Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьямСтаття 149. Контрсталійний часСоглашением сторон могут быть установлены дополнительное по окончании срока погрузки (разгрузки) время ожидания судном окончания грузовых работ (контрсталийного время) и размер платы перевозчику за простой судна в течение контрсталийного времени (демередж), а также вознаграждение за окончание погрузки (разгрузки) до истечения сталийного времени (диспач). При отсутствии соглашения сторон, предусмотренной частью первой настоящей статьи, продолжительность контрсталийного времени и размер платы перевозчику за простой, а также размер вознаграждения отправителю или фрахтователю за досрочное окончание погрузки (разгрузки) определяются соответствии со сроками и ставок, принятых в соответствующем порту. При отсутствии указанных ставок размер платы за простой определяется расходами на содержание судна и экипажа, а вознаграждение за досрочное окончание погрузки (разгрузки) исчисляется в половинном размере платы за простой. Комментарий : Соотношение фактически затраченного времени с определяемой стали и дает возможность определить результат обработки судна - в срок, досрочно или с простоем - Более сталийное время. В последнем случае принято говорить, что судно перешло на так называемую контрсталию. Итак, контрсталия - это время, в течение которого судно по истечению сталии, т.е. срока, назначенного для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, задерживается для завершения грузовых операций. Это значит, что по истечению сталийного времени судно находится на простой, однако, соглашением сторон может быть установлено дополнительное время ожидания судном окончания грузовых работ, т.е. судно может быть задержано на простой в течение этого времени и не может выйти из порта. По своей правовой природе переход судна на контрсталию является нарушением обязанности отправителя или получателя выполнить грузовые операции в определенный срок. Однако, это не дает перевозчику прав расторгнуть договор. Стороны, предусмотрев такие нарушения, определили его последствия в виде возмещения демереджу и оставление судна под погрузкой или разгрузкой еще на некоторый срок. Период, в течение которого судно за определенную плату находится в порту погрузки (разгрузки) после окончания сталии для завершения грузовых операций, называется контрсталия или контрсталийного время. Начисление времени нахождения судна под нагрузкой (разгрузкой) после окончания сталии осуществляется по другим правилам, чем расчет сталии, и имеет свои особенности. Во-первых, период контрсталии определяется соглашением сторон, а при их отсутствии - в соответствии со сроками и ставок, принятых в соответствующем порту. Контрсталия представляет собой ограниченный во времени период, начало которого совпадает с ходом сталии, а окончание - с переходом в надконтрсталию. Во-вторых, ход контрсталии начинается с момента окончания сталии без уведомления об этом отправителя или получателя. Контрсталия начисляется, в отличие от сталии, в календарных днях, включая не только рабочие, но и воскресные и праздничные дни, а также другое время, который объявлен нерабочим в данном порту. В-третьих, в контрсталийного времени зачисляются перерыва, являющиеся следствием действия непреодолимой силы или Гидрометереологический условий, создающих угрозу груза или препятствующих его опасной нагрузке (разгрузке). Кроме того, течение контрсталии, как правило, не может быть прекращено вследствие обстоятельств, которые фактически препятствуют выполнению погрузочных работ. Этот принцип на практике находит выражение в формуле "поскольку на демередж, то всегда на демереджу". Исключение из принципа непрерывного начисления контрсталии допускается лишь тогда, когда погрузки (разгрузки) не проводились зависящих от перевозчика причинам, о которых речь шла в ходе сталии. О таких причинах говорят действия перевозчика, когда последний на собственную выгоду, выводит судно из-под погрузки или разгрузки для буксировки, либо переводит судно с первого порта, где оно находилось на контрсталии, во второй порт погрузки или разгрузки. Определяя период контрсталии, стороны одновременно договариваются о размере платы, которая должна предусматривать возмещение расходов судовладельца на содержание судна во время стоянки. Такая плата называется демередж и происходит от английского термина "демередж" (demurrage) который применяется для определения контрсталийного времени, а также ставки штрафной неустойки в сутки. Итак, демередж - это сумма, которую отправитель должен оплатить перевозчику за задержку судна сверх сталийное время. Демередж может быть ниже суммы фактических расходов судовладельца и не всегда оплачивается отправителем. Например, во время простоя морских судов с пиломатериалами в некоторых портах Великобритании, Франции, Польши демередж оплачивается из специального фонда Ассоциации судовладельцев по демереджу по лесной торговли Великобритании. Следует отметить три способа определения размера демереджу. Во-первых, размер демереджу может начисляться на основании ставок, предусмотренных соглашением сторон, во-вторых, в соответствии к ставкам, принятым в соответствующем порту. Эти ставки могут устанавливать плату за все судно в целом в единицу времени (сутки, часть суток) или на единицу валовой или чистой регистровой вместимости судна в сутки. В-третьих, при отсутствии соглашения сторон и обычаев порта по ставкам для начисления демереджу, размер последнего определяется расходами на содержание судна и экипажа. При этом следует учитывать, что факт простоя судна является основанием для возмещения обусловленного соглашением сторон демереджу как в тех случаях, когда есть вина отправителя (получателя) в просрочке подачи или приема груза, так и тогда, когда использование контрсталиного пор не представляет собой нарушение договора перевозки. Не существует единого понимания правовой природы демереджу. В английском праве демередж рассматривается как заранее оцененные убытки за нарушение условий договора о стали и. Французские юристы рассматривают демередж как дополнительную плату, оплачивается согласно договору морской перевозки груза перевозчику за простой судна в течение контрсталийного времени. В Бельгии демередж рассматривается как возмещение убытков, а в Германии - как компенсация особого рода, которая уплачивается за просрочку сталийного времени. В США демередж определяют продленным фрахтом, сущность которого заключается в возмещении расходов, которые произошли вследствие задержки судна сверх сталийное время. Общепринятой является мнение о том, что демередж не является платой за использование судна, поскольку в это время судно стоит на простой, т.е. не используется по его целевому назначению - перемещением груза. Демередж нельзя также сочетать с фрахтом, т.е. провозной платой, поскольку он уплачивается не за перемещение груза, а за дополнительный после окончания срока погрузки (разгрузки) время ожидания судном окончания грузовых работ. Ошибочным является и понимание демереджу качестве возмещения заранее оцененных убытков, потому что никаких убытков в этом случае не существует - стороны заранее предусматривают контрсталию и договариваются о дополнительных обязательствах в связи с этим. Согласно п. 4.13 Общих правил за простой судна отправитель или получатель платят перевозчику штраф: при каботажных перевозках - В размере, установленном тарифу, а в условиях международных перевозок - в размере, установленном договором. При этом штраф уплачивается за время, когда судно фактически было на простой независимо от общих результатов его обработки в порту и расчета сталии между перевозчиком и портом, и размер его не может быть меньше плановой себестоимости содержание судна с учетом установленного прибыли. В случае систематических и длительных простоев в порту судов по вине одного и того же отправителя или получателя, штраф за простой судов может быть увеличено до двукратного его размера не ранее, чем через 3 суток после письменного предупреждение о его применении. При этом под систематическими простоями судов следует понимать простой, происходящих не менее двух раз в течение квартала. Во длительным простоем следует понимать период непроизводственного простоя судна, равный времени, который определен установленным нормам на погрузочно-разгрузочные операции. Если время, установленное на погрузочно-разгрузочные работы превышает 5 суток, длительным является простой более 5 суток. Итак, демередж не является возмещением убытков, так как его взыскания не поставлена их размер. Оплата демереджа является штрафной санкцией, применяемой к отправителя или получателя груза за простой судна в течение контрсталийного времени. Взыскание демереджу исключает возможность перевозчика возместить убытки простоем судна, поэтому демередж является исключительной неустойкой. В тех случаях, когда уплата демереджу и его размер предусмотрены в договоре, его можно отнести к категории договорных исключительных неустоек. В случае досрочного выполнения грузовых работ, т.е. в течении сталийного времени, перевозчик уплачивает отправителю или получателю премию, которая называется диспач. Перевозчик уплачивает диспач отправителю или получателю: при каботажных перевозок - в размере, установленном тарифом, а в условиях международных перевозок - в размере, определенном сторонами в договоре. Таким образом, диспач - это денежная сумма, выплачиваемая перевозчиком в случаях, когда судно закончило погрузки или разгрузки в течении сталии, т.е. за время, было сэкономлено при выполнении погрузочных работ. В случае одновременной обработки судна силами и средствами нескольких отправителей или получателей сумма демереджа или диспача распределяется пропорционально количеству груза каждого из них и в соответствии с количеством сэкономленного или просроченного времени. Однако, в тех случаях, когда существует возможность установить, кто из лиц, осуществлявших грузовые операции, допустил простой судна, ответственность за это возлагается только на сторону, действия которой является причиной простоя. За простой судна вследствие непредъявления или несвоевременного предъявления груза, задержки погрузочно-разгрузочных работ, проводимых средствами отправителя или получателя груза, или других задержек по вине отправителя или получателя груза ответственность несет отправитель или получатель груза по договору морской перевозки груза. Штраф за контрсталийного время судов взимается в бесспорном (Безакцептном) порядке после представления отправителю или получателю груза расчета сталийного времени и суммы штрафа (ст. 183 КТМУ). |
1. По общему правилу разбирательство дела в арбитражном суде первой инстанции завершается вынесением решения по существу спора. Поскольку оставление заявления без рассмотрения является формой завершения арбитражного процесса без вынесения решения, арбитражный суд выносит об этом определение.
Как и любой судебный акт арбитражного суда, определение об оставлении заявления должно быть мотивированным. Помимо общих сведений, содержащихся в любом определении арбитражного суда (см. комментарий к ст. 185 АПК РФ), в определении об оставлении заявления без рассмотрения четко называется основание для оставления искового заявления без рассмотрения со ссылкой на конкретный пункт ст. 148 АПК РФ. В случае, если основанием оставления заявления без рассмотрения послужило несоблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, если это предусмотрено федеральным законом или договором, в определении об оставлении заявления без рассмотрения разрешается вопрос о возврате государственной пошлины из федерального бюджета.
2. Определение об оставлении заявления без рассмотрения выносится арбитражным судом в письменной форме в виде отдельного судебного акта (согласно правилам ст. 184 АПК РФ). Данное определение подлежит обязательному направлению всем лицам, участвующим в деле.
3. Определение об оставлении заявления без рассмотрения может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, и иными лицами в случаях, предусмотренных АПК РФ, в апелляционном, кассационном и надзорном порядке.
Президиум ВАС РФ в информационном письме от 22 декабря 2005 г. N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" на вопрос о том, в какой срок могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции определения арбитражного суда первой инстанции об оставлении иска без рассмотрения и определение о прекращении производства по делу, дает следующий ответ.
Согласно ст. 290 АПК РФ кассационные жалобы на определения арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, поданные по правилам, установленным настоящим Кодексом, рассматриваются арбитражным судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 35 Кодекса для рассмотрения кассационных жалоб на решения и постановления соответствующего арбитражного суда.
В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что определение арбитражного суда первой инстанции об оставлении иска без рассмотрения и определение о прекращении производства по делу вступают в законную силу в порядке, предусмотренном ст. 180 АПК РФ для вступления в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции.
В связи с этим в силу ч. 1 ст. 276 АПК РФ кассационная жалоба на названные определения арбитражного суда может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления обжалуемого определения арбитражного суда в законную силу.
4. После оставления заявления без рассмотрения наступают процессуальные и материальные последствия: истец имеет право вновь обратиться в арбитражный суд в общем порядке, но при условии устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления иска без рассмотрения. В соответствии со ст. 204 ГК РФ если иск оставлен судом без рассмотрения, то начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается в общем порядке.