Гражданский процессуальный кодекс Украины (ГПК Украины)

Статья 18. Состав суда

1. Цивільні справи у судах першої інстанції розглядаються одноособово суддею, який является председателем и действует от имени суда.

2. В случаях, установленных настоящим Кодексом, гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются коллегией в составе одного судьи и двух народных заседателей, которые при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи.

3. Гражданские дела в судах апелляционной инстанции рассматриваются коллегией в составе трех судей, председательствующий из числа которых определяется в установленном законом порядке.

4. Гражданские дела в суде кассационной инстанции рассматриваются коллегией в составе не менее трех судей.

5. Гражданские дела в Верховном Суде Украины рассматриваются коллегиально.

6. При просмотре решения, постановления суда или судебного приказа н ' связи с вновь открывшимися обстоятельствами суд действует в том же составе, в котором они были приняты (единолично или коллегиально).

7. Судья или состав коллегии судей для рассмотрения конкретного дела определяется в порядке, установленном частью третьей статьи 11 1 настоящего Кодекса.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
статье 18 Гражданского процессуального кодекса Украины

1. Одной из процессуальных гарантий для субъектов ' объектов гражданского процесса в гражданском судопроизводстве, которая одновременно выступает элементом гражданско-процессуальной формы гражданского процесса, является система процессуальных норм, регламентирующих состав суда как институт гражданско-процессуального права.

Состав суда - это состав суда, который уполномочен (компетентный) согласно закону рассматривать конкретную гражданское дело. Если состав суда по конкретному делу не уполномочен рассматривать дело, то есть имеет место юридический дефект состава, то такой суд является незаконным и не может слушать дело. Гражданско-процессуальным санкцией (следствием) нарушение норм, определяющих законный состав суда, является согласно ч. 1 ст. 311 ГПК отмены решения суда с передачей дела на новое рассмотрение, непосредственно стимулирует суд в направлении соблюдения процессуальных норм, регулирующих этот институт.

2. В соответствии со ст. 124 Конституции Украина правосудие в Украине осуществляется исключительно судами и не допускается делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами. Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве.

3. Судебная власть в Украине реализуется через профессиональных судей, а также в случаях, предусмотренных законом, народных заседателей и присяжных, которые при осуществлении правосудия независимы от любого влияния, никому не подотчетны и подчиняются только закону.

Профессиональные судьи - это лица, назначенные и избранные в соответствии со ст. 128 Конституции для осуществления правосудия на профессиональной основе. Все судьи в Украине имеют единый статус. Относительно их правового статуса, то судьи являются должностными лицами государственной власти, в конституционном порядке наделены полномочиями осуществлять правосудие и профессионально выполнять свои обязательства ' связки в судебной системе Украины. Для осуществления своих обязательств ' связей судьи имеют необходимые для этого полномочия, предусмотренные законами Украины.

Профессиональные судьи (далее - судьи) и привлеченные в определенных законом случаях для осуществления правосудия представители народа являются носителями судебной власти в Украине, осуществляющих правосудие независимо от законодательной и исполнительной власти. Судьи должностными лицами судебной власти, которые в соответствии с Конституцией и законами Украины наделены полномочиями осуществлять правосудие и выполнять свои обязательства ' связки на профессиональной основе в Конституционном Суде Украины и судах общей юрисдикции.

При осуществлении правосудия судьи должны утверждать гарантированную Конституцией и законами Украины независимость и самостоятельность судов, повышать авторитет судебной власти, обеспечивать обязанности ' язковисть судебных решений путем справедливого, беспристрастного и своевременного рассмотрения и разрешения судебных дел, соблюдение присяги судьи, надлежащего правового реагирования на факты давления на них, вмешательства в судебную деятельность и другие противоправные посягательства на правосудие.

При наличии оснований полагать, что происходит посягательство на независимость судьи по беспристрастного решения судебных дел, он должен принять меры для прекращения такого посягательства и привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности (п. 1 постановления Пленума ВС Украины от 13.06.2007 г. N 8 " О независимости судебной власти ") .

4 . Согласно ч. 1 комментируемой статьи гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются единолично судьей. В таком процессе судья, действует единолично, является председателем судебного заседания со всеми предоставленными ему Гражданско-процессуальным кодексом правами и обязанности ' связями и действует от имени соответствующего суда. Если при рассмотрении дела суд первой инстанции действует в случаях, установленных ГПК, в коллегиальном составе, о чем пойдет речь в п. 2 комментируемой статьи, такая коллегия судей, как и судья единолично, действует от имени суда.

5. Народ непосредственно принимает участие в осуществлении правосудия через народных заседателей и присяжных. Участие народных заседателей в осуществлении правосудия является одной из гарантий полного, всестороннего и о ' объективного рассмотрения дел.

Народным заседателем является гражданин Украины, который в случаях, определенных процессуальным законом, разрешает дела в составе суда вместе с судьей, обеспечивая согласно Конституции Украины непосредственное участие народа в осуществлении правосудия. Народные заседатели при рассмотрении и разрешении дел пользуются полномочиями судьи.

В список народных заседателей в количестве, указанном в представлении председателя суда, включаются граждане, которые постоянно проживают на территории, на которую распространяется юрисдикция соответствующего суда, соответствующие требованиям статьи 59 настоящего Закона и дали согласие быть народными заседателями.

Список народных заседателей утверждается решению соответствующего местного совета на четыре года и пересматривается в случае необходимости, но не реже чем раз в два года. Список народных заседателей публикуется в средствах массовой информации соответствующего местного совета.

Народным заседателем может быть гражданин Украины, достигший тридцатилетнего возраста и постоянно проживает на территории, на которую распространяется юрисдикция соответствующего суда. Лицо, включенное в список народных заседателей, обязательства ' связана сообщить суду об обстоятельствах, исключающие ее участие в осуществлении правосудия, в случае их наличия.

Суд привлекает народных заседателей к осуществлению правосудия в порядке очередности на срок не более одного месяца в год, кроме случаев, когда продление этого срока обусловлено необходимостью закончить рассмотрение дела, начатый с их участием.

Письменное приглашения для участия в осуществлении правосудия направляется судом народному заседателю не позднее чем за семь дней до начала судебного заседания. В приглашении указываются права и обязанности ' связки народного заседателя, перечень требований к народных заседателей, а также основания для освобождения их от исполнения обязанностей ' связей. Одновременно с приглашением направляется письменное уведомление для работодателя о привлечении лица в качестве народного заседателя.

Работодатель обязательства ' связан освободить народного заседателя от работы на время исполнения им обязанности ' связей по осуществлению правосудия. Отказ в освобождении от работы считается неуважением к суду.

Народный заседатель обязательства ' связан вовремя с ' появиться по приглашению суда для участия в судебном заседании. Неявка без уважительных причин в судебное заседание считается неуважением к суду.

Народным заседателям за время выполнения ими обязанности ' связей в суде выплачивается вознаграждение в размере их среднемесячного заработка или пенсии, но не менее прожиточного минимума для трудоспособного лица. Им возмещаются расходы на проезд и наем жилья, а также выплачиваются суточные. Указанные выплаты осуществляются территориальными управлениями Государственной судебной администрации Украины за счет средств Государственного бюджета Украины.

По народным заседателями и присяжными на время исполнения ими обязанности ' связей в суде по месту основной работы сохраняются все гарантии и льготы, предусмотренные законом. Время выполнения народным заседателем или присяжным обязанности ' связей в суде засчитывается ко всем видов трудового стажа. Освобождение народного заседателя с работы или перевод на другую работу без его согласия во время исполнения им обязанности ' связей в суде не допускается.

На народных заседателей распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные законом, на время исполнения ими обязанности ' связей по осуществлению правосудия. По обоснованному ходатайству народного заседателя меры безопасности к нему могут применяться и по окончании выполнения этих обязанность ' связей.

Часть 2 ст. 18 ГПК предусматривает возможность рассмотрения дел в суде первой инстанции в коллегиальном составе с участием народных заседателей. ГПК Украины устанавливает также в ч. 4 ст. 234 исчерпывающий перечень оснований рассмотрения дел в судах первой инстанции коллегией в составе одного судьи и двух народных заседателей, касающиеся дел особого производства. Такой законодательно определен исчерпывающий перечень дел, которые рассматриваются в коллегиальном составе, является важной гарантией недопущения любых неточностей и ошибок в судебной практике или злоупотреблений в формировании состава суда для слушания конкретных дел. К таким делам относятся, например, дела о:

- ограничение гражданской дееспособности физического лица, признании физического лица недееспособным и возобновлении гражданской дееспособности физического лица

- признание физического лица безвестно отсутствующим или объявление его умершим

- усыновление

- оказания психиатрической помощи в принудительном порядке;

- обязанность ' обязательно госпитализации в противотуберкулезное заведения.

6. В суде кассационной инстанции дела рассматриваются коллегией в составе не менее трех судей. Следовательно, в отличие от первой или апелляционной инстанции, где четко определен состав суда, в кассационной инстанции законодатель установил только нижний предел относительно количественного состава суда. С нормативного положения этой части статьи следует вывод о том, которые не будет нарушением процессуальных норм, регулирующих вопросы состава суда, если такой состав суда в кассационной инстанции будет состоять не из трех, а четырех или более судей. Основным в данном вопросе является критерий целесообразности в том или ином количественном составе суда.

7. Решение или постановление суда, которым закончено рассмотрение дела, вступившие законную силу, а также судебный приказ могут быть пересмотрены в связи ' связи с вновь открывшимися обстоятельствами. Судом в таком случае, что осуществляет пересмотр дела в связи ' связи по вновь открывшимся обстоятельствам, является суд, который принял решение, постановил или выдал судебный приказ. То есть на эту ситуацию распространяются общие правила о составе суда: каким был состав суда, принявшего судебное решение по делу, таким он будет при его просмотре в связи ' связи с вновь открывшимися обстоятельствами.

8. Судья или состав коллегии судей для рассмотрения конкретного дела определяется в порядке, установленном частью третьей статьи 11 1 настоящего Кодекса. См.. комментарий к ст. 11 1 ГПК.