Стаття 59. Припинення діяльності суб'єкта господарювання
1. Припинення діяльності суб'єкта господарювання здійснюється шляхом его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования) или ликвидации - по решению собственника (собственников) или уполномоченных им органов, по решению других лиц - основателей субъектов ' объекта хозяйствования или их правопреемников, а в случаях, предусмотренных законами, - по решению суда.
2. В случае слияния субъектов ' ведения хозяйства все имущественные права и обязанности ' связки каждого из них переходят к субъектам ' ведения хозяйства, который образован в результате слияния.
3. В случае присоединения одного или нескольких субъектов ' объектов хозяйствования к другому субъектов ' объекта хозяйствования к последнему переходят все имущественные права и обязанности ' связки присоединенных субъектов ' ведения хозяйства.
4. В случае разделения субъектов ' ведения хозяйства все его имущественные права и обязанности ' связки переходят по разделительному акту (балансу) в соответствующих долях к каждому из новых субъектов ' объектов хозяйствования, образованных в результате этого разделения. В случае выделения одного или нескольких новых субъектов ' объектов хозяйствования к каждому из них переходят по разделительному акту (балансу) в соответствующих частях имущественные права и обязанности ' связки реорганизованного субъекта ' объекта.
5. В случае преобразования одного субъекта ' ведения хозяйства в другой в вновь суб ' объекта хозяйствования переходят все имущественные права и обязанности ' связки предыдущего суб ' ведения хозяйства.
6. Сб ' объект хозяйствования ликвидируется:
по инициативе лиц, указанных в части первой настоящей статьи
в связи ' связи с окончанием срока, на который он создавался, или в случае достижения цели, ради которой он была создана
в случае признания его в установленном порядке банкротом, кроме случаев, предусмотренных законом
в случае отмены его государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
7. Отмена государственной регистрации лишает субъекта ' ведения хозяйства статуса юридического лица и является основанием для исключения его из государственного реестра. Сб ' объект хозяйствования считается ликвидированным со дня внесения в государственный реестр записи о прекращении его деятельности. Такая запись вносится только после утверждения ликвидационного баланса соответственно требованиям этого Кодекса и подачи председателем ликвидационной комиссии или уполномоченным им лицом документов для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица или прекращения деятельности физическим лицом - предпринимателем в порядке, определенном Законом Украины " О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей ".
8. Объявление о реорганизации или ликвидации хозяйственной организации или прекращения предпринимательской деятельности физического лица - предпринимателя в течение десяти рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в указанный реестр подлежит опубликованию в издании специально уполномоченного органа по вопросам государственной регистрации, в котором указываются сведения из единого государственного реестра.
9. Порядок прекращения субъектов ' ведения хозяйства определяется законодательством.
Комментарий
прекращением деятельности субъектов ' ведения хозяйства является наступление таких юридических условий, при которых хозяйственные организации и физические лица - предприниматели лишаются возможности осуществлять хозяйственную деятельность и утрачивают статус субъектов ' ведения хозяйства.
Порядок и условия прекращения деятельности субъектов ' ведения хозяйства регулируются не только комментируемой статьей, но и многими другими нормативными актами, среди которых ГК Украины, Закон Украины " О хозяйственных обществах ", Закон Украины " О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей ", Закон Украины " О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом " т.п..
Прекращение деятельности субъектов ' ведения хозяйства может происходить двумя путями: путем реорганизации и путем его ликвидации.
Реорганизация - способ прекращения деятельности субъектов ' ведения хозяйства, в результате которого происходит переход всех его прав и обязанности ' связей во вновь суб ' объекта (правопреемника). Реорганизация является одновременно способом прекращения деятельности действующего субъекта ' объекта и способом образования нового субъекта ' ведения хозяйства.
ликвидацией суб ' ведения хозяйства является окончательное прекращение им хозяйственной деятельности без правопреемства, что делает невозможным его существование в будущем.
Прекращение деятельности субъектов ' ведения хозяйства путем реализации возможно в результате слияния, присоединения, разделения и преобразования. Дальнейшие части комментируемой нормы раскрывают содержание этих способов реорганизации. Так, в случае слияния субъектов ' ведения хозяйства все имущественные права и обязанности ' связки каждого из них переходят к субъектам ' ведения хозяйства, образованного в результате такого слияния. В случае присоединения одного или нескольких субъектов ' ведения хозяйства к другому к последнему переходят все имущественные права и обязанности ' связки присоединенных субъектов ' объектов. При разделении все права и обязанности ' связки субъектов ' ведения хозяйства переходят по разделительному акту (балансу) в соответствующих долях к каждому из вновь суб ' объектов.
На Отдельного внимания заслуживает такой способ реорганизации, как преобразование, поскольку комментируемая норма не дает полного представления о нем, отмечая, что в случае преобразования одного суб ' ведения хозяйства в другой к вновь переходят все права и обязанности ' связки предыдущего суб ' ведения хозяйства. Понятие " преобразования " определено в ст. 108 ГК Украины, согласно которой преобразование - это изменение организационно-правовой формы юридического лица. Например, общество с ограниченной ответственностью может быть преобразовано в акционерное общество или в производственный кооператив (ст. 150 ГК Украины). Иногда, в определенных законом случаях, преобразования носит императивный характер. Так, при превышении максимального количества участников общества с ограниченной ответственностью (предельная граница - 10 человек в соответствии со ст. 50 Закона Украины " О хозяйственные общества ") общество подлежит преобразованию в акционерное общество в течение одного года. Следствием невыполнения этого требования является ликвидация общества с ограниченной ответственностью в судебном порядке.
Прекращение деятельности субъектов ' ведения хозяйства может происходить в добровольном порядке - по инициативе (по решению) собственника или уполномоченного им органа, других лиц - учредителей субъекта ' ведения хозяйства или их правопреемников, либо в принудительном порядке - по решению суда. В зависимости от организационно-правовых форм субъектов ' ведения хозяйства " уполномоченными " на принятие решений об их прекращении будут, например, для государственных предприятий - министерства, ведомства, для казенных предприятий - КМ Украины. Для субъектов ' объектов коллективной формы собственности это будет общее собрание в хозяйственных обществах, кооперативах, на коллективных предприятиях. Для частного предприятия - физическое лицо как собственник имущества и она же учредитель. Обязанность ' связки лица, принявшего решение о прекращении деятельности юридического лица, определяются ст. 105 ГК Украины.
По решению суда субъектов & # 39 ; ведения хозяйства прекращает свою деятельность в случаях, определенных законодательством. Основания для постановления судебного решения о прекращении деятельности, в частности юридического лица, определенные в ст. 38 Закона Украины " О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей ". Это признание недействительной записи о проведении государственной регистрации из-за нарушения закона, допущенные при создании юридического лица и которые можно устранить; осуществление им деятельности, противоречащей учредительным документам или, запрещенной законом, несоответствие минимального размера уставного фонда юридического лица требованиям закона; непредставление в течение года органам государственной налоговой службы налоговых деклараций, документов финансовой отчетности в соответствии закону, наличие в Едином государственном реестре записи об отсутствии юридического лица по указанному местонахождению, а также признании юридического лица банкротом. Предпринимательская деятельность физического лица - предпринимателя может быть прекращена по решению суда в случаях осуществления физическим лицом деятельности, запрещенной законом; непредставление в течение года органам государственной налоговой службы налоговых деклараций, документов финансовой отчетности в соответствии с законом. Следует отметить, что основаниями для прекращения деятельности физических лиц - предпринимателей также судебные решения об объявлении лица умершим или признания его безвестно отсутствующим, а также о признании физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, недееспособным или ограниченно дееспособным.
приведенный перечень оснований не является исчерпывающим, так как законодательством предусмотрены и другие случаи прекращения деятельности субъектов ' ведения хозяйства по решению суда (см., например, ст. 132, 139, 141 ГК, ст. 19 Закона Украины " О хозяйственных обществах ").
Часть 6 комментируемой статьи предусматривает четыре случая, в которых субъекты ' ведения хозяйства прекращает свою деятельность путем ликвидации:
1) по инициативе лиц, указанных в части первой этой статьи (см. выше)
2) в связи ' связи с окончанием срока, на который субъект ' объект создавался, или в случае достижения цели, ради которой он был создан;
3) в случае признания его в установленном порядке банкротом, кроме случаев, предусмотренных законом
4) в случае отмены его государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Окончание срока, на который создавался суб ' ведения хозяйства, или достижения цели, ради которой он создавался, хотя и является отдельным основанием для его ликвидации, все равно требует принятия решения учредителей (участников) или уполномоченных ими органов о ликвидации субъектов ' ведения хозяйства. В этом случае государственная регистрация прекращения субъектов ' ведения хозяйства осуществляется в том же порядке, который предусмотрен для государственной регистрации прекращения субъектов ' ведения хозяйства по решению их учредителей (участников) или уполномоченных ими органов (ст. 34, 35, 36 Закона Украины " О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей ").
Условия и порядок признания субъектов ' ведения хозяйства банкротом, особенности применения ликвидационной процедуры регулируются Законом Украины " О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом ".
Использование в ГК Украины такого оборота, как " отмене государственной регистрации " суб ' ведения хозяйства, который рассматривается как одно из оснований ликвидации и употребляется в части 7 комментируемой статьи, является некорректным с точки зрения норм Закона Украины " О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей ". Этот закон не содержит такой терминологии (так же, как и ГК Украины). Более того, анализ его положений позволяет утверждать, что такой юридического действия, как " отмене государственной регистрации " суб ' ведения хозяйства, на сегодняшний день государственным регистратором не проводится. В Единый государственный реестр вносится запись не об отмене государственной регистрации, а о проведении государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации (или слияния, присоединения, разделения, преобразования). Такая несогласованность в законодательстве объясняется тем, что данный закон был принят позже, чем ГК Украины, однако, поскольку этот нормативный акт является специальным по отношению к ГК Украины, применяются нормы.
Следует отметить, что словосочетание " отмене государственной регистрации " содержится не только в ГК Украины, но и в других нормативных актах. Например, в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 11 Закона Украины " О государственной налоговой службе в Украине " (в редакции Закона от 24.12.93 г.) налоговые органы уполномочены обращаться в предусмотренных законом случаях в суд или хозяйственный суд с заявлением (исковым заявлением) об отмене государственной регистрации субъектов ' ведения хозяйства. Однако, в контексте изложенного в предыдущем абзаце, исковые требования должны касаться не отмена государственной регистрации, а ликвидации субъектов ' ведения хозяйства. Соответственно и суд своим решением не отменяет государственную регистрацию субъектов ' ведения хозяйства, а ликвидирует его. В таком случае в Единый государственный реестр вносится запись о государственной регистрации прекращения субъектов ' ведения хозяйства на основании решения суда в порядке, предусмотренном ст. 38 Закона Украины " О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - Предпринимателей ".
По этим же мотивам вызывает возражения сформулирована в ч. 7 комментируемой статьи тезис о том, что отмена государственной регистрации лишает субъекта ' ведения хозяйства статуса юридического лица и является основанием для исключения его из государственного реестра. Сб ' ведения хозяйства не удаляется из Единого государственного реестра, а вносится запись о государственной регистрации его прекращения. Поэтому и статус юридического лица (предпринимателя - Для физических лиц) субъектов ' объект хозяйствования теряет с момента внесения такой записи. С этого же дня суб ' ведения хозяйства является таким, что прекратилось (ст. 104 ГК Украины).
Согласно части 8 комментируемой нормы информация о прекращении деятельности субъектов ' объекта хозяйствования подлежит обязанности ' обязательному объявлению путем ее опубликования в специальном приложении к газете " Урядовий кур ' премьер " и/или официальном печатном издании органа государственной власти или органа местного самоуправления по местонахождению субъекта ' ведения хозяйства. Объявление должно быть размещено регистрирующим органом в течение десяти дней со дня прекращения деятельности субъектов ' ведения хозяйства (с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр). Согласно ст. 22 Закона Украины " О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей " уведомления о проведении государственной регистрации прекращения юридического лица должно содержать сведения о наименовании и местонахождении юридического лица, его идентификационный код, а также место и дату проведения государственной регистрации ее прекращения. За публикацию уведомления справляется соответствующая плата.