Бюджетный кодекс Украины (БК Украины) с комментариями к статьям



Статья 9. Классификация доходов бюджета

1. Доходы бюджета классифицируются по следующим разделам:

1) налоговые поступления;

2) неналоговые поступления

3) доходы от операций с капиталом

4) трансферты.

2. Налоговыми поступлениями признаются установленные законами Украины о налогообложения общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи) и местные налоги и сборы (обязательные платежи).

3. Неналоговыми поступлениями признаются:

1) доходы от собственности и предпринимательской деятельности;

2) административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой хозяйственной деятельности

3) другие неналоговые поступления.

4. Трансферты - Средства, полученные от других органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, других государств или международных организаций на безвозмездной и безвозвратной основе.

Комментарий

Согласно п. 23 ч. 1 ст. 2 БК Украины, доходы бюджета - это налоговые, неналоговые и другие поступления на безвозвратной основе, взимание которых предусмотрено законодательством Украины (включая трансферты, плату за административные услуги, собственные поступления бюджетных учреждений).

Соответственно, классификация доходов бюджета - это единственное систематизированная группировка доходов бюджета в соответствии с законодательством Украины и международными стандартами.

Согласно комментируемой статье доходы бюджета классифицированы по четырем группам (разделам):

1) Налоговые поступления;

2) Неналоговые поступления

3) Доходы от операций с капиталом

4) Трансферты.

В БК Украины содержатся определения трех из указанных групп доходов, за исключением операций с капиталом. Определив части первой составляющие классификации доходов бюджета, в последующих частях (по логике законодателя) осуществляется их тезисное определения, и входит в содержания частей 2 - 4 статьи 9 Кодекса, но выяснив, что такие налоговые поступления, неналоговые поступления, трансферты, непонятно из содержания статьи, относится к доходов от операций с капиталом.

В части 2 статьи 9 Кодекса определяется, что налоговыми поступлениями признаются установленные налоговыми законами Украины общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи) и местные подать и сборы (обязательные платежи). Надо учитывать, что понятие "налоговых поступлений" не свойственно налоговому законодательству (где используются категории "налоговая система", "система налогообложения", "Налоги", "собрание" и т.д.) и применяется исключительно в Бюджетном кодексе. Исчерпывающий перечень общегосударственных налогов и сборов и местных налогов и сборов установлены Законом Украины "О системе налогообложения" (статьи 14, 15), а уже взимания каждого отдельного налога или сбора осуществляется согласно отдельному Закона Украины или Декрета Кабинета Министров. Это относится к общегосударственным налогам и сборам (статья 14 Закона Украины "О системе налогообложения"). Несколько иная ситуация характеризует местные налоги и сборы. Статьей 15 Закона Украины "О системе налогообложения" установлен исчерпывающий перечень подобных платежей, механизмы которых детализированы в соответствующих статьях Декрета Кабинета Министров Украины "О местных налогах и сборах", а применение каждого местного налога или сбора осуществляется на основании решения органа местного самоуправления.

соответствии с разделом I бюджетной классификации "Классификация доходов бюджета "к налоговым поступлениям отнесены:

а) налоги на доходы, прибыль, увеличение рыночной стоимости (подоходный налог с граждан, налог на прибыль предприятий)

б) налоги на собственность (периодические налоги на чистую стоимость имущества, налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов)

в) сборы за специальное использование природных ресурсов (сбор за специальное использование лесных ресурсов и пользование земельными участками лесного фонда, сбор за специальное использование водных ресурсов; платежи за пользование недрами, сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, плата за землю, плата за использование других природных ресурсов)

г) внутренние налоги на товары и услуги (налог на добавленную стоимость; акцизный сбор с произведенных в Украине товаров; акцизный сбор с ввезенных на территорию Украины товаров; налоги на отдельные категории услуг, плата за лицензии на отдельные виды хозяйственной деятельности, плата за торговый патент)

д) налоги на международную торговлю и внешние операции (ввозная и вывозная пошлина, средства, полученные за совершение консульских действий, другие поступления)

е) прочие налоги (местные налоги и сборы, плата за предоставление услуг по оформлению документов на право выезда за границу; налоги, не отнесенные к другим категориям; фиксированный сельскохозяйственный налог, единственный налог для субъектов малого предпринимательства, сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства).

В неналоговых поступлений относятся:

а) доходы от собственности и предпринимательской деятельности (поступления от превышения валовых доходов над расходами Национального банка Украины; поступления от денежно-вещевых лотерей; поступления от размещения в учреждениях банков временно свободных бюджетных средств, дивиденды, начисленные на акции (доли, паи) хозяйственных обществ; рентная плата, другие поступления; поступления средств, полученные от продажи акций открытых акционерных обществ за компенсационные сертификаты; поступления средств от возмещения убытков сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства)

б) административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой и побочной продажи (плата за содержание детей в школах-интернатах, плата за содержание воспитанников школ, профтехучилищ социальной реабилитации, плата за предоставление услуг службой разрешительной системы органов внутренних дел, плата за аренду целостных имущественных комплексов и другого имущества; государственная пошлина, таможенные сборы, единственный сбор, взимаемый в пунктах пропуска через государственную границу Украины)

в) поступления от штрафов и финансовых санкций (суммы, взысканные с лиц, виновных за ущерб, нанесенный предприятию, учреждению, организации; перечисление предпринимателями доли стоимости изготовленной нестандартной продукции за разрешением на временное невыполнение требований соответствующих стандартов; административные штрафы и другие санкции; поступления штрафных санкций за нарушение правил пожарной безопасности)

г) другие неналоговые поступления (поступления сумм разницы в цене на природный газ; отчисления от сумм превышения расчетной величины фонда оплаты труда; пеня за нарушение сроков расчета в сфере внешнеэкономической деятельности и невыполнение обязательств; доходы от операций по кредитованию и предоставлению гарантий; собственные поступления бюджетных учреждений, плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями, другие источники собственных поступлений бюджетных учреждений, дополнительные сборы на оплату пенсий)

Доходы от операций с капиталом составляются путем аккумуляции:

а) поступления от продажи основного капитала (средства от реализации бесхозного имущества, кладов и т.д.; поступления средств от Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней; поступления от отчуждения имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым, находится в коммунальной собственности)

б) поступления от реализации государственных запасов товаров (материальных ценностей государственного резерва и разбронированных материальных ценностей мобилизационного резерва)

в) поступлений от продажи земли и нематериальных активов

г) налоги на финансовые операции и операции с капиталом.

Трансферты определяются Кодексом как средства, полученные от других органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, других государств или международных организаций на безвозмездной и безвозвратной основе. Надо учитывать, что трансферты в Украине существуют в двух формах: дотация выравнивания и субвенции (статья 2 Кодекса). Дотация выравнивания представляется как межбюджетный трансферт на выравнивание доходной возможности бюджета, который его получает, тогда как субвенция - межбюджетный трансферт для использования на определенную цель в порядке, определенном органом, который принял решение о предоставлении субвенции. Принципиальная разница между дотацией и субвенции заключается в цели использования: на дотации этого нет, при предоставлении субвенции четко определены цели использования предоставленных средств. Поэтому, вряд ли, можно характеризовать субвенцию, как средства, выделенные на безвозвратной основе (статья 9 Кодекса), они возвращаются в случае нецелевого использования.

В состав официальных трансфертов бюджетной классификации отнесены:

а) официальные трансферты от органов государственного управления (средства, поступающих из других бюджетов; дотации; субвенции)

б) средства от правительств зарубежных стран и международных организаций (поступления от секретариата ООН за участие украинского контингента в миротворческих операциях, гранты; дары)

в) из другой части бюджета ( из общего фонда бюджета в бюджет развития).

статья Бюджетного кодекса, закладывая основы бюджетной классификации, которая закрепляет соответствующим разделом исчерпывающий перечень бюджетных доходов, частично уточняется статьей 29 Бюджетного кодекса относительно в доходы Государственного бюджета Украины, а также статьями 64, 66, 68 и 69 БК относительно местных бюджетов.