Бюджетный кодекс Украины (БК Украины) с комментариями к статьям
Статья 7. Принципы бюджетной системы Украины
1. Бюджетная система Украины основывается на следующих принципах:
1) принцип единства бюджетной системы Украины - единство бюджетной системы Украины обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством порядка выполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности
2) принцип сбалансированности - полномочия на осуществление расходов бюджета должны соответствовать объему поступлений бюджета на соответствующий бюджетный период
3) принцип самостоятельности - Государственный бюджет Украины и местные бюджеты являются самостоятельными. Государство средствами государственного бюджета не несет ответственности за бюджетные обязательства органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления. Органы власти Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления средствами соответствующих местных бюджетов не несут ответственности за бюджетные обязательства друг друга, а также за бюджетные обязательства государства. Самостоятельность бюджетов обеспечивается закреплением за ними соответствующих источников доходов бюджета, правом соответствующих органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления определять направления использования бюджетных средств в соответствии с законодательством Украины, правом Верховной Рады Автономной Республики Крым и соответствующих местных советов самостоятельно и независимо друг от друга рассматривать и утверждать соответствующие местные бюджеты
4) принцип полноты - в состав бюджетов подлежат включению все поступления бюджетов и расходы бюджетов, которые осуществляются в соответствии с нормативно-правовых актов органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления
5) принцип обоснованности - бюджет формируется на реалистичных макропоказателях экономического и социального развития Украины и расчетах поступлений бюджета и расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с утвержденными методиками и правилами
6) принцип эффективности и результативности - При составлении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремиться достижения целей, намеченных на основе национальной системы ценностей и задач инновационного развития экономики, путем обеспечения качественного предоставления услуг, гарантированных государством, Автономной Республикой Крым, местным самоуправлением (далее - Гарантированные услуги), при привлечении минимального объема бюджетных средств и достижению максимального результата при использовании определенного бюджетом объема средств;
7) принцип субсидиарности - распределение видов расходов между государственным бюджетом и местными бюджетами, а также между местными бюджетами основывается на необходимости максимально возможного приближения предоставления гарантированных услуг к их непосредственному потребителю;
8) принцип целевого использования бюджетных средств - бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями и бюджетными ассигнованиями
9) принцип справедливости и беспристрастности - Бюджетная система Украины строится на принципах справедливого и непредвзятого распределения общественного богатства между гражданами и территориальными общинами
10) принцип публичности и прозрачности - информирование общественности по вопросам составления, рассмотрения, утверждения, исполнения государственного бюджета и местных бюджетов, а также контроля за исполнением государственного бюджета и местных бюджетов.
Комментарий
Принцип (лат. principium - основа, начало) бюджетной системы - это руководящая идея построения и деятельности в области бюджета, отражается в законодательстве государства.
Статья 95 Конституции Украины определила, что бюджетная система Украины строится на принципах справедливого и непредвзятого распределения общественного богатства между гражданами и территориальными гражданами, а любые расходы государства на общественные потребности, их размер и целевое направление определяются исключительно законом о государственном бюджете. Эта же статья устанавливает задекларировано государством стремление к сбалансированности бюджета Украины и необходимость обнародования регулярных отчетов о доходах и расходах государственного бюджета.
Из этих конституционных положений сформулированы и принципы бюджетной системы Украины, содержащиеся в комментируемой статье Бюджетного кодекса.
1) принцип единства бюджетной системы определяется единством бюджетной политики, единством денежной системы, единством бюджетного законодательства Украины, принципов организации и функционирования бюджетной системы, единой бюджетной классификацией, единством ведения бухгалтерского учета и отчетности, принцип единства бюджетной системы заключается и в том, что ч. 2 ст. 92 Конституции Украины отмечает, что устанавливается государственный бюджет и бюджетная система в Украине исключительно законами. Единство бюджетной системы укрепилась и введением казначейского учета доходов и расходов всех звеньев бюджетов. Государственное казначейство реализует принцип Единого казначейского счета государственного бюджета в сочетании с централизованной системой. По банковской системе осталась аккумуляция средств, их хранение и перечисление по поручению органов Государственного казначейства, прием, хранение и выдача наличных
2) принцип сбалансированности, как было отмечено ранее, - это конституционный принцип, государство пытается соблюдать, наделяя полномочиями органы государства и органы местного самоуправления, которые отвечают объема поступлений доходов на соответствующий бюджетный период, иначе расходы, связанные с их полномочий, покрыть будет невозможно
3) принцип самостоятельности. Согласно Конституции Украины государство и каждый орган местного самоуправления имеет свой бюджет. Каждый орган не несет ответственности средствами своего бюджета за бюджетные обязательства других органов государственной власти и местного самоуправления. Самостоятельность бюджетов обеспечивается закреплением за ними соответствующих источников доходов, правом соответствующих органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления на определение направлений использования средств в соответствии с законодательством Украины, правом Верховой Рады Автономной Республики Крым и соответствующих советов самостоятельно и независимо друг от друга рассматривать и утверждать соответствующие бюджеты
4) принцип полноты означает, что в состав бюджетов должны включаться все поступления и расходы бюджетов в соответствии с нормативно-правовых актов органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления. Исчерпывающий перечень доходов и расходов помещены в Бюджетной классификации, утвержденной приказом Министерства финансов Украины 27 декабря 2001 и включена в Бюджетный кодекс (ст. ст. 8, 9, 10, 11, 12)
5) принцип обоснованности означает составление и исполнение бюджета исходя из реальных показателей социально-экономического развития территории государства. Проект бюджета составляется на основании утвержденных постановлением Верховной Рады Украины основных направлений бюджетной политики (ст. 33 Бюджетного кодекса), в которых планируется предельный размер дефицита (профицита) государственного бюджета в процентах к прогнозируемого годового объема валового внутреннего продукта; предельный размер государственного долга и его структуры; обоснований и расчетов удельного веса межбюджетных трансфертов в расходах государственного бюджета; удельного веса капитальных вложений в расходах государственного бюджета, изменения в законодательство, принятие которых необходимо для реализации бюджетной политики государства, перечень главных распорядителей средств, защищенных статей бюджета; обоснование необходимости деления бюджета на общий и специальный фонды, установление размера минимальной заработной платы и уровня обеспечения прожиточного минимума на планируемый бюджетный период
6) принцип эффективности и результативности - Достижение запланированных расходов с минимальными затратами полученных средств, когда за счет доходов, которые планировались, можно профинансировать больше расходов на первоочередные расходы государства или органа местного самоуправления
7) принцип субсидиарности (лат. subsidiaries - резервный, вспомогательный) в бюджетной системе означает максимально приближено к потребителям предоставления социальных услуг. Самостоятельные местные бюджеты позволяют руководителям государственных, особенно местных органов, так распределять полномочия распорядителей бюджетных средств и планировать им расходы, чтобы наиболее востребованные услуги для граждан предоставлялись им в доступных местах, соответствующего качества (школы, больницы, мастерские, детские ясли). Для этого выделяется финансовая помощь (межбюджетные трансферты), объединяются средства различных распорядителей бюджетных средств на условиях дополнительных договоренностей
8) принцип целевого использования средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с точным определением направления их на финансирование конкретных целей. Использование бюджетных средств не по целевому назначению является нарушением бюджетного законодательства Украины и мотивом привлечения к уголовной ответственности;
9) принцип справедливости и беспристрастности также конституционным принципом. Раздел II Конституции посвящен правам, свободам и обязанностям человека и гражданина. Сорок семь статей Конституции Украины посвященные правам человека и гражданина. Ни одно из гарантированных Конституцией Украины прав гражданина не может быть реализовано без финансового (и безусловно, бюджетного) обеспечения. Средства основных централизованных фондов государства и местных органов самоуправления расходуются на выполнение функций государства. Бюджеты позволяют реализовать все провозглашенные Конституцией права, но нельзя это рассматривать так, что все можно получить уже сегодня
10) принцип публичности и прозрачности - предусматривает обязанность информирования общественности по вопросам составления, рассмотрения, утверждения, исполнения государственного бюджета и местных бюджетов, а также контроля за выполнением государственного бюджета и местных бюджетов. Этот принцип также следует из конституционного принципа, закрепленного статьей 95 Конституции Украины, которая определила, что регулярные отчеты о доходах и расходах государственного бюджета должны быть обнародованы.