Хозяйственный процессуальный кодекс Украины (ХПК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 41. Призначення і проведення судової экспертизы
Для роз'яснення питань, що виникають при вирішенні господарського спору і потребують спеціальних знаний, хозяйственный суд назначает судебную экспертизу.
Участники судебного процесса имеют право предлагать хозяйственному суду вопросы, которые должны быть рас ' яснения судебным экспертом. Окончательный круг этих вопросов устанавливается хозяйственным судом в постановлении.
Проведение судебной экспертизы поручается государственным специализированным учреждениям или непосредственно лицам, которые отвечают требованиям, установленным Законом Украины " О судебной экспертизу ". Лицо, проводящее судебную экспертизу (далее - судебный эксперт) пользуется правами и несет обязанности ' связки, указанные в статье 31 настоящего Кодекса.
Стороны и прокурор, участвующий в судебном процессе, имеют право до проведения судебной экспертизы заявить отвод судебному эксперту в порядке и по основаниям, указанным в частях п ' пятой и шестой статьи 31 настоящего Кодекса.
1. Об ' объективное, аргументированное на основании закона решения дел, относящихся к компетенции хозяйственного суда и касаются деятельности различных отраслей и сфер деятельности, требуют знаний, выходящих за рамки тех, которыми должны обладать судьи таких судов. Поэтому законодатель определил в ч. 1 комментируемой статьи возможность назначения экспертизы.
Экспертиза — это изучение, проверка, аналитическое исследование, количественная или качественная оценка высококвалифицированным специалистом, учреждением, организацией определенного вопроса, явления, процесса, предмету и т.д., требующих специальных знаний в соответствующей сфере общественной деятельности. Согласно раз ' объяснения президиума Высшего арбитражного суда Украины от 11 ноября 1998 № 02-5/424 " О некоторых вопросах практики назначения судебной экспертизы " не может рассматриваться как судебная экспертиза это учеными толкование законодательных актов, эт ' связано с наличием в этих актах неясностей, шероховатостей, противоречий или других недостатков. Документ, выданный по результатам толкования учеными правовой нормы, доказательного значения не имеет и ссылаться на него в обоснование решения нельзя.
Итак, главным назначением экспертизы в хозяйственном судопроизводстве является качественная оценка специалистом (специалистами) с учетом требований законодательства обстоятельств дела, осознание и оценка которых выходят за пределы обязанности ' обязательным знаний судей хозяйственного суда. Такими знаниями есть специальные знания в области науки, искусства, техники, ремесла и т.д.. Следует отметить, что четко установленного круга обстоятельств, когда должен быть назначен экспертиза, в нашем законодательстве нет. Это эт ' связано с тем, что в последние годы процесс увеличения специальных знаний, которыми должны обладать судьи хозяйственных судов в соответствии с их квалификационных требований, развивается в геометрической прогрессии, поэтому четко определить круг тех вопросов, для решения которых в хозяйственном судопроизводстве следует привлекать экспертов, вряд ли возможно. Поэтому хозяйственный суд по своей инициативе может назначать экспертизу.
2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи участникам судебного процесса предоставлено право предлагать хозяйственному суду вопросы, которые должны быть рас ' яснения судебным экспертом. Окончательный круг этих вопросов устанавливается хозяйственным судом в постановлении. Поэтому решение вопроса о необходимости назначения экспертизы по делу является прерогативой суда, причем он определяет также количество вопросов, что решение ' связать эксперт, и их содержание.
3. Согласно ч. комментируемой статьи Судебная экспертиза должна быть поручено компетентным организациям или непосредственно специалистам, которые обладают необходимыми для этого знаниями. Лицо, проводящее судебную экспертизу (далее — судебный эксперт), пользуется правами и несет обязанности ' связки, указанные в ст. 31 этого Кодекса.
Круг экспертных учреждений, которым может быть поручено проведение соответствующей экспертизы, является достаточно широким. Судебно-экспертную деятельность осуществляют государственные специализированные учреждения, а также в случаях и на условиях, определенных законом, судебные эксперты, не являются работниками указанных учреждений.
К государственных специализированных учреждений относятся:
научно-исследовательские учреждения судебных экспертиз Министерства юстиции Украины
научно-исследовательские учреждения судебных экспертиз, судебно-медицинские и судебно-психиатрические учреждения Министерства здравоохранения ' я Украины
экспертные службы Министерства внутренних дел Украины, Министерства охраны Украины, Службы безопасности Украины и Государственной пограничной службы Украины.
Исключительно государственными специализированными учреждениями осуществляется судебно-экспертная деятельность, эт ' связана с проведением криминалистических, судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз. Пункт 1.2 Инструкции о назначении и проведения судебных экспертиз экспертных исследований (утвержденной приказом Министерства юстиции Украины от 8 октября 1998 № 53/5) определяет, что основными видами экспертиз, проводимых в экспертных учреждениях, являются: криминалистическая; почвоведческая; биологическая; инженерно-техническая, авто-техническая, транспортно-трасологическая; пожарно-техническая; строительно-техническая, бухгалтерская; товароведческая, в частности авто-товароведческая; комп ' ютерной техники и программных продуктов; психологическая.
Чаще хозяйственные суды обращаются за товароведческой и бухгалтерской экспертизой.
Экспертизы и другие исследования в экспертных учреждениях проводятся сотрудниками, имеют высшее образование, прошли соответствующую подготовку и аттестованы как эксперты определенной специальности, а также внештатными работниками этих учреждений. Комплектование состава внештатных работников и установление порядка их деятельности возлагается на руководителя экспертного учреждения.
В статье 7 Закона Украины " О судебной экспертизу " нет упоминания о том, что судебное авто-товароведческой экспертизе транспортных средств также осуществляют только государственные специализированные учреждения. При рассмотрении того или иного дела суд может не ограничиваться определением как экспертных тех заведений, которые определены в ст. 7 Закона Украины " О судебной экспертизе ". Поэтому он имеет право обратиться к: а) специализированных государственных органов, положениями о которых определены их право давать компетентные заключения б) специалистов в той или иной области знаний, которые определены как эксперты в) специалистов, однократно выполняют обязанности ' связки экспертов.
Для составления заключения экспертом суд должен четко поставить вопрос перед им, а также подготовить необходимые материалы. При этом суд должен руководствоваться установленными требованиями по качеству, количеству и оформление материалов (письменных, вещественных и других, подлежащих экспертизе). Такие требования содержатся, например, в общем виде в инструкции, которая устанавливает, что в экспертное учреждение следует присылать: постановление (Определение) о назначении экспертизы, а также об ' объекты исследования (в случае необходимости с образцами для сравнительного исследования, протоколами изъятия вещественных доказательств, схемам и т.д.).
Ориентировочный перечень вопросов, которые могут быть поставлены при проведении экспертизы, предоставляется в научно-методических рекомендациях по вопросам подготовки и назначения судебных экспертиз в научно-исследовательских экспертных учреждениях Министерства юстиции Украины.
В постановлении (определении) о назначении экспертизы указываются следующие данные: место и дата вынесения постановления или определения, должность, звание и фамилия лица, наименование суда, вынесшего постановление (определение) название дела и его номер; обстоятельства дела, касающиеся экспертизы, основания назначения экспертизы, фамилия эксперта или название учреждения, экспертам которого поручается проведение экспертизы, вопрос, поставленные эксперту; перечне ' объектов, подлежащих исследованию, сравнительных материалов, а также материалов, направленных эксперту для ознакомления, или ссылки на такие перечни, которые есть в материалах дела, другие данные, имеющие значение для проведения экспертизы.
4. Частью 4 комментируемой статьи установлено положение , согласно которому стороны и прокурор, участвующий в судебном процессе, имеют право до проведения судебной экспертизы заявить отвод судебному эксперту в порядке и по основаниям, указанным в пунктах 5, 6 ст. 31 этого Кодекса. Хозяйственный суд, рассматривая заявленный отвод, должен исходить из того, что отвод может быть заявлен, как правило, до начала экспертизы.
Эксперт согласно п. ч. 1 ст. 12 Закона Украины " О судебной экспертизе " обязательства ' связан заявить самоотвод из предусмотренных законом оснований, исключающих его участие в деле. Такие основания предусмотрены, в частности, ч. 6 ст. 31 этого Кодекса.
В случаях, указанных в ч. 5 ст. 31, эксперт должен право отказаться от дачи заключения. Такой отказ не может повлечь за собой последствий, предусмотренных ст. 385 УК Украины.