Стаття 29. Зловживання монопольним становищем на ринку
1. Зловживанням монопольным положением считаются:
навязывание таких условий договора, которые ставят контрагентов в неравное положение, или дополнительных условий, не относящихся к предмету договора, включая навязывания товара, не нужного контрагенту;
ограничение или прекращение производства, а также изъятие товаров из оборота с целью создания или поддержания дефицита на рынке или установления монопольных цен
другие действия, совершенные с целью создания препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) субъектов хозяйствования
установление монопольно высоких или дискриминационных цен (тарифов) на свои товары, что приводит к нарушению прав потребителей или ограничивает права отдельных потребителей
установление монопольно низких цен (тарифов) на свои товары, что приводит к ограничению конкуренции.
Комментарий
Факт монопольного (доминирующего) положения субъекта хозяйствования не создает правонарушения, такое положение может быть достигнуто законным путем и является основанием для осуществления дополнительных мероприятий по правовому регулированию и хозяйственного надзора со стороны органов государственной власти.
Злоупотреблением монопольным (доминирующим) положением на рынке является нарушением конкурентного законодательства, заключается в действиях или бездеятельности субъекта хозяйствования, занимающий монопольное (доминирующее) положение на рынке, которые привели или могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции, в частности к ограничению конкурентоспособности других субъектов хозяйствования, или ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или потребителей, которые были бы невозможны в условиях существования значительной конкуренции на рынке.
Признаками злоупотребления является активная (действие) или пассивная (бездействие) поведение монополиста, которая наносит вред экономической конкуренции или потребителям.
Злоупотреблением монопольным (доминирующим) положением на рынке, в частности, признается:
1) установление таких цен или других условий приобретения или реализации товара, которые невозможно было бы установить при условиях существования значительной конкуренции на рынке. Предприятие - монополист может устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены. В случае установления монопольно высоких цен наносится вред потребителям, которые вынуждены платить за товар больше, чем является его справедливая цена или цена, которая может быть установлена собственные интересы. В случае установления монопольно низкой цены, что на время полезно для потребителей, существует угроза доведения до неплатежеспособного состояния других субъектов хозяйствования, поскольку потребитель будет покупать более дешевый товар. После устранения существующих конкурентов и укрепления монопольного положения в предприятия появляется возможность установить монопольно высокие цены, поскольку товаров других производителей на рынке не существует
2) применение разных цен или разных других условий к равнозначным соглашениям с субъектами хозяйствования, продавцами или покупателями без объективно оправданных на то причин. Обусловливание заключения соглашений принятием субъектом хозяйствования дополнительных обязательств, которые по своей природе или согласно торговым и другим честным обычаями в предпринимательской деятельности не касаются предмета договора. Частичная или полный отказ от приобретения или реализации товара при отсутствии альтернативных источников реализации или приобретения. Приведенные нарушения являются договорными нарушениями. Они исключают возможность для экономически слабой стороны осуществлять свое право на хозяйственную деятельность, гарантировано ст. 13 Конституции Украины. Устанавливая разные условия к равнозначным соглашениям, предприятие - монополист создает различные условия для агентов по договорам, конкурируют между собой на одном рынке товаров, что приводит к созданию неравных условий хозяйствования, нарушение права на свободную хозяйственной деятельности и искажения конкуренции
3) ограничение производства, рынков или технического развития, что нанесло или может нанести ущерб другим субъектам хозяйствования, покупателям, продавцам. Ограничение производства, рынков создает дефицит соответствующего товара, т.е. спрос на товар превышает его предложение. Это создает условия для установления монопольно высокой цены на товар и получение благодаря этому монопольно высоких доходов и нанесения вреда потребителю, который вынужден платить за тот же товар большую цену.
Сокращение выпуска товара не может признаваться злоупотреблением монопольным положением в случае наличия объективных оснований для таких действий
4) суттєве обмеження конкурентоспроможності інших суб'єктів господарювання на ринку без об'єктивно оправданных на то причин. Конкурентоспособность - это степень привлекательности субъекта хозяйствования, совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, которые обеспечивают удовлетворения конкретных потребностей потребителя. Конкурентоспособность определяет способность предприятия выдерживать конкуренцию по сравнению с другими субъектами на данном рынке. Она может поддерживаться только благодаря непрерывному улучшению продукции со стороны производителя. Такое возможно только при наличии квалифицированных человеческих ресурсов, внутренних технических возможностей, в случае владения и способностью разрабатывать новые интеллектуальные продукты, которые могут быть использованы при изготовлении продукции. Любое ограничение доступа к источникам улучшению товара и составляет правонарушениях относительно ограничения конкурентоспособности
5) создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) или устранение с рынка продавцов, покупателей, других субъектов' ведения хозяйства. Основными признаками, определяющими сущность поведения предприятия, является наличие факторов ограничения доступа других субъектов хозяйствования на рынок и определение условий обращения товаров, которые, в частности, определяются:
- наличием или установлением барьеров для доступа на рынок других субъектов хозяйствования
- ограниченностью возможностей доступа других субъектов хозяйствования относительно закупки сырья, материалов
- ограниченностью сбыта товаров и установлением барьеров для оставления этого рынка с целью найти на других товарных рынках покупателей (продавцов) в связи с трудностями реализации того, во что был вложен капитал
- преданностью потребителей компаниям и их товарам, продуктам питания и одежды, которые они знают и используют.
Во барьерами для вступления потенциальных конкурентов на соответствующий рынок понимаются:
- ограничение по спросу, связанные с высокой насыщенностью рынка товарами (товарным группам) и низкой платежеспособностью покупателей
- административные ограничения
- экономические и организационные ограничения
- экологические ограничения
- неразвитость рыночной инфраструктуры
- другие ограничения, которые вызывают существенные затраты, необходимые для поступления на определенный рынок товара (товарной группы).