Бюджетный кодекс Украины (БК Украины) с комментариями к статьям
Статья 70. Расходы и кредитование местных бюджетов
1. Расходы и кредитование местных бюджетов включают бюджетные назначения, установленные решением о местном бюджете, на конкретные цели, связанные с реализацией программ и мероприятий согласно статьям 88 - 91 настоящего Кодекса.
2. Средства специального фонда местных бюджетов расходуются на мероприятия, предусмотренные решением о местном бюджете в соответствии с законодательством.
Комментарий:
1. Виды расходов и кредитования местных бюджетов зависят от типа местного бюджета. Так, например, виды расходов бюджета села существенно отличаются от видов расходов бюджета города, районного бюджета или областного бюджета. Виды расходов местных бюджетов регулируются не только комментируемым Кодексом, но и Законом Украины "О местном самоуправлении в Украине". При этом существуют определенные коллизии правовых норм. Так, статья 2 этого Кодекса определяет два разных понятия "местные бюджеты" и "бюджеты местного самоуправления". А Закон Украины "О местном самоуправлении в Украине" в статье 1 оперирует этими понятиями как синонимами.
в Соответствии с частью 7 статьи 64 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" расходы местных бюджетов делятся :
1) расходы, связанные с выполнением делегированных законом полномочий органов исполнительной власти. Эти расходы определяются функциями государства, которые переданы органам местной власти с соответствующей детализацией расходов (см. также комментарии к статьям 88, 89, 90 настоящего Кодекса). При этом такие расходы учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов и регулируются государством, которая должна обеспечивать финансирование таких расходов путем предоставления соответствующих трансфертов. Средства таких трансфертов предусматриваются ежегодно в законе о Государственном бюджете Украины;
2) расходы, связанные с выполнением собственных полномочий местного самоуправления (см. также комментарий к статье 91 настоящего Кодекса). Эти расходы направлены на реализацию полномочий органов местного самоуправления и учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов. Источником финансирование этих расходов являются собственные поступления местных бюджетов. Средства для финансирования этих расходов предусматриваются в ежегодных решению органов местной власти о соответствующий бюджет.
Расходы местных бюджетов включают бюджетные назначения, которые устанавливаются решениями о местном бюджете. Согласно части 2 статьи 64 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" сельские, поселковые, городские, районные в городах советы и их исполнительные органы самостоятельно распоряжаются средствами соответствующих бюджетов и определяют направления их использования.
Расходная часть местных бюджетов определяет два типа расходов:
1) текущие расходы - расходы, которые направляются на финансирование существующих учреждений, учреждений, содержащихся за счет бюджетных средств;
2) расходы развития - расходы, которые направляются на финансирование программ социально-экономического развития соответствующей территории. Эти расходы связаны с реализацией инвестиционных программ (проектов), финансирование субвенций и другими подобными программами.
Расходы, связанные с осуществлением полномочий органов местной власти, которые возникают в результате принятия соответствующих законов Верховной Радой Украины, полностью финансируются за счет Государственного бюджета Украины. Дополнительные расходы местных бюджетов, возникающих в результате решений органов государственной власти (например, предоставление определенных льгот по уплате налогов и т.п.) имеют полностью компенсироваться за счет Государственного бюджета Украины.
2. Частью 2 комментируемой статьи БК установлено, что средства специального фонда местных бюджетов расходуются на мероприятия, предусмотренные решением о местном бюджет в соответствии с законодательством.
Напомним, согласно ч. 3 ст. 13 Бюджетного кодекса, составляющими частями специального фонда местного бюджета могут быть: 1) доходы бюджета (включая собственные поступления бюджетных учреждений), которые имеют целевое направление; 2) расходы бюджета, осуществляемых за счет конкретно определенных поступлений специального фонда бюджета (в том числе собственных поступлений бюджетных учреждений); 3) кредитование бюджет (возврат кредитов в бюджет с определением целевого направления и предоставления кредитов из бюджета, осуществляется за счет конкретно определенных поступлений специального фонда бюджета); 4) финансирование специального фонда бюджета.
Важно также отметить, что в отличие от государственного бюджета, где специальный фонд создается всегда, формирование специального фонда местного бюджета зависит от волевого решения органа, что принимает этот бюджет (то есть, Бюджетным кодексом отнесено на усмотрение Верховной Рады Автономной Республики Крым, соответствующего местного совета принятия решения о создании или несоздание в составе соответствующего местного бюджета специального фонда). Вместе с тем, Верховная Рада Автономной Республики Крым, соответствующий местный совет может принять решение о создании специального фонда в составе соответствующего местного бюджета исключительно на основании закона о Государственном бюджете Украины.
Согласно положениям части 7 статьи 13 БК Украины, передача средств между общим и специальным фондами местного бюджета разрешается только в пределах бюджетных назначений путем внесения изменений в закон о Государственном бюджете Украины, принятие решения о местном бюджете или о внесении изменений к нему, но кроме случая, предусмотренного частью второй статьи 57 настоящего Кодекса. Указанная норма комментируемого Кодекса определяет порядок действий с остатками средств на счетах специального фонда государственного бюджета, которые остались на конец текущего бюджетного периода. Так, Государственное казначейство обязано хранить эти остатки на счетах для покрытия соответствующих расходов в следующем бюджетном периоде с учетом их целевого назначения. Кроме того, если на конец текущего бюджетного периода остались невыполненные бюджетные обязательства по бюджетным программам специального фонда государственного бюджета, и такие бюджетные программы не предусмотрены проектом закона о Государственном бюджете Украины на следующий бюджетный период, представленным на рассмотрение в Верховную Раду Украины, главные распорядители бюджетных средств все равно обязаны выполнить эти обязательства, при чем до конца текущего бюджетного периода, к тому же в пределах и за счет соответствующих фактических поступлений в специальный фонд бюджета, не допуская наличия по таким обязательствам кредиторской задолженности на начало следующего бюджетного периода.