Жилищный кодекс Украины (ЖК Украины) с комментариями к статьям



Стаття 57. Оскарження рішень з питань обліку громадян, які потребують поліпшення житлових умов, і надання їм жилих приміщень

Рішення виконавчого комітету районної, міської, районної в місті, селищної, сельского Совета народных депутатов по вопросам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений может быть обжаловано в исполнительный комитета вышестоящего Совета.

Жалобы на общие решения администрации предприятия, учреждения, организации или органа кооперативной или другой общественной организации и профсоюзного комитета по вопросам, указанным в части первой настоящей статьи, рассматриваются исполнительным комитетом соответствующего Совета народных депутатов. Споры по этим вопросам между администрацией (органом общественной организации) и профсоюзным комитетом рассматриваются их вышестоящими органами.

Комментарий

1. Конституции Украины гарантирует право каждого на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц.

Пленума Верховного Суда в своем постановлении от 12 апреля 1985 N 2 "О некоторых вопросах, возникших в практике применения судами Жилищного кодекса Украины" определяет круг вопросов, которые подведомственны судам. К ним в частности, относятся споры: по вопросам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений; об отказе нанимателя или членов его семьи в согласии на вселение в жилое помещение других лиц или в сдаче его в наем, требования нанимателя к нанимателю другого жилого помещения в той же квартире о принудительном обмене жилого помещения. Однако, следует отметить, что согласно конституционного положения о распространении юрисдикции судов на все правоотношения, возникающие в государстве (ст. 124), обжалование решений по вопросам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления им жилых помещений может быть осуществлено как судебном порядке, так и путем применения процедуры предусмотренной в смысле комментируемой статьи. В частности, допускается возможность обжалования решения районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского совета в вышестоящую органа.

2. Гражданин также вправе обратиться в суд с жалобой на неправомерные действия или бездействие органа государственной власти или местного самоуправления, их должностных и служебных лиц.

Согласно ст. 17 Кодекса административного судопроизводства Украины к компетенции административных судов относятся споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно-правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездействия. Административные споры в которых одной из сторон является орган или должностное лицо местного самоуправления, должностное или служебное лицо органа местного самоуправления по общим правилам подсудны местным общим судам как судам административной юрисдикции.

3. Правоотношения, возникающие по поводу обжалования действий или бездействия в органы государственной власти и местного самоуправления регламентируются Законом Украины "Об обращении граждан" от 2 октября 1996

Жалоба на действия или решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, объединения граждан, средств массовой информации, должностного лица подается в порядке подчиненности вышестоящему органу или должностному лицу, что не лишает гражданина права обратиться в суд в соответствии с действующим законодательством, а в случае отсутствия такого органа или несогласия гражданина с принятым по жалобе решением - непосредственно в суд.

Жалоба на решение, оспаривалось, может быть подана в орган или должностному лицу высшего уровня в течение одного года с момента его принятия, но не позднее одного месяца со времени ознакомления гражданина с принятым решением.

Гражданин, который обратился с заявлением или жалобой в органы государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединений граждан, средств массовой информации, должностных лиц, имеет право: лично изложить аргументы лицу, которое проверяло заявление или жалобу, и принимать участие в проверке поданной жалобы или заявления; знакомиться с материалами проверки, подавать дополнительные материалы или настаивать на их запросе органом, который рассматривает заявление или жалобу; присутствовать при рассмотрении заявления или жалобы, пользоваться услугами адвоката или представителя трудового коллектива, организации, которая осуществляет правозащитную функцию, оформив это полномочие в установленном законом порядке; получить письменное ответ о результатах рассмотрения заявления или жалобы; высказывать устно или письменно требование о соблюдении тайны рассмотрения заявления или жалобы; требовать возмещения убытков, если они стали результатом нарушений установленного порядка рассмотрения обращений.

Органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, объединения граждан, средства массовой информации, их руководители и другие должностные лица в пределах своих полномочий обязаны: объективно, всесторонне и своевременно проверять заявления или жалобы, в случае принятия решения об ограничении доступа гражданина к соответствующей информации при рассмотрении заявления или жалобы составить об этом мотивированное постановление; по просьбе гражданина приглашать его на заседание соответствующего органа, который рассматривает его заявление или жалобу; отменять или изменять обжалованные решения в случаях, предусмотренных законодательством Украины, если они не соответствуют закону или другим нормативным актам, безотлагательно принимать меры к прекращению неправомерных действий, выявлять, устранять причины и условия, способствовавшие нарушениям; обеспечивать восстановления нарушенных прав, реальное выполнение принятых в связи с заявлением или жалобой решений; письменно сообщать гражданину о результатах проверки заявления или жалобы и суть принятого решения.

Обращения рассматриваются и решаются в срок не более одного месяца со дня их поступления, а те, которые не требуют дополнительного изучения, - безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней со дня их получения. Если в месячный срок решить затронутые в обращении вопросы невозможно, руководитель соответствующего органа, предприятия, учреждения, организации или его заместитель устанавливают необходимый срок для его рассмотрения, о чем сообщается лицу, подавшему обращение. При этом общий срок решения вопросов, затронутых в обращении, не может превышать сорока пяти дней. В случае несогласия с принятым по жалобе решением гражданин может обратиться в суд.