поступлений на следующий год за каждым их источником с учетом конкретных условий работы учреждения. При формировании показателей, на основании которых определяются поступления планового периода, обязательно учитывается уровень их фактического выполнения за последний отчетный год, а также ожидаемого выполнения за период, предшествующий планируемому. Показатели должны приводиться в объеме, указанном в расчете, и полностью отвечать показателям бухгалтерской отчетности за соответствующие периоды.

В процессе формирования специального фонда проекта сметы планирования собственных поступлений бюджетных учреждений осуществляется по группам и подгруппам в соответствии с правилами, определенных законодательством для этой категории доходов бюджета.

Специальный фонд проекта сметы предусматривает возведение показателей по всем источникам поступления средств в этот фонд и соответствующим направлениям их использования.

Распределение расходов или предоставления кредитов из бюджета специального фонда проекта сметы производится исключительно в пределах и за счет соответствующих поступлений, запланированных на эти цели в указанном фонде.

Ответственность за возникновение задолженности, сложившейся по расходам специального фонда, несет исключительно распорядитель, по вине которого она образовалась.

При определении объемов расходов и/или предоставления кредитов из бюджета распорядителей низшего уровня главные распорядители должны учитывать объективную потребность в средствах каждого учреждения, исходя из его основных производственных показателей и контингентов, устанавливаемых для учреждений (количество классов, учеников в школах, коек в больницах, детей в дошкольных учреждениях и т.п.), объема выполняемой работы, штатной численности, необходимости погашения дебиторской и кредиторской задолженности и реализации отдельных программ и намеченных мероприятий по сокращению затрат в плановом периоде.

Обязательным является выполнение требования по первоочередному обеспечению бюджетными средствами расходов на оплату труда с начислениями, а также на хозяйственное содержание учреждений. При определении расходов в проектах смет учреждения должен обеспечиваться строгий режим экономии средств и материальных ценностей. В сметы могут включаться только расходы, предусмотренные законодательством, необходимость которых обусловлена ремонт помещений и т.п., которые не являются первоочередными, могут предусматриваться только при условии обеспечения средствами неотложных расходов и отсутствия задолженности. При этом расходы на заработную плату из средств специального фонда исчисляются в зависимости от объема деятельности, осуществляемой за счет этих средств, с применением установленных законодательством норм, используемых учреждениями аналогичного профиля.

Минфин имеет право определять на каждый год порядок учета в сметах объемов задолженности, возникшей вследствие непогашения бюджетных обязательств учреждений.

Ассигнования на централизованные мероприятия, которые осуществляются главными распорядителями, включаются в смет только в случае, когда проведение таких мероприятий за счет средств бюджета не противоречит законодательству.

К централизованным мероприятиям относятся мероприятия по организации и осуществлению непосредственно аппаратом главного распорядителя или аппаратом уполномоченного им распорядителя низшего уровня или уполномоченным им учреждением закупок товаров, работ и услуг в рамках реализации утвержденных в установленном порядке государственных целевых программ, а также общегосударственных мероприятий программного характера с целью обеспечения соответствующими товарами, работами, услугами учреждений системы главного распорядителя и/или соисполнителей соответствующих государственных целевых программ.

Показатели расходов или предоставления кредитов из бюджета, включаются в проект сметы, должны быть обоснованы соответствующими расчетами по каждому коду экономической классификации расходов или классификации кредитования бюджета и детализированы по видам и количеству товаров (работ, услуг) с указанием стоимости за единицу.

Расходы специального фонда сметы за счет собственных поступлений планируются в следующей последовательности: по установленным направлениям использования, на погашение задолженности учреждения по бюджетным обязательствам по специальному и общему фонду сметы и на проведение мероприятий, связанных с выполнением основных функций, которые не обеспечены (или частично обеспечены) расходами общего фонда.

При этом распорядитель бюджетных средств осуществляет корректировку объемов взятых бюджетных обязательств по общему фонду сметы для проведения расходов по этим обязательствам из специального фонда сметы в соответствии с бюджетным законодательством.

Сметы и штатные расписания учреждений, относящихся к сфере управления МИД и специфика деятельности которых связана с функционированием за рубежом, могут состоять в отдельном порядке, согласованным с Минфином.

После утверждения государственного и местных бюджетов проекты сводных смет приводятся в соответствие с показателями этих бюджетов.

Ответственные исполнители бюджетных программ составляют бюджетные запросы по каждой бюджетной программе и подают их главному распорядителю бюджетных средств.

В процессе обработки бюджетных запросов в Министерстве финансов Украины ответственные исполнители имеют право участвовать вместе с главным распорядителем, в обсуждении и согласовании бюджетных программ, предлагаемых главным распорядителем для включения в проект государственного бюджета. При этом Министерство финансов Украины рассматривает отдельные предложения ответственных исполнителей о включении его бюджетных программ к проекту государственного бюджета только при наличии заключения главного распорядителя.

Главные распорядители бюджетных средств проверяют проекты представленных им смет распорядителей бюджетов низшего уровня (ответственных исполнителей) относительно их законности, фактической верности, целесообразности и других показателей и параметров, после чего формируют проект сводной сметы, который служит основой бюджетного запроса, подаваемого в Министерство финансов Украины, Министерства финансов Автономной Республики Крым, местных финансовых органов по составлению проекта Государственного бюджета Украины. После этого в установленные Министерством финансов сроки главные распорядители бюджетных кредитов подают бюджетные запросы в Министерство финансов Украины. В проекте Закона о Государственном бюджете Украина бюджетные назначения устанавливаются главному распорядителю в разрезе ответственных исполнителей по всем бюджетным программам.

При этом главные распорядители должны обеспечить включение в бюджетные запросы показателей по бюджетным программами, которые обеспечивают в течение нескольких лет выполнение инвестиционных программ (проектов), в случае их одобрения в установленном законодательством порядке и на основании расчетов объема затрат и выгод по реализации таких инвестиционных программ (проектов), а также учета при их составлении отчетов о выполнении паспортов бюджетных программ, а также выводов о результатах контрольных мероприятий, проведенных органами, уполномоченными на осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства. Перечень таких органов и их контрольные полномочия определены в главе 17 комментируемого Кодекса.

3. Часть третья комментируемой статьи Бюджетного кодекса Украины устанавливает ответственность главных распорядителей бюджетных средств за своевременность, достоверность и содержание бюджетных запросов, которые они представляют в Министерство финансов Украины, а также за ее достаточность для составления проекта Государственного бюджета. В случае установления вине главных распорядителей бюджетных средств они могут быть привлечены к ответственности, а при отсутствии, недостоверности данных и др.. Министерство финансов Украина решает вопрос об ответственности главных распорядителей бюджетных средств на основании собственных данных.

Главный распорядитель несет ответственность за своевременность представления, достоверность, содержание и полноту информации бюджетного запроса. В случае несвоевременного представления бюджетного запроса на плановый год, что является бюджетным правонарушением, Министерство финансов, руководствуясь ст. ст. 116 и 118 Бюджетного кодекса Украины, может составить протокол о бюджетном правонарушении согласно приказу Министерства финансов от 15.11.2010 N 1370. В случае предоставления необоснованных или с нарушением установленных требований бюджетных запросов к проекту государственного бюджета на плановый год соответствующие расходы могут быть не включены в проект государственного бюджета на плановый год.

Все показатели бюджетных запросов формируются на основе бюджетной классификации, согласно ст. 2 Бюджетного кодекса Украина представляет собой единое систематизированное группирование доходов, расходов (в том числе кредитования за вычетом погашения) и финансирования бюджета по признакам экономической сущности, функциональной деятельности, организационного устройства и другими признаками соответственно законодательству Украины и международных стандартов. Бюджетная классификация была введена в 1996 году в соответствии с Постановлением Верховной Рады Украины "О структуре бюджетной классификации Украины" N 327/96-ВР от 12 июля 1996 Утверждена постановлением структура бюджетной классификации предполагает деление всех средств бюджета по группам (доходы, расходы бюджета, финансирование бюджета, государственный долг), присвоение каждой из групп индивидуального классификационного номера. В частности, функциональная структура расходов бюджетов Украины предусматривает такие направления расходов: 1. Государственное управление; 2. Международная деятельность 3. Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, 4. Национальная оборона 5. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 6. Образование 7. Здравоохранение 8. Социальная защита и социальное обеспечение; 9. Жилищно-коммунальное хозяйство, 10. Культура и искусство, 11. Средства массовой информации; 12. Физическая культура и спорт 13. Промышленность и энергетика, 14. Строительство, 15. Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство и охота, 16. Транспорт, дорожное хозяйство, связь, телекоммуникации и информатика, 17. Другие услуги, связанные с экономической деятельностью, 18. Мероприятия, связанные с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защитой населения, 19. Охрана окружающей природной среды и ядерная безопасность, 20. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийного бедствия, 21. Пополнение государственных запасов и резервов, 22. Обслуживание государственного долга, 23. Государственные целевые фонды (за исключением Фонда для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения), 24. Расходы, не отнесенные к основным группам.

Экономическая структура расходов бюджетов включает в себя текущие расходы (расходы на товары и услуги, оплата труда государственных служащих, приобретение предметов снабжения и материалов, расходы на командировки, оплата услуг по содержанию помещений и обслуживания учреждений и организаций, оплата транспортных услуг, оплата коммунальных услуг (тепло, вода, электроэнергия) и др.). и капитальные расходы (приобретение основного капитала, приобретение оборудования и предметов долгосрочного пользования, капитальное строительство и капитальный ремонт, создание государственных запасов и резервов и др..), а также другие расходы. Эта структура дает наиболее общее представление о функциональных расходы бюджетов и их отграничения от расходов, классифицированных по экономическому признаку. Однако в постановлении Верховной Рады Украины было установлено, что ведомственная структура расходов бюджетной классификации Украины утверждается Министерством финансов Украины по представлению соответствующих министерств и ведомств. Поэтому в практике работы органов, которые составляют Государственный бюджет Украины, сейчас используется бюджетная классификация, утвержденная приказом Министерства финансов Украины N 604 от 27 декабря 2001 г. В ней каждому из доходов и расходов бюджета, статьям финансирования бюджета и долга присвоен определенный классификационный номер, которым должны руководствоваться все участники бюджетного процесса на стадии составления проекта государственного бюджета.