Гражданский кодекс Украины (ГК Украины) с комментариями к статьям

Стаття 1277. Відумерлість спадщини

1. У разі відсутності спадкоємців за заповітом і за законом, усунення їх від права на спадкування, неприйняття ними спадщини, а також відмови від ее принятия орган местного самоуправления по месту открытия наследства обязательства ' связан подать в суд заявление о признании наследства выморочным.

2. Заявление о признании наследства выморочным подается по истечении одного года со времени открытия наследства.

3. Наследство, признанное судом выморочным, переходит в собственность территориальной общины по месту открытия наследства.

4. Территориальная громада, ставшая собственником выморочного имущества, обязательства ' связана удовлетворить требования кредиторов наследодателя, заявленные соответствии со статьей 1231 настоящего Кодекса.

5. Наследство, не принятое наследниками, охраняется до признания его выморочным согласно статье 1283 этого Кодекса.

Комментарий :

1. В наследственных отношениях может участвовать территориальная община. При этом анализ норм, регулирующих данный вопрос, позволяют утверждать о двойственности ее правового статуса. На основании норм ст. 2, ч. 2 ст. 1222, ст. ст. 1235, 1277 ГК можно утверждать, что территориальная община может выступать и как наследница по завещанию, и правопреемник в порядке видумерлости.

Правовое положение государства как участника наследственных правоотношений по законодательству СССР тоже характеризовалось двойственностью: государство могло приобретать наследство и как выморочное имущество (в период действия ГК УССР выморочное имущество не переходило к коммунальной собственности - собственности территориальной общины, а становилось собственностью государства), и как наследница по завещанию. Единственная особенность наследования имущества государством по завещанию была эт ' связана с существованием предопределенных путей его дальнейшего использования, которые зависели от вида наследственного имущества, его состояния и др.. и регулировались порядке учета, хранения, оценки конфискованного и другого имущества, которое переходит в собственность государства, и распоряжения им, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 25 августа 1998 г. Однако указанная особенность никак не влияла на универсальный характер наследственного преемства государства по завещанию.

2. Статья не определяет особенностей наследования территориальной общиной имущества по завещанию, а только регулирует вопрос перехода к ней выморочного имущества, в отношении которого не оказалось наследников.

Правовыми основаниями признания наследства выморочным могут быть:

1) физическое отсутствие наследников по завещанию и по закону

2) лишение наследников по завещанию и по закону права на наследование

3) устранение наследников по завещанию и по закону от права на наследование

4) отказ от принятия наследства наследниками по завещанию и по закону

5) непринятия наследства наследниками по завещанию и по закону;

6) физическое отсутствие наследников по закону или " отпадения " их из состава наследственных отношений (устранение, лишение, отказ, непринятия наследства), если наследодателем завещана только часть имущества.

Из изложенного следует, что наследство может быть признано выморочным имуществом полностью или в части.

3. Особенность перехода в собственность территориальной общины выморочного имущества проявляется, прежде всего, в том, что такое преемственность возможно только по одному основанию - по закону. Указанный порядок перехода имущества имеет целью устранение безхазяйности наследственного имущества, вызванной отсутствием наследников, место которых занимает община. В данном случае последняя выступает своеобразной " подназначен (в силу закона) наследницей ". Приведенное отнюдь не означает, что община является наследником выморочного наследства. Нормы, аналогичные тем, которые распространяются на наследников, могут определять статус общества лишь при наличии специального указания об этом в законе. Сами по себе правила наследования на общество, к которому перешло выморочное имущество, не распространяются.

Другой существенным признаком указанного перехода является независимость его от воли общества-правопреемника: община лишена права устранить данный наследственный переход, отказавшись от принятия выморочного имущества. Правило о том, что общество является " необходимой правопреемницей " и приобретает наследство независимо от собственной воли находит свое объяснение в основной цели, которой соответствует институт видумерлости - в устранении безхазяйности имущества и случаев завладения наследством неуполномоченными на это лицами.

4. С целью предоставления наследникам, которые по тем или иным причинам не успели принять наследство вовремя, т.е. в течение шести месяцев со дня открытия, дополнительной возможности реализовать свои права, орган местного самоуправления по месту открытия наследства вправе подать заявление о признании наследства выморочным не ранее истечения одного года после открытия наследства. Территориальная община становится обладательницей выморочного имущества с момента вступления в законную силу решения суда о признании наследственного имущества выморочным.

5. Имущество, которое переходит в собственность территориальной общины в порядке видумерлости, отягощается лишь обязательства ' язаннями наследодателя по возмещению имущественного вреда и морального вреда, а также по уплате неустойки (ст. 1231). Поэтому общество не является обязательства ' связанной по возмещению расходов, возникших, в частности, в связи ' связи с организацией и проведением похорон наследодателя, других расходов, указанных в ст. 1232 ГК.

Отвечая по долгам наследодателя, община в случае перехода к ней выморочного имущества не несет ответственности перед отказополучателями, поскольку по смыслу ч. 4 ст. 1275 обязанности ' связь по выполнению завещательного отказа в случае отпадения наследника по завещанию может перейти только к другим наследникам по завещанию. Не соответствует община и перед лицами, в пользу которых сделан возложение (обязательства ' Обязательства наследника по выполнению действий, направленных на достижение общественно полезной цели - ч. 2 ст. 1240).

6. К моменту перехода выморочного имущества в собственность территориальной общины, с целью предупреждения завладения наследием неуполномоченными на то лицами, осуществляется ее охрана в порядке, установленном ст. 1283. Территориальная община не несет обязательства ' язань по возмещению расходов по охране наследственного имущества. По смыслу ч. 4 ст. 1283 расходы на охрану наследства возмещаются наследниками, а община, в наследственных правоотношениях может выступать только как наследница по завещанию (ч. 2 ст. 1222), в данном случае является не наследницей, а правопреемником по выморочного имущества.

7. Согласно ч. 4 ст. 555 ГК УССР авторское право, входившее в состав наследства, или право на долю в авторском вознаграждении, принадлежавшее наследнику, который отказался от наследства, прекращалось. Итак, авторское право не могло перейти к государству в составе выморочного имущества по специальным правилам.

Новый ГК не воспроизводит указанную норму. Вызвано это несовершенством ее формулирования в ГК УССР, поскольку последнее позволяло отдельным авторам сделать ложного, на наш взгляд, выводу о том, что если умерший автор не имел законных наследников и не оставил завещания, его авторские права прекращались. Вместе с тем анализ Закона " Об авторском праве и смежных правах " в редакции от 11 июля 2001 дает разумные основания полагать, что в состав наследства входят имущественные права автора (ст. 29), а такие личные неимущественные права автора, как право авторства, право на имя ' я право на неприкосновенность произведения существуют и охраняются пожизненно и после смерти автора (пункт 10 ст. 28 Закона), причем несмотря на то, что они не наследуются. Поэтому относительно указанных авторских прав неуместно утверждать пресечения, вызванное событием смерти их носителя.

Кроме того, исходя из принципа равенства сторон гражданских правоотношений, лишение государства (территориальной общины) права наследования авторских прав, включая право на получение авторского вознаграждения, было бы недостаточно обоснованным и неуместным.