Гражданский кодекс Украины (ГК Украины) с комментариями к статьям

Стаття 918. Завантаження та вивантаження вантажу

1. Погрузка (выгрузка) груза осуществляется организацией, предприятием транспорта или отправителем (получателем) в порядке, установленном договором, с соблюдением правил, установленных транспортными кодексами (уставами), другими нормативно-правовыми актами и правилами, издаваемыми в соответствии с ними.

2. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая отправителем (получателем) груза, должна производиться в сроки, установленные договором, если такие сроки не установлены транспортными кодексами (уставами), другими нормативно-правовыми актами и правилами, издаваемыми в соответствии к ним.

Комментарий

1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи, загрузки (выгрузки) груза осуществляется организацией, предприятием транспорта или отправителем (Получателем). При этом порядок загрузки (выгрузки) груза, в том числе и распределение обязанности ' связей между организацией (предприятием транспорта и отправителем (получателем), устанавливается договором с соблюдением правил, установленных транспортными кодексами (уставами), другими нормативно-правовыми актами и правилами, издаваемыми в соответствии к ним. Однако в Кодексе не указываются договоры, в которых определяется порядок загрузки (выгрузки) груза. Такими договорами могут быть, например, договоры о организации перевозки, договоры чартера (фрахтования), а также и сами договоры перевозки груза. В договорах должны соблюдать положения, установленные транспортными кодексами (уставами), другими нормативно-правовыми актами и правилами, издаваемыми в соответствии с ними.

По договору автомобильной перевозки груза на отправителя возлагается обязанность ' Связь осуществлять грузовые операции, закрепление, укрытие, ув ' Связывание и пломбирования груза, снятие креплений и покрытий и очистки автомобильного транспортного средства от остатков груза (ст. 51 Закона Украины " О автомобильный транспорт "). Однако, по согласованию с грузоотправителем автомобильный перевозчик может принять на себя погрузку и выгрузку грузов и соответственно он несет ответственность за их повреждение. При этом участие водителя в возможна только с его согласия. В этом случае водитель при погрузке принимает груз с борта автомобиля (У двери фургона), а при выгрузке подает его на борт автомобиля (к двери фургона) (п. п. 8.7 - 8.8 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине).

Законодатель возлагает обязанность ' Связь по договору железнодорожной перевозки осуществить погрузки грузов в вагоны (контейнеры), а его выгрузки на отправителя и получателя (п. 30 СЗ Украина). Однако, железные дороги могут брать на себя выполнение грузовых работ при условии заключения с отправителями или получателями отдельных договоров.

При речном перевозке на грузоотправителя и грузополучателя возлагается обязанность ' связь своими силами скачать и выгрузить судно в установленный срок с соблюдением установленных требований. Однако, в СВВТ СССР закреплены случаи при которых обязанность ' связь осуществить погрузку и выгрузку использует пароходство (п. 83 СВВТ СССР), а именно: а) на причалах общего пользования, находящихся в ведении пароходства б) на пристанях, где отсутствуют грузовые причалы общего пользования, находящихся в ведении пароходства в) на остановочных пунктах грузов на грузопассажирских судах г) если завоз грузов в порты (пристани) и вывоза из портов (пристаней) общего пользования осуществляется автомобильным транспортом общего пользования.

Как уже отмечалось, порядок загрузки (выгрузки) груза устанавливается по договоренности между участниками перевозочного процесса, однако при условии соблюдения правил, установленных транспортными кодексами (уставами), другими нормативно-правовыми актами и правилами, издаваемыми в соответствии с ними. Есть транспортное законодательство в определенной степени ограничивает волеизъявление участников о возможности определения порядка загрузки (выгрузки) груза установлением общеобязательного ' обязательным к выполнению правил. Так, особым образом регулируются отношения, эт ' связанные с перевозкой грузов на открытом подвижном составе, а также наливом или насыпью. Согласно к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине (п. 8.13), если нагрузка выполняется навалом - груз не должен подниматься над уровнем бортов кузова. В случае необходимости основные борта следует нарастить дополнительными бортами, однако общая высота транспортного средства с грузом не должна превышать 4 м от поверхности дороги. Кроме того, при сдаче грузоотправителем и приеме автотранспортным предприятием или организацией грузов навалом, насыпью, наливом и в контейнерах, должна быть определена и указана в товарно-транспортной накладной их вес (п. 62 САТ УССР).

Для предотвращения падения, волочение грузов, травм, ими сопровождающих лиц или создание препятствий для движения нагруженные грузы следует размещать и закреплять соответственно требованиям, содержащимся в Правилах: груз в автомобилях и прицепах целесообразно размещать согласно утвержденным схемам. А при перевозке грузов автомобильным транспортом грузы, которые превышают уровень бортов кузова, надо н ' связывать крепким исправным такелажем (канатами, веревками), при этом н ' Связывание грузов металлическими тросами и проволокой запрещается. Ящики, бочки и другие грузы следует грузить таким образом, чтобы при резком торможении, трогании и на крутых поворотах исключалась возможность смещения, навалкы на борта, потертости груза и тары, для этого между отдельными местами груза запрещается оставлять промежутки или между ними нужно вставлять деревьев ' деревянные прокладки и распорки соответствующей длины и прочности. Хрупкие и ломкие грузы (стеклянные, керамические и чугунные изделия, алюминиевый и эмалированную посуду и т.д..) Переводят соломой, древесной стружкой или другими материалами, которые защищают от повреждений и боя. Погрузка в автомобиль грузовых мест, на которых есть специальная маркировка: " Осторожно ", " Не бросать ", " Стекло ", " Верх ", " НЕ кантовать " и т.п., следует выполнять особенно осторожно. Такие грузовые места размещают в кузове автомобиля так, чтобы при разгрузке эти надписи были видны. При погрузке в один автомобиль тяжелых и легких по весу грузов тяжелые размещают внизу, а легкие сверху. Грузы размещают так, чтобы вес груза равномерно распределялась между автомобилем и прицепом (п.п. 8.14 - 8.19 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине).

Законодатель устанавливает требования к осуществлению грузовых работ на железнодорожном транспорте. Так, грузоотправители должны загружать вагоны (контейнера) без превышения их грузоподъемности. Если при загрузке вагонов (контейнеров) имело место превышение их грузоподъемности, то организация, производившего загрузки (отправитель, железная дорога, порт), обязательства ' связана выгрузить излишек (п. 41 СЗ Украина).

На речном транспорте грузоотправители обязательства ' связанные загружать суда не ниже технических норм, для чего к загрузке следует привести груз в состояние, соответствующее условиям перевозки и обеспечивает полное использование грузоподъемности или грузовместимости судна. Грузы, для которых технических норм загрузки судов не установлено должны загружаться до полной грузоподъемности или грузовместимости. Если пароходство установит недогрузки судна в месте загрузки, то оно имеет право требовать подкачки судна, если грузоотправителем подана заявка на определенное количество груза. При этом простой судна оплачивает грузоотправитель (п. 79 СВВТ СССР).

Загрузка судна следует осуществлять с соблюдением технических условий и правил погрузки, размещения и крепления грузов. При этом надзор за правильностью загрузки и выгрузки, размещением и сепарацией грузов осуществляет администрация судна или порта (пристани) (п. 81 СВВТ СССР). Загрузка и выгрузка осуществляется: а) на причалах необщего пользования, на пристанских участках общего пользования, находящихся в ведении соответствующих исполнительных комитетов, а также на пристанях, где нет грузовых причалов общего пользования, находящихся в ведении пароходств и остановочных пунктов б) в случае частичной выгрузки с одного судна в другое или на берег, если эта работа обусловлена подойти к причалам необщего пользования в связи ' связи с недостаточной глубиной или по другим причинам, зависящим от грузоотправителя или грузополучателя (п. 84 СВВТ СССР).

Специфика договора перевозки груза как договора в пользу третьего лица заключается в том, что получатель груза имеет как права, так и обязанности ' связки. Так, основным обязанности ' связью адресата обязанность ' связь принять и вывезти со станции груз, прибывший в его адрес. Например, СЗ Украины возлагает на получателя или организацию, которая осуществляет выгрузку, дополнительные обязанности ' связки, а именно: а) полностью выгрузить (слить) груз с вагона (цистерны) и контейнера б) полностью убрать из вагона (контейнера) скрепляющий проволока, проволочные закрутки из люков и штурвалов, стойки, бруски и другие элементы крепления грузов, кроме инвентарных приспособлений крепления, которые подлежат возврату в) убрать также бумага, картон, фанеру, листовой металл, доски и другие средства упаковки и сохранности грузов. В случае неполного разгрузки вагоны остаются у получателя с внесением им платежей за период пользования вагонами г) очистить наружную поверхность кузова вагона (контейнера) от остатков, которые ее загрязняют, защитной пленки, наклеек, бирок и надписей, а внутри вагонов (контейнеров) - от остатков груза, эмульсий, профилактических средств против смерзания (п. 46 СЗ Украина). При этом, железная дорога вправе не принимать неочищенные после выгрузки (слива) вагоны и контейнеры. Грузовая операция считается незаконченной до полной очистки вагонов (контейнеров), а с получателя взимается плата за пользование вагонами (контейнерами) за все время их задержки под очисткой. В указанных выше случаях тарные и штучные грузы выдаются железной дорогой с проверкой количества и состояния груза только в поврежденных местах. При обнаружении повреждения тары или других обстоятельств, которые могут привести к изменению состояния груза, железная обязательства ' связана проверить груз в поврежденных местах по фактурам и счетам со вскрытием поврежденных мест.

По договору речного перевозки грузополучателем возлагается обязанность ' связь принять и вывезти из порта (пристани) груз прибыл в его адрес (п. 96 СВВТ СССР). Кроме того после окончания выгрузки судна грузополучатель обязательства ' связан очистить его, а в случае необходимости, по требованию пароходства, вымыть и осуществить дегазацию, дезинсекцию и дезинфекцию (п. 80 СВВТ СССР). При этом, грузополучатель вправе отказаться от принятия груза лишь в тех случаях, когда качество груза, вследствие его повреждения или порчи, изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного его использования по назначению, если это подтверждено соответствующей экспертизой.

2. В ч. 2 комментируемой статьи конкретизированы общий принцип надлежащего исполнения обязательства ' Обязательства по соблюдению условия о сроке загрузки (выгрузки) груза. Требование соблюдения отправителем (получателем) договорных, а в случае их отсутствия - нормативных сроков загрузки (выгрузки) груза предполагается для предостережения перевозчика от вынужденного простоя транспортных средств. При этом, просрочка влечет для нарушителей имущественную ответственность в виде штрафа (Ч. 106 СЗ Украины, раздел 9 Правил воздушных перевозок грузов).

При морской перевозке срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно или выгружен с судна называется сталийным сроком, и он определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого согласия - Нормами, принятыми в порту погрузки (разгрузки) (ст. 148 КТМ Украины). Кроме того, соглашением сторон могут быть установлены дополнительные по истечении срока погрузки (Разгрузки) время ожидания судном окончания грузовых работ, известный как контрсталийного время (ст. 149 КТМ Украины).