Хозяйственный процессуальный кодекс Украины (ХПК Украины) с комментариями к статьям
Стаття 87. Надсилання рішень та ухвал
Полное решение и постановления направляются сторонам, прокурору, третьим лицам, которые принимали участие в судебном процессе, но не присутствовавшим в судебном заседании, заказным письмом с уведомлением о вручении не позднее трех дней со дня их принятия или по их обращению вручаются им под расписку непосредственно в суде.
Комментарий :
статья определяет правила рассылки судебных актов участникам судебного процесса.
Решения и определения рассылаются:
сторонам
прокурору, который принимал участие в судебном процессе
третьим лицам.
Іншим особам, які брали участь у справі (представникам, експертам, перекладачам), рішення та ухвали не розсилаються.
Решения и постановления должны быть разосланы указанным лицам не позднее 5 дней с даты их принятия. Судебные акты рассылаются по почте обычным письмом. Статья не предусматривает направления судебного акта заказным письмом с уведомлением о вручении. Судебный акт должен сообщений:
а) по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или
б) за місцезнаходженням юридичної особи (її відокремленого підрозділу, якщо позов виник з його діяльності), или
в) по месту жительства физического лица.
Решения и постановления могут быть вручены указанным лицам под расписку. Это вручения происходит в здании суда. Отправка судебных актов нарочным под расписку комментируемая статья не предусматривает.
Если в деле участвует иностранное предприятие или организация, следует учитывать особенности сообщение таких лиц и направления им судебных документов согласно Гаагской конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или коммерческим делам, к которой Украина присоединилась 19.10.2000 г. В соответствии со статьей 15 Конвенции134 если приказ о вызове в суд или аналогичный документ подлежал передаче за границу с целью вручения в соответствии с положениями настоящей Конвенции, и если ответчик не явился, то судебное решение не может быть вынесено, пока не будет установлено, что
a) документ был вручен в порядке, установленном внутренним правом запрашиваемого государства для вручения документов, составленных в этой стране, лицам, находящимся на ее территории,
b) документ был действительно доставлен лично ответчику или его месту жительства в другой способ, предусмотренный настоящей Конвенцией,
і що в кожному з цих випадків вручення або безпосередня доставка були здійснені в належний строк, достатній для осуществления ответчиком защиты.
Каждое государство может заявить, что судья, независимо от положений части первой настоящей статьи, может постановить решение, даже если не поступило никакого подтверждения о вручении или непосредственную доставку, в случае, если выполнены все следующие условия:
a) документ был передан одним из способов, предусмотренных настоящей Конвенцией,
b) с даты направления документа истек срок, который судья определил как достаточный для данного дела и который составляет не менее шести месяцев
c) не было получено какого-либо подтверждения, несмотря на все разумные усилия для получения его через компетентные органы запрашиваемого государства.
Высший хозяйственный суд Украины в п. 11 информационного письма от 15.03.2007 г. N 01-8/123 "О некоторых вопросах практики применения норм Хозяйственного процессуального кодекса Украины, поднятых в докладных записках о работе хозяйственных судов в 2006 году "на вопрос, должен ли хозяйственный суд выяснять фактическое местонахождение сторон в деле с целью уведомления их о времени и месте судебного заседания, ответил следующее. К полномочиям хозяйственных судов отнесено установление фактического местонахождения юридических лиц или места жительства физических лиц - участников судебного процесса на время совершения тех или иных процессуальных действий. Поэтому соответствующие процессуальные документы направляются хозяйственным судом согласно почтовыми реквизитами участников судебного процесса, имеющимися в материалах дела.
В п. 4 информационного письма от 02.06.2006 г. N 01-8/1228 "О некоторых вопросах практики применения норм Хозяйственного процессуального кодекса Украины, поднятых в докладных записках о работе хозяйственных судов в 2005 году "Высший хозяйственный суд Украины на вопрос, могут считаться доказательствами выполнения хозяйственным судом обязанности по уведомлению участников судебного процесса о совершении определенных процессуальных действий экземпляры сообщений о вручении заказной корреспонденции, возвращены органами связи из-за невозможности вручения адресату ответил, что к полномочиям хозяйственных судов отнесено установление фактического местонахождения юридических лиц или места жительства физических лиц - участников судебного процесса на время совершения тех или иных процессуальных действий. Поэтому экземпляры сообщений о вручении заказной корреспонденции, возвращены органами связи с пометками "адресат выбыл", "адресат отсутствует" и т. п., с учетом конкретных обстоятельств дела могут считаться надлежащими доказательствами выполнения хозяйственным судом обязанности по уведомлению участников судебного процесса о совершении этим судом определенных процессуальных действий.
Коментована стаття наголошує, що нормами ГПК може передбачатися інший порядок розсилання судових актів. Так, согласно ст. 90 ХПК частное определение направляется соответствующим предприятиям, учреждениям, организациям, государственным и другим органам, должностным лицам. Рассылка частного определения сторонам, третьим лицам не предусмотрено. Если в постановлении предусмотрено возложение определенных процессуальных обязанностей лиц, которые не являются участниками судебного процесса (Орган государственной исполнительной службы, учреждение банка, лицо, у которого истребует доказательства и т.д.), этим лицам следует направлять соответствующее постановление.
Предусмотрено особенности рассылки постановлений о возбуждении производства по делу. Согласно п. 3.5.1 Инструкции по делопроизводству в хозяйственных судах Украины, утвержденной приказом Председателя Высшего хозяйственного суда Украины от 10 декабря 2002 N 75, постановление о возбуждении производства по делу и назначении его к рассмотрению направляется службой делопроизводства в день ее принятия всем участникам процесса с уведомлением о вручении.
Сообщения с отметкой о вручении постановления адресату приобщаются к материалам дела. Факт неполучения решения адресатом удостоверяется почтовым сообщению установленного образца, вместе с неполученной определением и конвертом оперативно передается службой делопроизводства судьи для ознакомления и привлечения к делу.
Относительно рассылки судебных актов по конкретным делам Высший хозяйственный суд Украины давал такие указания.
В п. 20 разъяснения Высшего арбитражного суда Украины от 12.09.96 г. N 02-5/334 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией предприятий "отмечалось, что, принимая решение о ликвидации предприятия, о признании недействительными учредительных документов и/или решения о создании предприятия, а так же об отмене государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности, хозяйственному суду в резолютивной части решения следует обязывать собственника (собственников) или орган, уполномоченный создавать предприятие, осуществить ликвидацию предприятия в установленном законом порядке. Копии соответствующего решения необходимо направлять собственнику (собственникам) предприятия или уполномоченному им (ими) органа, а также органу, который осуществил государственную регистрацию, если они не являются стороной в судебном процессе.
В п. 9.3 разъяснения Высшего арбитражного суда Украины от 10.12.96 г. N 02-5/422 "О судебном решении" установлено, что хозяйственные суды должны указывать в решениях о признании недействительными учредительных документов субъекта предпринимательства - об обязанности владельца (владельцев) или органа, уполномоченного создавать предприятие, осуществить ликвидацию предприятия в установленном законом порядке. Копию такого решения направлять собственнику (собственникам) или указанному органу.
В п. 9.7 этого же разъяснения также установлено, что, признавая полностью или частично недействительным акт нормативного характера государственного или иного органа, в том числе акт высшего или центрального органа исполнительной власти, хозяйственному суду, кроме данных, перечисленных в абзаце первом настоящего подпункта разъяснения, следует также возлагать на орган, выдавший такой акт, обязанность опубликовать (обнародовать) резолютивную часть решения хозяйственного суда в том же издании (таким же образом), где было опубликовано (обнародовано) признан недействительным акт. Копию соответствующего решения необходимо направить Министерству юстиции Украины или его органа.
У п. 3.8 листа Вищого арбітражного суду України від 30.12.97 р. N 01-8/500 "Про Закон України "Про об'єднання громадян" указано, что поскольку основанием отмены записи в Реестре объединений граждан есть судебное решение о прекращении деятельности объединения граждан, суд должен отправить копию соответствующего решения органа, который осуществил регистрацию.
В п. 5.3 письма Высшего арбитражного суда Украины 26.10.99 г. N 01-8/505 "О Законе Украины" О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности "указано, что принятое судебное решение о принудительном роспуске профсоюза или объединения профсоюзов лишает последних статус юридического лица с момента исключения его из Реестра объединений граждан. Поскольку исключение профсоюза или объединения из названного Реестра и аннулирования свидетельства о регистрации осуществляет легализирующий орган, сообщить об этом в средствах массовой информации обязан именно он, о чем следует указать в решении арбитражного суда о принудительном роспуске профсоюза или объединения профсоюзов. Копия такого решения направляется легализирующему органа.