Бюджетный кодекс Украины (БК Украины) с комментариями к статьям



Статья 8. Бюджетная классификация

1. Бюджетная классификация используется для составления и исполнения государственного и местных бюджетов, отчетов об их выполнении, осуществлении контроля за финансовой деятельностью органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, других распорядителей бюджетных средств, проведение финансового анализа в разрезе доходов, организационных, функциональных и экономических категорий расходов, кредитования, финансирования и долга, а также для обеспечения общегосударственной и международной сравнимости бюджетных показателей. Бюджетная классификация является обязательной для применения всеми участниками бюджетного процесса в рамках бюджетных полномочий.

2. Министерство финансов Украины утверждает бюджетную классификацию, изменения к ней и информирует об этом Верховную Раду Украины.

3. Бюджетная классификация имеет такие составные части:

1) классификация доходов бюджета

2) классификация расходов и кредитования бюджета

3) классификация финансирование бюджета

4) классификация долга.

Комментарий :

1. Определение бюджетной классификации дает п. 3 ч. 1 статьи 2 Бюджетного кодекса. Бюджетная классификация - это единое систематизированное группирование доходов, расходов, кредитования, финансирования бюджета, долга в соответствии с законодательством Украины и международными стандартами. Иначе говоря, это - систематизированное группирование по определенным признакам доходов и расходов бюджета, которые расположены и закодированные в определенном порядке. Группировка показателей доходов и расходов, которое проводится в бюджетной классификации, дает представление о социально-экономическом, ведомственный, территориальный разрез доходов и направления расходов, их состав и структуру.

Бюджетная классификация служит тому, что использование данных о доходах и расходах, сгруппированных по ней, позволяет видеть движение бюджетных ресурсов и влиять на ход экономических и социальных процессов. Сопоставление запланированных и выполненных показателей позволяет делать выводы и предложения о формировании и использовании всех звеньев бюджетов, сконцентрировать средства на выполнение первоочередных задач экономического и социального развития.

Группировка доходов и расходов по однородным признакам значительно упрощает и облегчает проверку данных по бюджетам, сопоставление смет однородных учреждений, способствует условиям для объединение смет в общих сведений, упрощает контроль за исполнением бюджетов.

Бюджетная классификация обязательна для всех бюджетных учреждений. Бюджетная классификация, размещенная в Бюджетном кодексе Украины, была упрощена и дала возможность обеспечить международное сопоставление состава и структуры показателей доходной и расходной части бюджета.

Бюджетные доходы и расходы распорядителей бюджетных средств отличаются по своим признакам. Логично, что источники, направления использования и другие признаки бюджетных доходов и расходов, например, государства и органов местного самоуправления, различные и не могут планироваться и выполняться в рамках единой бюджетной системы страны без обобщающей классификации. Благодаря бюджетной классификации устанавливается единое (общегосударственное) систематизированное группирование расходов, доходов, финансирования, кредитования бюджета, а также долга по ключевым признакам.

Бюджетная классификация помогает контролировать и определять целесообразность использования бюджетных средств их распорядителями на всех уровнях. Она позволяет избежать злоупотреблений должностными лицами органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, других распорядителей бюджетных средств и предотвратить создание коррупционных схем и незаконных манипуляций по отношению к бюджету.

С помощью бюджетной классификации проводится финансовый анализ в разрезе всех важнейших категорий расходов, а также других показателей бюджетов. Классификация обеспечивает возможность общегосударственной и международной сравнимости всех имеющихся бюджетных показателей для адекватной оценки состояния бюджетов (как местных между собой, так и в общегосударственном разрезе, так и по сравнению с другими странами) и возможности прогнозирования и своевременной коррекции.

главной требованием к бюджетной классификации является ее прозрачность, адекватность и соответствие реальным показателям. Обязательность и постоянство применения бюджетной классификации всеми участниками бюджетного процесса является обязательным требованием и залогом ее качественной и прогрессивной работы, обеспечит реальное видение состояния общенационального и местных бюджетов.

2. Структура бюджетной классификации в Украине была утверждена Постановлением Верховной Рады Украины от 12 июля 1996 N 327 "О структуре бюджетной классификации", с целью создания единой информационной системы сведения государственных доходов и расходов по всем звеньями бюджетной системы. Во исполнение этого постановления с 1 января 1998 приказом Министерства финансов Украины была введена новая бюджетная классификация. Ведомственные классификации расходов Автономной Республики Крым и местных бюджетов были утверждены Министром финансов Автономной Республики Крым, а руководители соответствующих финансовых органов утвердили классификации по местным бюджетам.

Бюджетная классификация включает группировки доходов по источникам поступлений, а расходы - по их направлению, а также источники финансирования дефицита - по однородным признакам, которые расположены и закодированные в определенном порядке, и используются для составления и исполнения бюджетов.

С помощью бюджетной классификации осуществляется контроль за деятельностью распорядителей бюджетных средств и обеспечивается единая база систематизации показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Разработана бюджетная классификация подлежит обязательному утверждению Министерством финансов Украины, все изменения, поправки и дополнения к ней совершаются с обязательным утверждением Министерством финансов Украины (приказ Министерства финансов Украины от 27 декабря 2001 N 604 "О бюджетной классификации и ее внедрении"), которое в свою очередь информирует о всех совершенных действия по бюджетной классификации Комитет Верховной Рады Украины по вопросам бюджета.

Бюджетная классификация состоит из четырех составляющих частей, а именно:

1) классификация доходов бюджета

2) классификация расходов и кредитования бюджета

3) классификация финансирование бюджета

4) классификация долга.