Бюджетный кодекс Украины (БК Украины) с комментариями к статьям
Статья 74. Особенности осуществления местных заимствований и предоставление местных гарантий
1. Местные заимствования осуществляются с целью финансирования бюджета развития городского бюджета Автономной Республики Крым, городских бюджетов и используются для создания, прироста или обновления стратегических объектов длительного пользования или объектов, которые обеспечивают выполнение задач Верховной Рады Автономной Республики Крым и городских советов, направленных на удовлетворение интересов населения Автономной Республики Крым и территориальных общин городов.
2. Объем и условия осуществления местных заимствований и предоставления местных гарантий согласовываются с Министерством финансов Украины.
3. Министерство финансов Украины осуществляет регистрацию местных заимствований и местных гарантий. Все договоры о местных заимствования, договоры, исполнение обязательств по которым обеспечено местными гарантиями, и договоры о возмещении расходов местного бюджета, а также изменения существенных условий таких договоров регистрируются в Реестре местных заимствований и местных гарантий.
4. Государство не несет ответственности по долговым обязательствам Автономной Республики Крым и территориальных общин.
5. Расходы на обслуживание местного долга осуществляются за счет средств общего фонда местного бюджета.
6. Расходы местного бюджета на обслуживание местного долга не могут превышать 10 процентов расходов общего фонда местного бюджета в течение бюджетного периода, когда планируется обслуживание местного долга.
7. Если в процессе погашение местного долга и платежей по его обслуживанию, обусловленных договором между кредитором и заемщиком, нарушается график погашения по вине заемщика, Верховная Рада Автономной Республики Крым, соответствующая городская рада не имеют права осуществлять новые местные заимствования в течение пяти последующих лет.
8. Порядок осуществления местных заимствований и предоставления местных гарантий устанавливается Кабинетом Министров Украины в соответствии с условиями, определенными настоящим Кодексом.
Комментарий:
1. Положения комментируемой ст. 74 БК Украины является детализацией тех положений, которые закреплены в статье 16 Бюджетного кодекса относительно осуществления местных заимствований. В соответствии с п. 33 ч. 1 ст. 2 БК Украины местное заимствования - это операции по получению в бюджет Автономной Республики Крым или городского бюджета кредитов (займов) на условиях возвратности, платности и срочности с целью финансирования бюджета Автономной Республики Крым или городского бюджета.
Согласно ч. 1 комментируемой статьи, местные заимствования осуществляются с целью финансирования бюджета развития городского бюджета Автономной Республики Крым, городских бюджетов и используются для создания, прироста или обновление стратегических объектов длительного пользования или объектов, которые обеспечивают выполнение задач Верховной Рады Автономной Республики Крым, городских советов, направленных на удовлетворение интересов населения Автономной Республики Крым и территориальных общин городов.
в Соответствии ч. 3 ст. 16 Бюджетного кодекса, право на осуществления местных заимствований в пределах, определенных решением о местном бюджете, имеют Автономная Республика Крым, территориальная община города в лице руководителя местного финансового органа по поручению Верховной Рады Автономной Республики Крым, городского совета.
При этом Верховная Рада Автономной Республики Крым и городские советы имеют право осуществлять местные внутренние заимствования (за исключением случаев, предусмотренных ст. 73 БК Украины), тогда как местные внешние заимствования могут осуществлять только городские советы городов с численностью населения свыше пятисот тысяч жителей по официальным данным органов государственной статистики на время принятия решения об осуществлении местных заимствований. При этом местные внешние заимствования путем получения кредитов (займов) международных финансовых организаций могут осуществлять все городские советы.
В ч. 1 комментируемой статьи закреплены обязательные условия, на которых должны осуществляться заимствования: 1) четко определена цель и 2) возвращение. Поскольку средства, полученные в виде заимствований, зачисляются в соответствующий бюджет, а одним из принципов, на которых основывается бюджетная система, в соответствии с п. 8 ст. 7 БК Украины является принцип целевого использование бюджетных средств (то есть бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетным назначениям), поэтому и заимствованием как бюджетным средствам присуще целевое использование. Срочность заимствований означает условие их обязательного возврата.
Поступления от заимствований является одним из источников формирования специального фонда местных бюджетов и зачисляются только в бюджет развития местных бюджетов (о бюджете развития местных бюджетов см. комментарий к ст. 71 БК Украины), кроме случаев, указанных в ст. 73 БК Украины. Речь идет о получении краткосрочных займов для покрытия временных кассовых разрывов и среднесрочных займов для покрытия сумм невыполнение в соответствующем отчетном периоде расчетных объемов корзину доходов местных бюджетов, определенных в законе о Государственном бюджете Украины.
в Соответствии с п. 9.3 Порядок казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденного приказом Государственного казначейства Украины от 4 ноября 2002 г. N 205, заимствования, которые осуществлены по решению Верховной Рады Автономной Республики Крым или соответствующего городского совета, в бюджет развития местных бюджетов, зачисляются на счета, открытые по балансовому счету 3254 "Счет для зачисления в специальный фонда местных бюджетов других кредитов". В регламентированное время средствами программного обеспечения, на основании мемориальных документов, средства перечисляются (списываются) на счета, открытые по балансовому счету 3152 "Средства специального фонда местных бюджетов, которые направляются на специальные расходы".
Отношения заимствования средств местных бюджетов составляют понятие муниципального кредита. Итак, муниципальный кредит - это отношения, связанные с привлечением местных бюджетов денежных средств физических и юридических лиц на условиях срочности, возвратности и платности, в результате которым возникают долговые обязательства органов местного самоуправления как заемщиков или гарантов. Олицетворяя форму публичной кредитной деятельности, муниципальный кредит, который имеет все признаки кредитных отношений, является принципиально отличной категорией от другой распространенной формы кредита - банковского. В частности, основные отличия между ними обобщенно можно изложить следующим образом:
Критерии разграничения | Муниципальный кредит | Банковский кредит |
Лицо кредитора | Юридические и физические лица, в т. ч. банковские учреждения | Банковское учреждение |
Личность должника | Верховная Рада АРК или городской совет | Юридические и физические лица, в т. ч. государство и органы местного самоуправления |
Основная форма заимствования | - выпуск облигаций внутренних местных займов; | Заключения кредитного договора(в т.ч. на условиях факторинга, лизинга) и другие кредитные операции (ч. 1 ст. 49 Закона "О банках и банковской деятельности" от 7 декабря 2000 г.) |
Цель заимствования | Финансирования инвестиций (капитальные вложения, вклады в уставные фонды субъектов предпринимательской деятельности); покрытие временных кассовых разрывов | Получение средств для оплаты/ приобретение товаров (работ, услуг), развитию предпринимательства |
Порядок заимствования | Урегулирован нормами Бюджетного кодекса Украины, постановлением КМУ "Об утверждении Порядка осуществления заимствований в местные бюджеты", приказом Минфина "О Порядке получения краткосрочных ссуд на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих во время выполнения общего фонда местного бюджета" и другими нормативными актами | Урегулирован нормами Гражданского кодекса Украины, Хозяйственного кодекса Украины и Закона Украины "О банках и банковской деятельности" |
Характер правового регулирования | Первичным и превалирующим в организации кредита (заимствований) является метод властных предписаний | Первичными и превалирующими являются диспозитивные основах |
2. Руководители соответствующих местных финансовых органов, что по поручению Верховной Рады Автономной Республики Крым, городского совета осуществляют местные заимствования, обязаны согласовывать объем и условия этих заимствований с Министерством финансов Украины.
Министерство финансов В результате согласования по запросу руководителей соответствующих местных финансовых органов, что по поручению Верховной Рады Автономной Республики Крым, городской совета намерены осуществить местные заимствования, объема и условий таких местных заимствований, осуществляет регистрацию местных заимствований и местных гарантий. Все договоры о местных заимствованиях, договоры, исполнение обязательств по которым обеспечено местными гарантиями, и договоры о возмещении расходов местного бюджета, а также изменения существенных условий таких договоров регистрируются в Реестре местных заимствований и местных гарантий, который ведется Министерством финансов Украины.
3. В ч. 4 комментируемой статьи БК Украины закреплено положение о том, что государство не несет ответственности по долговым обязательствам Автономной Республики Крым и территориальных общин. Это вытекает также из принципа самостоятельности, определенного в п. 3 ст. 7 БК Украины, согласно которому государство средствами государственный бюджет не несет ответственности за бюджетные обязательства органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления. Органы власти Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления средствами соответствующих бюджетов не несут ответственности за бюджетные обязательства друг друга, а также за бюджетные обязательства государства.
4. Отечественная бюджетная практика складывается таким образом, что в местных бюджетах достаточно часто не хватает средств для надлежащего финансирования закрепленных расходов. Дополнительно средства можно получить, совершив заимствования. Однако чрезмерное привлечение дополнительных средств повышает уровень задолженности на местном уровне. Так, с целью предупреждения возникновения такой задолженности, которую органы местного самоуправления будут уже не в состоянии покрыть, в ч. 5 ст. 74 БК Украины закреплено ограничения в отношении средств, за счет которых покрывается местный долг, - расходы на обслуживание долга осуществляются исключительно за счет средств общего фонда местного бюджета.
5. Согласно ч. 6 ст. 74 БК Украины органам местного самоуправления разрешается ежегодно планировать в своих бюджетах средства на обслуживание долга, но лишь в размере, не превышающем 10 % расходов от общего фонда соответствующего местного бюджета в течение бюджетного периода, когда планируется обслуживание долга. Такое положение закреплено с целью ограничивать расходы на обслуживание долга и гарантировать более-менее надлежащий уровень финансирования текущих расходов.
Однако в БК Украины не указывается ограничение размера местного долга и не учтено то, что расходы общего фонда бюджета одного города могут в несколько раз превышать такие расходы в бюджете другого города. Только в приказе Министерства финансов Украины от 9 августа 2002 г. N 627, которым утвержден Порядок получения краткосрочных ссуд на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих во время выполнения общего фонда местного бюджета, указано, что для получения таких займов величина основной суммы долга местного бюджета не может превышать 15 % доходной части общего фонда местного бюджета в плановом бюджетном периоде за вычетом межбюджетных трансфертов. Но касается такое ограничение всех видов заимствований, или только указанных ссуд? Четкого ответа нет. Таким образом, города с развитой мощной промышленностью и города, которые не имеют такого потенциала, поставленные в одинаковые условия по возможности заимствовать средства в пределах указанных 10 %. Например, общий фонд бюджета крупного города А. достигает 2 млрд. грн., а бюджет большого города Б. - 300 - 500 млн. грн. ежегодно. Итак, на обслуживание долгов города А. может тратить ежегодно 200 млн. грн., что немного меньше, чем общий фонд бюджета города Б. При этом количество населения обоих городов может быть почти одинаковым.
Вообще, местный долг - это общая сумма долговых обязательств Автономной Республики Крым или территориальной общины города по возврату полученных и непогашенных кредитов (займов) по состоянию на отчетную дату, возникающих вследствие местного заимствования (п. 35 ч. 1 ст. 2 БК Украины).
6. В п. 7 комментируемого статьи содержится запрет на новые заимствования в течение 5 следующих лет в случае, когда во время погашение местного долга и платежей по его обслуживанию, обусловленных договором между кредитором и заемщиком, имеет место нарушение графика погашения по вине заемщика. Так, Верховная Рада Автономной Республики Крым, соответствующая городская совет лишаются права осуществлять новые местные заимствования в течение следующих пяти лет в случае нарушения ими графика выполнения долговых обязательств, возникающих вследствие местного заимствования. Поскольку средства местного бюджета являются публичными средствами, они расходуются на финансирование публичных расходов, поэтому такое положение включено с целью предупреждения злоупотреблений со стороны местного совета - заемщика, с целью четкого соблюдения порядка осуществления заимствований и реализации публичного интереса.
7. В соответствии с частью 8 комментируемой статьи Бюджетного кодекса Украины порядок осуществления заимствований в местных бюджетов устанавливается Кабинетом Министров Украины в соответствии с условиями, определенными Бюджетным кодексом Украины. Этот порядок включает такую последовательность действий.
Во-первых, получение в Министерстве финансов Украины заключения о соответствии проекта решения об осуществлении заимствования с требованиями бюджетного законодательства. Верховная Рада Автономной Республики Крым или городской совет должен направить в Министерство финансов Украины письменное сообщение о намерении осуществить заимствования, к которому должны быть приложены документы по установленному перечню. Министерство финансов в течение 20 рабочих дней после получения информации и документов рассматривает их и осуществляет проверку соответствия объема расходов на обслуживание местного долга границам, установленным законом. По результатам рассмотрения и проверок делается вывод о соответствии или несоответствии проекта решения об осуществлении заимствования требованиям, установленным бюджетным законодательством. Этот вывод приходится до соответствующего органа.
Во-вторых, принятие Верховной Радой Автономной Республики Крым или городским советом решения об осуществлении заимствования в форме выпуска облигаций. Это решение должно содержать следующие сведения: существенные условия заимствования - размер заимствования, размер основной суммы долга, процентов, а также сроки их уплаты; форму осуществления заимствования - выпуск облигаций внутренних местных займов; цель заимствования. В рамках выпуска облигаций внутренних местных займов эти сведения имеют статус "существенных условий" будущего займа, которые может быть изменен только по письменному согласию кредиторов (владельцев облигаций) и с последующей регистрацией изменений в Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Стоит обратить внимание на два принципиальных момента: в пределах решение о выпуске облигаций должно быть принято решение о форме выпуска и может быть принято решение об дополнительное обеспечение облигаций. Относительно обязательной для определения формы выпуска, то здесь у эмитента есть выбор: документарная (наличная) на предъявителя или бездокументарная (безналичная) именная. Документарная форма предусматривает печати и выдачу сертификатов (бланков) облигаций на предъявителя, то есть выдачу владельцам документов, которые не связаны с их именной идентификацией. Передача права собственности на такие бумаги осуществляется путем их простой передачи, а для реализации прав, предоставляемых ими, владельцу достаточно предъявить сертификат (бланк) облигации. Бездокументарная форма не предусматривает наличия сертификатов (бланков) облигаций и записи на специальном счете в ценных бумагах, которая принадлежит владельцу (по аналогии с безналичными деньгами). Этот счет должен быть заблаговременно открыто таким владельцем у хранителя, которым на основании специальной лицензии может быть банк или предприятие - торговец ценными бумагами. Для эмитента эта форма выпуска предопределяет необходимость заключение с депозитарием договора об обслуживании выпуска облигаций, оформление и депонирование глобального сертификата выпуска ценных бумаг в соответствии с Положением о глобальный сертификат и временный глобальный сертификат, утвержденного решением Государственной комиссии из ценных бумаг и фондового рынка. По облигациям внутреннего местного займа Верховной Радой Автономной Республики Крым или городским советом может быть принято решение об дополнительное обеспечение - заключение соответствующих договоров поручительства или страхование рисков непогашения основной суммы долга и/или невыплаты дохода по облигациям. Копия решения об осуществлении заимствования в форме выпуска облигаций направляется в Министерство финансов Украины в десятидневный срок после его принятия. Но в случае его несоответствия требованиям, установленным бюджетным законодательством, Министерство финансов может обратиться в суд с целью признания такого решения незаконным.
в-третьих, оформление и утверждение информации о выпуске облигаций.
в-четвертых, регистрация выпуска облигаций и информации об их выпуске в центральном аппарате Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынка. После регистрации выпуска облигаций и информации об их выпуске эмитенту выдаются один экземпляр зарегистрированной информации и свидетельство о регистрации выпуска облигаций внутренней местной ссуды. Если облигации выпускаются в документарной форме, свидетельство является основанием для печатания бланков сертификатов облигаций. Если облигации выпускаются в бездокументарной форме, свидетельство является основанием для оформления глобального сертификата.
в-пятых, опубликования зарегистрированной информации о выпуске облигаций в полном объеме в органах прессы Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины и официальном издании Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку не менее, чем за десять дней до начала размещения облигаций.
в-шестых, изготовление бланков сертификатов облигаций (в случае выпуска облигаций в документарной форме) или размещение глобального сертификата (в случае выпуска облигаций в бездокументарной форме).
в-седьмых, размещения облигаций, осуществляемое в срок, указанный в информации о выпуске облигаций, на добровольных началах, то есть без принуждения к покупке. Информацию об осуществлении заимствования Верховная Рада Автономной Республики Крым и городские советы предоставляют Министерству финансов ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Сведения, содержащиеся в полученной информации, вносятся в общий реестр заимствований в местные бюджеты.
в-восьмых, представление к Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку отчета о результатах размещения выпуска облигаций не позднее, чем за десять дней после окончания срока размещения выпуска (серии) облигаций. Заявления на регистрацию выпуска и информации о выпуске облигаций подписываются уполномоченным лицом Верховой Рады Автономной Республики Крым или городского совета или исполнительного органа в соответствии с полномочиями, предоставленными действующим законодательством и/или Верховной Радой Автономной Республики Крым или городским советом.