Гражданский кодекс Украины (ГК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 917. Надання транспортных средств и предъявление груза к перевозке
1. Перевізник зобов'язаний надати транспортні средства под загрузку в срок, установленный договором.
Грузоотправитель вправе отказаться от предоставленного транспортного средства, если он является непригодным для перевозки этого груза.
2. Отправитель должен пред ' представить в установленный срок груз, подлежащий перевозке, в надлежащей таре и (или) упаковке; груз должен быть также замаркирован соответствии с установленными требований.
3. Перевозчик имеет право отказаться от принятия груза, который подан в таре и (или) упаковке, которые не отвечают установленным требованиям, а также в случае отсутствия или ненадлежащего маркировки груза.
Комментарий
1. К основным обязанности ' связей перевозчика законодатель относит обязанность ' связь предоставить транспортные средства под погрузку в срок, установленный договором. В комментируемой статье содержится требование к транспортным средствам - они должны быть пригодными для перевозки этого груза, то есть коммерчески пригодным. Транспортное законодательство закрепляет кроме указанного требования к транспортному средству, также и другие. Так, подвижной состав автомобильного перевозчика для перевозки груза должен быть: а) исправным б) коммерчески пригодным в) соответствовать требованиям. Поэтому перед загрузкой автомобилей, прицепов, полуприцепов с кузовом типа " фургон ", автоцистерн и контейнеров отправитель должен проверить пригодность подвижного состава и контейнеров для перевозки груза в коммерческом отношении. Если обнаружено повреждение, которое может повлиять на целостность или качество груза при перевозке, отправитель должен отказаться от погрузки в такой подвижной состав или контейнеры, о чем составляется акт установленной формы (п. 8.4 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине). Поэтому законодатель предоставляет грузоотправителю право, согласно ч. 1 комментируемой статьи, отказаться от предоставленного транспортного средства, если он является непригодным для перевозки этого груза. При этом, непригодность транспортного средства должна быть подтверждена в порядке, предусмотренном транспортным законодательством и принятыми соответствии с ними правилами. Транспортные средства, от которых грузоотправитель отказался в связи ' связи с их непригодностью, считаются предоставленными. А в случае реализации грузоотправителем своего права на отказ, перевозчик обязательства ' связан предоставить взамен технически и коммерчески пригодные транспортные средства.
2. В ч. 2 ст. 917 ГК Украины закрепляется обязанность ' связь отправителя пред ' представить груз, подлежащий перевозке: а) в установленный срок, б) в должной таре и (или) упаковке в) замаркирован соответствии с установленными требованиями. Аналогичный обязанности ' связь возлагается на отправителя согласно транспортном законодательству. Например, согласно САТ УССР (п. 52) грузы, нуждающиеся в таре для предотвращения потери, недостачи, порчи и повреждения их при перевозке, должны пред ' появляться к перевозке в исправной таре, соответствующей государственным стандартам или техническим условиям, а в отдельных случаях - в другой таре, обеспечивающей их полную сохранность. Поэтому согласно Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине (п. 10.16) грузоотправитель отвечает за все последствия неправильной упаковки груза (бой, поломка, деформация, течь и т.п.), а также применение тары и упаковки, не соответствующих свойствам груза, его массе или установленным стандартам и техническим условиям.
В СЗ Украины законодатель разграничивает неповрежденную и надлежащую тару. Так, на отправителя возлагается обязанность ' связь сдать для перевозки грузы, требующие тары для хранения от потерь, недостач, порчи и повреждения в неповрежденной таре, соответствующей стандартам (техническим условиям), а грузы, на тару и упаковку которых стандартов не установлено, - в неповрежденной таре, обеспечивающей их сохранность. Кроме того законодатель устанавливает дополнительные требования передачи к перевозке овощей, фруктов и других скоропортящихся грузов. Так, они должны пред ' появляться к перевозке в таком состоянии, обеспечивающем их качества в течение предельного срока перевозки, предусмотренного Правилами. А при перевозке грузов, замерзают и сдуваются, отправитель обязательства ' связан принять соответствующих профилактических мероприятий (п. 27 СЗ Украина).
Для предупреждения потери и порчи груза при речного перевозки, грузоотправитель обязательства ' связан грузы, требующие тары, пред ' представить в исправной таре, соответствующей установленным стандартам и техническим условиям, а груз, на тару и упаковку которого стандартов и технических условий не установлено, - в исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность при перевозке и переправки. А сельскохозяйственные продукты принимаются к перевозке и в нестандартной таре, обеспечивающей сохранность груза при перевозке (п. 71 СВВТ СССР). Требование по тарирования и упаковки груза предусматривается для предотвращения потерь, недостач и повреждения в процессе перевозки и перегрузки, т.е. обеспечивает полное сохранение груза.
На отправителя возлагается, также обязанности ' связь осуществить полное и четкую маркировку груза, предусмотренное правилами перевозки. Например, по договору речного перевозки грузы, предъявляемые ' являются к перевозке в таре или отдельными местами (поштучно), должны быть замаркированные грузоотправителем (маркировка отправителя), а в соответствующих случаях и пароходством (транспортную маркировку) (П. 72 СВВТ СССР).
Особенность перевозки груза автомобильным транспортом заключается в том, что на автомобильном транспорте не отправитель доставляет груз до пункта погрузки, а автотранспортное предприятие передает свои машины под загрузку отправителю. То есть, транспортный процесс начинается не с момента принятия конкретного груза к перевозке, а гораздо раньше, и не на транспортном предприятии, а на территории грузоотправителя. В этой ' связи на перевозчика возлагается обязанность ' связь обеспечивать своевременную подачу исправного подвижного состава, пригодного для перевозки грузов в соответствии с заявкой (разового заказа) и отвечающего санитарным нормам. При этом, контроль за своевременным прибытием транспорта в течение дня, регулирования его расстановки, подачи под загрузку, использование транспорта, освободившийся в обратном направлении, учет загрузки, времени прибытия и отправления подвижного состава выполняется перевозчиком или отправителем в зависимости от принятой ими схемы перевозок. Так, время прибытия автомобиля для загрузки устанавливается с момента, когда водитель подал путевой лист в пункте погрузки, а время прибытия автомобиля для разгрузки - с момента пред ' явления водителем товарно-транспортной накладной в пункте разгрузки. При этом загрузка и разгрузка считаются законченными после вручения водителю надлежащим образом оформленных товарно-транспортных накладных на погруженный или выгруженный груз (п. п. 8.2 - 8.3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине).
3. В ч. 3 комментируемой статьи предусматривается право перевозчика отказаться от принятия груза, который подан в таре и (или) упаковке, которые не отвечают установленным требованиям, а также в случае отсутствия или ненадлежащего маркировки груза.