Гражданский кодекс Украины (ГК Украины) с комментариями к статьям

Стаття 924. Відповідальність перевізника за втрату, нестачу, псування або пошкодження вантажу, багажу, пошти

1. Перевозчик отвечает за сохранность груза, багажа, почты с момента принятия их к перевозке и до выдачи получателю, если не докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза, багажа, почты произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

2. Перевозчик отвечает за утрату, недостачу, порчу или повреждение принятых к перевозки груза, багажа, почты в размере фактического ущерба, если не докажет, что это произошло не по его вине.

Комментарий

1. В ч. 1 комментируемой статьи предусматривается ответственность перевозчика за несохранность груза, багажа, почты, то есть за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза, багажа, почты. Так, потерей груза следует понимать невозможность выдачи груза получателю в течение установленного срока в связи ' связи с его физической гибелью, кражей или уничтожением. Недостаток (частичная потеря) имеет место тогда, когда перевозчик выдает получателю груз в меньшем количестве или меньшего веса, чем он был принят от отправителя по единому транспортному документу. Порча - это химические или биологические изменения груза, повреждения - это механические изменения (поломка, разрушение), вызывающих снижение ценности груза вследствие уменьшения эффективности использования его по назначению.

Общим условием ответственности перевозчика за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза являются вина, наличие которой предполагается. Статья содержит правило, что перевозчик отвечает за сохранность груза после принятия его к перевозке и до выдачи получателю, если не докажет, что утрата, недостача, порча или его повреждение произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, а именно произошли не по его вине (презумпция вины перевозчика). То есть, перевозчик должен доказать свою невиновность путем ссылки на обстоятельства: во-первых, которым не мог предотвратить и во-вторых, устранение которых от него не зависело. Транспортное законодательство приводит перечень обстоятельств на которые перевозчик может ссылаться, чтобы доказать свою невиновность.

При железнодорожном перевозке в обстоятельствах которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело законодатель относит 1) недостатки тары, упаковки, которые невозможно было выявить при приемке груза к перевозке, 2) погрузки отправителем в неподготовленный, неочищенный или неисправный вагон (контейнер), который перед тем был выгружен этим же отправителем (сдвоенная операция) 3) сдача груза к перевозке без указания в накладной особых его свойств, требующих особых условий или мер предосторожности для обеспечения его сохранности при перевозке 4) стихийное бедствие и другие обстоятельства, которые железная дорога не могла предвидеть и устранение которых от нее не зависело и других (п. 111 СЗ Украина). Кроме указанных оснований освобождения перевозчика от ответственности за несохранность груза СЗ Украины, также называет следующие обстоятельства: а) груз поступил в неповрежденном вагоне (контейнере) с неповрежденными пломбами отправителя или без пломб, когда такая перевозка разрешено Правилами, а также если груз прибыл в неповрежденном открытом подвижном составе, загруженном средствами отправителя, если нет признаков утраты, порчи или повреждения груза при перевозке б) недостача, порча или повреждение произошли вследствие действия естественных причин, эт ' связанных с перевозкой груза на открытом подвижном составе; в) груз перевозился в сопровождении проводника отправителя или получателя г) недостача груза не превышает норм естественной убыли и предельного расхождения определения массы д) испорчено скоропортящийся груз, обнаруженный в вагоне, прибыл без нарушения установленного режима перевозок (охлаждение, отопление, вентиляция), и срок пребывания груза в пути не превысил предельного срока перевозок, установленного Правилами (п. 111 СЗ Украина).

Автомобильный перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза, если он докажет, что произошло из-за обстоятельств, которые они не могли предотвратить и устранение которых от них не зависело, в частности вследствие: а) вины грузоотправителя (грузополучателя), б) особых естественных свойств перевозимого в) недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке, или применения тары, не соответствующей свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в пути г) сдачи груза к перевозке без указания в товарно-транспортных документах его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при перевозке или хранении; д) сдачи к перевозке груза, влажность которого превышает установленные нормы (ст. 133 САТ УССР). Также, при определении количества груза с помощью взвешивания перевозчик не несет материальной ответственности в случаях различия между массой груза, указанной в товарно-транспортных документах, и фактическим массой груза, если разница массы не превышает: а) соответствующих нормативов естественной убыли массы груза, определенных в соответствии с действующим законодательством б) технических норм точности весов (п. 13.5. Правил).

При речном перевозке в случае законодатель относит: а) вина грузоотправителя или грузополучателя б) сдача груза к перевозке без указания в накладной его особых свойств, требующих особых условий или мер предупреждения для сохранения груза при перевозке или хранении в) особые естественные свойства перевозимого груза, вызвавших его поломку, ржавчину, внутреннюю порчу и т.д. г) сдача к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму д) недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены по внешнему виду при приеме груза к перевозке (п. 191 СВВТ СССР).

В этой ' связи с повышенной опасностью и возможными стихийными явлениями при перевозке груза морским транспортом, круг обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить был расширен. Это, в частности: непреодолимая сила; опасности и случайности на море; спасению людей, судов и грузов; пожар, возникший не по вине перевозчика, действия или распоряжения властей (Задержание, арест, карантин и т.д.), военные действия и народные волнения; забастовки или иные обстоятельства, которые повлекли остановку или ограничение работы (ст. 176 КТМ Украины).

При морских перевозках груза перевозчик, также не отвечает за утрату, недостачу или неисправности, если докажет, что они произошли вследствие действий или упущений капитана, прочих лиц судового экипажа и лоцмана в судовождении или управлении судном (Навигационные ошибки). За утрату, недостачу и повреждение груза, вызванные действиями и ошибками уже указанных лиц при приеме, погрузке, размещении, хранении, выгрузке или сдаче груза (коммерческие ошибки), перевозчик при наличии вины несет ответственность на общих основаниях.

В отличие от ГК Украины, транспортные кодексы (уставы), например КТМ Украины, СЗ Украина) допускают наряду с презумпцией вине перевозчика, также, презумпцию отсутствия вины перевозчика. Суть презумпции отсутствия вины перевозчика заключается в том, что перевозчик несет ответственность за несохранность груза, если пред ' Явник претензии докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли по вине перевозчика. Есть перевозчик считается невиновным до тех пор, пока грузоотправитель или грузополучатель НЕ доведедуть наличие его вины. Так, презумпция отсутствия вины автомобильного перевозчика имеет место в случаях, когда: а) груз прибыл в исправном автомобиле (контейнере) за исправными пломбами грузоотправителя, а штучный груз - с исправными защитной маркировкой, бандеролями, пломбами грузоотправителя или изготовителя б) недостача, порча или повреждение произошли вследствие естественных причин, н ' связанных с перевозкой груза на открытом подвижном составе в) груз перевозился в сопровождении экспедитора грузоотправителя (грузополучателя) г) недостача груза не превышает норм естественной убыли (ст. 134 САТ УССР).

Пароходство не отвечает за потерю, уменьшение веса, порча или повреждение принятого к перевозке груза до тех пор, пока грузоотправитель не предъявляет ' явит претензию и иск и не докажет обратное, если это произошло вследствие: а) обстоятельств, эт ' связанных с загрузкой или выгрузкой, если загрузка или выгрузка осуществлялись средствами грузоотправителя или грузополучателя б) перевозки на палубе или в беспалубная судне груза допускается к такой перевозке, если недостача или повреждение имели место вследствие естественных причин, эт ' связанных с таким способом перевозки, или если груз прибыл в исправном судне, без перегрузки на пути, с исправным защитным маркировкой, исправным креплением или при наличии других признаков, свидетельствующие о сохранности груза в) непринятие мер, необходимых для сохранения груза, представителем грузоотправителя или грузополучателя, сопровождающие груз г) использование тары, не соответствующей свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары при перевозке д) естественной потери веса груза при перевозке в пределах установленных норм, а также вследствие снижения процента влажности груза при перевозке (п. 192 СВВТ СССР).

2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи, перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу, порчу или повреждение принятого к перевозке груза в размере фактического ущерба. Есть Перевозчик не обязательства ' связан возмещать доходы, получатель или отправитель мог бы получить при обычных обстоятельствах, если бы их право не было бы нарушено (упущенную выгоду). Аналогичное правило по объему ответственности перевозчика содержится и в транспортном законодательстве, где более детализирован порядок его определения. В ст. 114 СЗ Украины предусматривается, что железная возмещает фактические убытки, возникшие по его вине во время перевозки груза, а именно: а) за утрату или недостачу - в размере действительной стоимости утраченного или его недостачи б) за утрату груза сдан к перевозке с объявленной стоимости, - в размере объявленной стоимости, а если железная докажет, что объявленная стоимость превышает действительную, - в размерах действительной стоимости в) за порчу и повреждение - В размерах той суммы, на которую была снижена его стоимость (п. 114 СЗ Украина). Стоимость груза определяется на основании общей суммы счета или другого документа отправителя, подтверждающего количество и стоимость отправленного груза. А стоимость грузов, принадлежащих гражданам и стоимость которых не было объявлено во время отправления, определяется по ценам, действующим в том месте и в то время, где и когда осуществляется возмещение убытков.

По несохранность груза при речном перевозке пароходство несет ответственность в следующих размерах: а) за утрату груза - в размере действительной стоимости утраченного груза б) за утрату груза, сданного к перевозке с объявленной ценностью, - в размере объявленной ценности, а если пароходство докажет, что объявленная ценность превышает действительную стоимость, - в размере действительной стоимости в) за повреждение груза - в сумме, на которую понизилась его стоимость (п. 195 СВВТ СССР).

Бывают случаи, когда пароходство использует для своих нужд груз, принятый к перевозке. То в этом случае виновные привлекаются к ответственности, а пароходство возмещает стоимость груза в двойном размере.

В случае, если при обнаружении недостачи, повреждения или порчи груза, перевозчик и отправитель или получатель не пришли к согласию в определении их причин и суммы, на которую уменьшилась стоимость груза, по их требованию проводится экспертиза в бюро товарных экспертиз или другими компетентными организациями или физическими лицами. Экспертиза проводится в присутствии представителей перевозчика и заказчика. Результаты экспертизы оформляются актом, который подписывается экспертами и лицами, которые присутствовали при проведении экспертизы. Расходы по экспертизе оплачиваются перевозчиком или заказчиком в зависимости от того, кто проявил инициативу по вызову эксперта. В дальнейшем расходы относятся на сторону, будет в установленном порядке признано виновным в недостатке, повреждении или порче груза.