Стаття 55. Поняття суб'єкта господарювання
1. Суб'єктами господарювання визнаються учасники господарських відносин, які здійснюють господарську деятельность, реализуя хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанности ' связей), имеют обособленное имущество и несут ответственность по своим обязательства ' язаннями в пределах этого имущества, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
2. Сб ' ведения хозяйства являются:
1) хозяйственные организации - юридические лица, созданные в соответствии в Гражданский кодекс Украины, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные в соответствии с настоящим Кодексом, а также другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке
2) граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированные в соответствии с законом как предприниматели
3) исключено.
3. Сб ' ведения хозяйства в зависимости от количества работающих и доходов от любой деятельности за год могут принадлежать к субъектам ' малого предпринимательства, в том числе к субъектам ' объектов микропредпринимательства, среднего или крупного предпринимательства.
Сб ' объектами микропредпринимательства являются:
физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке как физические лица - предприниматели, в которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) не превышает 10 человек и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 2 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины
юридические лица - субъектов ' ведения хозяйства любой организационно-правовой формы и формы собственности, в которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) не превышает 10 человек и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 2 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины.
Сб ' объектами малого предпринимательства являются:
физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке как физические лица - предприниматели, в которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 10 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины
юридические лица - субъектов ' ведения хозяйства любой организационно-правовой формы и формы собственности, в которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 10 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины.
Сб ' объектами крупного предпринимательства являются юридические лица - субъектов ' объекты хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности, в которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) превышает 250 человек и годовой доход от любой деятельности превышает сумму, эквивалентную 50 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу Национального банка Украины.
Другие суб ' объекты хозяйствования относятся к субъектам ' объектов среднего предпринимательства.
4. Сб ' ведения хозяйства реализуют свою хозяйственную компетенцию на основе права собственности, права хозяйственного ведения, права оперативного управления в соответствии с определением этой компетенции в этом Кодексе и других законах.
5. Сб ' ведения хозяйства - Хозяйственные организации, действующие на основе права собственности, права хозяйственного ведения или оперативного управления, имеют статус юридического лица, определяется гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
6. Сб ' ведения хозяйства, указанные в пункте первом части второй настоящей статьи, имеют право открывать свои филиалы, представительства, другие обособленные подразделения без создания юридического лица.
Комментарий
статья дает определение субъектов ' ведения хозяйства как участников хозяйственных отношений, которые характеризуются совокупностью таких признаков, как:
1) осуществления хозяйственной деятельности
2) реализация хозяйственной компетенции
3) обособленность имущества
4) способность нести ответственность по своим обязательства ' язаннями.
Определение хозяйственной деятельности дано в ст. 3 ГК Украины (см. комментарий к ст. 3 ГК).
Обособленность имущества означает, что субъекты ' ведения хозяйства располагает определенное имущество, которое принадлежит исключительно ему: оно отделено от имущества учредителей такого суб ' объекта, а также от имущества других участников хозяйственных отношений. Правовые формы, в которых выражается обособленность субъектов ' ведения хозяйства прямо указаны в части 3 данной нормы. К ним относятся право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления. Эти вещные права составляют основу правового режима имущества субъектов ' объектов хозяйствования, на которой базируется их хозяйственная деятельность. Определение и толкование этих категорий дается в последующих нормах ГК Украины. Так, относительно права собственности см.. комментарий к ст. 134 ГК Украины, права хозяйственного ведения - комментарий к ст. 136 ГК Украины, права оперативного управления - комментарий к ст. 137 ГК Украины.
Способность субъектов ' ведения хозяйства отвечать по своим обязательства ' язаннями заключается в возможности применения к нему санкций, то есть таких мер воздействия в сфере хозяйствования, в результате которых для него наступают неблагоприятные экономические и/или правовые последствия. Такими санкциями могут быть возмещение убытков, штрафные санкции, оперативно-хозяйственные и административно-хозяйственные санкции. Понятие, основания и порядок применения перечисленных санкций урегулированы главами 25, 26 и 27 ГК Украины.
В части 1 комментируемой нормы содержится общее правило об ответственности субъектов ' ведения хозяйства, которое заключается в том, что субъекты ' объекты несут ответственность по своим обязательства ' язаннями в пределах только принадлежащего им на праве собственности или на ином вещном праве имущества. Это означает, что учредители субъектов ' ведения хозяйства не отвечают по обязательства ' язаннями этого суб ' объекта, кроме случаев, предусмотренных законодательством или учредительными документами о создании данного субъекта ' объекта. Случаям, составляют исключение из общего правила, прямо предусмотренных в законодательстве, является, например, общество с дополнительной ответственностью, полное общество и коммандитное общество, их статус и особенности ответственности предусмотренные ГК Украины и Законом Украины " О хозяйственных обществах ". ГК Украины также содержит примеры таких субъектов ' ведения хозяйства. Так, по части 7 ст. 77 ГК Украины в случае недостаточности средств, находящихся в распоряжении казенного предприятия, государство в лице органа, в сферу управления которого входит предприятие, несет полную субсидиарную ответственность по обязательства ' язаннями казенного предприятия. Члены производственного кооператива несут по обязательства ' язаннями кооператива субсидиарную ответственность своим имуществом в размере не менее их паевого взноса (ст. 108 ГК Украины).
соответствии части 2 комментируемой статьи суб ' ведения хозяйства разграничиваются на хозяйственные организации и на физических лиц - предпринимателей при осуществлении ими хозяйственной деятельности и государственной регистрации.
Хозяйственными организациями являются юридические лица, созданные в порядке и на условиях, предусмотренных ГК Украины, предприятия, в том числе государственные и коммунальные, созданные в соответствии с настоящим Кодексом, а также другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке.
Общие положения создания, деятельности и функционирования юридических лиц регулируются подразделом 2 раздела II Книги первой ГК Украины. Так, в соответствии ст. 80 ГК Украины юридическим лицом является организация, созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке. Организационно-правовыми формами юридических лиц являются общества, учреждения и другие формы, установленные законом.
Наряду с общей категорией " юридические лица " отдельный упор делается на том, что хозяйственными организациями являются предприятия, созданные в соответствии с ГК Украины, в том числе государственные и коммунальные. Поскольку статус и порядок создания предприятий урегулированы отдельными нормами ГК Украины.
К других юридических лиц, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке, относятся, например, те, которые осуществляют некоммерческую хозяйственной деятельности, как: кредитные союзы (ст. 130 ГК Украины) и благотворительные организации (ст. 131 ГК Украины). Организационные, правовые основы создания и деятельности таких субъектов ' объектов определяются Законом Украины " О кредитных союзах " и Законом Украины " О благотворительности и благотворительных организациях " соответственно.
Согласно комментируемой статье физическое лицо (гражданин Украины, иностранец, лицо без гражданства) приобретает статус субъектов ' ведения хозяйства при наличии двух условий: осуществление хозяйственной деятельности и государственная регистрация в качестве предпринимателя. Вместе норма ст. 128 ГК Украины, которая определяет статус гражданина в сфере хозяйствования, является специальной по отношению к комментируемой нормы, сужает толкование этих категорий как условий приобретения физическим лицом статуса субъекта ' ведения хозяйства. Так, гражданин признается суб ' ведения хозяйства в случае осуществления им предпринимательской деятельности при условии государственной регистрации его как предпринимателя без статуса юридического лица. Поскольку предпринимательская деятельность является одним из видов хозяйственной деятельности, только ее осуществления позволяет физическому лицу стать суб ' ведения хозяйства. Осуществление физическими лицами некоммерческой хозяйственной деятельность не приводит к обретению ими статуса суб ' ведения хозяйства.
Относительно государственной регистрации субъектов ' ведения хозяйства см.. комментарий к ст. 58 ГК Украины.
Реализация хозяйственной компетенции заключается в осуществлении суб ' ведения хозяйства своих прав и обязанности ' связей и раскрывается через понятие дееспособности таких субъектов ' объектов. В соответствии со ст. 92 ГК Украины способность юридического лица приобретать гражданские права и обязанности ' связей и осуществлять их через свои органы, действующие в соответствии с учредительными документами и законом, называется гражданской дееспособностью юридического лица. В отдельных случаях, определенных законом, юридическое лицо может приобретать гражданские права и обязанности ' связей и осуществлять их через своих участников. Характерной особенностью является то, что правоспособность и дееспособность юридических лиц возникает одновременно с момента регистрации юридического лица.
Согласно ст. 50 ГК Украины право на осуществление предпринимательской деятельности имеет физическое лицо с полной гражданской дееспособностью, которая по общему правилу возникает у нее автоматически с достижением совершеннолетия (восемнадцати лет). Однако, по части 3 ст. 35 ГК Украины, несовершеннолетний физическому лицу, желает заниматься предпринимательской деятельностью, полная гражданская дееспособность может быть предоставлена, если ему исполнилось шестнадцать лет. Для этого необходимо письменное согласие родителей, опекуна или органа опеки и попечительства, которая предоставляется при регистрации несовершеннолетнего в качестве предпринимателя. В таком случае физическое лицо приобретает полную гражданскую дееспособность с момента государственной регистрации его как предпринимателя и с этого же момента приобретает статус субъектов ' ведения хозяйства.
Объем прав и обязанности & # 39 ; связей субъектов ' ведения хозяйства определяется законодательством и учредительными документами и в некоторых случаях зависит от формы собственности, на которой основан суб ' ведения хозяйства. Так, например, наибольший объем прав принадлежит частным предприятиям, а наименьший - Государственным, в частности казенным предприятиям.
Согласно части 5 комментируемой статьи хозяйственные организации наделены правом создавать свои филиалы, представительства и другие обособленные подразделения без создания юридического лица.
Определение общего понятия " обособленное подразделение " содержится в ст. 1 Закона Украины " О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей ". Согласно этой норме обособленное подразделение юридического лица - это филиал, другое подразделение юридического лица, которое находится вне его местонахождения и производит продукцию, выполняет работы или операции, предоставляет услуги от имени юридического лица, или представительство, осуществляет представительство и защиту интересов юридического лица.
Правовой статус филиалов и представительств урегулирован ст. 95 ГК Украины. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее все ее функции или часть. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее представительство и защиту интересов юридического лица. Не имея статуса юридического лица, филиала и представительства наделяются ее имуществом и действуют на основании положения, которое утверждается юридическим лицом. Следует отметить, что согласно положениям ст. 64 ГК Украины вопрос о размещении обособленных подразделений юридического лица должно согласовываться с соответствующими органами местного самоуправления в установленном законодательством порядке. В соответствии со ст. 58 ГК Украины и ст. 4, 28 Закона Украины " О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей " обособленное подразделение юридического лица не подлежит государственной регистрации, но сведения о нем включаются в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц - предпринимателей.