Бюджетный кодекс Украины (БК Украины) с комментариями к статьям



Статья 73. Займы местным бюджетам

1. Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих местных советов по решению Верховной Рады Автономной Республики Крым или соответствующего местного совета могут получать:

1) ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих по общим фондом и бюджетом развития местных бюджетов, в финансовых учреждениях срок до трех месяцев в пределах текущего бюджетного периода, в исключительных случаях по решению Кабинета Министров Украины относительно бюджета Автономной Республики Крым и городских бюджетов - в пределах текущего бюджетного периода. Порядок получения и погашения таких займов определяется Министерством финансов Украины;

2) ссуды на покрытие временных кассовых разрывов местных бюджетов в соответствии с частью пятой статьи 43 настоящего Кодекса;

3) среднесрочные ссуды на суммы невыполнения в соответствующем отчетном периоде расчетных объемов корзины доходов местных бюджетов, определенных в законе о Государственном бюджете Украины, за счет средств единого казначейского счета на условиях их возврата без начисления процентов за пользование этими средствами. Порядок и условия получения и погашения таких займов определяются Кабинетом Министров Украины.

2. Предоставление займов из одного бюджета другому запрещается.

Комментарий:

1. В бюджетной практике встречаются случаи, когда в процессе планирования и выполнения того или иного местного бюджета не хватает средств для финансирования расходов. Для решения этого вопроса Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих местных советов по решению Верховной Рады Автономной Республики Крым или соответствующего местного совета могут получать краткосрочные и среднесрочные займа, а также осуществлять местные заимствования (о местных заимствованиях см. комментарий к ст. 74 СК Украины) в местный бюджет. Займы местным бюджетам, о которых говорится в комментируемой статье БК Украины, является одной из форм заимствований, осуществляемых исключительно на стадии исполнения бюджета для обеспечения финансовыми ресурсами текущих расходов в случае возникновения временных кассовых разрывов (временный кассовый разрыв - разница между доходами и расходами помесячной росписи ассигнований общего фонда местного бюджета, возникающий в процессе его выполнения, связанная с необходимостью осуществлять платежи в течение текущего бюджетного периода в соответствии с бюджетным обязательств) или невыполнение расчетных объемов корзину доходов местных бюджетов (доходов общего фонда, закрепленных на постоянной основе за местными бюджетами, которые учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов), определенных в законе о Государственном бюджете Украины.

В финансовом законодательстве Украины до принятия комментируемого редакции Бюджетного кодекса четко не разграничивали такие понятия как "ссуда" и "заем". Требует выяснения правовая природа ссуды. Для получения займа заключается договор ссуды - вид гражданско-правового договора, по которому одна сторона (ссудодатель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (пользователю) вещь для пользования в течение установленного срока. При этом пользование вещью может считаться бесплатным, если стороны прямо договорились об этом или если это вытекает из сути отношений между ними. Договор ссуды вещи бытового назначения между физическими лицами может заключаться устно. Договор займа между юридическими лицами, а также между юридическим и физическим лицом заключается в письменной форме. Договор займа здания другого капитального сооружения (их отдельной части) заключается в письменной форме сроком на один год и более, подлежит нотариальному удостоверению. По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность второй стороне (заемщику) денежные средства или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодателю такую же сумму денежных средств (сумму займа) или такое же количество вещей того же рода и такого же качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей, определенных родовыми признаками. Следовательно, предметом договора займа являются денежные средства или другие вещи, определенные родовыми признаками, а договора ссуды - только вещи. Очевидно, что в ст. 73 БК Украины речь идет именно о займах, а не о ссудах. Ясность по этому вопросу была внесена лишь новой редакцией Бюджетного кодекса, одобренной Верховной Радой Украины в июле 2010 года.

1.1. Срок предоставления займов для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих по общему фонду местных бюджетов и бюджетом развития местных бюджетов, - до 3 месяцев в пределах текущего бюджетного периода. В исключительных случаях по решению Кабинета Министров Украины относительно бюджета Автономной Республики Крым и городских бюджетов Совет Министров Автономной Республики Крым, исполнительные органы соответствующих городских советов по решению Верховной Рады Автономной Республики Крым или соответствующего городского совета могут получать такие займы в пределах текущего бюджетного периода. Порядок получения и погашения таких займов определяется Министерством финансов Украины.

Получателями краткосрочных займов выступают:

1) Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих местных советов, - на срок до трех месяцев в пределах текущего бюджетного периода;

2) Совет министров Автономной Республики Крым, исполнительные органы городских советов, - на срок в пределах текущего бюджетного периода (т.е. до одного года).

Объем займов на покрытие временных кассовых разрывов определяется на соответствующий бюджетный период решениями Верховной Рады Автономной Республики Крым или соответствующего местного совета о местном бюджете и может уточняться путем внесения изменений к нему.

Поставщиками краткосрочных займов выступают финансово-кредитные учреждения.

1.2. Срок предоставления краткосрочных ссуд на покрытие временных кассовых разрывов местных бюджетов, связанных с обеспечением защищенных расходов общего фонда бюджета, а также временных кассовых разрывов Пенсионного фонда, связанных с выплатой пенсий, ограничивается концом текущего бюджетного периода, в рамках которого было взято.

При этом объемы временных кассовых разрывов местных бюджетов, связанных с обеспечением защищенных расходов общего фонда, покрываются Государственным казначейством Украины в обязательном порядке, а временные кассовые разрывы Пенсионного фонда Украины, связанные с выплатой пенсий, - покрываются только в пределах фактического дефицита средств на эту цель за счет средств единого казначейского счета на договорных условиях без начисления процентов за пользование этими средствами с обязательным их возвратом до конца текущего бюджетного периода. Порядок проведения таких операций утверждается Кабинетом Министров Украины.

Получателями краткосрочных займов здесь выступают:

1) Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих местных советов - по ссуд на покрытие временных кассовых разрывов бюджетов Автономной Республики Крым, соответствующих местных бюджетов, связанных с обеспечением защищенных расходов общего фонда этих бюджетов;

2) местные органы Пенсионного фонда Украины - относительно ссуд на покрытие временных кассовых разрывов, связанных с выплатой пенсий.

Предоставителем краткосрочных займов здесь выступает Государственное казначейство Украины.

1.3. Срок предоставления среднесрочных займов на суммы невыполнения в соответствующем отчетном периоде расчетных объемов корзину доходов местных бюджетов, определенных в законе о Государственном бюджете Украины, определяется соответствующим отчетным периодом, в котором имеет место невыполнение расчетных объемов корзину доходов местных бюджетов, определенных в законе о Государственном бюджете Украины.

Получателями займов здесь выступают местные бюджеты, за которыми на постоянной основе Бюджетным кодексом Украины закрепленные доходы общего фонда, которые учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов.

Предоставителем займов здесь выступает Государственное казначейство Украины.

Погашение полученных среднесрочных займов осуществляется по результатам годового отчета в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. Порядок предоставления и погашения беспроцентных среднесрочных займов местным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 28 января 2005 г. N 104. Во исполнение пункта 12 Порядка предоставления и погашения беспроцентных среднесрочных займов местным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления Министерством финансов Украины издан приказ "Об утверждении форм документов для предоставления среднесрочных займов" от 11 октября 2005 г. N 686 (здесь содержатся: типовой договор предоставления среднесрочного займа; форма заявления на получение среднесрочного займа; форма реестра сумм займов в разрезе местных бюджетов; форма поручение Государственному казначейству на предоставление среднесрочного займа).

2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи предоставления займов из одного бюджета другому запрещается. То есть исключается существование кредитных и заемных отношений между бюджетами.