Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьямСтаття 19. Майнові права на судна, що будуються, і судна, що перебувають за межами УкраїниПраво собственности на строящееся судно, регулируется законодательством государства, на территории которого находится такое судно, если договором на строительство судна не установлено иное. Право собственности и другие имущественные права на суда, находящиеся за пределами Украины, а также возникновение, изменение и прекращение этих прав регулируются законодательством государства, под флагом которого плавает судно. Комментарий : Во время постройки судна, стороны договора на строительство судна, имеют право избирать право, применимое к таким отношениям. Однако, в комментируемой статье речь идет только о праве собственности на строящееся судно. Согласно ч. 1 комментируемой статьи, для урегулирования отношений, возникающих относительно права собственности на судно, строящееся следует применять законодательство государства, на территории которого находится такое судно, если договором на строительство судна не установлено иное. Таким образом, статья определяет: (а) право сторон по договору на строительство судна в договоре определять законодательство, которое они будут использовать для определения прав собственности на судно (б) правило определения законодательства, которое должно применяться к отношениям собственности на строящееся судно. Во втором случае, определение законодательства, которое должно применяться к отношениям собственности на строящееся судно, происходит по принципу территориальности - есть территории нахождения судна. Итак, если стороны договора на строительство судна в договоре не определили законодательство, которое они будут использовать для определения прав собственности на судно, а строительство судна осуществляется на территории Украины, то к отношениям собственности на такое судно будет применяться законодательство Украины, а именно ст. 331 ГКУ. Согласно ч. 2 комментируемой статьи закрепляется принцип национальности судна при определении права собственности и других имущественных прав на суда, находящиеся за пределами Украины (относительно возникновения, изменения и прекращения этих прав). Согласно этому принципу в приведенных случаях следует применять законодательство государства, под флагом которого плавает судно. Этот принцип является производным от норм ст. 91 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., ст. 8 Конвенции ООН об условиях регистрации судов 1986 |
1. Привлечение арбитражных заседателей к участию в процессе рассмотрения дел регулируется ст. 19 АПК 2002 г. и Федеральным законом от 11 апреля 2001 г. N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" (в редакции Федеральных законов от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ, от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ). Принятию названного Закона предшествовало проведение правового эксперимента по привлечению арбитражных заседателей к рассмотрению дел в арбитражных судах.
Институт арбитражных заседателей отличается от существовавшего ранее института народных заседателей в судах общей юрисдикции. Институт народных заседателей в судопроизводстве отражал участие граждан в отправлении правосудия. Арбитражные заседатели призваны оказывать профессиональную помощь в силу имеющегося у них опыта хозяйственной, экономической деятельности. Так, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ при утверждении в 1996 г. Положения об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей указал, что эксперимент по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей направлен на создание условий для привлечения к осуществлению правосудия в арбитражных судах лиц, обладающих специальными знаниями и опытом работы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
2. Арбитражные заседатели привлекаются для рассмотрения дел только в судах первой инстанции.
Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет. Арбитражными заседателями не могут быть:
1) лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;
2) лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;
3) лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;
4) лица, замещающие государственные должности, предусмотренные Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" и другими федеральными законами, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления;
5) прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);
6) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.
Арбитражный заседатель, впервые приступивший к исполнению своих обязанностей, в открытом судебном заседании приносит присягу, текст которой установлен Законом.
Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет. По истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть повторно включен в списки арбитражных заседателей в порядке, предусмотренном ст. 3 Федерального закона "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации".
Если срок полномочий арбитражного заседателя истекает в процессе рассмотрения дела с его участием, то он может быть продлен председателем соответствующего арбитражного суда до окончания рассмотрения дела по существу.
3. Рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей возможно только при наличии волеизъявления сторон или одной из сторон. Арбитражное процессуальное законодательство предъявляет определенные требования к заявлению ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей:
- ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей должно быть заявлено стороной не позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства (т.е. дня, назначенного судом для проведения судебного заседания по делу). Указанный срок необходим для совершения всех действий, связанных с подготовкой к рассмотрению дела с участием арбитражных заседателей;
- дело может быть рассмотрено с участием арбитражных заседателей (т.е. рассмотрение дела по первой инстанции, не подпадающее под исключения). Не могут быть рассмотрены с участием арбитражных заседателей дела, перечисленные в ч. 2 ст. 17 АПК РФ, а также дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства;
- заявление о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей должно быть подано стороной спора. В силу закона иные лица, участвующие в деле, не наделены таким правом.
Закон не оговаривает форму заявления ходатайства: волеизъявление может быть выражено в письменной форме в виде отдельного документа, быть включено в исковое заявление, отзыв на иск, встречное исковое заявление.
Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей разрешается в порядке, определенном ст. 159 АПК РФ (ч. 4 ст. 19). По результатам рассмотрения выносится определение. Для удовлетворения ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей необходимо наличие всех указанных выше требований, для отказа в удовлетворении ходатайства достаточно отсутствия любого из перечисленных положений. Но других оснований для отказа в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей закон не называет.
На стадии подготовки дела суд обязан разъяснить сторонам их право на рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей. Наиболее правильным представляется указание на такое право в определении о подготовке дела. Поскольку в арбитражном процессе судьи часто выносят одно определение о принятии дела к производству и его подготовке, в котором указывают и время проведения предварительного судебного заседания, то упоминание в этом определении о праве сторон на рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей не только желательно, но и необходимо, так как первая встреча судьи со сторонами может произойти в срок менее чем за месяц до судебного разбирательства.
Норма закона о том, что такое ходатайство может быть заявлено при каждом новом рассмотрении дела, получила различное толкование. Закон имеет в виду новое рассмотрение дела как стадию процесса, т.е., например, после отмены судебного акта в кассационном порядке дело поступает на новое рассмотрение или после оставления заявления без рассмотрения возобновляется производство по делу. В приведенных случаях имеет место новое рассмотрение дела, следовательно, возможно вновь заявлять ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей. Но если во время рассмотрения дела происходит его отложение, то продолжение судебного разбирательства - это не новое рассмотрение.
Замена арбитражного заседателя может осуществляться по правилам ч. 2 ст. 18 АПК РФ. В случае замены выбывшего арбитражного заседателя рассмотрение дела начинается сначала.
Сторона, по ходатайству которой вынесено определение о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, вправе отказаться от ходатайства до начала судебного разбирательства. В соответствии с ч. 1 ст. 159 АПК РФ заявления и ходатайства разрешаются арбитражным судом с учетом мнений других лиц, участвующих в деле. Если суд при разрешении заявления стороны об отказе от рассмотрения дела с участием арбитражных заседателей установит, что другая сторона против его удовлетворения и желает, чтобы дело было рассмотрено с участием арбитражных заседателей, то суд отказывает в удовлетворении заявления и, если арбитражные заседатели еще не были выбраны, предлагает сторонам выбрать кандидатуры арбитражных заседателей в соответствии с ч. 3 ст. 19 АПК РФ (информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 г. N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
4. Если суд удовлетворил ходатайство стороны о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, то стороны должны выбрать кандидатуры арбитражных заседателей (ч. 3 ст. 19 АПК РФ). Списки арбитражных заседателей формируются и утверждаются в порядке, установленном федеральным законодательством. Арбитражные суды субъектов РФ формируют списки арбитражных заседателей на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями. Численность арбитражных заседателей в арбитражном суде субъекта РФ определяется из расчета не менее двух арбитражных заседателей на одного судью арбитражного суда, рассматривающего дела в первой инстанции. Списки арбитражных заседателей представляются в Высший Арбитражный Суд РФ и утверждаются пленумом названного суда. Утвержденные списки арбитражных заседателей публикуются в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и могут быть опубликованы в иных средствах массовой информации. Для удобства выбора сторонами кандидатур арбитражных заседателей их списки размещаются на сайтах судов в Интернете, в информационных киосках, иных средствах, доступных для сторон.
Стороны должны сообщить суду о выбранных кандидатурах арбитражных заседателей не позднее 10 дней до начала судебного разбирательства. Если в указанный срок от сторон не поступают предложения по кандидатурам, то суд вправе самостоятельно определить кандидатуры (или кандидатуру) арбитражных заседателей.
5. Суд при рассмотрении заявления о привлечении к рассмотрению дела выбранных сторонами кандидатур арбитражных заседателей обязан проверить, нет ли обстоятельств, препятствующих участию данных арбитражных заседателей в рассмотрении конкретного дела. В соответствии с ч. 4 ст. 19 АПК РФ арбитражный заседатель не может участвовать в рассмотрении дела, если он:
1) при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве судьи и его повторное участие в рассмотрении дела в соответствии с требованиями АПК 2002 г. является недопустимым;
2) при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве прокурора, помощника судьи, секретаря судебного заседания, представителя, эксперта, переводчика или свидетеля;
3) при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве судьи иностранного суда, третейского суда или арбитража;
4) является родственником лица, участвующего в деле, или его представителя.
С 19 декабря 2008 г. Федеральным законом от 3 декабря 2008 г. N 229-ФЗ "О внесении изменений в статьи 19 и 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" перечень оснований для отвода арбитражных заседателей был расширен. Постановлением Конституционного Суда РФ от 25 марта 2008 г. N 6-П ч. 3 ст. 21 АПК РФ признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в которой она не допускала отвод арбитражного заседателя по иным основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 21 АПК РФ, т.е. в п. 5 - 7 ч. 1 данной статьи. В связи с этим вышеназванным Законом к числу оснований для отвода арбитражных заседателей добавились и иные основания для отвода судей, предусмотренные ч. 1 ст. 21 АПК РФ, а именно, если арбитражный заседатель:
"5) лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности;
6) находится или ранее находился в служебной или иной зависимости от лица, участвующего в деле, или его представителя;
7) делал публичные заявления или давал оценку по существу рассматриваемого дела".
Указанные обстоятельства являются основанием для отказа в удовлетворении заявления о привлечении к рассмотрению дела выбранной кандидатуры арбитражного заседателя. Об отказе в удовлетворении ходатайства выносится мотивированное определение, которое не подлежит обжалованию. Точно так же не может быть обжаловано определение суда об удовлетворении заявления другой стороны о привлечении к рассмотрению дела выбранной кандидатуры арбитражного заседателя (информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 г. N 82).
При отказе в удовлетворении заявления о привлечении к рассмотрению дела выбранной кандидатуры суд предлагает соответствующей стороне выбрать другую кандидатуру арбитражного заседателя в порядке, определенном ч. 3 ст. 19 АПК РФ.
6. При рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи. Судья и арбитражный заседатель при рассмотрении дела, разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении и принятии судебных актов, пользуются равными процессуальными правами. Но арбитражный заседатель не может быть председательствующим в судебном заседании.