Гражданский кодекс Украины (ГК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 869. Публічна пропозиція роботи
1. До реклами и других предложений о работе, выполняемой по договору бытового подряда, применяются положения статьи 641 настоящего Кодекса.
2. При сдаче работ заказчику подрядчик обязательства ' связан сообщить ему о требованиях, которые необходимо соблюдать для эффективного и безопасного использования изготовленной или переработанной вещи или другой выполненной работы, а также о возможных для заказчика или других лиц последствия несоблюдения соответствующих требований.
3. Заказчик вправе требовать расторжения договора бытового подряда и возмещения убытков, если вследствие неполноты или недостоверности информации, полученной от подрядчика, был заключен договор на выполнение работ, которые не имеют тех свойств, которые имел в виду заказчик.
Комментарий
1. Рекламой является информация о работе, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно таких работ (согласно определению Закона Украины " О рекламе " от 03.07.96 г. N 270/96). Под другими предложениями понимается публичное, то есть обращено к неопределенному кругу лиц предложение работы. Такое предложение содержит признаки как рекламы (формирует осведомленность о месте заказа работ, подрядчика, привлекает внимание к работам), так и оферты (может включать все существенные условия возможного договора). Однако публичность договора бытового подряда обусловливает и публичность предложения определяет особый правовой режим такой информации.
Учитывая положения ст. 641 ГК Украины реклама или другие предложения по работ не является офертой - предложением заключить договор. Такого рода информация является приглашением для потребителей делать оферты подрядчику.
Данную норму необходимо рассматривать в комплексе с упомянутыми ранее нормами ст. 633 ГК Украины. В частности, непризнание рекламных материалов офертой не освобождает предпринимателя от обязанности ' связи осуществить выполнение работ по заказу каждого, кто к нему обратится. Реклама или другие предложения является публичным выражением того обязательства ' Обязательства, о котором идет речь в ч. 1 ст. 633 ГК и в ст. 178 ГК Украины. В то же время, разграничение публичных предложений и оферты в отношении определенного договора является значительной гарантией защиты интересов предпринимателя. Такое разграничение обеспечивает реализацию права подрядчика отказать в заключении договора в случае невозможности выполнения работы по очередным заказом. Об ' объективная обоснованность такого отказа исключает возможность злоупотреблений со стороны потребителей правом на возмещение убытков за уклонение от заключения договора, и тем более - за невыполнение условий договора, который согласился потребитель по публичной офертой.
2. Норма части второй продолжает положения ст. 868 по установлению информационных обязанности ' связей подрядчика, но устанавливает обязанность ' связки на момент принятия работ заказчиком и касается не гипотетического (возможного, обычного) результата работ, а индивидуально определенного о ' объекта: результат выполнения заказа по договору.
Определяя право потребителя на безопасность результата работ, законодатель оперирует понятием " обычные условия " использования, хранения и т.п. (ч. 1 ст. 14 Закона " О защите прав потребителей " от 12.05.91 года N 1023). Такие обычные условия могут включать общеизвестные правила обращения с определенными вещами, то есть такие, которые не требуют специальных знаний о свойствах и характеристики работ и их результата. К обычным условиям относятся и специальные правила для определенного класса вещей или отдельного изделия, которые требуют специальных знаний или существенно отличаются от общеизвестных правил обращения с аналогичными вещами.
Несоблюдение потребителем обычных условиях исключает ответственность подрядчика за определенные риски и эт ' связанную с ними ущерб. Но для освобождения подрядчика от ответственности на этой основании обычные условия обращения с изготовленной/переработанной летию должны быть доведены им к заказчику. Относительно общеизвестных правил, то они осознаются заказчиком в силу наличия у него дееспособности, которую характеризует умственное аспект. Норма ч. 2 комментируемой статьи касается тех условий использования, которые являются специальными, нуждаются определенных знаний для возможности использования по назначению или условий использования тех результатов, которые составляют определенный уровень опасности для здоровья ' я имущества, окружающей среды. Такие условия и последствия их несоблюдения должны быть уведомлены подрядчиком при сдаче-приемке работ. При этом применяемое в ГК правило по эффективному и безопасного использования следует толковать расширительно: должны обеспечиваться эффективность и безопасность использования, хранения, транспортировки, утилизации.
3. Норма ч. 3 устанавливает ответственность за невыполнение подрядчиком обязанности ' связи по предоставлению надлежащей информации о предлагаемых им работ. Речь идет о нарушении преддоговорного обязанности ' связи, установленного ст. 868, а не ч. 2 комментируемой статьи, ведь следствием нарушения обязанности ' связи называется заключения договора. Ответственность подрядчика состоит в наступлении неблагоприятных для него последствий, эт ' связанных с расторжением договора и возмещением убытков.
Первая правомочность, которой наделяется заказчик - это право требовать расторжения договора. Учитывая, что заказчику предоставлено именно это право, а не право на односторонний отказ от договора, он может быть расторгнут в момент достижения сторонами согласия относительно расторжения (ч. 3 ст. 653 ГК). Устанавливая суб ' объективное право одной стороны требовать расторжения, законодатель тем самым закрепляет корреспондирующий обязанности ' Связь другой стороны удовлетворить такое требование путем согласования на условия расторжения, изложенные в требовании. Такое согласование должно иметь внесудебный характер, а в случае невыполнения подрядчиком обязанности ' связи удовлетворить требование заказчика (в т.ч. при несогласии с отдельными условиями расторжения), последний передает вопрос на решение суда. Однако, такая конструкция не лишает, конечно, заказчику права обратиться непосредственно в суд.
Вторым следствием нарушения информационного обязанности ' связи предпринимателем является возмещение убытков. Следует заметить, что в данной норме речь идет о реальных убытки и упущенную выгоду. Возмещение морального вреда этой статье прямо не предусматривается и может быть взыскан при наличии общих оснований для его возмещения (Ст. 1167 ГК).
Наличие убытков, эт ' связанных с заключением ненужного договора, не является обязанности ' Обязательным условием для возникновения права требовать расторжения договора. Основаниями ответственности в виде расторжения договора являются: нарушение предпринимателем обязанности ' связи по предоставлению информации; заключения договора, отсутствие у работ, которые выполняет подрядчик, тех свойств, которые имел в виду заказчик; причинно-следственная связь ' связь между нарушением и заключением договора. Ответственность наступает независимо от этапа выполнения договора: несоответствие результата работ ожиданиям заказчика может оказаться еще до достижения и передачи такого результата.
Закон " О защите прав потребителей " от 12.05.91 года N 1023 определяет и другие последствия невыполнения подрядчиком обязанности ' связи по предоставлению информации. В зависимости от последствий нарушения потребителю предоставляются следующие права:
- требовать предоставления надлежащей информации
- требовать возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью ' й или имуществу потребителя, и убытков, причиненных природным об ' объектам.