Гражданский кодекс Украины (ГК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 909. Договір перевезення вантажу
1. За договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязательства ' связывается доставить доверенный ей второй стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать его лицу, имеющему право на получение груза (получателю), а отправитель обязательства ' связывается уплатить за перевозку груза установленную плату.
2. Договор перевозки груза заключается в письменной форме.
3. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной (коносамента или иного документа, установленного транспортными кодексами (Уставами).
4. Законом могут быть предусмотрены особенности заключения и выполнения договора перевозки груза.
Комментарий
1. Договор перевозки груза занимает в системе договоров перевозки доминирующее положение, является базовым договором, так как выполняет основные задачи, эт ' связанные с перемещением материальных ценностей, способствует выполнению обязательства ' Обязательства доставить продукцию потребителю.
Согласно ч. 1 комментируемой статьи, по договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязательства ' связывается доставить доверенному ей второй стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать его лицу, имеющему право на получение груза (получателю), а отправитель обязательства ' связывается уплатить за перевозку груза установленную плату. Из приведенного определения договора следует, что договор перевозки груза является двухсторонний (взаимный), реальный и возмездный. Договор перевозки груза является двусторонним, так как перевозчик и наделен как правами, так и обязанности ' связями. О реальном характере договора свидетельствует указание законодателя на то, что у перевозчика возникает обязанность ' связь доставить в пункт назначения только груз, доверенный ему отправителем. Есть договор перевозки груза считается заключенным лишь после передачи груза перевозчику, поэтому его относят к реальным договорам. Исключением из общего правила о правовой природе договора перевозки груза является перевозка груза морским и воздушным транспортом. Так, согласно КТМ Украины (ст. 133), перевозчик или фрахтовщик обязательства ' связывается перевезти вверенный ему отправителем груз в порту отправления в порт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель или фрахтователь обязательства ' связывается уплатить за перевозку установленную плату (фрахт). Из вышеуказанного определения договора следует, что договор морской перевозки является реальным, однако из содержания двух его разновидностей (рейсового чартера и коносамента) можно сделать другой вывод. Так рейсовый чартер можно отнести к консенсуальным договорам морского перевозки, поскольку договор предусматривает договоренность сторон о предоставлении для перевозки всего судна, его части или отдельных судовых помещений, а коносамент - в реальных договоров, которые не предусматривают такого условия. То есть договор морской перевозки груза может быть как реальным, так и консенсуальным. В НК Украины (ст. 61) договор чартера определяется как обязанность ' связь одной стороны (фрахтователя) предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю вместимость одного или нескольких воздушных судов на один или несколько рейсов для воздушной перевозки пассажиров, багажа, груза и почты или для других целей, если это не противоречит действующему законодательству Украины. Есть договор воздушной перевозки груза также может быть отнесен как к реальным договорам, так и к консенсуальным. Договор перевозки груза всегда является возмездным, так как каждая из сторон получает имущественное удовлетворение: отправитель в виде предоставления ему перевозчиком услуг, а перевозчик - получение провозной платы. В этом смысле специфика договора перевозки груза заключается в том, что в тех случаях, когда перевозчик относится к транспорту общего пользования, то плата за перевозку груза определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
Договор аренды носит публичный характер, однако при условии соблюдения требований, вытекающих из содержания ст. 915 ГК Украины (см. комментарий). Кроме того, отнесение договора перевозки груза к публичным договорам влечет применение к его сторон правил о публичном договоре (см. комментарий к ст. 633 ГК Украины). На публичный характер договора перевозки груза также указывается в транспортном законодательстве. Например, КТМ Украины в ч. 1 ст. 129 содержит следующие требования к морской транспортной организации общего пользования: а) она обязательства ' связана принять любой предложенный для перевозки груз, если на судне есть свободные помещения, пригодные для перевозки, и груз может быть перевезен без ущерба для ранее принятых к перевозке грузов б) она не вправе отдавать предпочтение одном грузовладельцу перед другим относительно принятия грузов и условий перевозки, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Украины, в) обязательства ' связана публиковать тарифы и условия перевозок. Кроме того законодатель устанавливает ограничения применения принципа о свободе договора, заключается в запрете морской транспортной организации общего пользования заключать договоры с грузовладельцами об освобождении от ответственности или ее уменьшения, которую эта организация - перевозчик должны нести за утрату, недостачу и повреждение или просрочку в доставке груза (ч. 2 ст. 129 КТМ Украины).
В юридической литературе традиционно к сторонам договора перевозки груза относят перевозчика и отправителя, а получателю отводят роль третьего лица, в пользу которого заключается договор. Поэтому договор перевозки груза по своей конструкции относится к договорам в пользу третьего лица (см. комментарий к ст. 636 ГК Украина), который позволяет получателю, не будучи стороной договора, пользоваться определенными правами и нести соответствующие этим правам обязанности ' связки.
перевозчиками считаются те транспортные организации, имеют права юридического лица и которым предоставлено право заключать договоры перевозки непосредственно или через свои подразделения транспортными уставами (кодексами), а также физические лица, которые являются субъектами ' субъектами предпринимательской деятельности. То есть, законодатель устанавливает два основных требования к перевозчику: а) перемещение груза (также и пассажиров и багажа) должно быть целью его хозяйственной деятельности, б) обязанности ' обязательным является наличие лицензии. О лицензировании отдельных видов деятельности в области транспорта, то оно вводится с целью: обеспечения безопасности и надежности работы транспорта, ограничения монополизма и развития конкуренции, создание равных условий для развития хозяйственной деятельности предприятий транспорта. Лицензии на осуществления транспортной деятельности выдаются Министерством транспорта Украины и другими уполномоченными на то органами в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины (ст. 8 Закона Украины " О транспорте "). Кроме того законодатель в нормативных актах определяет особенности лицензирования осуществления перевозки для отдельных видов транспорта. Относительно лицензирования перевозки речным транспортом, то условия и порядок осуществления содержатся в приказе Государственного комитета Украины по вопросам регулятивной политики и предпринимательства и Министерства транспорта " Об утверждении лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке речным, морским транспортом " от 30 января 2002. В Законе Украины " Об автомобильном транспорте " (ст. 9) отмечается, что лицензирование на автомобильном транспорте направлено на определение начальных и текущих условий предоставления услуг по перевозке пассажиров и грузов, а также важнейших параметров обслуживания потребителей. Задачами лицензирования на автомобильном транспорте являются: содействие становлению современного рынка услуг, развития автомобильного транспорта и стимулирования внедрения новых видов услуг, повышение эффективности использования транспортных средств, создание конкурентной среды, защита прав потребителей и рынка услуг от опасных перевозок, обеспечение социальных стандартов транспортного обслуживания, обеспечение использования сертифицированных и разрешенных для использования для использования транспортных средств, обеспечение доступности услуг и повышения качества транспортного обслуживания, обеспечение допуска автомобильных перевозчиков к перевозке пассажиров транспортными средствами на коммерческой основе путем их предварительной проверки на соответствие требованиям лицензионных условий.
Перечень видов хозяйственной деятельности по предоставлению услуг Перевозка как грузов, так и пассажиров и багажа закрепляется в Законе Украины " О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности " от 1 июня 2000 года (ст. 9), а также в транспортном законодательстве. Например, согласно Закону Украина " Об автомобильном транспорте " лицензия выдается на хозяйственную деятельность по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом на следующие виды работ: предоставление услуг по внутренним перевозкам пассажиров автобусами; предоставление услуг по внутренним перевозкам пассажиров на такси, предоставление услуг по внутренним перевозок пассажиров легковыми автомобилями на заказ, предоставление услуг по внутренним перевозкам грузов грузовыми автомобилями, прицепами и полуприцепами; предоставление услуг по международным перевозкам пассажиров автобусами; предоставление услуг по международным перевозкам пассажиров на такси, предоставление услуг по международным перевозкам пассажиров легковыми автомобилями на заказ, предоставление услуг по международным перевозкам грузов грузовыми автомобилями, прицепами и полуприцепами (ст. 9).
Сегодня вопрос об участниках договорных отношений перевозки грузов, пассажиров и багажа значительно затруднено в связи ' связи с созданием новых самостоятельных коммерческих организаций, которые ранее составляли структурные подразделения транспортных организаций - перевозчиков. Они выполняют различные операции, эт ' связанные с обеспечением перевозки грузов, пассажиров, багажа и в некоторых случаях выступают участниками договорных отношений. Например, на автомобильном транспорте - автостанция, грузовая автомобильная станция, грузовой терминал (автопорт), на воздушном транспорте - аэродромы и аэропорты, на морском и речном - морские и речные порты, на железнодорожном транспорте - железнодорожные станции.
Законодательство устанавливает требования к перевозчику зависимости от осуществления перевозки отдельными видами транспорта. Так, современные требования к автомобильному перевозчику (Ст. 34 Закона Украины " Об автомобильном транспорте ") заключаются в том, что он должен: содержать транспортные средства в надлежащем техническом и санитарном состоянии и обеспечивать их хранение; обеспечивать контроль технического и санитарного состояния транспортных средств перед выездом на маршрут; обеспечивать проведение медицинского контроля состояния здоровья ' я водителей, обеспечить условия труда и отдыха водителей в соответствии с требованиями законодательства; обеспечивать проведение стажировки и инструктажа водителей в порядке, определенном центральным органом исполнительной власти по вопросам автомобильного транспорта, обеспечить безопасность дорожного движения, обеспечить водителей соответствующей документацией на перевозку пассажиров. При этом автомобильным перевозчиком может быть владелец транспортного средства или другое лицо, которое использует его на законных основаниях (доверенность, аренда и т.п.).
Как уже отмечалось, участником договорных правоотношений может быть и автостанция, грузовая автомобильная станция, грузовой терминал (автопорт). Автостанции считается сооружение или комплекс зданий, сооружений, стоянок и под ' съездов для принятия отправления, управления движением автобусов и обслуживания пассажиров. Однако, владельцы автостанций обязательства ' связанные заключить договор с автомобильным перевозчиком, осуществляющим перевозку пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования, только при наличии у него договора с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления об организации перевозки на автобусных маршрутах общего пользования или разрешения органов местного самоуправления на обслуживание маршрутов общего пользования, проходят через эту станцию станция - это комплекс зданий, сооружений, предназначенных для выполнения грузовых, хозяйственных работ с грузами и оказание транспортно-экспедиционных услуг перевозчиком, а грузовым терминалом (Автопорт) является комплекс зданий, сооружений, оборудованных погрузочными средствами, предназначенными для выполнения грузовых, хозяйственных работ с грузами, техническое обслуживание автотранспортных средств, оказание транспортно-экспедиционных и других услуг перевозчикам.
Представителем автомобильного перевозчика является водитель, то есть лицо, которое управляет транспортным средством и имеет соответствующее удостоверение установленного образца. На автобусном маршруте общего пользования автомобильный перевозчик определяется исключительно на конкурсной основе. В конкурсе на определение автомобильного перевозчика могут участвовать автомобильные перевозчики, которые имеют лицензию на тот вид услуг, выносят на конкурс, на законных основаниях используют в достаточном количестве сертифицированные автобусы соответствующего класса, отвечающих требованиям, предъявляемым ' являются к автомобильному перевозчику. К участию в конкурсе не допускаются автомобильные перевозчики, которые: признаны банкротами или в отношении которых возбуждено дело о банкротстве или ликвидации как субъекта ' ведения хозяйства; подали к участию в конкурсе документы, содержащие недостоверную информацию; не соответствуют требованиям, предъявляемым ' являются к автомобильному перевозчику. А порядок проведения конкурса на перевозку пассажиров на автобусном маршруте общего пользования закреплено в ст. 46 Закона Украины " Об автомобильном транспорте ".
Роль перевозчика на морском и речном транспорте выполняет, как правило, судовладелец, которым признается юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли она собственником судна или использует его на иных законных основаниях (ст. 20 КТМ Украины). Есть судовладельцем может выступать и владелец судна - суб ' объект права собственности или лицо, осуществляющее относительно закрепленного за ним судна права, к которым применяются правила о праве собственности. Однако, если владелец судна передает судно во владение и пользование другому лицу, то он теряет статус судовладельца и исключает себя из правоотношений перевозки грузов. Представителем судовладельца (и груза) выступает капитан судна относительно действий, вызванных потребностями судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного ему имущества, если на месте нет других представителей судовладельца (ст. 58 КТМ Украины). В этом смысле судовладельцем есть и фрахтовщик судна, от своего имени в качестве перевозчика заключает договоры морской перевозки с отправителем.
Как уже отмечалось, в некоторых случаях участниками правоотношений, эт ' связанных с перевозкой груза, есть организации, находящихся на территории порта. Под морским портом следует понимать государственное транспортное предприятие, предназначенное для обслуживания судов, пассажиров и грузов на отведенных порту территории и акватории, а также перевозки грузов и пассажиров на судах, принадлежащих порту. На территории порта могут действовать предприятия и организации всех форм собственности, целью и видом деятельности которых является обслуживание судов, пассажиров и грузов в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. На территории Украины существуют торговые, рыбные и другие специализированные морские порты (ст. 73 КТМ Украины). Да, специализированных морских портов можно отнести порты, обслуживающие суда, осуществляющие перевозки определенных видов груза (леса, нефти и т.д.), а также спортивные и прогулочные суда.
Особенностью осуществления речного перевозки является наличие у перевозчика речных транспортных средств, то есть судов. Например, суда, на которых осуществляется перевозка пассажиров, подразделяют: а) в зависимости от скорости движения - на экспрессные, скорые, почтовые, пассажирские и экскурсионно-туристические б) в зависимости от дальности следования - на транзитные, местные, пригородные внутригородские и суда, работающие на переправах (п. 105 СВВТ СССР). Представителем речного перевозчика является капитан судна, то есть лицо, которое управляет судном, руководит судоходством и принимает необходимые меры для обеспечения безопасности плавания, для поддержания порядка на судне, охраны жизни и здоровья ' я людей, которые находятся на судне и сохранности судна и грузов на нем. Речные порты и пристани как участники перевозочного процесса осуществляют операции по приему, загрузки, выгрузки, краткосрочного хранения и выдачи груза, в том числе и груза в контейнерах, а также операции, эт ' связанные с перевозкой пассажиров и багажа. Зависимости от рода операций, осуществляемых порты и пристани, они подразделяются на: а) пассажирские - выполняют операции, эт ' связанные с отправлением и прибытием пассажиров и приемом и выдачей багажа б) грузовые - выполняют операции по приему грузов к перевозке, загрузки, выгрузки и выдачи грузов г) об ' объединены - выполняют операции как по пассажирским, так и грузовых перевозок (п. 42 СВВТ СССР). Также порты и пристани подразделяют в зависимости от объема и характера работ на разряды (п. 45 СВВТ СССР).
По договору воздушной перевозки перевозчиком признается любое юридическое или физическое лицо, которое выполняет воздушные перевозки и имеет права эксплуатанта авиационной техники (ст. 59 НК Украины). Во эксплуатантом следует понимать лицо, организацию или предприятие, эксплуатирующей воздушные суда или предлагает свои услуги в этой области. Для эксплуатации гражданской авиационной техники юридическое или физическое лицо должно получить от государственного органа по вопросам сертификации и регистрации сертификат, подтверждающий соответствие уровня технической подготовки указанного лица требованиям соответствующих авиационных правил Украины (ст. 5 НК Украины). Доверенным лицом эксплуатанта воздушного судна является его командир, имеет право от его имени заключать договоры и соглашения в интересах выполнения задания на полет, обеспечения безопасности полета, сбережения воздушного судна, здоровья ' и жизни пассажиров (п. 6 ст. 38 НК Украины).
В правилах воздушных перевозок грузов, пассажиров и багажа различают перевозчиков по договору, фактических перевозчиков и последовательных перевозчиков. Так, перевозчиком по договору является лицо, которое, как основная сторона заключает договор перевозки с грузоотправителем, а фактический перевозчик - это другое лицо, уполномоченное по договору быть перевозчиком и осуществляет все или часть перевозки, но не является в отношении такой части последовательным перевозчиком. Последовательными перевозчиками считаются несколько лиц, осуществляющих единое перевозки независимо от того, оформлено такая перевозка одной авиагрузовой накладной или несколькими.
В воздушном законодательстве Украины отсутствует определение аэродрома и аэропорта, поэтому мы обратимся Воздушного кодекса Российской Федерации. Так, аэродромом следует понимать участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенную для вылета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенные для принятия и отправки воздушных судов, обслуживания воздушной перевозки, и имеет для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников (Ст. 40).
В Законе Украины " О железнодорожном транспорте " содержатся основные требования к железнодорожного перевозчика. Так, основным организационным звеном на железнодорожном транспорте является железная дорога (железная дорога) - уставное территориально-отраслевое ' единения, в состав которого входят предприятия, учреждения и организации железнодорожного транспорта и которое, при централизованном управлении, осуществляет перевозки пассажиров и груза в определенном регионе транспортной сети (ст. 1 Закона). Управление железной дорогой и другими предприятиями железнодорожного транспорта, относящихся к государственной собственности осуществляется органом управления железнодорожным транспортом Украины (Укрзализныця), которая подчинена Министерству транспорта Украины. Кроме того на Укрзализныцю, что осуществляет функции хозяйствующего субъекта ' объекта, возлагается управление процессом перевозки во внутреннем и международном сообщении, а также регулирования производственно-хозяйственной деятельностью в сфере организации и обеспечения этого процесса железными дорогами, предприятиями, учреждениями и организациями проводится централизованно и относится исключительно к ее компетенции.
Относительно места станции в перевозочном процессе, то она осуществляет операции, эт ' связанные с перевозкой пассажиров, багажа и грузобагажа с принятием, выдачей грузов вагонными, мелкими отправками и в контейнерах, а по договорам с отправителями и получателями - их погрузкой и выгрузкой. Станции могут открываться для проведения всех или отдельных операций (п. 7 СЗ Украина).
Особым требованием, предъявляемым ' является к перевозчикам, является наличие у них на праве собственности или на другой правовом основании транспортных средств, способных осуществить перевозку груза, пассажиров или багажа. При этом законодатель относит их к о ' объектов недвижимого имущества, поскольку они подлежат обязанности ' обязательно государственной регистрации и их перемещение в пространстве тесно ' связано с землей.
Во автомобильным транспортным средством следует понимать колесное транспортное средство (автобус, грузовой и легковой автомобиль, прицеп, полуприцеп), который используется для перевозки пассажиров, грузов или выполнения специальных рабочих функций. При этом законодатель различает автомобильные транспортные средства общего назначения, специализированного и специального назначения. Так, транспортное средство общего назначения - это транспортное средство, а не оборудован специальным оборудованием и предназначенный для перевозки пассажиров или грузов (автобус, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, прицеп, полуприцеп с бортовой платформой открытого или закрытого типа), транспортным средством специализированного назначения является транспортное средство, которое предназначено для перевозки определенных категорий пассажиров или грузов (автобус для перевозки детей, инвалидов, пассажиров определенных профессий, самосвал, цистерна, седельный тягач, фургон, скорая медицинская помощь, автомобиль инкассации, ритуальный автомобиль и т.п.) и имеет специальное оборудование (такси, бронированный, оборудованный специальными световыми и звуковыми сигнальными устройствами др.), а транспортное средство специального назначения предназначен для выполнения специальных рабочих функций (для аварийного ремонта, автокран, пожарный, Автобетоносмеситель, вышка разведывательная или буровая на автомобиле, для транспортировки мусора и других отходов, техническая помощь, автомобиль уборочный, автомобиль-мастерская, радиологическая мастерская, автомобиль для передвижения телевизионных и звуковых станций и т.п.).
КТМ Украины (Ст. 15) различает торговое и ядерное судно. Так, торговое судно означает самоходную или несамоходное плавучее сооружение, используемое: 1) для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбного или иного морского промысла, разведки и добычи полезных ископаемых, спасания людей и судов, терпящих бедствие на море, буксировки других судов и плавучих о ' объектов, осуществления гидротехнических работ или подъема имущества, затонувшего в море, 2) для несения специальной государственной службы (охрана промыслов, санитарная и карантинная службы, защита моря от загрязнения и т.д.) 3) для научных, учебных и культурных целей 4) Спорт 4) для других целей. А ядерное судно - это судно, оборудованное ядерной энергетической установкой. Суда Украины могут находиться во всех формах собственности за исключением ядерного судна должен находиться только в государственной собственности. Законодатель закрепляет способы идентификации судна (ст. 21 КТМ Украины). Так, судно должно иметь: свое название, которое присваивает владелец; позывной сигнал идентификационный номер судовой станции спутниковой связи ' связи и номер избирательного вызова судовой радиостанции зависимости от технической оснащенности.
В НК Украины воздушное судно определяется как летательный аппарат, держится в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности, и способен маневрировать в трехмерном пространстве (ст. 15). Воздушные суда делятся на государственные, гражданские и экспериментальные. Так, воздушное судно является государственным, если оно используется на военной, таможенной, пограничной и милицейской службах и зарегистрировано в реестре государственных воздушных судов; воздушное судно является гражданским, если оно зарегистрировано в государственном реестре гражданских воздушных судов; экспериментальным является воздушное судно, если оно предназначено для проведения испытаний, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ (оно к реестрам не заносится) (ст. 15 НК Украины). Для нового гражданского воздушного судна кроме его регистрации обязанности ' обязательным является сертификация на соответствие действующим в Украине нормам летной годности. Владельцем сертификата является разработчик воздушного судна. При этом в случае изменения его эксплуатационно-технической документации, которые влияют на летную годность, этот тип воздушного судна должен пройти дополнительную сертификацию и получить дополнение к сертификату типа (ст. 16 НК Украины). Есть относительно воздушного судна в Украине предусмотрена как регистрация, так и сертификация.
В Законе Украины " О железнодорожном транспорте " железнодорожный транспорт определяется как производственно-технологический комплекс организаций и предприятий железнодорожного транспорта общего пользования, предназначен для обеспечения потребностей общественного производства и населения страны в перевозке внутренним и международным сообщением и предоставлении других транспортных услуг всем потребителям без ограничения по признакам формы собственности и видов деятельности (ст. 1). При этом перевозки грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа и почты железными проводится в вагонах парка железных дорог или арендованных у железных дорог, а также в собственных вагонах, принадлежащих предприятиям, организациям, учреждениям, гражданам - субъектов ' субъектам предпринимательской деятельности, в том числе расположенным за пределами Украины.
Как уже отмечалось, кроме перевозчика, стороной договора перевозки груза является грузоотправитель, которым может быть любое физическое или юридическое лицо, наделенное право-и дееспособностью. Как правило им выступают предпринимательские общества, осуществляющие отправку груза для выполнения своих договорных обязательств ' язань, эт ' связанных с продажей, поставкой товаров и выполнением других договоров. Отправителем может быть как владелец груза, так и лицо, наделенное грузовладельцем соответствующими полномочиями по отправке груза. Как отмечал Г.Ф. Шершеневич, " отправителем является то, от имени кого кажется груз к перевозке. Надлежит ему груз или он отправляет чужой груз - это не имеет значения с точки зрения последствий, эт ' связанных с договором перевозки ". Однако грузоотправитель является стороной договора независимо от того он непосредственно заключает договор перевозки груза, или через своих представителей.
В отличие от грузоотправителя получатель не принимает участия в заключении договора перевозки, поэтому его нельзя считать стороной этого договора. Получателем может быть сам отправитель, который лично принимает груз или через своего представителя. Однако получателем может быть и третье лицо в пользу которого заключен договор перевозки груза между отправителем и перевозчиком. В данном случае получатель от своего имени пред ' представляет требования к перевозчику, а не как представитель отправителя. Законодатель наделяет грузополучателя не только определенными правами, эт ' связанными с перевозкой груза, а также возлагает на него ряд обязанности ' связей, что является поводом для отрицания, по мнению некоторых ученых (В. А. Егизарова), существование концепции договора перевозки груза в пользу третьего лица. Однако, как отмечает В. В. Витрянского, на получателя груза обязанности ' связки полагаются не по договору перевозки, а императивными нормами закона. При этом возложение на получателя обязанности ' связи принять груз предшествует его согласие на это, что исключает любое принуждение по закону по его принятия (Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая. - М.: " Устав ", 2003. - 295 - 297).
Существенным условием договора перевозки груза является условие о предмете, который составляют транспортные услуги. Транспортные услуги можно разделить на основные и дополнительные (вспомогательные). Так, основными являются услуги по перемещению (транспортировке) груза в пункт назначения. Относительно дополнительных или вспомогательных услуг, то к ним законодатель относит: загрузка и разгрузка транспортных средств; перегрузки грузов на другой вид транспорта или транспортное средство; сортировка, упаковки, обмера и маркировки груза; накопления, формирования или дробление партий груза; хранения груза; транспортно-экспедиционные услуги.
Относительно перевозки груза отдельными видами транспорта законодатель, кроме предмета, относит к существенных условий договора и другие условия. Например, к существенным условиям договора автомобильной перевозки груза законодатель относит: наименование и местонахождение сторон, наименование и количество груза, его упаковки, условия и срок перевозки, место и время погрузки и разгрузки; стоимость перевозки.
Договор аренды относят к срочным договорам (см. комментарий к ст. 919 ГК Украины). Кроме того законодатель предоставляет возможность заключения долгосрочного договора груза в случае необходимости осуществления систематических перевозок (см. комментарий к ст. 914 ГК Украины).
2. Согласно ч. 2 ст. 909 ГК Украины, договор перевозки груза заключается в письменной форме. При этом, для заключения договора применяется система единого документа. Так, в зависимости от вида документа различают: а) систему накладной, применим почти на всех видах транспорта, б) систему коносамента, которая применяется на морском транспорте в) систему чартера, которая применяется на морском и воздушном транспорте. В некоторых случаях системы могут быть комбинированные. Другие перевозочных документов также относятся дорожная ведомость, вагонный лист, передаточная ведомость при перевозке в прямом смешанном сообщении и другие. Все они являются документами первичной отчетности и имеют доказательственное значение.
Договор перевозки железнодорожным, автомобильным и речным транспортом оформляется накладной, которая сопровождает груз на всем пути его следования и на станции назначения выдается получателю вместе с грузом. Накладная составляется отправителем, который отвечает за все последствия неправильности, неточности или неполноты указанных в ней сведений. Перевозчик имеет право, однако не обязательства ' связан, проверять достоверность этих сведений, а также периодически проверять количество и массу груза указываются в накладной. Договор считается заключенным с момента сдачи груза к перевозке вместе с накладной. Перевозчик оказывает на накладной соответствующую отметку, а в подтверждение приема груза к перевозке выдает грузоотправителю квитанцию. Форма накладной и порядок ее заполнения, а также форма квитанции утверждаются Министерством транспорта Украины.
Юридическое значение накладной состоит в том, что: а) она является обязательным ' Обязательным письменной формой договора б) доказывает факт заключения договора и содержит его содержание в) легитимирует лицо на пред ' явления претензий и исков к транспортной организации в случае ненадлежащего исполнения договора перевозки. На железнодорожном транспорте накладная является одновременно договором на залог груза для обеспечения гарантии внесения надлежащей провозной платы и других платежей за перевозку. Залоговое право действует пока груз находится в ведении железной дороги. Если отправитель (получатель) не внесет железной принадлежащие ей платежи, железная дорога использует залоговое право и реализует груз после окончания предусмотренного Правилами предельного срока его хранения. Предельный срок хранения не должен превышать 30 суток (ст. 51 СЗ Украина).
На автомобильном транспорте основным документом, определяющим взаимоотношения между грузоотправителями, грузополучателями и автотранспортными предприятиями и организациями является товарно-транспортная накладная. Она является единым для всех участников перевозочного процесса юридическим документом, который предназначен для списания товарно-материальных ценностей, учета на пути их перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, а также для расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы. Учет транспортной работы и расчеты за перевозку осуществляются исключительно на основании путевых листов и приложенных к ним товарно-транспортных накладных или актов замера (взвешивания) (п. 1 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине; п. 47 САТ УССР). Другие перевозочных документов относят путевой лист, путевой лист, передающую ведомость при перевозке в прямом смешанном сообщении и другие. Все они являются документами первичной отчетности и имеют доказательственное значение. При этом, путевой лист грузового автомобиля (документ установленного законодательством образца для определения и учета работы автомобильного транспортного средства) является документом, без которого перевозка не допускается. Кроме того, в зависимости от вида груза и его специфических свойств к основным документам на перевозку грузов автомобильным транспортом прилагаются другие (ветеринарные, санитарные и качественные - сертификаты, свидетельства, справки, паспорта и т.п.), которые определяются правилами перевозок указанных грузов.
Товарно транспорта накладную на перевозку грузов автомобильным транспортом грузоотправитель должен выписывать в количестве не менее четырех экземпляров, а также свидетельствует все экземпляры подписью и при необходимости печатью (Штампом). После принятия груза водитель (экспедитор) подписывает все ее экземпляры. Первый экземпляр товарно-транспортной накладной остается у грузоотправителя, второй - передается водителем (экспедитором) грузополучателю, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписью грузополучателя (в случае необходимости и печатью или штампом), передается перевозчику (ст. 11 САТ Украины).
Подтверждением наличия и содержания договора морской перевозки, а также его письменной формы, является: 1) рейсовый чартер - если договор предусматривает условие предоставления для перевозки всего судна, его части или отдельных судовых помещений (см. комментарий к ст. 912 ГК Украины) 2) коносамент - если договор не предусматривает такого условия, 3) другие письменные доказательства (ст. 134 КТМ Украины).
Коносаментом определяются правоотношения между перевозчиком и получателем груза. При этом условия договора морского перевозку, но не изложенные в коносаменте, обязанности ' обязательные для получателя, если в коносаменте сделана ссылка на документ, в котором они изложены. После приема груза к перевозке перевозчик груза, капитан судна или агент перевозчика обязательства ' связанные выдать отправителю коносамент, который является доказательством приема перевозчиком груза, указанного в коносаменте. Коносамент передается с соблюдением следующих правил: 1) именной коносамент может передаваться по именным передаточными надписями или в иной форме с соблюдением правил, установленных для передачи долгового требования, 2) ордерный коносамент может передаваться по именным или бланковым передаточными надписями, 3) коносамент на предъявителя ' явника может передаваться путем простого вручения (ст. 140 КТМ Украины). Таким образом, коносамент является документом, удостоверяющим факт заключения договора морской перевозки груза, факт принятия груза получателем, а также товарораспорядительным документом (ценной бумагой). Коносамент как ценная бумага имеет следующие обязанности ' обязательные реквизиты: 1) наименование суда, если груз принят к перевозке на определенном судне; 2) наименование перевозчика, 3) место приема или погрузки груза 4) наименование отправителя 5) место назначения груза или, при наличии чартера, место назначения или направления судна, 6) наименование получателя груза (Именной коносамент) или определения, коносамент выдан " приказу отправителя " или наименование получателя определению, коносамент выдан " приказу отправителя ", или наименование получателя определению, коносамент выдан " приказу получателя " (ордерный коносамент), или определением, что коносамент выдан на предъявителя ' явника (Коносамент на предъявителя ' явника) 7) наименование груза, его маркировку, количество мест или количество и/или мера (масса, ' объем), а в необходимых случаях данные о внешнем вид, состоянии и особых свойствах груза; 8) фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи или определения, фрахт полностью уплачен; 9) время и место выдачи коносамента; 10) количество составленных экземпляров коносамента, 11) подпись капитана или другого представителя перевозчика (ст. 138 КТМ Украины).
Коносамент, подписанный капитаном судна, считается подписанным от имени перевозчика. Вместе с передачей коносамента к его новому держателю переходят и права, эт ' связанные распоряжению груза. Относительно отправителя, заключившего договор морской перевозки груза с перевозчиком, то он имеет право распорядиться грузом до выдачи его получателю или передачи коносамента получателю или третьему лицу, о чем он должен сообщить перевозчику.
3. Содержание договора перевозки груза составляют совокупность прав и обязанности ' связей сторон. При этом правам одной стороны корреспондируют обязанности ' связки другой. Обязанность ' связки перевозчика можно разделить на основные, которые предусматриваются законом, и дополнительные, которые могут быть установлены по договоренности между сторонами в договоре. Так, к основным обязанности ' связей перевозчика следует отнести обязанность ' обязанности: а) доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), б) предоставить транспортные средства под загрузку в срок, установленный договором, при условии их пригодности для перевозки этого груза (см. комментарий к ч. 1 ст. 917 ГК Украины), в) обеспечить целостность и сохранность принятого к перевозке груза (см. комментарий к ст. 924 ГК Украины) г) своевременно доставить груз в пункт назначения и выдать его получателю (см. комментарий к ст. 919 ГК Украины).
Кроме того, стороны могут возложить на перевозчика и выполнения дополнительных обязанности ' связей, в частности: а) осуществить загрузки (выгрузки) груза, в сроки, установленные договором, если такие сроки не установлены транспортными кодексами (уставами), другими нормативно-правовыми актами и правилами, которые выдаются соответствии с ними (см. комментарий к ст. 918 ГК Украины) б) провести страхование груза (см. комментарий к ст. 927 ГК Украины), в) уведомить получателя о прибытии груза в его адрес и т.п..
В свою очередь отправитель обязательства ' связан: а) пред ' представить в установленный срок груз, подлежащий перевозке, в надлежащей таре и (или) упаковке, а также замаркировать груз согласно установленным требованиям (см. комментарий к ч. 2 ст. 917 ГК Украины); б) оплатить провозную плату за перевозку груза в размере, определяется по договоренности сторон, если иное не установлено законом или иными правовыми актами; если размер провозной платы не определен, то разумной платы (см. комментарий к ч. 1 ст. 916 ГК Украины), в) предоставить перевозчику их количество правильно заполненных транспортных документов.
Кроме того, договором может быть возложена на отправителя, также, обязанности ' связь полностью и рационально загрузить транспортные средства в сроки, установленные договором, если такие сроки не установлены транспортными кодексами (Уставами), другими нормативно-правовыми актами и правилами, которые выдаются к ним (см. комментарий к ч. 2 ст. 918 ГК Украины).
Специфика договора перевозки груза как договора в пользу третьего лица состоит в том, что получатель груза имеет как права, так и обязанности ' связки. Так, основным правом получателя есть право требовать от перевозчика передачи ему груза в пункте назначения. Соответственно, основным обязанности ' связью получателя является обязательным ' связь принять груз и вывезти его с территории станции, аэропорта, пристани. При этом, получение груза должно быть надлежащим образом оформлено, что охватывается понятием розкредитування документов или выкуп груза и удостоверяется соответствующим образом в накладной, чартере или коносаменте. В случае нарушения данного условия он должен оплатить хранение груза, при этом плата может быть в несколько раз увеличена при наличии его вины.
В процессе выполнения договора перевозки груза в него могут быть внесены изменения двух видов. Во-первых, отправитель имеет право изменить указанного в накладной получателя без изменения пункта (станции, порта) назначения. Во-вторых, возможны изменения пункта назначения груза, т.е. его переадресации. Однако переадресации разрешается только с согласия перевозчика. Перевозка груза после переадресации оформляется новой накладной, которая состоит станцией (портом, пристанью). При этом срок доставки также меняется.
4. Согласно ч. 4 комментируемой статьи, законом могут быть предусмотрены особенности заключения и выполнения договора перевозки груза. При этом, порядок заключения договора перевозки груза зависит от его природы. Так, реальный договор считается заключенным с момента вручения перевозчику груза вместе с сопровождаемыми документами. Если перевозка оформляется консенсуальным договором фрахтования, он заключается в порядке, предусмотренном для гражданско-правовых документов. Например, договор автомобильной перевозки груза заключается как по инициативе перевозчика, так и грузоотправителя. Прежде всего, стороны согласовывают условия перевозок и расчеты, которые преподаются перевозчиком в проекте договора, утвержденного подписью и печатью перевозчика и с необходимыми к нему приложениями в двух экземплярах, который перевозчик обязательства ' связан направить грузоотправителю не позднее чем через три дня после его согласования. Отправитель не позднее чем через 10 дней после получения от перевозчика проекта договора подписывает его и приложения к него, утверждает их печатями и один экземпляр возвращает перевозчику. Если у отправителя есть разногласия по договору, он обязательства ' связан сформулировать свои предложения в протоколе разногласий и направить их перевозчику вместе с договором в 10-дневный срок. Перевозчик обязательства ' связан рассмотреть протокол разногласий отправителя, в при необходимости - совместно с ним, и включить в договор все принятые предложения. В случае невозврата перевозчику подписанного и заверенного печатями проекта договора с приложениями в 10-дневный срок, договор вступает в силу в редакции перевозчика.
соответствии договору перевозчик и винтажовидправник в пределах квартального плана за 10 дней до начала каждого месяца определяют месячные планы по декадными плановыми заданиями на перевозку грузов. На перевозку грузов автомобильным транспортом винтажовидправник предоставляет перевозчику при наличии договора заявку, а в случае массовых перевозок грузов, особенно строительных на места строек, а также сельскохозяйственных грузов для их переработки или в места длительного хранения, должен в заявку добавить также согласован с перевозчиком график выполнения перевозок с указанием суточного или среднесуточного объема перевозок, а также начала и конца работы изменений. Заявка подается перевозчику в срок, определенный договором. При этом, по согласованию с перевозчиком грузоотправитель может передать заявку на перевозку грузов телефонограммой, телетайпу, телеграфу, телексу, другим фиксированным путем. В этом случае в такой заявке должны быть необходимые сведения, характеризующие наименование количество груза, адреса погрузки и разгрузки, расстояния перевозки и род упаковки. Также перевозчики могут перевозить грузы по разовому договору (п. 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине).