Стаття 56. Утворення суб'єкта господарювання
1. Суб'єкт господарювання може бути утворений за рішенням власника (власників) майна або уповноваженого им (ими) органа, а в случаях, специально предусмотренных законодательством, также по решению других органов, организаций и граждан путем учреждения нового, реорганизации (Слияния, присоединения, выделения, разделения, преобразования) действующего (действующих) субъекта ' ведения хозяйства с соблюдением требований законодательства.
2. Сб ' ведения хозяйства могут образовываться путем принудительного деления (выделение) действующего субъекта ' ведения хозяйства по распоряжению антимонопольных органов соответственно антимонопольно-конкурентного законодательства Украины.
3. Создание суб ' ведения хозяйства осуществляется с соблюдением требований антимонопольно-конкурентного законодательства.
4. Сб ' ведения хозяйства может создаваться и действовать на основании модельного устава, утвержденного Кабинетом Министров Украины, что после его принятия участниками становится учредительным документом.
5. Если предприятие ' ведения хозяйства создается и действует на основании модельного устава в решении о его создании, которое подписывается всеми учредителями, указываются сведения о его наименовании, цели и предмет хозяйственной деятельности, а также информация об осуществлении деятельности на основе модельного устава.
Комментарий
Образование суб ' ведения хозяйства является составной хозяйственной компетенции участников отношений в сфере хозяйствования. Одновременно в определенных случаях право на образование субъектов ' ведения хозяйства ограничивается законом. Например, государственные предприятия (за исключением строительных организаций, предприятий строительной индустрии и строительных материалов, которые являются учредителями хозяйственных обществ, осуществлять проектирование и перспективное строительство за рубежом) не могут быть учредителями предприятий любых организационных форм и видов, хозяйственных обществ, кооперативов. Такой запрет установлен в ст. 1 Декрета КМ Украины " Об упорядочении деятельности субъектов ' объектов предпринимательской деятельности, созданных с участием государственных предприятий ".
Согласно части 1 комментируемой статьи с инициативой создания суб ' ведения хозяйства может выступать собственник имущества (уполномоченный им орган), другие органы, организации и граждане в случаях, предусмотренных законом. Кроме того, данная норма указывает на пути создания суб ' ведения хозяйства (основания нового и реорганизация действующего субъекта ' ведения хозяйства), которые одновременно можно считать критерием разграничения субъектов ' ведения хозяйства.
Однако полное представление об образовании субъектов ' ведения хозяйства возможно лишь при комплексном анализе норм ГК Украины и ГК Украины . В частности, ст. 81 ГК Украины содержит классификацию юридических лиц в зависимости от того, каким образом они создается, а ст. 87 ГК Украины - основания создания юридического лица. Исследования этих норм в своей совокупности позволяет классифицировать субъектов ' ведения хозяйства в контексте их создания по ряду критериев.
По способу создания: суб ' ведения хозяйства, созданные в результате об ' объединение имущества (например , учреждения, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью) субъектов ' ведения хозяйства, созданные в результате об ' объединение лиц (например, хозяйственные о ' объединение) субъектов ' ведения хозяйства, созданные в результате об ' объединение лиц и имущества (например, производственный кооператив, полное товарищество).
В зависимости от порядка их создания: юридические лица частного права (созданные на основании учредительных документов), юридические лица публичного права (создаются распорядительным актом Президента Украины, органа государственной власти, органа власти АР Крым или органа местного самоуправления).
В зависимости от способа возникновения: вновь суб ' ведения хозяйства; созданные в результате реорганизации действующего (действующих) субъекта & # 39; объекта хозяйствования.
Приведенная классификация субъектов ' ведения хозяйства является условной и не может считаться исчерпывающей, поскольку не учитывается лишь аспект создания суб ' ведения хозяйства.
Возвращаясь к вопросу образования субъектов ' ведения хозяйства в результате реорганизации действующего субъекта ' ведения хозяйства, детального анализа требуют пути возможной реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Поскольку все они, за исключением выделения, одновременно являются основаниями для прекращения деятельности суб ' ведения хозяйства, подробнее по этому вопросу см.. комментарий к ст. 59 ГК Украины.
Выделение - Такой способ реорганизации, в результате которого из действующего субъекта ' ведения хозяйства выделяется один или несколько новых суб ' ведения хозяйства без прекращения деятельности реорганизованного субъекта ' объекта. В случае выделения одного или нескольких новых субъектов ' объектов хозяйствования к каждому из них переходят по разделительному акту (балансу) в соответствующих долях имущественные права и обязанности ' связки реорганизованного субъекта ' объекта.
Согласно ч. 2 комментируемой статьи суб ' объект хозяйствования может быть образован в результате принудительного разделения или выделения действующего субъекта ' ведения хозяйства в соответствии с требованиями антимонопольно-конкурентного законодательства по распоряжению антимонопольных органов. Такими полномочиями, в частности, наделены органы Антимонопольного комитета Украины, которые имеют право принять решение о принудительном разделении субъекта ' ведения хозяйства, который занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке, если последний злоупотребляет этим положением (ст. 53 Закона Украины " О защите экономической конкуренции ").
Кроме того, создание суб ' ведения хозяйства должно осуществляться с соблюдением требований антимонопольно-конкурентного законодательства Украины. Так, согласно ст. 22 вышеупомянутого Закона слияния субъектов ' ведения хозяйства или присоединения одного субъекта ' ведения хозяйства к другому, создание суб ' ведения хозяйства двумя и более субъектов ' объектами при наличии признаков, указанных в п. 3 ч. 2 этой нормы, признается концентрацией, контроль за которой, с целью предотвращения монополизации товарных рынков, осуществляют органы Антимонопольного комитета Украины. Поэтому в определенных случаях, определенных ст. 24 этого Закона, концентрация суб ' ведения хозяйства возможна только при условии предварительного получения разрешения Антимонопольного комитета Украины или его административной коллегии. Порядок получения такого разрешения регулируется Положением о порядке подачи заявлений в Антимонопольный комитет Украины о предварительном получения разрешения на концентрацию субъектов ' ведения хозяйства (Положение о концентрации), утвержденным распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 19.02.2002 г.