Хозяйственный процессуальный кодекс Украины (ХПК Украины) с комментариями к статьям
Статья 123. Процессуальные права и обязанности иностранных субъектов хозяйствования
Иностранные субъект ведения хозяйства Имеют такие же процессуальные права и обязанности "связки, что и субъект ведения хозяйства Украины, кроме исключений, установленных законом или международным договором, согласие на обязательное 'язковисть которого дано верховной Радой Украины.
Комментарий :
1 . Часть 1 комментируемой статьи, как и вся статья, имеет отсылочный характер. Так, срок " иностранные предприятия и организации " согласовании со ст. 1 этого Кодекса — это " предприятия, учреждения, организации, другие юридические лица (в том числе иностранные), граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в установ ленном порядке приобрели статус субъекта 'объекта Предпринимательское деятельности ".
Исходя из содержания ст. Из Закона Украины " В зовнишньоекономич на деятельность " иностранные субъект объекты хозяйственной деятельности (иностранные предприятия и организации) — это субъект объекты хозяйственной деятельности, имеющие постоянное местонахождение или постоянное местожительство за пределами Украины.
Итак, анализ нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод, что в хозяйственные суды по защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов могут обращаться иностранные субъект объекты хозяйственной деятельности, легитимно вошли в хо ственный оборот. К иностранным субъект ведения хозяйства относятся:
иностранные хозяйственные организации — иностранные юридические лица, зарегистрированные в согласовании с законодательством иностранного государства
иностранные граждане — зарегистрированы согласно законодательством иностранного государства как предприниматели без образования юридического лица
международные объект единения, организации, выступающие в качестве юридического лица
государство как юридическое лицо и специфический суб 'Объект хо ственных отношений
территориальные общины и органы регионального управления, Имеют статус юридического лица.
Иностранные субъект объекты хозяйственной деятельности Имеют право обращаться в хозяйственные суды по защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов. При этом, если с понятием " нарушенных или оспариваемых прав " в юридической литературе все сде сумел, то Относительно понятия " охраняемый законом интерес " недавно существовали разногласия.
В этой 'связи с отсутствием в законодательстве Украины четкой дефиниции понятия " охраняемый законом интерес & quot ; Необходимо исход из официального толкования этого понятия Конституционным Судом Украины ни, изложенный в решении от 1 декабря 2004 г. № 18-рп/2004.
Понятие " охраняемый законом интерес ", употребляемый в ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 123 этого Кодекса, в логически-смысловом н 'связи с понятием " права " надо понимать как стремление к пользования конкретным материальным и/или нематериальным благом, как из условий лений общим содержанием объект объективный и прямо не опосредованное в субъект объективно правое простой легитимный разрешение, которое является самостоятельным объект объектом судебной защиты и других средств правовой охраны с целью удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей, НЕ противоречат Конституции и законам Украины, общественным интересам, справедливости, добросовестности, разумности и вторым обще-правовым принципам.
императивно установлено, что процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных субъектов 'ведения хозяйственной деятельности в Украине определяются в согласовании с правом Украины.
На требованию хозяйственного суда иностранные компании или органе зации Должны представит документ, выданные уполномоченным органом иностранного государства в установленной форме, легализован, если иное не предусмотрено законом или международным договором Ук ны, что является доказательством правосуб 'ектносты юридического лица (сертификат регистрации, выписка из торгового реестра).
Одновременно необходимо учитывать, что 22 декабря 2003 для Украины вступила в силу Гаагская конвенция, отменяющая требование легализации официальных документов. Однако Конвенция применяется относи странах с государствами, НЕ Высказал возражения против присоединения Украины к Конвенции. Возражения против присоединение Украины к Конвенции выразилы Бельгия и Федеративная Республика Германия. В соответствии со ст. 12 Конвенции это означает, что на территории Украины не принимаются документы ЭТИХ стран, заверенные апостилем, а в продолжайте применяться требование соблюдение процедуры Консульское легализации. Консульская легализация заключается в установление и засвид нии оригиналов подписей на документах и компетентным органом государства, в котором был составлен документ.
Процедура заверение официальных документов апостилем установленная на территории других государств, утвержденных приказом Министерства иностранных дел, Министерства образования и науки Украины, Министерства юстиции Украины от 5 декабря 2003 с № 237/803/151/5.
согласовании с п. 2 указанных Правил апостиль проставляется:
на документах, исходящих из органов судебной власти Украины
на документах, выходных из органов прокуратуры Украины, ор нов юстиции
на административных документах
— на документах об образовании и ученых звания
— на документах, оформленных государственнымы и частными нота Риус.
Между странами СНГ в г. Кишинев 7 октября 2002 подписана Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, си семейном и уголовным делам, которая вступила в силу 27 апреля 2004 Согласно ст. 12 Конвенции документы, на территории одной договаривающейся стороны выданные или засвидетельствованные компетентным учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах его компетенции по установленной форме и скреплены гербовое печатью, принимаются на территориях всех других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы, Которые на территории одной Договаривающейся Стороны рассматриваются как официальные документы, пользуются и на территории всех других договаривающихся сторон доказательной силой официальных документов.
согласовании со ст. 38 Закона Украины " О внешнеэкономической деятельности " споры, возникающие между иностранными субъектами 'Объектами хозяй ственной деятельности, в процессе такой деятельности могут рассматриваться судами Украины, а также по соглашению сторон спора Международным ко мерческих арбитражным судом и Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате Украины и другими органами водовороте ния спора, если это не противоречит Действующим законам Украины или предусмотрено международными договорами Украины.
Иностранные субъект ведения хозяйства Имеют право обратиться за защитой нарушенных прав и интересов в хозяйственный суд согласно установленной подведомственности и подсудности хозяйственных споров. На основании других статей настоящего Кодекса можно сделать вывод, что для иностранных субъектов 'объектов хозяйственной деятельности предусмотрен на циональный режим судебного процесса при рассмотрении дел, подведомственных хозяйственным судам Украины. Поскольку в этом Кодексе отсутствует институт договорной подсудности, заинтересованная сторона может обращать ваться в местный хозяйственного суда только в согласовании с требованиями настоящего Кодекса в территориальной и Исключительной подсудности дел, подлежащим рассмотрению в первой инстанции.
Хозяйственные суды вправе рассматривать споры и в тех случаях, когда международным договором предусмотрена возможность заключения письменного пророгационного соглашения между субъектами 'объектом внешнеэкономической деятельности и иностранным субъектами' объектом хозяйственной деятельности. Выбирая хо ственный суд Украины как орган, будет рассматривать хозяйственный спор между сторонами, стороны пророгационного соглашения Должны сдержать ваться требований международного договора и ст. 16 ХПК Украины Относительно Исключительной компетенции хозяйственных судов Украины. Это положение также корреспондируется с раз 'объяснением президиума высшего хозяйственного суда от 31 мая 2002 г. № 04-5/608 " О Некоторых вопросах практики рассмотрения дел с участием иностранных предприятия и организации} ".
Однако арбитражные сделки (арбитражные оговорки) не всегда юры медицинских силу. Так, если коллизионная норма указывает на исключительную подсудность, то допускается только один вариант страны суда. Например, абсолютное большинство конвенции! и национальных законов относит споры с при воду недвижимого имущества в Исключительной подсудности суда то страны, где находится спорная недвижимость. Кроме того, согласно общему правилу Исковые заявления к перевозчику могут пред 'появятся только по месту нахождения органа управления транспортной организацией.
При рассмотрении споров с участием иностранных предприятий и организа этому необходимо учитывать положения Закона Украины от 23 июня 2005 " О международном частном праве " по подсудности судам Украины дел с иностранным элементом.
2. Иностранные предприятия и организации Имеют процессуальные права и обязанности 'связки наравне с предприятиями и организациями Украины, то есть на иностранных субъектов 'ведения хозяйственной деятельности распространяется национальный режим.
Национальный режим означает, что иностранные субъект объекты господа рения Имеют объем прав и обязанности 'связей, НЕ меньше субъект ведения хозяйства Украины. Такой режим применяется ко всем видам хозяйственной деятельности иностранных предприятий и организаций этой деятельности, эт 'связанной с их инвестициями на территории Украины, а также по экспортно-импортным операциям иностранных субъектов 'Объектов хозяйственной деятельности тех стран, Которые входят вместе с Украиной в экономические союзы. Следовательно, данная норма повторяет ст. 1 ХПК Украины и согласуется с п. 1 Соглашения о порядке разрешения споров, эт 'связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, подписанного в Киеве участ мы Содружества независимых Государств 20 марта 1992 и ратифицированной верховной Радой Украины 19 декабря 1992
Эта Соглашение установила, что предприятия и организации, расположенны на территории стран СНГ, подписавших настоящее Соглашение, могут беспрепятственно обращаться в хозяйственный суда других стран СНГ и пользоваться там правами и нести обязанности 'связки, наравне с хозяйствующих субъектами' объектами страны, в которой будет рассматриваться спор. Хозяйственные споры, как правило, Имеют раз сматриваться арбитражнымы (хозяйственными) судами страны-ответчика.
Положения, указывают на национальный режим иностранных субъектов 'объектов хозяйствования, содержатся и в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, международных соглашениях, которых на сегодняшний день есть около тридцати.
К странам, с Которым в Украины заключены двусторонние международные договоры о правовой помощи, относятся: Китай, Республика Польша, Литовская Республика, Рес ка Молдова, Эстонская Республика, Монголия, Республика Грузия, Латвийская Республика, Республика Узбекистан, Социалистическая Республики публика В 'етнам, Македония, Чехия, Турецкая Республика, Венгерская Республика, Румыния, Греческая Республика, Республика Куба.
На территории Украины в порядке правопреемства применяются двусторонние международные договоры бывшего СССР с Болгарией, Вен толщиной, в "Вьетнама, Грецией, Йеменом, Кипром, Румынией, Финляндией, Италией. Также на сегодня отсутствуют возражения Относительно применения таких договоров с Албанией, Алжиром, Ираком, КНДР и Тунис.
оформленное правопреемства Украины в таких международных договорах, действующих в настоящее время Договор между СССР и венгерской Народной Республикой об оказание правовой помощи в граж них, семейным и уголовным делам 1958; Соглашение между СССР и Австрийской Республикой по вопросам гражданского процесса 1970; Договор между СССР и финляндской Республикой в правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1978; Договор между СССР и Алжирской Народной Демократической Республикой о взаимно предоставление правовой помощи 1982; Договор между СССР и Республикой Кипр о правовой помощи по гражданским и уголовным делам 1984
Так, согласно Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам украинского истец вправе обратиться в Украинский суд с исковым заявление к нерези дента из СНГ, если на территории страны истца осуществляется торговля, промышленная или иная хозяйственная деятельность предприятия ответчика или его филиала; уже выполнено или должно быть выполнено обязательства 'Обязательства по договору, является предметом спора, ему был нанесен ущерб, по делам о взыскания ущерба. Аналогичные положения содержатся и в конвенциях Украины с Польшей, Италией и другими странами.
Итак, правосуб 'объектные иностранные предприятия и организации наряду с субъект объектами хозяйствования Украина Имеют процессуальные права и несут процессуальные обязанности "связки сторон (истца и ответчика), перед виденные в. 22 настоящего Кодекса, Должны выполнять обязательства 'Обязательства, часть й уплаты судебных расходов, Имеют право выступать в качестве третьих лиц с соответствующей правами и обязанности 'Связями, предусмотренным статьями 26, 27 ХПК Украины, использовать институт процессуального правопреемства, участвовать в производстве по делам о банкротстве в согласовании со ст. 12 ХПК Украины и Закона Украины " О восстановления ления платежеспособности должника или признании его банкротом ". Поскольку Украина НЕ заключила ни одного международного договора с установления особенностей производства по делам о банкротстве для кредиторов-нерезидентов, на кредиторов-нерезидентов распро ся национальный режим производства по делам о банкротстве без каких-либо исключений и особенностей (раз "объяснения президиума высшего хозяйственного суда Украины " В Некоторых вопросах практики рассмотрения дел при участие иностранных предприятий и организаций ").
3. Комментируемым статье аргументирован, что нормативно-право правовыми актами Украины могут устанавливаться Соответствующие ограничения предприятий и организаций тех государств, законодательством которых ограничиваются процессуальные права предприятий или организаций Ук ны. Таким образом данная норма защищает международный паритет прав национальных субъектов 'ведения хозяйственной деятельности в хозяйственных отношениях с предприятиями и организациями иностранных государств.