Хозяйственный процессуальный кодекс Украины (ХПК Украины) с комментариями к статьям



Стаття 107. Право касаційного оскарження

Стороны, прокурор, третьи лица, лица, не участвовавшие в деле, но в отношении которых суд решил вопрос об их правах и обязанности ' связки, имеют право подать кассационную жалобу на:

1) решение местного хозяйственного суда после их пересмотра в апелляционном порядке и постановления апелляционного хозяйственного суда, принятые по результатам апелляционного рассмотрения

2) определения местного хозяйственного суда, указанные в части первой статьи 106 настоящего Кодекса, после их пересмотра в апелляционном порядке и постановления апелляционного хозяйственного суда, принятые по результатам апелляционного рассмотрения.

Комментарий

1.Касация (от позднелат. Савзагио — отмена, уничтожение) — это один из видов судебного контроля. Судебные решения могут в соответствии с установленными норм хозяйственного процесса пересматриваться в четырех формах, одна из которых — это кассация, т.е. пересмотре, которое вступило в законную силу.

При этом обеспечение государственного кассационного обжалования является одним из существенных конституционных принципов судопроизводства. При этом только в случаях, предусмотренных законом, возможно отклонения от конституционного принципа. Поэтому законодатель допускает случаи ограничения права на кассационное обжалование, но такие случаи должны быть прямо предусмотрены в процессуальном законодательстве.

Поскольку одним из конституционных принципов, положенных в основу украинского судопроизводства, является принцип диспозитивности, запор ­ лений в ст. 129 Конституции Украины, то законодатель, определяя конструкцию кассационного обжалования, начинает главу, которая определяет порядок кассационного производства статьей и называется " право кассационного обжалования ". ХПК Украины предоставляет стороне как суб ' объекта процессуального права субъектов ' объективное право на подачу кассационной жалобы. Однако это лишь право, а не обязанность ' связь субъектов ' объекта процессуальном ­ ного права. Сб ' объект, которому это право предоставлено, вправе использовать это право и проявить активность, подав кассационную жалобу после того, как решение вступило в законную силу, но может и не реализовывать свое конституционное право, именно в этом отражается принцип диспозитивности процесса.

НЕ каждый суб ' объект права может предоставить кассационную жалобу, а лишь ограниченный круг субъектов ' объектов, которое закреплено в ч. 1 ст. 107 этого Кодекса. Прежде право на подачу кассационной жалобы имеют стороны. Во сторонами в ХПК Украины понимают истца и ответчика. Виз ­ чение этого термина раскрыто в ст. 21 этого Кодекса. Истцом и ответчиком в хозяйственном процессе выступают специальные суб ' объекты — предприятия и организации, определенные в ст. 1 ХПК Украины. Кроме понятия " стороны ", хозяйственный процесс предусматривает понятие " участники судебного процесса ". Это понятие раскрывается в ст. 18 этого Кодекса. В состав участников процесса относятся кроме сторон третьи лица, прокурор и другие лица, участвующие в процессе, в случаях, предусмотренных ХПК Украины. Хотя в комментируемой статье право на обжалование в порядке предусмотрено прямо только для стороны, по нашему мнению, это не совсем удачная формулировка, так как третьи лица, участвующие в деле, имеют такие же права, как и стороны, о чем прямо указано в ч. 4 ст. 27 этого Кодекса. Права и обязанности ' связки сторон предусматриваются в. 22 этого Кодекса. Сторона, помимо прочих прав и обязанности ' связей, имеет право на обжалование судебных решений хозяйственного суда в установленном Кодексом порядке. При этом ч. 4 ст. 27 этого Кодекса прямо не ограничивает право третьих лиц на обжалование судебных решений. Учитывая это обстоятельство, а также конституционный принцип обеспечения кассационного обжалования, за исключением случаев, предусмотренных законом, можно сделать вывод, что третьи лица также имеют право на кассационное обжалование. Реализуя свое право, стороны и третьи лица вправе предоставить кассационную жалобу в порядке, в форме и в сроки, предусмотренные разделом ХII-1 настоящего Кодекса.

Кроме сторон, а также третьих лиц, участвующих в процессе, право на подачу кассации в хозяйственном процессе имеет прокурор. При этом кассация подается последним в форме кассационного представления, а не жалобы. Кроме того, закон определяет перечень ограничений для прокурора в процессе пересмотра судебных решений в кассационном порядке. Во-первых, прокурор имеет право подать кассационную жалобу во всех случаях, когда он принимал участие в рассмотрении дела. При этом необходимо памятников ' закладку, что прокурор вступает в хозяйственный процесс несколькими способами: во-первых, он вправе сам подать иск в порядке, предусмотренном ст. 2 ХПК Украины, вступает в процесс исключительно в интересах государства, должен обосновать защиту интересов
государства, указать в чем именно они нарушены, а также государственный орган, уполномоченный от имени государства осуществлять соответствующие функции, во-вторых, он имеет право вступить в уже начавшийся процесс в интересах государства. Кроме этих случаев, прокурор также вправе предоставить кассационную жалобу на судебное решение хозяйственного суда, которое вступило в законную силу, если считает, что этим решением нарушены интересы государства. В этом случае прокурор должен обосновать свое представление соответствии с требованиями, указанными выше.

Поскольку этот Кодекс не имеет определение понятия " прокурор ", то для установления того, кто именно из должностных лиц прокуратуры вправе обратиться в кассационный суд с кассационным представлением, обра ­ нимося ст. 37 Закона Украины " О прокуратуре ", в которой прямо указано, что правом на внесение кассационного представления наделяются прокуроры, их заместители в пределах их компетенции независимо от участия в рассмотрении дела в суде первой инстанции. Помощники прокурора, о ­ курортных управлений и отделов имеют право вносить кассационное представление только в тех делах, в рассмотрении которых они принимали участие.

статья имеет одну существенную новеллу, введенная не так давно в ХПК Украины. В отличие от пересмотра решения в апелляционном порядке, право на предоставления жалобы имеют и лица, причастные к участию в деле, если суд принял решение или постановление, касающееся их прав или обязанности ' связей. Это очень важное правило. В арбитражном процессе его не было, и это приводило к тому, что суды принимали решения, которые затрагивали права и обязанности ' связки лиц, не принимавших
участию в деле, и они никоим образом не могли предотвратить принятие такого решения. Лишение этих лиц участия в обжаловании судебных решений грубо нарушает основные принципы судопроизводства в Украине: закон ­ ность, состязательность и диспозитивность процесса, его гласность, а также обеспечение права на судебное обжалование. Кроме того, нарушается вера в справедливость судебных решений и их разумность, противоречит Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., к которой присоединилась и Украина, вступая в Совет Европы.

Необходимо памяти ' закладку, что право кассационного обжалования получает не каждый человек, просто отмечена в судебном решении. Недостаточно, чтобы в тексте решения были установлены какие-либо факты, которые касаются прав и обязанности ' связей лица, не участвующим в деле. Речь идет лишь о праве лиц, не участвующих в деле, обжаловать те решения хозяйственных судов, в которых о правах и обязанности ' связки этих лиц отмечается в резо ­ тивной части решения. Поскольку решение суда, вступившее в законную силу, исходя из конституционных основ правосудия, является обязательным ' обязательно для выполнения на всей территории Украины, то справедливо делает государство, предоставляя лицам, которых не допустили к участию в процессе и в отношении которых возбуждено принципы законности, справедливости и состязательности, право восстановить свои нарушенные права в хозяйственном процессе.