Гражданский кодекс Украины (ГК Украины) с комментариями к статьям

Стаття 916. Провізна плата

1. За перевезення вантажу, пасажирів, багажа взимается провозная плата в размере, определяется по договоренности сторон, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Если размер провозной платы не определен, взимается разумная плата.

2. Плата за перевозку груза, пассажиров, багажа, почты, осуществляется транспортом общего пользования, определяется по договоренности сторон, если она не установлена в установленном порядке.

Льготные условия перевозки груза, пассажиров, багажа, почты транспортом общего пользования могут устанавливаться организацией, предприятием транспорта за их счет или за счет соответствующего бюджета в случаях, установленных законом и другими нормативно-правовыми актами.

3. Работа и услуги, выполняемые по требованию владельца (Владельца) груза и не предусмотренные тарифами, оплачиваются дополнительно по договоренности сторон.

4. Перевозчик имеет право придержать переданный ему для перевозки груз для обеспечения внесения провозной платы и других платежей, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства ' Обязательства.

Комментарий

1. Во провозной платой следует понимать вознаграждение за услуги по доставке груза в пункт назначения и выдачи его уполномоченному на его получение лицу, а также за перевозку пассажира и доставку багажа в пункт назначения и выдачи последнего уполномоченному лицу на его получение. В ч. 1 ст. 916 ГК Украины закреплено общее правило определения размера провозной платы. Так Кодекс предусматривает договорный порядок определения размера провозной платы. Однако законодатель устанавливает предостережения относительно применения данного правила следующего содержания: " провозная плата определяется по договоренности сторон, если иное не установлено законом или иными правовыми актами ". То есть в Украине продолжает применяться нормативное регулирование цен на отдельные виды перевозки. Кроме того законодатель пошел дальше в урегулировании вопроса определения размера провозной платы, закрепив правило согласно которому, если размер провозной платы не определен, взимается разумная плата. А разумная плата может определяться согласно обычным ценам, которые сложились на аналогичные товары, работы или услуги на момент заключения договора (См. комментарий к ст. 632 ГК Украины).

2. Аналогичный порядок определения размера провозной платы установлен в ч. 2 комментируемой статьи для перевозки груза, пассажиров, багажа, почты, осуществляется транспортом общего пользования. Так, провозная плата в данном случае определяется по договоренности сторон. Данное правило применяется при условии, если плата за перевозку груза, пассажиров, багажа, почты не установлена тарифам, утвержденным в установленном порядке. Тарифы, о которых идет речь, это систематизированные ставки провозной платы, дифференцируются в зависимости от таких показателей, как вид груза, объем отправки, возраст пассажира, дальность перевозки, тип транспортного средства и другие.

Тарифы могут быть как нормативными, так и договорные. Порядок утверждения первых определяется подзаконными нормативными актами, а другие согласовываются сторонами договора перевозки, а иногда - договора об организации перевозки. Однако договорные тарифы на услуги транспорта общего пользования фактически устанавливаются самими перевозчиками. Так как такие перевозчики действуют на основании публичного договора, являющийся к тому же договором присоединения, отправитель и пассажир практически лишены возможности влиять на размер провозной платы.

Правовое регулирование тарифной политики в сфере осуществления перевозки осуществляется постановлением Кабинета Министров Украины от 25 декабря 1996 " Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов по регулированию цен (тарифов) ". Кроме того, Министерством транспорта Украины утверждаются тарифы на перевозки грузов, пассажиров, багажа разными видами транспорта. Так, приказом Министерства транспорта Украины от 3 декабря 1997 был утвержден тарифы для перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в международном сообщении. Эти тарифы применяются для вычисления стоимости проезда пассажиров и перевозки багажа по территории Украины при поездках в страны СНГ, а также Латвию, Литву, Эстонию по линиям железных дорог, включенных в постоянную эксплуатацию. При этом, тарифы на перевозку пассажиров дифференцированные в зависимости от расстояния поездки, категории поезда и типа вагона. Они утверждены в тарифной валюте (швейцарский франк).

Относительно тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом Украины, то 15 ноября 1999 приказом Министерства транспорта Украины был утвержден Сборник тарифов. Он применяется на всех линиях железных дорог широкой и узкой колеи общей сети железных дорог Украины, включенных в постоянную эксплуатацию, для всех отправителей и получателей грузов. При этом, плата за перевозку грузов взимается в зависимости от расстояния перевозки, которая определяется в соответствии с планом формирования поездов.

На услуги, эт ' связанные с приобретением, хранением, учетом, перевозкой огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов, а также относительно предметов, на которые распространяется разрешительная система утвержден постановлением Кабинета Министров Украина от 6 апреля 1993 Единый тариф.

7 мая 2002 приказом Госкомстата Украины было утверждены Методологические положения по организации статистического наблюдения за изменениями тарифов на грузовые перевозки железнодорожным транспортом. Они содержат прямое указание, что тарифы на грузовые перевозки железнодорожным транспортом единые для всей сети железных дорог и устанавливаются Министерством транспорта Украины, структурным подразделением которого является Укрзализныця, по согласованию с Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины. То есть, Укрзализныця является монополистом, аккумулирующий данные всех отделений дороги: Донецкой, Львовской, Одесской, Приднепровской, Юго-Западной, Южной, и будет предоставлять информацию по тарифам на грузовые перевозки железнодорожным транспортом.

Также организацией, предприятием транспорта могут устанавливаться льготные условия перевозки груза, пассажиров, багажа, почты транспортом общего пользования. При этом, они могут устанавливаться за счет организации, предприятия транспорта или соответствующего бюджета в случаях, установленных законом и другими нормативно-правовыми актами. Например, в Сборнике тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом Украины отмечается, что Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины устанавливает и утверждает согласно экономической эффективности и себестоимости перевозок льготные тарифы со скидкой не более 25% всех общих тарифов (п. 3).

Согласно Закону Украины " Об автомобильном транспорте ", перевозчики, независимо от формы собственности и подчинения, самостоятельно обеспечивают свою жизнедеятельность за счет основной деятельности. Эта деятельность предусматривает получение доходов от оплаты пассажирами своей поездки и оплаты поездки льготных категорий пассажиров, которую должны компенсировать заказчики транспортных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Как раз ' Клиники доктора Ионовой Министерство траснопрту Украины, автопредприятиям потери доходов от перевозок льготных пассажиров до 2002 г. практически не возмещали, поскольку в государственном бюджете не предусматривалось покрытие расходов от предоставления льготного проезда, а местными бюджетами покрывались расходы до 15 - 20%. На междугородных автобусных маршрутах все льготы предоставляются за счет автопредприятий. Итак, как следует из изложенного, большинство установленных государством льгот на пользование транспортом фактически реализуется за счет предприятий транспорта. Через трудное положение местных бюджетов расходы компенсируют несвоевременно, и нельзя полностью обеспечить процесс перевозок, обновление подвижного состава, развитие и социальное развитие предприятий. Следствием этого является ухудшение уровня транспортного обслуживания населения, что приводит также к сокращению предоставления льгот.

Законодательные акты о бюджете Украины на соответствующий год содержат норму о компенсации расходов на предоставление льготного проезда только некоторым категориям граждан, которым предоставлено это правомочным законодательством, как правило это: ветеранам войны и труда, ветеранам военной службы, ветеранам органов внутренних дел и гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы. Таким образом, все льготные категории населения находиться в одинаковых условиях по возможности пользование транспортом, смогут пользоваться услугами всех перевозчиков независимо от форм собственности. При этом не нарушается предусмотренное ст. 46 Конституции Украины право на социальную защиту, а лишь изменяется механизм реализации этого права.

Законодатель устанавливает ответственность перевозчика за безосновательный отказ от льготной перевозки. Например, за нарушение законодательства об автомобильном транспорте в суб ' объекта предпринимательской деятельности применяется финансовая санкция за безосновательный отказ от льготной перевозки - в размере десяти необлагаемых минимумов доходов граждан (ст. 60 ЗУ " Об автомобильном транспорте ").

3. Провозная плата включает не только расходах, ' связаны непосредственно с перевозкой груза, пассажиров, багажа, почты, но и ряд других, эт ' связан с перевозкой работ, услуг транспортными организациями, предприятиями грузовладельцу. Например, в комплекс вспомогательных операций, эт ' связанных с внтуршнимы перевозками грузов автомобильным транспортом, относятся: загрузка и разгрузка автомобильных транспортных средств; перегрузки грузов на другой вид транспорта или транспортное средство; сортировка, упаковка, обмера и маркировки груза; накопления, формирования или дробление груза; хранения груза; транспортно-экспедиционные услуги (ст. 55 ЗУ " Об автомобильном транспорт "). В ч. 3 комментируемой статье речь идет о тех работы и услуги, которые: а) транспортные организации, предприятия осуществляют по требованию собственника (владельца) груза; б) не предусмотрены тарифами. Такие работы и услуги по содержанию этой статьи должны оплачиваться дополнительно по договоренности сторон.

4. Согласно ч. 4 комментируемой статьи, перевозчик, услуги которого по каким-либо причинам не были оплачены, вправе воспользоваться, предоставленным кредитору в ст. 594 ГК Украины (см. комментарий к ней), т.е. придержать переданный ему для перевозки груз для обеспечения внесения провозной платы и других платежей. Однако данное правило может быть изменено законом, другими нормативно-правовыми актами, а также договоренности сторон, то есть диспозитивным. Например, согласно ст. 163 КТМ Украины, перевозчик может не выдавать груз до уплаты сумм или предоставления обеспечения, предусмотренного договором морской перевозки груза. При этом, право удержания перевозчик сохраняет в случае сдачи его на склад, не принадлежащий получателю, при условии уведомления владельца склада о таком праве. Соответственно после выдачи груза получателю перевозчик утрачивает право требования от отправителя платежей, не внесенных получателем. Однако, законодатель предусматривает исключения из общего правила. Так, по договору морской перевозки груза по перевозчиком сохраняется право требования к отправителю платежей, не внесенных получателем, когда перевозчик не смог осуществить право удержания груза по независящим от него причинам.

К способам обеспечения исполнения обязанности ' связи получателя о внесении платежей при получении груза от перевозчика транспортные кодексы (уставы) относят и залог (ст. 164 КТМ Украины).

Перевозчик имеет право, также, удовлетворить свои требования об оплате за перевозку груза из стоимости груза в порядке, предусмотренном для удовлетворения требований, обеспеченных залогом. То есть, перевозчик вправе продать груз, предварительно уведомив об этом отправителя или фрахтователя, а также получателя. Из сумм, вырученных от реализации груза, требования перевозчика платы за перевозку груза, удовлетворяются после оплаты судовых расходов, расходов, эт ' связанных с сохранением, реализацией груза. Если суммы, вырученной от реализации груза, недостаточно для удовлетворения указанных потребностей, а также процентов и убытков, причиненных просрочкой оплаты, перевозчик вправе требовать от отправителя или фрахтователя сумму, которой не хватает (ст. 164 КТМ Украины).