Стаття 5. Конституційні основи правопорядку у сфері господарювання
1. Правовой хозяйственный порядок в Украине формируется на основе оптимального сочетания рыночного саморегулирования экономических отношений субъектов хозяйствования и государственного регулирования макроэкономических процессов, исходя из конституционного требования ответственности государства перед человеком за свою деятельность и определение Украины как суверенного и независимого, демократического, социального, правового государства.
2. Конституционные основы правового хозяйственного порядка в Украине составляют: право собственности Украинского народа на землю, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, которые находятся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны, осуществляется от имени Украинского народа органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах, определенных Конституцией Украины, право каждого гражданина пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствии с законом, обеспечение государством защиты прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, социальную направленность экономики, недопущение использования собственности во вред человеку и обществу, право каждого владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности, признание всех субъектов права собственности равны перед законом, незыблемости права частной собственности, недопущение противоправного лишения собственности; экономическая многообразие, право каждого на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом, определение исключительно законом правовых основ и гарантий предпринимательства; обеспечение государством защиты конкуренции в предпринимательской деятельности, недопущение злоупотребления монопольным положением на рынке, неправомерного ограничения конкуренции и недобросовестной конкуренции, определение правил конкуренции и норм антимонопольного регулирования исключительно законом, обеспечение государством экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины, обеспечение государством надлежащих, безопасных и здоровых условий труда, защита прав потребителей; взаимовыгодное сотрудничество с другими странами, признание и действие в Украине принципа верховенства права.
3. Субъекты хозяйствования и другие участники отношений в сфере хозяйствования осуществляют свою деятельность в пределах установленного правового хозяйственного порядка, соблюдая требования законодательства.
Комментарий
Статья посвящена определению понятия "правопорядок в сфере хозяйствования". Это понятие является нормативной составляющей более широкого понятия - "правовой порядок ", который существует в обществе.
Правовой порядок - это сложная социально-правовая категория, в рамках которой взаимодействуют интересы и права различных групп, слоев, граждан общества. Существует утверждение, что правопорядок - это государственный, конституционный порядок. Всего это соответствует действительности, поскольку правопорядок является государственно-правовым явлением. Но не все явления и проблемы общества, порождают общественные отношения, не все правовые вопрос жизни отражены в Конституции. Не все положения, закрепленные в Конституции, могут быть адекватно реализованы в жизни. Поэтому нельзя ставить знака тождества между государственным и конституционным порядком.
В научной литературе правовой порядок определяют как "объективно и субъективно обусловленное состояние жизни, характеризующийся внутренней согласованностью, урегулированностью системы правовых отношений, основанных на нормативных требованиях, принципах права и законности, а также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права ".
Данная статья отражает правовой порядок в сфере хозяйствования как целостное и комплексное образования, объединяет реализацию как частных интересов граждан и юридических лиц, так и публичных интересов в целях обеспечения стабильности и развития экономической системы общества. Статья отражает разные уровни упорядочения общественной жизни: 1) рыночное саморегулирование экономических отношений субъектов хозяйствования 2) государственное регулирования макроэкономических процессов, 3) ответственность государства перед человеком за свою деятельность, и предусматривает комплексное применение различных методов регулирования с целью получения оптимального результата.
Анализ развития мировой экономики показывает, что только рыночное саморегулирование экономических отношений, как это происходило в эпоху "дикого" капитализма, или только государственное регулирование экономики, как это было в советские времена, не в состоянии обеспечить постепенное развитие суверенного, независимого, демократического, социального, правового государства. Поэтому законом определена необходимость их оптимального сочетание.
2. В части 2 статьи приведены основные конституционные положения, определяющие правовой порядок в сфере хозяйствования. Эти положения прежде определяют определенные элементы в структуре правопорядка в сфере хозяйствования.
Первым элементом является правовая структура общества, которая включает:
а) государство, осуществляет право собственности Украинского народа на землю, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, которые находятся в пределах территории Украины, на природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны, обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, социальную направленность экономики, недопущение использования собственности во вред человеку и обществу, защиту конкуренции в предпринимательской деятельности, недопущение злоупотребления монопольным положением на рынке, неправомерного ограничения конкуренции и недобросовестной конкуренции; гарантирует экологическую безопасность и поддержание экологического равновесия на территории Украины, безопасные и здоровые условия труда, защита прав потребителей; взаимовыгодное сотрудничество с другими странами;
б) предприятия, учреждения и организации, другие субъекты хозяйствования, имеющих право пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствии с законом, владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности, имеют право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом, и обязанности по недопущению использования собственности во вред человеку и обществу.
Участниками правопорядка могут быть только определенные субъекты права, права и обязанности которых закреплены в соответствующих законах. Каждый участник имеет определенное правовое положение и предмет (программу) деятельности в сфере хозяйствования, определяется его правовым статусом.
Вторым элементом правопорядка являются правовые отношения, последовательность их возникновения, развития, изменения и прекращения. Этот элемент отражает структурные отношения - связи между участниками правопорядка и их свойства, которые объединятся в целостное образование.
Так, государство обеспечивает право собственности Украинского народа на землю, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, а предприятия, учреждения и организации имеют право пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствии с закона. Субъекты хозяйствования имеют право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом, а государство обязано обеспечить защиту конкуренции в предпринимательской деятельности. Субъект хозяйствования имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, а государство обеспечивает социальную направленность экономики, недопущение использования собственности во вред человеку и обществу.
Третью составляющую правопорядка составляют атрибутивные элементы, определяющие упорядоченность элементов. Прежде всего это акты, регламентирующие процессы и развитие в сфере хозяйствования. Например, каждый гражданин имеет возможность пользоваться природными объектами права собственности народа только в соответствии с законом. Предприятие не может отступить от положений закона и урегулировать свои отношения по собственному усмотрению в договоре, как это предусмотрено ст. 6 ГК Украины. Исключительно законом определяются правовые основы и гарантии предпринимательства, правила конкуренции и нормы антимонопольного регулирования.
3. Часть 3 статьи предусматривает возможность осуществления деятельности в сфере хозяйствования субъектами хозяйствования только в пределах установленного правового хозяйственного порядка с соблюдением требований закона.
Это касается действия принципа правового регулирования - законом "и принципа" разрешено все, что предусмотрено законом ".
Нормативные акты в сфере хозяйствования очень разными по значимости и направленности действия. Одни акты содержат четкие обязательные для выполнения правила, например по защите экономической конкуренции или порядка легитимации хозяйственной деятельности, другие - общие стандарты, которые создают направление и не имеют предписаний осуществить определенные конкретные действия.
Так, ЦК України жорстко не встановлює обов'язків суб'єктів відносин по відношенню до інших осіб. Навпаки, соответствии с ч. 1 п. 3 ст. 6 ГК Украины стороны в договоре могут отступить от положений гражданского законодательства и урегулировать свои отношения по собственному усмотрению. Необходимо сразу заметить, что ни в одном акте законодательства прямо не указано, что стороны не могут отступать от положений актов гражданского законодательства, как это предусмотрено ч. 2 п. 3 ст. 6 ГК Украины, поскольку законы рассчитаны на определенное урегулирование общественных отношений, а не для того, чтобы отступать от их норм.
В хозяйственной сфере отсутствие прямой правового запрета не значит наличие права осуществлять определенные действия. В хозяйственной сфере, в отличие от частного, действует много правовых запретов, касающихся даже договорных отношений, хотя и не регулируют элементы договоров. Это касается защиты прав потребителей, экономической конкуренции и др..
Необходимость действовать в рамках и невозможность отступать от его предписаний обусловлены:
1) субъектным составом участников отношений в сфере хозяйствования. Участниками отношений в сфере хозяйствования являются органы власти и местного самоуправления, которые согласно ст. 19 Конституции Украины обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины
2) наличием интересов государства и общества в обеспечении стабильности и определенного уровня социального и экономического развития Украины, установкой государством определенных целей в развитии хозяйственной системы (экономики), определенных стандартов поведения частных субъектов хозяйствования для достижения поставленной цели;
3) установлением пределов осуществления любого права, обеспечивающие пользование теми же самыми правами, поскольку отношения в хозяйственной сфере являются систематическими и взаимосвязанными.
Экономическая рыночная система является сложным общественным социальным явлением. Любые хозяйственные решения (сделки) в этой системе взаимосвязаны и могут влиять на всю рыночную систему как за счет масштаба таких решений, так и вследствие количества определенных решений. Это предполагает необходимость их более жесткой правовой регламентации законом и другими нормативно-правовыми актами, которые обобщаются (иногда неоправданно) понятием закон (законодательство).