Гражданский процессуальный кодекс Украины (ГПК Украины)

Стаття 1. Завдання цивільного судочинства

1. Завданнями цивільного судочинства є справедливий, неупереджений и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав, свобод или интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц, интересов государства.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
статье 1 гражданского процессуального кодекса Украины

1. Гражданское судопроизводство - это форма реализации судебной власти, форма осуществления правосудия по гражданским (в широком смысле) делам.

Комментируемая статья выделяет цели и задачи гражданского судопроизводства и поэтому является определяющей для понимания всех норм ГПК.

2. Целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав, свобод или интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц, интересов государства.

Защита прав, свобод и интересов следует отличать от их охраны. Именно в ней виделось основная задача судопроизводства по ГПК 1963 г. (ст. 2). Охрана прав и интересов имеет целью предотвратить их нарушению. Охрана осуществляется путем установления соответствующих норм права, правовых стимулов, запретов и т.д..

Защита прав осуществляется в случае их нарушения. В соответствии со ст. 15 ГК Украины каждое лицо имеет право на защиту своего гражданского права в случае его нарушения, непризнания или оспаривания. Каждый имеет право на защиту своего интереса, а не противоречащего общим принципам гражданского законодательства.

Гражданское судопроизводство защищает права и интересы Не только истца, но и ответчика, например, в случае вынесения решения в отказе в иске, а также третьих лиц, заявляющим самостоятельные требования на предмет спора.

3. Объ объектом судебной защиты являются права, свободы и интересы физических лиц, права и интересы юридических лиц, интересов государства. Для раскрытия ЭТИХ категорий необходимо обратите внимание на Решение конституционного Суда Украины по делу по конституционно представлению 50 народных депутатов Украины Относительно официального толкования отдельных положений части первой статьи 4 ХПК Украины (дело об охраняемом законом интересе) от 1 декабря 2004 г. N 18-рп/2004 (дело N 1-10/2004)).

Согласно п. 3.1 мотивировочной части этого Решения, в общесоциологическом смысле категория " интерес & quot; понимается как объект объективно существующая и субъект объективно осознанная социальная потребность, как мотив, стимул, возбудитель, побуждение к действию, в психологии - как отношение личности к предмету, как к чему-то для нее ценного, такого, что притягивает. В юридических актах термин " интерес ", Учитывая его как этимологическое, так и общесоциологических, психологическое значение, используется в широком или узком смысле как самостоятельный в 'объект правоотношений, реализация которого удовлетворяется блокируется нормативными средствами.

В п. 3.4 Решения указано, что Исходя из содержания части первой статьи 8 Конституции Украины охраняемый законом интерес находится под защитой Не только закон, но и о "объективного права в целом, царящей в обществе, в частности справедливости, поскольку интерес в узком смысле обусловлено общим содержанием такого права и является его составляющей.

Особое значение приобретает четкое разграничение понятий " интерес " (в узком смысле) и " субъект объективное право ", логически-смысловой связи 'связь между Которым очевидно: и то, и другое опосредуется в 'объективным правом, гарантируется и охраняется государством и т.п.. В частности, и субъект объективное право, и эт 'связан с ним интерес есть разрешение. Но первое является особым разрешением, то есть разрешением, отображается в Известной формуле: " Разрешено все, что предусмотрено в законе ", а второе - простым разрешением, то есть разрешением, к которому можно применять менее известное правило: " Разрешено все, что НЕ запрещено законом ". Интерес, даже находясь под охраной закона или права, в отличие от субъектов "объективного права, не имеет такой правовой возможности, как последнее, поскольку НЕ обеспечивается юридическим обязанности 'связью другой стороны. Законный интерес отражает только легитимное стремление своего носителя к тому, что НЕ запрещено законом, то есть только его желание, мечту, влечение к нему, а значит - и НЕ юридическую, а фактическую (социальную) возможность. Это стремление в сферу правового регулирования к пользования каким-то конкретным материальным или нематериальным благом. Отличие такого блага от блага, которое охватывается содержанием субъектов 'объективного права, заключается в том, что пользование благом, на которое лицо имеет право, определяется возможностью в рамках закона, а к которого законный интерес - без требований определенных действий от других лиц или четко установленных границ поведения.

Итак, понятие " охраняемый законом интерес " ... в логически-смысловом н 'связи с понятием " права " (интерес в узком смысле этого слова) означает правовой феномен,

а) выходит за рамки содержания субъект объективного права

б) является самостоятельным в ' объектом судебной защиты и других средств правовой охраны

в) имеет целью удовлетворение осознанных индивидуальных и коллективных потребностей

гг) не может противоречить Конституции и законам Украины, общественным интересам, общепризнанным принципам права

д) означает стремление (не юридический возможность) к использованию в рамках правового регулирования конкретным материальным и/или нематериальным благом

есть) рассматривается как простой легитимный разрешение, то есть, НЕ запрещенным законом. Охраняемый законом интерес регулирует ту сферу отношений, углубления в которую для субъектов 'объективного права законодатель Считает невозможным или нецелесообразным.

Системный анализ, Который Провел Конституционный Суд Украины, свидетельствует, что понятие " охраняемый законом интерес " во всех случаях применения его в законах Украины в логически-смысловом н 'связи с понятием " права " имеет один и тот же смысл.

С учетом приведенных выше соображений Конституционный Суд Украины решил, что понятие " охраняемый законом интерес " .. . надо понимать как стремление к пользования конкретным материальным и/или нематериальным благом, как обусловлен общим содержанием объект объективного и прямо не опосредованный в субъект объективно правое простой легитимный разрешение, является самостоятельным объект объектом судебной защиты и других средств правовой охраны с целью удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей, Которые НЕ противоречат Конституции и законам Украины, общественным интересам, справедливости, добросовестности, разумности и вторым общеправовым принципам.

4. Защита гражданских прав осуществляется Не только судом, но и другими органами и лицами:

1) Президентом Украины. В соответствии со ст. 102 Конституции Украины Президент Украины является гарантом державного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдение Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина.

С целью защиты гражданских прав и интересов, Президент, в частности, приостанавливает действие актов Кабинет министров Украины по мотивам несоответствия этой Конституции с одновременным обращением в Конституционный Суд Украины Относительно их конституционности (п. 15 ст. 106 Конституции) отменяет акты Совета министров Автономной Республики Крым (п. 16 ст. 106 Конституции)

2) органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым или органами местного самоуправления. Эти органы защищают гражданские права и интересы как путем совершения фактических действий (например, прекращение работниками милиции преступления, посягает на личность или собственность), так и путем принятия соответствующих решений (например, решение СЭС в приостановление реализации некачественной продукции, об устранении нарушений на рынке ценных бумаг и т.д.).

При этом ст. 17 ГК определяет, что решения, Принятые Указанными органами по защите гражданских прав и интересов, а не является препятствием для обращения за их защитой в суд

3) уполномоченным Верховной рады по правам человека. В соответствии ст. 55 Конституции Украины каждый имеет право обращаться за защитой своих прав к уполномоченного верховной рады Украины по правам человека.

4) прокурором. Прокурор может защищать гражданские права и интересы путем принятия соответствующих мер прокурорско реагирования: протеста, предписания, представления. Основания и порядок их применения предусмотренны Законом Украины " О прокуратуре "

5) нотариусом. Нотариус осуществляет защиту гражданских прав путем совершения от исполнительной надписи на Долгова документе в случаях и в порядке, установленных законом.

Ст. 19 ГК закрепляет право личности на самозащита своего гражданского права и права второго лица от нарушений и противоправных посягательств. При этом самозащитой является применение лицом средств противодействия, Которые НЕ запрещены законом и НЕ противоречат моральным основам общества. Способы самозащиты Должны соответствовать содержанию права, которое нарушено, характера действий, Которым оно нарушено, а также последствиям, Которые вызваны этим нарушением. Способы самозащиты могут избираться самим лицом или устанавливаться договором или актами гражданского законодательства.

Судебная защита нарушенных прав и интересов лица, по сравнении с другими формами защиты, имеет следующие признаки:

1) осуществляется специальными государственным органом - судом

2) осуществляется профессиональными юристами - судьями

3) происходит в предусмотренной законом процессуальной форме

4) является окончательным

5) имеет высшую юридическую силу

6) осуществляется путем вынесения судебного решения, имеющее общеобязательное 'Обязательно силу

7) исполнение решения суда обеспечивается возможностью применения державного принуждения

8) юрисдикции судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве.

5. Задачами гражданского судопроизводства являются справедливое, беспристрастное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел.

статья устанавливает принципы, Которым должно отвечать гражданское судопроизводство:

- справедливое судебное разбирательство и разрешение гражданских дел.

- беспристрастное судебное разбирательство и решение гражданских дел

- своевременный судебное разбирательство и разрешения гражданского дела.

Эти принципы закрепляют в национально законодательстве положения ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.50 г., ратифицированной Законом Украины от 17.07.97 г., согласно которой каждому гарантируется право на справедливое судебное разбирательство. Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанности 'связей ... имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, установленным законом.

Несмотря на юридическую неопределенность принципов справедливости, беспристрастности и своевременности, они неоднократно применялись европейским судом по правам человека. При применении этой нормы Конвенции Европейский Суд по правам человека Отметил, что " справедливость срока рассмотрения дела " должна определяться сложностью дела, а также поведением заявителя и соответствующих властных структур (судов). В гражданских делах Относительно статуса лица важно то, что важно для самого заявителя, а на это особо следует обратите внимание, если слишком длинный рассмотрение дела может нарушить право человека на уважение семейной жизни.

Относительно поведения соответствующих судов, имели дело в своей производстве Суд визнав, что в отношении того, что было важным для заявителя (развод, право на содержание и право свидания с детьми), суды государства-ответчика приложили достаточных усилий, предусмотренных ч. 1 ст. 6 Конвенции, для обеспечения " справедливого суда ". В частности, периоды их бездействия от 25 ноября 1993 года в 15 декабря 1994 и от 15 декабря 1994 года в 10 июля 1997 года Суд Считает такими, Которые НЕ отвечают требованию " разумного срока " рассмотрения дела, за что государство-ответчик должно нести ответственность (Решение от 18.02.99 г., дело " Лаина против Италии ").

6. В письме Верховного Суда Украины от 25.01.2006 г. N 1-5/45 отмечается, что в гражданских, административных и хозяйственных делах течение производства для целей ст. 6 Конвенции начинается с момента подачи иска и заканчивается вынесения окончательного решения по делу.

Критерии оценки разумности срока рассмотрения дела являются общими для всех категорий дел (гражданских, хозяйственных, административных или уголовных). Это - сложность дела, поведение заявителя и поведение органов государственной власти (прежде всего суда). Ответственность государства за затягивание производства по делу, как правило, наступает в случае нерегулярного назначения судебных заседаний, назначения судебных заседаний с большими интервалами, затяжки при передаче или пересылке дела из одного суда в другой, непринятие судом мер для дисциплинирования сторон в деле, свидетелей, экспертов, повторного направления дела на дополнительное расследование или новое судебное рассмотрение.

7. В деле " Рябых против России " (заявление N 52854/99) Суд Отметил Относительно беспристрастности, что ее существование, для целей пункта 1 статьи 6 Конвенции, должно определяться субъект объективно, то есть на основании личных убеждений и поведения конкретного судьи в деле, и о 'объективно, т.е. установление того, предлагает судья достаточно гарантий, чтоб отбросить все легитимные основания сомневаться в его предвзятость.


| Статья 1 | Статья 2 >