Хозяйственный процессуальный кодекс Украины (ХПК Украины) с комментариями к статьям



Статья 123. Процессуальные права и обязанности иностранных субъектов хозяйствования

Иностранные субъект ведения хозяйства Имеют такие же процессуальные права и обязанности "связки, что и субъект ведения хозяйства Украины, кроме исключений, установленных законом или международным договором, согласие на обязательное 'язковисть которого дано верховной Радой Украины.

Комментарий :

1 . Часть 1 комментируемой статьи, как и вся статья, имеет отсылочный характер. Так, срок " иностранные предприятия и организации " согласовании со ст. 1 этого Кодекса — это " предприятия, учреждения, организации, другие юридические лица (в том числе иностранные), граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в установ ­ ленном порядке приобрели статус субъекта 'объекта Предпринимательское деятельности ".

Исходя из содержания ст. Из Закона Украины " В зовнишньоекономич ­ на деятельность " иностранные субъект объекты хозяйственной деятельности (иностранные предприятия и организации) — это субъект объекты хозяйственной деятельности, имеющие постоянное местонахождение или постоянное местожительство за пределами Украины.

Итак, анализ нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод, что в хозяйственные суды по защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов могут обращаться иностранные субъект объекты хозяйственной деятельности, легитимно вошли в хо ­ ственный оборот. К иностранным субъект ведения хозяйства относятся:

иностранные хозяйственные организации — иностранные юридические лица, зарегистрированные в согласовании с законодательством иностранного государства

иностранные граждане — зарегистрированы согласно законодательством иностранного государства как предприниматели без образования юридического лица

международные объект единения, организации, выступающие в качестве юридического лица

государство как юридическое лицо и специфический суб 'Объект хо ­ ственных отношений

территориальные общины и органы регионального управления, Имеют статус юридического лица.

Иностранные субъект объекты хозяйственной деятельности Имеют право обращаться в хозяйственные суды по защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов. При этом, если с понятием " нарушенных или оспариваемых прав " в юридической литературе все сде ­ сумел, то Относительно понятия " охраняемый законом интерес " недавно существовали разногласия.

В этой 'связи с отсутствием в законодательстве Украины четкой дефиниции понятия " охраняемый законом интерес & quot ; Необходимо исход из официального толкования этого понятия Конституционным Судом Украины ­ ни, изложенный в решении от 1 декабря 2004 г. № 18-рп/2004.

Понятие " охраняемый законом интерес ", употребляемый в ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 123 этого Кодекса, в логически-смысловом н 'связи с понятием " права " надо понимать как стремление к пользования конкретным материальным и/или нематериальным благом, как из условий ­ лений общим содержанием объект объективный и прямо не опосредованное в субъект объективно правое простой легитимный разрешение, которое является самостоятельным объект объектом судебной защиты и других средств правовой охраны с целью удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей, НЕ противоречат Конституции и законам Украины, общественным интересам, справедливости, добросовестности, разумности и вторым обще-правовым принципам.

императивно установлено, что процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных субъектов 'ведения хозяйственной деятельности в Украине определяются в согласовании с правом Украины.

На требованию хозяйственного суда иностранные компании или органе ­ зации Должны представит документ, выданные уполномоченным органом иностранного государства в установленной форме, легализован, если иное не предусмотрено законом или международным договором Ук ­ ны, что является доказательством правосуб 'ектносты юридического лица (сертификат регистрации, выписка из торгового реестра).

Одновременно необходимо учитывать, что 22 декабря 2003 для Украины вступила в силу Гаагская конвенция, отменяющая требование легализации официальных документов. Однако Конвенция применяется относи ­ странах с государствами, НЕ Высказал возражения против присоединения Украины к Конвенции. Возражения против присоединение Украины к Конвенции выразилы Бельгия и Федеративная Республика Германия. В соответствии со ст. 12 Конвенции это означает, что на территории Украины не принимаются документы ЭТИХ стран, заверенные апостилем, а в ­ продолжайте применяться требование соблюдение процедуры Консульское легализации. Консульская легализация заключается в установление и засвид ­ нии оригиналов подписей на документах и компетентным органом государства, в котором был составлен документ.

Процедура заверение официальных документов апостилем установленная на территории других государств, утвержденных приказом Министерства иностранных дел, Министерства образования и науки Украины, Министерства юстиции Украины от 5 декабря 2003 с № 237/803/151/5.

согласовании с п. 2 указанных Правил апостиль проставляется:

на документах, исходящих из органов судебной власти Украины

на документах, выходных из органов прокуратуры Украины, ор ­ нов юстиции

на административных документах

— на документах об образовании и ученых звания

— на документах, оформленных государственнымы и частными нота ­ Риус.

Между странами СНГ в г. Кишинев 7 октября 2002 подписана Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, си ­ семейном и уголовным делам, которая вступила в силу 27 апреля 2004 Согласно ст. 12 Конвенции документы, на территории одной договаривающейся стороны выданные или засвидетельствованные компетентным учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах его компетенции по установленной форме и скреплены гербовое печатью, принимаются на территориях всех других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы, Которые на территории одной Договаривающейся Стороны рассматриваются как официальные документы, пользуются и на территории всех других договаривающихся сторон доказательной силой официальных документов.

согласовании со ст. 38 Закона Украины " О внешнеэкономической деятельности " споры, возникающие между иностранными субъектами 'Объектами хозяй ­ ственной деятельности, в процессе такой деятельности могут рассматриваться судами Украины, а также по соглашению сторон спора Международным ко ­ мерческих арбитражным судом и Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате Украины и другими органами водовороте ­ ния спора, если это не противоречит Действующим законам Украины или предусмотрено международными договорами Украины.

Иностранные субъект ведения хозяйства Имеют право обратиться за защитой нарушенных прав и интересов в хозяйственный суд согласно установленной подведомственности и подсудности хозяйственных споров. На основании других статей настоящего Кодекса можно сделать вывод, что для иностранных субъектов 'объектов хозяйственной деятельности предусмотрен на ­ циональный режим судебного процесса при рассмотрении дел, подведомственных хозяйственным судам Украины. Поскольку в этом Кодексе отсутствует институт договорной подсудности, заинтересованная сторона может обращать ­ ваться в местный хозяйственного суда только в согласовании с требованиями настоящего Кодекса в территориальной и Исключительной подсудности дел, подлежащим рассмотрению в первой инстанции.

Хозяйственные суды вправе рассматривать споры и в тех случаях, когда международным договором предусмотрена возможность заключения письменного пророгационного соглашения между субъектами 'объектом внешнеэкономической деятельности и иностранным субъектами' объектом хозяйственной деятельности. Выбирая хо ­ ственный суд Украины как орган, будет рассматривать хозяйственный спор между сторонами, стороны пророгационного соглашения Должны сдержать ­ ваться требований международного договора и ст. 16 ХПК Украины Относительно Исключительной компетенции хозяйственных судов Украины. Это положение также корреспондируется с раз 'объяснением президиума высшего хозяйственного суда от 31 мая 2002 г. № 04-5/608 " О Некоторых вопросах практики рассмотрения дел с участием иностранных предприятия и организации} ".

Однако арбитражные сделки (арбитражные оговорки) не всегда юры ­ медицинских силу. Так, если коллизионная норма указывает на исключительную подсудность, то допускается только один вариант страны суда. Например, абсолютное большинство конвенции! и национальных законов относит споры с при ­ воду недвижимого имущества в Исключительной подсудности суда то страны, где находится спорная недвижимость. Кроме того, согласно общему правилу Исковые заявления к перевозчику могут пред 'появятся только по месту нахождения органа управления транспортной организацией.

При рассмотрении споров с участием иностранных предприятий и организа ­ этому необходимо учитывать положения Закона Украины от 23 июня 2005 " О международном частном праве " по подсудности судам Украины дел с иностранным элементом.

2. Иностранные предприятия и организации Имеют процессуальные права и обязанности 'связки наравне с предприятиями и организациями Украины, то есть на иностранных субъектов 'ведения хозяйственной деятельности распространяется национальный режим.

Национальный режим означает, что иностранные субъект объекты господа ­ рения Имеют объем прав и обязанности 'связей, НЕ меньше субъект ведения хозяйства Украины. Такой режим применяется ко всем видам хозяйственной деятельности иностранных предприятий и организаций этой деятельности, эт 'связанной с их инвестициями на территории Украины, а также по экспортно-импортным операциям иностранных субъектов 'Объектов хозяйственной деятельности тех стран, Которые входят вместе с Украиной в экономические союзы. Следовательно, данная норма повторяет ст. 1 ХПК Украины и согласуется с п. 1 Соглашения о порядке разрешения споров, эт 'связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, подписанного в Киеве участ ­ мы Содружества независимых Государств 20 марта 1992 и ратифицированной верховной Радой Украины 19 декабря 1992

Эта Соглашение установила, что предприятия и организации, расположенны на территории стран СНГ, подписавших настоящее Соглашение, могут беспрепятственно обращаться в хозяйственный суда других стран СНГ и пользоваться там правами и нести обязанности 'связки, наравне с хозяйствующих субъектами' объектами страны, в которой будет рассматриваться спор. Хозяйственные споры, как правило, Имеют раз ­ сматриваться арбитражнымы (хозяйственными) судами страны-ответчика.

Положения, указывают на национальный режим иностранных субъектов 'объектов хозяйствования, содержатся и в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, международных соглашениях, которых на сегодняшний день есть около тридцати.

К странам, с Которым в Украины заключены двусторонние международные договоры о правовой помощи, относятся: Китай, Республика Польша, Литовская Республика, Рес ­ ка Молдова, Эстонская Республика, Монголия, Республика Грузия, Латвийская Республика, Республика Узбекистан, Социалистическая Республики ­ публика В 'етнам, Македония, Чехия, Турецкая Республика, Венгерская Республика, Румыния, Греческая Республика, Республика Куба.

На территории Украины в порядке правопреемства применяются двусторонние международные договоры бывшего СССР с Болгарией, Вен ­ толщиной, в "Вьетнама, Грецией, Йеменом, Кипром, Румынией, Финляндией, Италией. Также на сегодня отсутствуют возражения Относительно применения таких договоров с Албанией, Алжиром, Ираком, КНДР и Тунис.

оформленное правопреемства Украины в таких международных договорах, действующих в настоящее время Договор между СССР и венгерской Народной Республикой об оказание правовой помощи в граж ­ них, семейным и уголовным делам 1958; Соглашение между СССР и Австрийской Республикой по вопросам гражданского процесса 1970; Договор между СССР и финляндской Республикой в правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1978; Договор между СССР и Алжирской Народной Демократической Республикой о взаимно предоставление правовой помощи 1982; Договор между СССР и Республикой Кипр о правовой помощи по гражданским и уголовным делам 1984

Так, согласно Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам украинского истец вправе обратиться в Украинский суд с исковым заявление к нерези ­ дента из СНГ, если на территории страны истца осуществляется торговля, промышленная или иная хозяйственная деятельность предприятия ответчика или его филиала; уже выполнено или должно быть выполнено обязательства 'Обязательства по договору, является предметом спора, ему был нанесен ущерб, по делам о взыскания ущерба. Аналогичные положения содержатся и в конвенциях Украины с Польшей, Италией и другими странами.

Итак, правосуб 'объектные иностранные предприятия и организации наряду с субъект объектами хозяйствования Украина Имеют процессуальные права и несут процессуальные обязанности "связки сторон (истца и ответчика), перед ­ виденные в. 22 настоящего Кодекса, Должны выполнять обязательства 'Обязательства, часть ­ й уплаты судебных расходов, Имеют право выступать в качестве третьих лиц с соответствующей правами и обязанности 'Связями, предусмотренным статьями 26, 27 ХПК Украины, использовать институт процессуального правопреемства, участвовать в производстве по делам о банкротстве в согласовании со ст. 12 ХПК Украины и Закона Украины " О восстановления ­ ления платежеспособности должника или признании его банкротом ". Поскольку Украина НЕ заключила ни одного международного договора с установления особенностей производства по делам о банкротстве для кредиторов-нерезидентов, на кредиторов-нерезидентов распро ­ ся национальный режим производства по делам о банкротстве без каких-либо исключений и особенностей (раз "объяснения президиума высшего хозяйственного суда Украины " В Некоторых вопросах практики рассмотрения дел при участие иностранных предприятий и организаций ").

3. Комментируемым статье аргументирован, что нормативно-право ­ правовыми актами Украины могут устанавливаться Соответствующие ограничения предприятий и организаций тех государств, законодательством которых ограничиваются процессуальные права предприятий или организаций Ук ­ ны. Таким образом данная норма защищает международный паритет прав национальных субъектов 'ведения хозяйственной деятельности в хозяйственных отношениях с предприятиями и организациями иностранных государств.