Хозяйственный процессуальный кодекс Украины (ХПК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 12. Справи, підвідомчі господарським судам
Господарським судам підвідомчі:
1) справи у спорах, що виникають при укладанні, зміні, розірванні и выполнении хозяйственных договоров, в том числе по приватизации имущества, и по другим основаниям, кроме:
споров о приватизации государственного жилищного фонда
споров, возникающих при согласовании стандартов и технических условий;
споров об установлении цен на продукцию (товары), а также тарифов на услуги (выполнение работ), если эти цены и тарифы в соответствии с законодательством не могут быть установлены по соглашению сторон
споров, возникающих из публично-правовых отношений и отнесенных к компетенции Конституционного Суда Украины и административных судов
других споров, решение которых в соответствии с законами Украины и международными договорами Украины отнесено к ведению других органов
2) дела о банкротстве
3) дела по заявлениям органов Антимонопольного комитета Украины, Счетной палаты по вопросам, отнесенным законодательными актами к их компетенции
4) дела, возникающие из корпоративных отношений в спорах между хозяйственным обществом и его участником (учредителем, акционером), в том числе участником, который выбыл, а также между участниками (учредителями, акционерами) хозяйственных обществ, эт ' связанные с созданием, деятельностью, управлением и прекращением деятельности этого общества, кроме трудовых споров
5) дела по спорам относительно учета прав на ценные бумаги
6) дела по спорам, возникающим из земельных отношений, в которых принимают участие субъектов ' объекты хозяйственной деятельности, за исключением тех, которые отнесены к компетенции административных судов.
подведомственные хозяйственным судам спор может быть передан сторонами на разрешение третейского суда, кроме споров о признании недействительными актов, а также споров, возникающих при заключении, изменении, расторжении и выполнении хозяйственных договоров, эт ' связанных с удовлетворением государственных нужд, споров, предусмотренных пунктом 4 части первой настоящей статьи, и других споров, предусмотренных законом. Решение третейского суда может быть обжаловано в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
1. Комментируемым статьей установлено подведомственность или предметную компетенцию, хозяйственного суда, под которой понимается круг дел, отнесенных законом к рассмотрению и решения ' Обязательства системой хозяйственных судов. Подведомственность позволяет отграничить хозяйственные дела от всех других дел, отнесенных к ведению других органов.
Президиум Высшего арбитражного суда Украины в раз ' объяснения от 8 февраля 1996 № 02-5/62 «О некоторых вопросах подведомственности и подсудности дел хозяйственным судам» определила понятие подведомственности и подсудности, которыми следует пользоваться хозяйственным судам.
Подведомственность — это определенная законом совокупность полномочий хозяйственных судов по рассмотрению дел, отнесенных к их компетенции (ст. 12 этого Кодекса). подсудность называется разграничение компетенции по рассмотрению дел между отдельными хозяйственными судами (статьи 13 — 16 настоящего Кодекса).
При определении подведомственности дел хозяйственным судам следует опираться на критерии подведомственности, произведенных и используемых процессуальной доктриной и практикой. К таким критериям относятся суб ' объектно состав участников спора и характер спорных правоотношений.
Согласно первому критерию хозяйственным судам подведомственны все хозяйственные споры, возникающие между юридическими лицами, между гражданами — суб ' субъектами предпринимательской деятельности, а также между юридическими лицами и гражданами — суб ' субъектами предпринимательской деятельности; в случаях, предусмотренных действующим законодательством, хозяйственные суды вправе разрешать споры и рассматривать дела с участием государственных и других органов, а также граждан, что не является суб ' субъектами предпринимательской деятельности.
Если в законодательном акте подведомственность споров определена альтернативно: суд или хозяйственному суду, или говорится о разрешении спора в судебном порядке, хозяйственному суду следует исходить из суб ' объектного состава участников спора и характера правоотношений, определены настоящим Кодексом.
По второму критерию дела и споры определены ч. 1 комментируемой статьи.
Дела по спорам, возникающим при заключении, изменении, расторжении и выполнении хозяйственных договоров и по другим основаниям, а также по спорам о признании недействительными актов по основаниям, указанным в законодательстве. Такие дела подведомственны хозяйственным судам независимо от того, как они заключались (добровольно или принудительно), их вида.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства ' язань, возникающих по заключенным договорам, влечет гражданско-правовую ответственность. По нормам обязательства ' вязальная права ответственность наступает не только за нарушение обязательства ' язань, но и в результате охранных обязательства ' язань.
Требования организаций по применению мер имущественной ответственности, предусмотренных законодательством или договором, о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением договоров, подведомственны хозяйственным судам. К этой категории споров относятся и споры, эт ' связанные расчетам за переданные товары, выполненную работу, а также за предоставленные услуги и другие работы.
При возникновении вопроса о том, подведомственные хозяйственным судам споры о толковании содержания сделки, следует исходить из положений информационного письма Высшего хозяйственного суда Украины от 11 апреля 2005 № 01-8/344 " О некоторых вопросах практики применения норм Хозяйственного процессуального кодекса Украины, поднятых в докладных записках о работе хозяйственных судов в 2004 году ".
Так, в нем отмечается, что в соответствии с ч. 2 ст. 213 ГК Украины по требованию одной или обеих сторон суд может постановить решение о толковании содержания сделки, которое возможно при наличии спора, т.е. когда стороны имеют разное представление о своего волеизъявления или волеизъявления другой стороны (сторон) сделки.
Перечень дел, подведомственных хозяйственным судам, который определен в ч. 1 комментируемой статьи, является исчерпывающим. Кроме того, необходимо иметь в виду, что согласно ч. 1 ст. 1 ХПК Украины указанные в ней юридические и физические лица имеют право обращаться в хозяйственный суд согласно установленной подведомственности хозяйственных дел.
Хозяйственным судам подведомственны на общих основаниях дела по спорам, эт ' связанные с признанием права на имущество, на которое наложен арест, освобождением имущества из-под ареста и с рассмотрением исков к юридической лица, обязательства ' связана проводить изъятие с должника в случае неисполнения решения по вине этого юридического лица
(статьи 59, 86 Закона Украины от 21 апреля 1999 " Об исполнительном производстве "), — при условии, что сторонами в судебном процессе являются предприятия или организации в понимании ст. 1 настоящего Кодекса.
Относительно жалоб, которые подаются в суд на основании ст. 85 названного Закона и ст. 121-2 этого Кодекса, то по содержанию последней из названных норм их рассматривает исключительно местный суд, которым соответствующее дело рассмотрено в первой инстанции.
Дела по спорам о прекращении выпуска печатного средства массовой информации, извлечение тиража или отдельной его части, обжалование отказа в государственной регистрации печатного средства массовой информации или решения о прекращении этого выпуска, изменение учредителя (Состава учредителей), требования граждан, юридических лиц и государственных органов об опровержении опубликованной информации подведомственные общим судам (статьи 18 — 20 37 Закона Украина от 16 ноября 1992 " О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине ").
Дела по спорам о возмещении морального вреда, причиненного распространением таких сведений органом массовой информации, могут рассматриваться хозяйственными судами только тогда, когда упомянутый орган не предоставил истцу сведений о автора и, следовательно, всю вину за распространение сведений взял на себя, и при условии предварительного решения вопроса об их опровержении в суде общей юрисдикции или органом массовой и информации по требованию заявителя. К соответствующему исковому заявлению должны быть приложены доказательства такого опровержения. В случае непредставления этих доказательств хозяйственный суд должен возвращать исковое заявление на основании п. в. 63 настоящего Кодекса, а если дело уже возбуждено — оставлять иск без рассмотрения в соответствии с п. 5 ст. 81 этого Кодекса.
соответствии ст. 1 этого Кодекса защиту прав и охраняемых законом интересов юридических лиц, независимо от форм собственности имущества и организационных форм, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в установленном порядке приобрели статус субъекта ' объекта предпринимательской деятельности, возложенной на хозяйственный суд. Итак, споры, эт ' связанные с применением или нарушением законодательства о защите экономической конкуренции, подведомственные хозяйственным судам на общих основаниях, если иное не установлено действующим законодательством, международными договорами или соглашениями (п. комментируемой статьи).
соответствии с ч. 7 ст. 50 Закона Украины от 2 сентября 1993 " О нотариате " спор о праве, основанный на совершении нотариальном действии, рассматривается судом в порядке искового производства. При решении вопросов подведомственности такого спора следует учитывать, что исполнительная надпись нотариального органа не является актом государственного или иного органа в понимании ст. 5 этого Кодекса (статьи 87 — 89 Закона Украина " О нотариате "). Дела, эт ' связанные с обжалованием исполнительной надписи, подведомственные общим судам (ч. 1 ст. 50 Закона Украины " О нотариате "). Заинтересованное лицо, считающее неправильным совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать об этом жалобу в районный в городе, городской суд по местонахождению государственной нотариальной конторы, государственного нотариального архива, исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета или рабочего места частного нотариуса.
же время следует учитывать, что согласно ст. 88 указанного Закона нотариус совершает исполнительные надписи, если представленные документы подтверждают бесспорность задолженности. Если возник спор по поводу взыскания задолженности по арендной плате и/или пени за ее несвоевременное внесение, дело из соответствующего спора является подведомственным арбитражному суду на общих основаниях.
Относительно подведомственности хозяйственным судам дел по спорам о признании недействительными актов по основаниям, указанным в законодательстве, Высшим хозяйственным судом Украины в информационном письме от 12 июля 2002 № 01-8/822 " О решении Конституционного Суда Украины по делу № 1-8/2002 о оспаривании актов в хозяйственном суде " указано, что это положение следует понимать так, что хозяйственным судам подведомственны дела о признании недействительными действующих как нормативных, так и ненормативных актов независимо от даты их принятия.
Согласно комментируемой статье хозяйственному суду подведомственны споры о признании недействительными только актов государственных и других органов, предприятий и организаций, если эти акты не соответствуют законодательству и нарушают права и охраняемые законом интересы предприятий и организаций. Следовательно, не могут оспариваться в суде акты ревизий, документальных проверок, действия служебных лиц, совершенные в процессе или по результатам проверок и т.д..
Это положение действует до момента создания окружных административных судов, которым подведомственны указанные дела в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Украины. Дело в том, что п. 6 Переходных положений КАС Украины устанавливается подведомственность административных дел, рассматриваемых хозяйственными судами, до начала деятельности местных (окружных) и апелляционных административных судов. Дела, подведомственные хозяйственным судам в соответствии с Хозяйственным процессуальным кодекса Украины, решаются соответствующим хозяйственным судом по правилам Кодекса административного судопроизводства Украины.
Поскольку КАС Украины не предусматривает другое, подсудность таких дел определяется Хозяйственным процессуальным кодексом Украины. Так, согласно ст. 13 ХПК Украины определяется подведомственность административных дел хозяйственным судам. Хозяйственным судам подведомственны, в частности, дела о признании актов недействительными (ч. 1 комментируемой статьи). Статьей 15 этого Кодекса определяется территориальная подсудность дел хозяйственным судам: дела о признании актов недействительными рассматриваются хозяйственными судами по местонахождению ответчика.
Статьей 37 Закона Украины от 25 июня 1991 " Об охране окружающей природной среды " органам прокуратуры предоставлено право обращаться в суд с заявлениями о прекращении экологически опасной деятельности субъектов ' ведения хозяйства. Заявления других государственных органов по этим вопросам рассмотрения хозяйственными судами не подлежат, поскольку согласно к п. Порядка ограничения, временного запрета (остановка) деятельности предприятий, учреждений, организаций и об ' объектов в случае нарушения ими законодательства об охране окружающей природной среды, утвержденного постановлением Верховной Рады Украины от 29 октября 1992 № 2751-ХII, деятельность таких предприятий может быть ограничена, приостановлена вопросов, эт ' связанных с охраной окружающей среды.
Решения органов, указанных в п. указанного Порядка, могут быть признаны недействительными на общих основаниях по заявлениям заинтересованных юридических лиц или прокурора.
Религиозная организация как юридическое лицо пользуется правами и несет обязанности ' связки согласно действующему законодательству и своим уставом (положением). Итак, споры между религиозными организациями и другими юридическими лицами, в том числе споры о возвращении или передачу культовых сооружений и имущества в собственность религиозных организаций, подведомственные хозяйственным судам за исключениями, установленными законодательством. Так, согласно ст. 17 Закона Украины от 23 апреля 1998 " О свободе совести и религиозных организациях " решения местных органов государственной исполнительной власти по владению и пользованию культовыми зданиями и имуществом могут быть обжалованы в суд в порядке, предусмотренном ГПК Украины. Итак, установив, что исковое заявление содержит требования о признании такого решение недействительным, суд должен отказать в ее принятии со ссылкой на п. 1 ст. 62 этого Кодекса. Такой же порядок применяется и к заявлению прокурора или органа, уполномоченного регистрировать уставы религиозных организаций, о прекращении деятельности религиозной организации (ст. 16 Закона Украины " О свободе совести и религиозные организации ".
Не подлежат рассмотрению хозяйственным судом также иски религиозных организаций * об истребовании культового здания и имущества чужого незаконного владения (виндикационный иск) или об устранении препятствий в пользовании ими (негаторный иск), если есть решение соответствующего государственного органа о передаче культового здания или имущества религиозной организации во владение или пользование, поскольку согласно п. 10 ст. 18-1 Закона Украины " Об исполнительном производстве " такое решение является исполнительным документом и в соответствии с п. 14 ст. С этого Закона подлежит исполнению государственной исполнительной службой.
Подведомственными хозяйственным судам также споры, возникающие в процессе управления корпоративными правами.
соответствии со ст. 167 ГК Украины корпоративными правами являются права лица, доля которого определяется в уставном фонде (имуществе) хозяйственной организации, включающие правомочия на участие этого лица в управлении хозяйственной организацией, получение определенной доли прибыли (дивидендов) данной организации и активов в случае ликвидации последней в соответствии с законом, а также другие правомочия, предусмотренные законом и уставными документами.
Определение корпоративных прав содержится в Законе Украины от 28 декабря 1994 " О налогообложении прибыли предприятий " (в редакции Закона от 22 мая 1997), Инструкции о порядке выдачи индивидуальных лицензий на осуществление инвестиций за границу, утвержденной постановлением Национального банка Украины от 16 марта 1999 № 122. В упомянутых нормативных актах корпоративные права определены как право собственности на долю (пай) в уставном фонде юридического лица, включая право на управление и получение соответствующей доли прибыли такого юридического лица, а также активов в случае его ликвидации в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, п. 1.8 ст. 1 Закона Украины " О налогообложении прибыли предприятий " добавляет к указанному выше определение оговорки: независимо от того, создано такое юридическое лицо в форме хозяйственного общества, предприятия, основанного на собственности одного юридического или физического лица, или в других организационно-правовых формах, т.е. прямо определяет корпоративными правами также права учредителей (собственников уставного фонда) юридического лица, уставный фонд которой не разделен на части (государственные и частные предприятия), а также юридического лица, уставный фонд которой разделен на части, но они принадлежат одному владельцу (корпоратизированные предприятия).
Дела, эт ' связанные с вопросами корпоративного управления, можно разделить на две группы: дела, эт ' связанные с особенностями управления государственными корпоративными правами (государственные предприятия и корпоратизированные предприятия), и дела, эт ' связанные с управлением корпоративными правами других форм собственности.
зависимости от категории споров, рассматриваемых судом, их можно классифицировать следующим образом: 1) споры о признании недействительными учредительных документов и (или) внутренних нормативных актов полностью или частично 2) споры о признании недействительными решений органов хозяйственных обществ (общего собрания акционеров, наблюдательного совета, правления) или решений государственных органов, уполномоченных управлять государственными корпоративными правами.
Участниками по делам указанной категории зачастую является юридическое лицо (эмитент корпоративных прав) и владельцы этих корпоративных прав. В некоторых категориях дел стороной по делу может выступать Фонд государственного имущества Украины как единственный государственный орган, уполномоченный управлять государственными корпоративными правами.
Согласно ст. 123 этого Кодекса иностранные предприятия и организации имеют право обращения в хозяйственные суды согласно установленной подведомственностью и подсудностью хозяйственных споров за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов.
соответствии к раз ' объяснения президиума Высшего хозяйственного суда Украины " О некоторых вопросах практики рассмотрения дел при участии иностранных предприятий и организаций " в рассмотрении дел по спорам с участием иностранных предприятий и организаций хозяйственным судам Украины следует исходить из установленной ч. ст. 4 этого Кодекса приоритетности применения правил международных договоров Украины, согласие на обязательное ' язковисть которых предоставлено Верховной Радой Украины, по правилам, предусмотренным законодательством Украины.
По смыслу статей 12 — 17, 41, 123 настоящего Кодекса для иностранных субъектов ' объектов хозяйственной деятельности предусмотрен национальный режим судебного процесса для рассмотрения дел, подведомственных хозяйственным судам. Поскольку в этом Кодексе отсутствует институт договорной подсудности, заинтересованная сторона может обратиться в местный хозяйственный суд только в соответствии с требованиями статей 13 — 16 настоящего Кодекса о территориальной и исключительной подсудности дел, подлежащих рассмотрению в первой инстанции.
Местные хозяйственные суды вправе разрешать споры и в тех случаях, когда международным договором предусмотрена возможность заключения письменного пророгационного соглашения между субъектами ' объектом внешнеэкономической деятельности Украины и иностранным субъектами ' объектом хозяйственной деятельности (соглашение о договорной подсудности).
Выбирая как орган разрешения споров местный суд Украины, стороны пророгационного соглашения должны соблюдать требования международного договора и ст. 16 этого Кодекса относительно исключительной компетенции хозяйственных судов Украины. Следовательно, в случае неподведомственности дела по спору с участием иностранного предприятия или организации, суд должен отказать в принятии искового заявления на основании п. 1 ч. 1 ст. 62 этого Кодекса. По этой же основания хозяйственный суд должен отказать в принятии искового заявления, если в пророгационного соглашения сторонами неправильно изложены название суда или указан суд, существование которого не предусмотрено Законом Украины " О судоустройстве Украины ".
Хозяйственные суды должны руководствоваться требованиями ст. 4 этого Кодекса относительно выбора законодательства, которое должно применяться в решении хозяйственных споров с участием иностранного предприятия, организации (см. комментарий ст. 4 этого Кодекса).
Частью 1 комментируемой статьи специально оговорено, не подведомственны хозяйственным судам дела по спорам, возникающих при согласовании стандартов и технических условий; споров об установлении цен на продукцию (товары), а также тарифов на услуги (выполнение работ), если эти цены и тарифы в соответствии с законодательством не могут быть установлены по соглашению сторон и других споров, решение которых согласно законам Украины, межгосударственных договоров и соглашений относятся к ведению других органов. Это указание закона основывается на том, что для рассмотрения указанных вопросов нужны не только юридические знания, но и знания в других областях науки, а также на том, что рассмотрение таких вопросов относится к компетенции специально созданных для этого органов.
Дела о банкротстве. Эта категория дел рассматривается хозяйственным судами по правилам, установленным настоящим Кодексом, с учетом особенностей, предусмотренных Законом Украины " О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом ", в частности, разделом II " Производство по делам о банкротстве ". Статьей 6 этого Закона устанавливается подведомственность, подсудность, право и основание возбуждения дела о банкротстве. Согласно ей дела о банкротстве подведомственны хозяйственным судам и рассматриваются ими по местонахождению должника. Право на обращение в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве имеют должник и кредитор. Дело о банкротстве возбуждается хозяйственным судом, если бесспорные требования кредитора (кредиторов) к должнику совокупно составляют не менее трехсот минимальных размеров заработной платы, которые не были удовлетворены должником в течение трех месяцев после установленного для их погашения срока, если иное не предусмотрено указанным Законом.
Согласно рекомендациям президиума Высшего хозяйственного суда Украины " О некоторых вопросах практики применения Закона Украины " О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом " производства по делам о банкротстве состоит из процедур установления факта неплатежеспособности должника и бесспорности требований кредитора, инициирующего производство (Когда дело возбуждается по заявлению кредитора), выявления всех возможных кредиторов и санаторов, санации (когда последняя возможна) или признании должника банкротом. Последнее этапом производства является процедура удовлетворения требований кредиторов за счет ликвидации имущественных активов банкрота. Все указанные процедуры составляют целостное и уединенную от искового процесса производства, целью которого является удовлетворение требований кредиторов в случае неплатежеспособности должника.
Основанием для возбуждения хозяйственным судом дела о банкротстве является письменное заявление любого из кредиторов, должника, органов государственной налоговой службы или государственной контрольно-ревизионной службы.
соответствии с п. 2 ст. 121 Конституции Украины и п. 6 ч. 2 ст. 20 Закона Украины " О прокуратуре " прокуроры также имеют право обращаться в хозяйственный суд с заявлением в интересах граждан и государства в порядке, предусмотренном Законом. Полномочия прокурора определяются ст. 29 этого Кодекса.
Сторонами по делам о банкротстве являются кредиторы, а в случаях, предусмотренных ст. 6 Закона Украины " О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом ", — собрание или комитет кредиторов и должник (После вынесения постановления в порядке, предусмотренном ст. 22 Закона, должник получает статус банкрота).
Кредиторами, имеющих право возбудить дело о банкротстве, могут быть любые физические или юридические лица, имеющие подтвержденные надлежащими документами требования относительно денежных обязательства ' язань к должнику по выплате задолженности по заработной плате работникам должника. Указанные документы должны свидетельствовать о том, что должник не способен удовлетворить в течение одного месяца признанные им претензионные требования или погасить долг по исполнительным документам.
Сб ' объектами банкротства могут быть только зарегистрированные в установленном порядке как суб ' объекты предпринимательской деятельности юридические лица, в частности государственные предприятия, предприятия с долей государственной собственности в уставном фонде, предприятия, закрепленные о ' объекты которых согласно действующему законодательству не подлежат приватизации.
Не могут быть субъектами ' объектами банкротства обособленные подразделения юридического лица (филиалы, представительства, отделения и подразделения).
Потребительские кооперативы и сельскохозяйственные производственные кооперативы могут быть суб ' объектами банкротства. Статьей 18 Закона Украины от 10 апреля 1992 " О потребительской кооперации " предусмотрена возможность признания банкротом только потребительского общества, поэтому союз потребительских обществ не может быть суб ' объектом банкротства, кроме случаев регистрации его как субъекта ' объекта предпринимательской деятельности.
Согласно ст. 209 ХПК Украины не может быть суб ' объектом банкротства казенное предприятие.
Поскольку согласно ч. ст. 2 Закона Украины от 17 июля 1997 " О сельскохозяйственной кооперации " сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы не имеют своей целью получение прибыли, на них не распространяется действие Закона Украины " О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом ".
Дела по заявлениям органов Антимонопольного комитета Украины, Счетной палаты по вопросам, отнесенным законодательными актами к их компетенции. Согласно ч. 2 комментируемой статьи подведомственный хозяйственным судам спор может быть передан сторонами на разрешение третейского суда (арбитража), кроме споров о признании недействительными актов, а также споров, возникающих при заключении, изменении, расторжении и выполнении хозяйственных договоров, эт ' связанных с удовлетворением государственных потребностей.
Возможность осуществления защиты прав третейскими судами предусмотрена Законом Украины от 11 мая 2004 " О третейских судах ".
Третейский суд — ; это негосударственный независимый орган, который образуется по соглашению или соответствующему решению заинтересованных физических и/или юридических лиц в порядке, установленном Законом Украины " О третейских суды ", для разрешения споров, возникающих из гражданских и хозяйственных правоотношений.
Юридические и/или физические лица имеют право передать на рассмотрение третейского суда любой спор, возникающий из гражданских или хозяйственных правоотношений, кроме случаев, предусмотренных законом. Спор может быть передан на рассмотрение третейского суда при наличии между сторонами третейского соглашения, соответствующего требованиям указанного Закона.
Спор может быть передан на разрешение третейского суда до принятия компетентным судом решения по спору между теми же сторонами, по тому же предмету и по тем же основаниям.
Третейские суды в порядке, предусмотренном Законом Украина " О третейских судах ", могут рассматривать любые дела, возникающие из гражданских и хозяйственных правоотношений, за исключением:
дел в спорам о признании недействительными нормативно-правовых актов
дел по спорам, возникающим при заключении, изменении, расторжении и выполнении хозяйственных договоров, эт ' связанных с удовлетворением государственных нужд
дел, эт ' связанных с государственной тайной
дел по спорам, возникающим из семейных правоотношений, кроме дел в спорах, возникающих из брачных контрактов (договоров)
дел о восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом
дел, одной из сторон в которых является орган государственной власти, орган местного самоуправления, государственное учреждение или организация, казенное предприятие
других дел, которые в соответствии с законом подлежат разрешению исключительно судами общей юрисдикции или Конституционным Судом Украины
8) дел, когда хотя бы одна из сторон спора является нерезидентом Украины.
В Украине могут образовываться и действовать постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора (суды ad hoc).
Постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора образуются без статуса юридического лица.