Гражданский процессуальный кодекс Украины (ГПК Украины)

Стаття 8. Законодавство, відповідно до якого суд решает дела

1. Суд решает дела согласно Конституции Украины, законов Украины и международных договоров, согласие на обязательное 'язковисть которых предоставлено верховной Радой Украины.

2. Суд применяет другие нормативно-правовые акты, Принятые соответствующих органом на основании, в пределах полномочий и способом, Которые установлены Конституцией и законами Украины.

3. В случае возникновения в суда сомнения при рассмотрении дела в согласовании закона или иного правового акта Конституции Украины, решения вопроса о конституционности которого относится к юрисдикции конституционного Суда Украины, суд обращается в Верховный Суд Украины для решения вопроса о внесения в Конституционный Суд Украины представления о конституционности закона или иного правового акта.

4. В случае несоответствия правового акта закону Украины или международному договору, согласие на обязательное 'язковисть которого дано верховной Радой Украины, суд применяет акт законодательства, имеющий высшую юридическую силу.

5. В случае несоответствия закона Украины международному договору, согласие на обязательное 'язковисть которого дано верховной Радой Украины, суд применяет международный договор.

6. Нормы права других государств суд применяет в случае, если это установлено законом Украины или международным договором, согласие на обязательное 'Язковисть которого дано верховной Радой Украины.

7. Суд решает дела в сфере государственных закупок с учетом особенностей, определенных Законом Украины " Об осуществлении государственных закупок ".

8. Если спорные отношения НЕ урегулированы законом, суд применяет закон, регулирует подобные по смыслу отношения (аналогия закона), а при отсутствии такового - суд исходит из общих принципов законодательства (аналогия права).

9. Запрещается отказ в рассмотрении дела по мотивам отсутствия, неполноты, нечеткости, противоречивости законодательства, регулирующего спорные отношения.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
статье 8 Гражданско процессуального кодекса Украины

1. Данная статья определяет каким законодательством должен руководствоваться суд при решении гражданской дел.

Наивысшую юридическую силу в системе нормативных актов имеет Конституция (Основной закон) Украины, принятая 28.06.96 г. В соответствии со ст. 8 законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и Должны соответствовать ей. Нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия. Обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина непосредственно на основании Конституции Украины гарантируется.

В постановлении Пленума N 9 от 01.11.96 г. " О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия " ВС Украины раз "разъяснил, что поскольку Конституция Украины имеет высшую юридическую силу, а ее нормы являются нормами прямого действия, суды при рассмотрении конкретных дел Должны оценивать содержание любого закона или второго нормативно-правового акта с точки зрения его соответствия Конституции и во всех нужных случаях применять Конституцию как акт прямого действия. Судебные решения Должны основываться на Конституции, а также на действующем законодательстве, не противоречит ей.

Суд непосредственно применяет Конституцию в случае:

1) когда из содержания норм Конституции НЕ вытекает необходимость дополнительной регламентации ее положений законом

2) когда закон, Который действовал в вступлении в силу Конституции или принят после этого, противоречит ей

3) когда правоотношения, рассматриваются судом, законом Украины НЕ урегулирован, а нормативно-правовой акт, Принятый верховной Радой и Советом министров Автономной Республики Крым, противоречит Конституции Украины

4) когда указы Президента Украины, Которые вследствие их нормативно-правового характера подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, противоречат Конституции Украины.

Если из содержания Конституционное нормы следует необходимость дополнительной регламентации ее положений законом, суд при рассмотрении дела должен применить только тот закон, Который основывается на Конституции и не противоречит ей.

Следует иметь в виду, что суд не может, Применив Конституцию как акт прямого действия, признать неконституционным законы или правовые акты, Перечисленные в ст. 150 Конституции, поскольку это отнесены к Исключительной компетенции конституционного Суда Украины. Вместе с тем суд может на основании ст. 144 Конституции признать НЕ соответствующей Конституции или законам Украины, решения органов местного самоуправления, а на основании ст. 124 Конституции - акты органов государственной власти: министерств, ведомств, местных государственных администраций и т.д.. Обращение в Конституционный Суд Украины в таком случае НЕ требуется.

2. При разрешении гражданских дел суд обяза 'связан использовать решения конституционного Суда Украины, Которым предоставлено официальное толкование Конституции и законов Украины и признание законов неконституционным.

Решение конституционного Суда Украины Имеют огромное влияние на судебную практику, поскольку они касаются, как правило, актуальных и неоднозначных вопросов, по Которым уже высказывались правовые позиции государственнымы органами и судами.

Среди последних, наиболее часто применяются Решение конституционного Суда Украины по делу по конституционно обращению гражданина Сердюка Валерия Анатольевича об официальном толковании положения части первой статьи 7 гражданских кодекса Украинской ССР (дело о распространении сведений) от 10.04.2003 г.; Решение конституционного Суда Украины по делу по конституционно представлению 50 народных депутатов Украины Относительно официального толкования отдельных положений части первой статьи 4 Гражданский процессуального кодекса Украины (дело об охраняемом законом интересе) от 01.12.2004 г., Решение конституционного Суда Украины по делу по конституционно обращению закрытого акционерно общества " Оболонь " и гражданина Винника Виктора Владимировича об официальном толковании положений части второй статьи 28 Закона Украины " О хозяйственных обществах ", пункта 1, абзаца первого пункта 5 статьи 4 Закона Украины " В собственности " (дело о правах акционеров ЗАО) от 11.05.2005 г.; Решение конституционного Суда Украины по делу по конституционно обращению Центрального союза потребительского обществ Украины об официальном толковании положений пункта 1 статьи 9, пункта 1 статьи 10 Закона Украины " О потребительской кооперации ", части четвертой статьи 37 Закона Украины " О кооперации " (дело о защите права собственности организаций потребительской кооперации) от 11.11.2004 г.; Решение конституционного Суда Украины по делу по конституционно обращению Ярового Сергея Ивановича и других граждан об официальном толковании положений пункта 2 статьи 10 Закона Украины " О приватизации державного жилищно фонда " и по конституционно представлению 60 народных депутатов Украины об официальном толковании положений статей 1, 10 этого Закона (дело о правах совладельцев на вспомогательные помещения многоквартирных домов) от 02.03.2004 г.; Решение конституционного Суда Украины по делу по конституционно представлению 51 народного депутата Украины Относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений статьи 92, пункта 6 раздела X " Переходные положения " Земельного кодекса Украины (дело о постоянном пользовании Земельным участками) от 22.09.2005 г.

3. Закон - это разновидность нормативных актов, Которые принимает Верховная Рада Украины. Законы Должны соответствовать Конституции Украины. В комментируемой статьи предусмотрено, что в случае возникновения в суда сомнения при рассмотрении дела в согласовании закона или иного правового акта Конституции Украины, решения вопроса о конституционности которого относится к юрисдикции конституционного Суда Украины, суд обращается в Верховный Суд Украины для решения вопроса в внесения в Конституционный Суд Украины представление о конституционности закона или иного правового акта.

Эффективность этой нормы сомнительна. Она скорее носит декларативный характер. Если ее рассматривать в практической плоскости, то в случае сомнения в судьи в конституционности закона, он будет советоваться с коллегами по работе, с судьями апелляционного суда, с другими специалистами в области права и таким образом будет устранять свои сомнения, и Наименее вероятно, что бы он обращался вплоть до Верховного Суда.

Неэффективность этой нормы заключается также и в том, что не предусмотрено как быть с производством по делу. Основанный для приостановление производства, предусмотренных ст. 201, 202 ГПК, имеется. Пункт 4 ч. 1 ст. 201 ХПК не может быть применен, поскольку он предусматривает невозможность рассмотрения дела в разрешения второго дела, рассматриваемого в порядке конституционного .... судопроизводства. Обращение в Верховный Суд Украины для решения вопроса о внесение представления Относительно конституционности Закона не является " решением второго дела, рассматриваемого в порядке конституционного судопроизводства ", поскольку конституционное судопроизводство еще не возникло и даже неизвестно возникнет. Поэтому решение о приостановление производства по такому делу со ссылкой на п. 4 ч. 1 ст. 201 ГПК не сложно отменить.

Однако в постановлении " О применении судами Конституции Украины " от 01.11.96 г. Верховный Суд Украины Отметил, что в случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции Украины применен закон или закон, подлежащей применению в конкретном деле, суд по ходатайству участников процесса или по собственной инициативе приостанавливает рассмотрение дела и обращается с мотивированным определением (постановлением) в Верховный Суд Украины, Который в согласовании с ст. 150 Конституции может ставит перед Конституционным Судом Украины вопрос о согласовании Конституции законов и других нормативно-правовых актов. Такое решение может принять суд первой, Кассационное или надзорной инстанции в любой стадии рассмотрения дела.

Основанный для Приостановление производства по делу в этом случае не было предусмотрено и в ГПК 1963 г., но, несмотря на это, Верховный Суд все же считал возможным останавливать. Такая правовая позиция больше основывается на авторитетности высшей судебной учреждения Украины, чем на действующем в то время процессуальном законодательстве. Несмотря на то, что это раз "объяснения было предоставлено в принятия ГПК, оно остается актуальным, поскольку основания для Приостановление производства НЕ изменились.

Таким образом, для судьи, все же решил применить ч. 3 ст. 8 ГПК, можно посоветовать другой постановлением останавливать производства по делу (желательно по инициативе того участника процесса, Который заинтересован в установление неконституционносты закона) на основании п. 4 ч. 1 ст. 201 ГПК со ссылкой в Суд Украины с просьбой поставить перед Конституционным Судом Украины вопрос о согласовании Конституции Украины соответствующего закона.

согласовании с п. 2 ч. 2 ст. 45 Закона Украины " В судоустройству и статусе судей " решение об обращении в Конституционный Суд Украины по вопросам конституционности законов и других правовых актов, а также Относительно официального толкования Конституции Украины и законов принимает исключительно Пленум Верховного Суда Украины.

4. В п. 4 и 5 комментируемой статьи определено правило применения нормативных актов в случае их несоответствия друг другу. Применению подлежит акт законодательства, имеющий высшую юридическую силу. Наивысшую юридическую силу имеет Конституция Украины. После нее - акты верховной рады - законы Украина и постановления. Другие акты называются подзаконнымы. К им относятся Указы Президента Украины, постановления Кабинет министров, приказы, распоряжения, решения Центральных органов от исполнительной власти, акты органов местного самоуправления.

В случае несоответствия закона Украины международному договору, согласие на обязательное 'язковисть которого дано верховной Радой Украины, суд применяет международный договор.

Нормы права других государств суд применяет в случае, если это установлено законом Украины или международным договором, согласие на обязательное 'язковисть которого дано верховной Радой Украины. При этом суд должен руководствоваться положениями Закона Украины " О международном частном праве ".

Как раз "разъяснил ВС Украины в п. 7 постановления " О применении судами Конституции Украины " от 01.11.96 г., согласно ч. 2 ст. 57 Конституции являются недействительными, а следовательно, не могут применяться то законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности 'связки граждан, НЕ доведенные до сведения населения в установленном законом порядке. Это означает, что судебное решение быть не может основываться на неопубликованные нормативно-правовых актах.

Порядок обнародования предусмотрено Указом Президента Украина " О порядке официального обнародования нормативно-правовых актов и вступлении их в силу " от 10.06.97 г. В соответствии с п. 1 Указа законы Украины, другие акты верховной рады Украины, акты Президента Украины, Кабинет министров Украины НЕ позднее чем в п 'пятнадцатидневный срок после их принятия в установленном порядке и подписания подлежат обнародованию на ГОСУДАРСТВЕННОМ языке в официальных печатных изданиях. Официальными печатными изданиями являются: " Официальный вестник Украины "; газета " Урядовий кур 'премьер ". Официальными печатными изданиями, в которых осуществляется официальное обнародования законов и других актов верховной рады Украины, также газета " Голос Украины ", " Сведения верховной рады Украины ".

Акты верховной рады Украины, Президента Украины, Кабинет министров Украины могут быть в отдельных случаях официально обнародованы телевидения и радио. Официальное обнародования нормативно-правовых актов осуществляется после включения их в Единый государственный реестр нормативных актов и с указанием присвоения им регистрационно кода. Нормативно-правовые акты, опубликованные в других печатных изданиях, Имеют информационный характер и не могут быть использованы для официального применения.

Согласно п. 4 Указа нормативно-правовые акты Верховной рады Украины и Президента Украины вступают в силу через 10 дней со дня их официального обнародования, если иное не предусмотрено самими актами, ки не ранее дня их опубликования в официальном печатном издании.

согласовании с п. 5 Указа нормативно-правовые акты Кабинет министров Украины вступают в силу с момента их принятия, если более поздний срок вступление их в силу не предусмотрен в ЭТИХ актах. Акты Кабинет министров Украины, определяющие права и обязанности 'связки граждан, вступают в силу не ранее дня их опубликования в официальных печатных изданиях.

5. В ч. 7 комментируемой статьи подчеркнута важность дел в сфере государственных закупок, определив, что при их решении суд обязанность 'обязательно должен учитывать особенности, предусмотренны в Законе Украина " Об осуществлении государственных закупок " от 1 июня 2010 В то же время процессуальных особенностей рассмотрения дел, вникают из ЭТИХ правоотношений, указанный закон не предусматривает.

6. Пункт 8 комментируемой статьи допускает применение при решении дела аналогии закона и аналогии права. Аналогия закона и аналогия права являются способами преодоления пробелов в праве. Пробел в правое имеет место, когда определенные общественные отношения, Которые относятся к сфере правового регулирования, либо НЕ урегулированы вообще, или урегулированы неполно. Пробелы могут иметь место вследствие невозможности предусмотреть и урегулировать все процессуальные отношения.

Примерами пробелов в гражданском процессуальном правое является порядок временного изъятия доказательств для исследования судом (ст. 93 ГПК), порядок проведения одновременного допроса свидетелей для с 'выяснения причин расхождений в их показаниях (ч. 12 ст. 180 ГПК).

Аналогия закона - это распространение судом на отношения, а не урегулированные правом, конкретных правовых норм, регулирующих подобные отношения. При этом суд может допустит применения аналогии закона, если: 1) процессуальные отношения НЕ урегулированы законом, 2) является законодательство, регулирующее подобные отношения, 3) подобное законодательство не противоречит сущности отношений, к Которым применяется аналогия.

В случае невозможности применения аналогии закона, суд может применить аналогию права, т.е. распространить на эти отношения общие принципы законодательства, то есть его принципы. Так, согласно ст. 3 ГК Украины, общими принципами гражданского законодательства являются:

1) недопустимость произвольного вмешательства в сферу личной жизни человека

2) недопустимости Лишение права собственности, кроме случаев, установленных Конституцией Украины и законом

3) свобода договора

4) свобода Предпринимательское деятельности, НЕ запрещенной законом

5) судебный защите гражданского права и интереса

6) справедливость, добросовестность и разумность.

В решении суд должен обосновать применение аналогии.

Запрещается отказ в рассмотрении дела по мотивам отсутствия, неполноты, нечеткости, противоречивости законодательства, регулирующего спорные отношения.

7. В соответствии со статьями 8 и 22 Конституции Украины не подлежат применению судами законы и другие нормативно-правовые акты, Которым отменяются конституционные права и свободы человека и гражданина, а также новые законы, Которые сужают содержание и объем установленных Конституцией Украины и Действующим законам прав и свобод.

Суды при определении юридической силы законов и других нормативно-правовых актов по их деятельности Должны руководствоваться Конституцией Украины как актом прямого действия, а потом постановления верховной рады Украины и другие подзаконные акты государственных органов, Которым определяются вопросы судоустройству, судопроизводства и статуса судей, в том числе по установлению порядка назначения судей на административные должности и их освобождения, срока полномочий судей, НЕ подлежат применению как противоречащие Конституции Украины.

не подлежат применению акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, Принятые в период, когда полномочия таких органов или должностных лиц прекращены по основаниям, предусмотренным Конституцией Украины, а также в случае потери такими органами или должностным лицами полномочий по принятию законов, постановлений, указов, распоряжений и других а кто-то & # 1074 (п. 19 постановления Пленума ВС Украины от 13.06.2007 г. N 8 " В независимости судебной власти ").

8. Согласно ст. 11 СК при решении спора суд по заявлению заинтересованное стороны может учесть местный обычай, а также обычай национального меньшинства, к которому принадлежат стороны или одна из них, если они НЕ противоречат требованиям этого Кодекса, других законов и моральным основам обществ & # 1072 (п. 1 постановления Пленума ВС Украины от 21.12.2007 г. " О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о праве на брак, расторжение брака, признание его недействительным и разделе общего имущества супругов ").