Бюджетный кодекс Украины (БК Украины) с комментариями к статьям
Статья 72. Особенности утверждения местного бюджет с дефицитом или профицитом
1. Местный бюджет может утверждаться с дефицитом по общему фонду в случае использования свободного остатка бюджетных средств (путем внесения изменений в решение о местном бюджете по результатам годового отчета об исполнении местного бюджета за предыдущий бюджетный период).
Местный бюджет может утверждаться с профицитом по общему фонду в случае направления в бюджет развития средств из общего фонда такого местного бюджета, исполнение обязательств по непогашенным займам, а также для обеспечения установленного размера оборотного остатка бюджетных средств (путем внесения изменений в решение о местном бюджете по результатам годового отчета об исполнении местного бюджета за предыдущий бюджетный период).
2. Местный бюджет может утверждаться с дефицитом по специальному фонду в случае привлечения в бюджет развития средств от местных заимствований, средств из общего фонда такого местного бюджета, поступления в результате продажи/предъявления ценных бумаг, а также в случае использования остатков средств специального фонда местного бюджета, кроме собственных поступлений бюджетных учреждений (путем внесения изменений в решение о местном бюджете по результатам годового отчета об исполнении местного бюджета за предыдущий бюджетный период).
Местный бюджет может утверждаться с профицитом по специальным фондом в случае погашение местного долга, приобретение ценных бумаг.
Комментарий:
1. Принцип сбалансированности бюджетной системы Украины, который заключается в том, что полномочия на осуществление расходов бюджета должны соответствовать объему поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период, определенный ст. 7 Бюджетного кодекса. Согласно ч. 3 ст. 95 Конституции Украины государство стремится к сбалансированности бюджета Украины. С одной стороны, можно утверждать, что это конституционное положение имеет свое направление исключительно на Государственный бюджет Украины. Но, с другой стороны, сочетание этого положения п. 2 ст. 7 БК Украины, которое касается всех бюджетов, которые составляют бюджетную систему Украины, подтверждает стремление государства к сбалансированности и местных бюджетов.
Местные бюджеты могут состоять из общего и специального фонда, каждый из которых в свою очередь содержит доходную и расходную (расходную части. Доходы и расходы местных бюджетов являются взаимосвязанными категориями. При их несоответствии наступают такие негативные последствия, как бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами, что возникает в результате разбалансированности экономики в стране, снижение доходов и рост бюджетных расходов.
Следует отметить, что где-то до начала 90-х годов XX в. в современной отечественной юридической и экономической литературе тема бюджетного дефицита почти полностью игнорировалась. Это объясняется тем, что наличие бюджетного дефицита в то время рассматривалась как абсолютно негативное явление. Считалось также, что советская экономическая модель с ее плановым характером развития навсегда лишена проблем бюджетного дефицита и государственного долга. Но время и опыт развитых стран показал, что бюджетный дефицит является вполне допустимым явлением в экономике. В связи с этим возникла настоятельная необходимость создания законодательной базы для урегулирования отношений в данной сфере. Сейчас в бюджетном законодательстве всех постсоветских стран определяется если не предельно допустимый размер бюджетного дефицита государственного и местных бюджетов, то по крайней мере сам факт возможного возникновения дефицита.
Уровень дефицита бюджета в любой стране определяют такие показатели, как: 1) соотношение доли расходов, которые не обеспечиваются доходами, до всех расходов в процентах; 2) соотношение доли расходов, которые не обеспечиваются доходами, к объемов валового национального продукта в процентах. Рыночная экономика не в состоянии ликвидировать бюджетный дефицит без принятия действенных мер по стабилизации экономики, соблюдения оптимально возможного соотношения бюджетных доходов с расходами, а также введение жесткой экономии бюджетных средств.
Случаи принятие местных бюджетов с дефицитом, о котором говорится в комментируемой статьи, указанные в ст. 14 БК Украины. Так, местные бюджеты на соответствующий бюджетный период разрешается принимать с дефицитом в случае наличия обоснованных источников финансирования дефицита соответствующего бюджета с учетом особенностей, определенных в ст. 72 БК Украины (эти особенности касающихся общего и специального фонда местных бюджетов).
В ч. 1 ст. 72 БК Украины закрепляется возможность принятия местных бюджетов с дефицитом по общему фонду. Такая возможность реализуется путем внесения изменений в решения о местный бюджет по результатам годового отчета об исполнении соответствующего местного бюджета за предыдущий бюджетный период исключительно на сумму свободного остатка бюджетных средств. Согласно ч. 4 ст. 80 БК Украины годовой отчет об исполнении местного бюджета представляется в Верховную Раду Автономной Республики Крым, соответствующего местного совета Советом министров Автономной Республики Крым, местной государственной администрацией, исполнительным органом соответствующего местного совета или сельским головой (если соответствующий исполнительный орган не создан согласно закону) в двухмесячный срок после завершения соответствующего бюджетного периода (т.е. отчет должен быть до 1 марта года, следующего за отчетным). Проверка отчета осуществляется Счетной палатой Верховной Рады Автономной Республики Крым (относительно использования органами исполнительной власти средств бюджета Автономной Республики Крым), комиссией по вопросам бюджета Верховной Рады Автономной Республики Крым, соответствующего местного совета, после чего Верховная Рада Автономной Республики Крым, соответствующие местные советы утверждают годовой отчет об исполнении бюджета или принимают другое решение по этому поводу (подробнее об этом см. комментарий к ст. 80 БК Украины).
Есть проект местного бюджета на следующий бюджетный период разрабатывается и утверждается без дефицита по общему фонду. После утверждения в текущем бюджетном году отчета за предыдущий бюджетный период станет понятно есть ли свободный остаток бюджетных средств. Не следует путать понятие "остаток бюджетных средств" (согласно п. 25 ч. 1 ст. 2 БК Украины - это объем средств соответствующего бюджета, распорядителей и получателей бюджетных средств этого бюджета на конец отчетного периода) и "свободный остаток бюджетных средств" (согласно ч. 4 ст. 14 БК Украины превышения остатка средств общего фонда бюджета над оборотным остатком бюджетных средств на конец бюджетного периода составляет свободный остаток бюджетных средств, который используется на осуществление расходов бюджета согласно закону о Государственном бюджете Украины и/или изменениями к нему (изменениям в решение о местном бюджете).
Размер бюджетного дефицита местного бюджета в БК Украины не установлен. Для сравнения отметим, что, например, в Российской Федерации в соответствии ч. 5 ст. 92 Бюджетного кодекса РФ по общему правилу размер бюджетного дефицита местного бюджета не должен превышать 10 % объема доходов этого бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. В Болгарии согласно Закону "О местных бюджетах" муниципалитеты имеют право планировать годовой бюджет с дефицитом в 10 % общих планируемых доходов.
В ч. 1 ст. 72 БК Украины закрепляется также возможность принятия местных бюджетов с профицитом по общему фонду. Такая возможность реализуется путем внесения изменений в решение о местном бюджет по результатам годового отчета об исполнении соответствующего местного бюджета за предыдущий бюджетный период. В соответствии с частью 1 комментируемой статьи, местный бюджет может утверждаться с профицитом лишь в случае направления в бюджет развития средств из общего фонда такого местного бюджета, исполнение обязательств по непогашенным займам, а также для обеспечения установленного размера оборотного остатка бюджетных средств.
Согласно ч. 2 ст. 14 Бюджетного кодекса, профицит бюджета утверждается с целью погашения долга, обеспечения установленного размера оборотного остатка бюджетных средств и приобретения ценных бумаг. При этом оборотный остаток бюджетных средств - это часть остатка средств общего фонда соответствующего бюджета, образующаяся для покрытия временных кассовых разрывов. Он устанавливается в размере не более 2 процентов плановых расходов общего фонда бюджета и утверждается в решении о местном бюджете. На конец бюджетного периода оборотный остаток бюджетных средств должен быть сохранен в установленном размере.
2. В части 2 комментируемой статьи предусмотрена возможность утверждения местного бюджета с дефицитом и профицитом по специальным фондом. С дефицитом местный бюджет может утверждаться в случае привлечения в бюджет развития средств от местных заимствований, средств из общего фонда такого местного бюджета, поступления в результате продажи/предъявления ценных бумаг, а также в случае использования остатков средств специального фонда местного бюджета, кроме собственных поступлений бюджетных учреждений. К последним относятся средства, полученные бюджетными учреждениями как плата за предоставление услуг, выполнение работ, гранты, подарки и благотворительные взносы, а также средства от реализации продукции или имущества и другой деятельности. Утверждение местного бюджета с дефицитом по специальным фондом осуществляется путем внесения изменений в решение о местном бюджете по результатам годового отчета об исполнении местного бюджета за предыдущий бюджетный период.
Частью 2 комментируемой статьи БК предусмотрена также и возможность утверждения местного бюджета с профицитом по специальным фондом. Утверждение местного бюджета с профицитом по специальным фондом возможно лишь в случае погашение местного долга, приобретение ценных бумаг.