Гражданский кодекс Украины (ГК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 908. Загальні положення про перевезення
1. Перевозка груза, пассажиров, багажа, почты осуществляется по договору перевозки.
2. Общие условия перевозки определяются настоящим Кодексом, другими законами, транспортными кодексами (уставами), другими нормативно-правовыми актами и правилами, которые выдаются соответствии с ними.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются договором, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами, транспортными кодексами (уставами), другими нормативно-правовыми актами и правилами, издаваемыми в соответствии с ними.
Комментарий
1. Развитие народного хозяйства и жизни людей вообще невозможно представить без средств перемещения (транспорта). Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажиров и багажа к определенному месту. Поэтому отношения перевозки возникают при наличии необходимости в территориальном перемещении об ' объектов или людей с помощью транспортных средств. Данные отношения регулируются правовыми нормами, поэтому приобретают форму обязательства ' вязальная - правовых. При этом транспорт создает самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам.
Законодатель в ст. 908 ГК Украины предусматривает возможность установления условий перевозки груза, пассажиров, багажа и ответственности сторон по этим перевозкам соглашением сторон (договором). Данное правило отражает общий принцип гражданского права о свободе договора (см. комментарий к ст. 627 ГК Украины), согласно которому стороны свободны в заключении договора, выборе контрагента и определении условий договора. Согласно ч. 1 ст. 908 ГК Украины, договор перевозки является единственным основанием возникновения обязательства ' язань из перевозки груза, пассажиров, багажа, почты. На договорную основание осуществления перевозки, указывал в свое время Г.Ф. Шершеневич, как на его характерный признак (Курс торгового права. Т. 2: Товар. Торговые сделки. - М.: " Устав ", 2003. - С. 209). То есть, данный вид обязательства ' язань не требует наличия других юридических фактов, в частности плана перевозки. Последний играл важную роль в советский период, когда на всех видах транспорта осуществлялось общее государственное планирование перевозки груза. Сегодня планы перевозки имеют значение способа исполнения договорного обязательства ' Обязательства по перевозке грузов, пассажиров, багажа и обусловленные необходимостью обеспечения бесперебойной деятельности отдельных видов транспорта в связи ' связи с их особыми свойствами. Например, согласно договору автомобильной перевозки груза перевозчик и в пределах квартального плана за 10 дней до начала каждого месяца определяют месячные планы по декадными плановыми заданиями на перевозку грузов (п. 3.6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине).
Договоры перевозки относятся к договорам о предоставлении услуг, особенность которых состоит в том, что предоставление услуг неотделимо от деятельности лица, которое их предоставляет. Так, Г.Ф. Шершеневич при классификации гражданско-правовых договоров отводил договора перевозки самостоятельное место среди договоров по предоставлению пользование чужими услугами, к которым он отнес, также личный наем, подряд, доверенность, заем, кладь и общество (Там же. - С. 402). Кроме того, он, не поддерживая позицию законодателя, относил данный договор к подряду (Устав путей сообщения по прод., 1893 г.), понимал под ним сложное правоотношение, которое сочетает элементы: личного найма (перевозчик, через своих агентов, выполняет указания отправителя при загрузке товара, в принятии мер его хранения) имущественного найма (перевозчик позволяет отправителю пользоваться своими вагонами, пароходами, животными, составами и т.д.); клади (перевозчик обязательства ' связывается хранить груз и оберегать его от повреждения) поручения (отправитель поручает перевозчику выдать груз определенному лицу, а также освободить груз от таможенных пошлин, получить фрахт и т.п.) (Там же. - С. 213). Однако процесс перемещения груза не ограничивается отношениями, возникающими из договора перевозки. Перевозочными есть со договоров на организацию перевозки, на эксплуатацию под ' подъездных путей, подачу и уборку вагонов и тому подобное.
В условиях перехода Украины к рыночным отношениям особое значение приобретает система договоров перевозки, которые позволяют свободно выбирать контрагента и определять условия договора по договоренности с ним.
Система договоров перевозки корреспондирует непосредственно транспортной системе Украины, так как способствует нормальному функционированию последней, обеспечивает развитие народного хозяйства, юридических и физических лиц услугами по перевозке грузов, пассажиров, багажа, почты. Согласно ст. 1 Закона Украины " О транспорте ", транспортная система в Украине состоит из следующих элементов: 1) транспорт общего пользования (железнодорожный, морской, речной, автомобильный, авиационный, городской электротранспорт, в том числе метрополитен) 2) промышленный железнодорожный транспорт, 3) ведомственный транспорт, 4) трубопроводный транспорт 5) пути сообщения общего пользования. То есть, транспортная система Украины об ' объединяет не только железнодорожный, морской, речной, автомобильный, авиационный, городской электротранспорт, но и специализированные виды транспорта, частности трубопроводный. Эксплуатация трубопроводов законодатель относит к транспортной деятельности как таковой, что обеспечивает доставку газа и нефти. Однако в литературе встречается другое видение юридической природы обязательства ' язань по транспортировке товаров по газо-и нефтепровода. Так, Д. А. Медведев и В. Т. Смирнов отмечают, что технологическая специфика транспортировки товаров по газо-и нефтепровода не являются основанием для возникновения транспортного обязательства ' Обязательства, поэтому срок " трубопроводный транспорт " имеет условное значение. Природа обязательства ' язань, возникающие при перемещении товаров по трубопроводу, имеет смешанный характер: здесь о ' соединяются элементы обязательства ' связанных с передачи имущества (нефти, газа) и по предоставлению услуг (транспортировка, хранение). К трубопроводного транспорта применяется специальное законодательство (Гражданское право. Учебник. Часть 2/Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: " ПРОСПЕКТ ", 1997. - С. 374).
Таким образом, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка, различают договоры перевозки железнодорожным транспортом, морским и речным (внутренним водным) транспортом, авиационным (воздушным) транспортом, автомобильным транспортом, городским электротранспортом. Также, следует выделить договоры перевозки промышленным железнодорожным транспортом, ведомственным и трубопроводным транспортом.
Система договоров перевозки составляет их деление в зависимости от предмета перевозки, от правового статуса перевозчика, от перемещения груза, пассажиров, багажа в пространстве и от количества транспортных средств, обеспечивающих перевозочный процесс.
зависимости от предмета перевозки законодатель выделяет договоры перевозки груза (предметом этого договора является перевозка груза), в частности перевозки опасного груза, пассажиров и багажа (предмет договора - Доставка пассажиров и багажа в пункт назначения), почты (предмет перевозки - доставка почте в пункт назначения), фрахтования (предметом договора является предоставление всей или части вместимости транспортного средства).
зависимости от перемещения груза, пассажиров, багажа и почты в пространстве различают договоры перевозки во внутреннем и международном сообщении. Перемещение грузов, пассажиров, багажа и почты во внутреннем сочетанию означает, что их перевозка осуществляется в пределах территории Украины, а соответственно в международном соединению - между Украиной и государствами. В свою очередь внутренние перевозки пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования в свою очередь подразделяются на: городские, пригородные, междугородные внутриобластные, междугородные межобластные. Так, к городским относятся перевозки по маршрутам в пределах территории населенного пункта, до пригородных - перевозки по маршрутам длиной до 50 километров независимо от административно-территориального деления, кроме городских маршрутов, до внутриобластных - перевозки по маршрутам, длина которых превышает 50 километров и которые проходят в пределах территории Автономной Республики Крым, области, до междугородных межобластных - перевозки по маршрутам, длина которых превышает 50 километров и которые выходят за пределы территории Автономной Республики Крым, области. На морском транспорте перевозки внутри страны традиционно называется каботажем. При этом различают малый каботаж (перевозки между портами одного морского бассейна) и большой каботаж (перевозки между портами нескольких морских бассейнов). Железнодорожное перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа может осуществляться в пассажирском и пригородном сообщении. Так, перевозка пассажиров, багажа и грузобагажа в пассажирском сообщении осуществляется в пассажирских, скорых, скоростных, высокоскоростных, фирменных поездах, электро-и дизель-поездах повышенного комфорта между пунктами, расположенными. При этом различают пассажирское местное сообщение (на сети одной железной дороги) и пассажирское прямое сообщение (на сети двух и более железных дорог). А сочетание пригородное - перевозка пассажиров пригородными и местными электро-и дизель-поездами, поездами, сформированными из классных вагонов с локомотивной тягой без нумерации мест в вагонах по пригородным тарифам. В зависимости от способов доставки пассажиров к месту назначения пассажирское сообщение делится на пересадочной и беспересадочном.
зависимости от правового статуса перевозчика все договоры можно разделить на договоры, перевозки по которым осуществляется транспортом общего пользования и договоры, перевозчиком которых другие транспортные организации. При этом договоры перевозка транспортом общего пользования публичными.
На автомобильном транспорте по названному критерию договоры перевозки можно разделить на договоры, перевозки по которым осуществляется транспортом общего пользования, ведомственным транспортом и индивидуальным. Автомобильные транспортные средства общего пользования используются перевозчиками для предоставления услуг по перевозке пассажиров и грузов. Ведомственным являются автомобильные транспортные средства субъектов ' объектов предпринимательской деятельности, учреждений и организаций, используемые ими только для собственных нужд. А индивидуальным автомобильным транспортным средством являются транспортные средства физических лиц, используемых ими только для собственных нужд. В зависимости от вида услуг пассажирам автомобильного транспорта общего пользования договоры перевозки делятся на автобусные, такси и грузопассажирские перевозки пассажиров и багажа (ст. 35 Закона Украины " Об автомобильном транспорте ").
Перевозка осуществляется транспортными организациями. При этом оно может осуществляться одним или несколькими организациями одного или нескольких видов транспорта. С учетом этого и) местные - перевозки, осуществляется одной транспортной организацией (железной, пароходством т.д.), б) прямые - перевозка осуществляется несколькими организациями одного вида транспорта в) прямые смешанные - Перевозка осуществляется несколькими организациями различных видов транспорта.
зависимости от вышеупомянутых видов перевозки, основанием возникновения обязательства ' язань по перевозке могут быть договоры перевозки местного, прямого и прямого смешанного сообщения.
В юридической литературе встречается деление договоров перевозки на основные и вспомогательные. Основные договоры перевозки опосереднюють главную сферу взаимоотношений транспортных организаций и клиентуры. К ним относят договоры перевозки груза, пассажиров, багажа, почты договор чартера (фрахтования). А вспомогательные договоры способствуют нормальной организации перевозочного процесса. К ним можно отнести договоры на организацию перевозок; договоры на эксплуатацию под ' подъездных путей, подачу и уборку вагонов; договоры о техническом обслуживании и ремонте транспортного средства и тому подобное.
В новом ГК Украины, в отличие от предыдущих кодифицированных актов, законодатель выделяет, помимо традиционных договоров перевозки груза (ст. 909) и перевозки пассажира и багажа (ст. 910), также и другие договоры, которые обеспечивают перевозку: договоры чартера (фрахтования) (ст. 912), договоры перевозки груза, пассажиров, багажа в прямом смешанном сообщении (ст. 913), договоры перевозки транспортом общего пользование (ст. 915), а также долгосрочные договоры перевозки груза. Все названные договоры имеют целью урегулировать правоотношения, возникающие в процессе перевозки груза, пассажиров и багажа. Поэтому, как отмечал В. В. Витрянского, в современных условиях уже не может речь идти об одном - единый договор перевозки, построенный по модели настоящего контракта, а следует рассматривать систему договоров, опосредующих перевозки грузов, пассажиров и багажа (Договорное право. Книга четвертая. - М.: " Устав ", 2003. - С. 254). К этой системе, которая применяется на всех видах транспорта, относятся договоры перевозки груза, договора перевозки пассажиров и багажа, договора чартера (фрахтования), договоры перевозки груза, пассажиров, багажа в прямом смешанном сообщении, договоры перевозки транспортом общего пользования, а также долгосрочные договоры перевозки груза.
2. Общие условия перевозки определяются Главой 64 ГК Украины, Законом Украины " О транспорте " от 10 ноября 1994 и другими нормативно-правовыми актами и правилами, издаваемыми в соответствии с ними. Соответственно, условия перевозки груза, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются специальными нормативно-правовыми актами, в частности транспортными кодексами (уставами), другими нормативно-правовыми актами и правилами.
Сегодня в Украине действуют Воздушный кодекс Украины от 4 мая 1993 (далее - НК Украины), Кодекс торгового мореплавания Украины от 23 мая 1995 (далее - КТМ Украины) и Устав железных дорог Украины, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 6 апреля 1998 (далее - СЗ Украина). Кроме того, сохраняют силу и Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР, утвержденный постановлением Совета Министров СССР 15 октября 1955 (далее - СВВТ СССР) и Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 27 июня 1969 (далее - САТ УССР).
Другие нормативно-правовых актов следует отнести Закон Украины " О железнодорожном транспорте " от 4 июля 1996 года, Закон Украины " О перевозки опасных грузов " от 6 апреля 2000, Закон Украины " Об автомобильном транспорте " от 5 апреля 2001 года (с изменениями и дополнениями от 23 февраля 2006 года), Закон Украины " О городском электрическом транспорте " от 29 июня 2004. Отношения по перевозке грузов, пассажиров, багажа регламентируются также, правилами, издаваемыми в соответствии с транспортными кодексами и уставами, других нормативно-правовых актов. То есть, правила перевозки должны соответствовать ГК Украины, транспортным кодексам, уставам и другим нормативно-правовым актам. Так, перевозки железнодорожным транспортом осуществляется в соответствии с Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа и почты железнодорожным транспортом Украины, утвержденным приказом Министерства транспорта и связи ' связи Украины от 27 декабря 2006 N 1196, условия перевозки автомобильным транспортом определяется Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденными приказом Министерства транспорта Украины от 14 октября 1997, на воздушном транспорте действуют Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа, утвержденные приказом Государственной службы Украины по надзору за обеспечением безопасности авиации от 14 марта 2006 N 187, и Правила воздушных перевозок грузов, утвержденные приказом Государственной службы Украины по надзору за обеспечением безопасности авиации от 14 марта 2006 N 186.
отношении правового регулирования речного перевозки, то кроме СВВТ СССР, следует упомянуть еще о двух нормативных акта Советского Союза, которые в настоящее время не отменены и на практике применяются в случае, если на них есть ссылка в договоре - это Правила перевозок грузов в прямом водном сообщении речного и морского пароходства СССР, утвержденные наркомом летнего и морского флота 17 июль 1941 и Правила перевозок пассажиров и багажа в прямом водном сообщении на судах речного и морского флота СССР, утвержденные 23 июня 1940.
Перевозка груза, пассажиров, багажа, почты осуществляется как на внутреннем, так и на международном сообщении. Условия перевозки на международном сообщении установлении не только внутренними нормативно-правовыми актами, но и соответствующими международными договорами и соглашениями СССР и Украины. Например, Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа (1974 г.), Женевской конвенции о договорах международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (1973 г.), Конвенции о международных железнодорожных перевозках (1980 г.), Конвенции о международной автомобильной перевозке пассажиров и багажа (1999 г.), Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) (2000 г.). При этом, внутреннее законодательство применяется к перевозкам, который регулируется международными конвенциями и соглашениями, если данными актами не установлено иное.
Кроме того, международно-правовыми являются сделки в сфере транспорта, заключаемые государствами - участниками СНГ. Например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о международном автомобильном сообщения (1995 г.).
3. В соответствии с абзацем 2 части 2 комментируемой статьи, условия перевозки груза, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются договором. То есть, законодатель детализирует в данной норме принцип свободы договора (см. комментарий к ст. 627 ГК Украины) в части самостоятельного определения сторонами его условий. Это способствует нормальному функционированию последней, обеспечивает развитие народного хозяйства, юридических и физических лиц услугами по перевозке грузов, пассажиров, багажа, почты. Однако в сфере регулирования перевозки действие данного принципа ограничивается, о чем свидетельствует правило о том, что условия перевозки устанавливаются договором, если иное не установлено ГК Украины, другими законами, транспортными кодексами (уставами), другими нормативно-правовыми актами и правилами, издаваемыми в соответствии с ними. То есть большинство норм, регламентирующих деятельность транспорта носят императивный характер. Это обусловлено высокими требованиями к организации перевозки, интересами безопасности перевозочного процесса и другим.