Стаття 25. Конкуренція у сфері господарювання

1. Держава підтримує конкуренцію как соревнование между субъектами хозяйствования, которое обеспечивает благодаря их собственным достижениям получения ими определенных экономических преимуществ, в результате чего потребители и субъекты хозяйствования получают возможность выбора необходимого товара и при этом отдельные субъекты хозяйствования не определяют условий реализации товара на рынке.

2. Органам державної влади і органам місцевого самоврядування, що регулюють відносини у сфері господарювання, запрещается принимать акты или совершать действия, которые определяют привилегированное положение субъектов хозяйствования той или иной формы собственности, или ставят в неравное положение отдельные категории субъектов хозяйствования или другим способом нарушают правила конкуренции. В случае нарушения этого требования органы государственной власти, к полномочиям которых входит контроль и надзор за соблюдением антимонопольно-конкурентного законодательства, а также субъекты хозяйствования могут оспаривать такие акты в установленном законом порядке.

3. Уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления должны осуществлять анализ состояния рынка и уровня конкуренции на нем и принимать предусмотренные законом меры по упорядочению конкуренции субъектов хозяйствования.

4. Держава забезпечує захист комерційної таємниці суб'єктів господарювання відповідно до вимог цього Кодексу и других законов.

Комментарий

1. Экономическая конкуренция является одним из основных инструментов и условием существования рынка. В экономической науке разработаны четыре модели конкурентных отношений: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Предоставленное определения конкуренции в украинском законе наиболее совпадает с понятием конкуренции в модели совершенной конкуренции, которая предусматривает равновесие спроса и предложения товара на рынке.

Такая позиция определения отношений конкуренции обоснованно критикуется, поскольку теоретики равновесия стали использовать термин "конкуренция" для определения рынка, в котором каждый участник слишком слаб, чтобы вызвать изменения в цене. В состоянии равновесия нет места деятельности, направленной на то, чтобы превзойти усилия других по удовлетворению желаний рынка. Есть теряется цель, интерес сторон в предпринимательстве и в конкуренции - получение победы в соперничестве и дополнительного прибыли. При этом возможно проявляется один из факторов, сдерживающих развитие предпринимательства и конкуренции, а борьба, в Украине.

Анализируя определения конкуренции различными специалистами, можно выделить следующие подходы к пониманию конкуренции.

По-перше, це поведінкове тлумачення конкуренції, відповідно до якого конкуренція - це суперництво, борьба за деньги покупателей и другие имущественные блага путем удовлетворения потребностей потребителей.

Второй подход смещает внимание с борьбы фирм на анализ структуры рынка, его состояния, тех условий, которые господствуют на нем. Главным является определение степени монополизации рынка, свободы продавца и покупателя.

В-третьих, функциональный подход, обеспечивающий реализацию двух важнейших функций конкуренции - сопоставительной и селективной.

В-четвертых, управленческий подход, когда конкуренция сводится к внутреннему процесса управления субъектом хозяйствования собственными преимуществами, к принятию решений в сфере предпринимательства с целью получения победы в борьбе с конкурентами для удовлетворения собственных объективных и субъективных потребностей.

2. Органы власти и органы местного самоуправления, а также органы административно-хозяйственного управления и контроля обязаны содействовать развитию конкуренции и не совершать каких-либо неправомерных действий, которые могут иметь негативное влияние на конкуренцию.

В связи запрещается принимать акты или совершать действия, которые определяют привилегированное положение субъектов хозяйствования той или иной формы собственности или ставят в неравное положение отдельные категории субъектов хозяйствования или другим способом нарушают правила конкуренции.

В случае если органы власти, органы местного самоуправления, предприятия считают, что акты органов власти и органов местного самоуправления могут оказать негативное влияние на экономическую конкуренцию, по таким актов органами Антимонопольного комитета Украины может быть рассмотрено дело о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции в порядке ст. 36 Закона Украины "О защите экономической конкуренции". Обращение в органы Антимонопольного комитета Украины не лишает заинтересованное лицо права обратиться в суд с целью защиты своих прав и охраняемых интересов.

3. Согласно ч. 2 ст. 42 Конституции Украины государство обеспечивает защиту конкуренции в предпринимательской деятельности. Защита экономической конкуренции предусматривает не только возможность обращения в уполномоченный государственный орган в целях защиты прав и охраняемых законом интересов по конкуренции, но и активный долг государства по ее поддержка - как крайне важного для общества экономического явления, является составной правового порядка в сфере хозяйствования.

Государственная политика в сфере развития экономической конкуренции и ограничения монополизма в хозяйственной деятельности, осуществление мероприятий по демонополизации экономики, финансовой, материально-технической, информационной, консультативной и другой поддержки субъектов хозяйствования, которые способствуют развитию конкуренции, обеспечивается уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами административно-хозяйственного управления и контроля.

Государственный контроль за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции, защита интересов субъектов хозяйствования и потребителей от его нарушений осуществляются органами Антимонопольного комитета Украины.

4. Комерційна таємниця є об'єктом права інтелектуальної власності. Незважаючи на те, що права інтелектуальної собственности являются диспозитивными по своей природе, то есть владельцы прав сами решают вопрос об избрании способа защиты права в случае его нарушения, эта норма устанавливает государственное обеспечение защиты коммерческой тайны субъектов хозяйствования. При этом обеспечительная роль государства заключается не только в определении понятия коммерческой тайны, создании условий его охраны, но и в позитивном обязательстве государства в лице его уполномоченных органов в публичной защите коммерческой тайны, независимо от воли ее владельца. Это связано с наличием публичных интересов по сохранению коммерческой тайны, неправомерное разглашение которой не только наносит ущерб ее владельцу, но и приводит к искажению экономической конкуренции, поскольку определенные субъекты хозяйствования получают неправомерные конкурентные преимущества.