Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьям

Стаття 230. Управління портовим буксируванням

Управление портовым буксировкой осуществляет капитан судна (объекта), которое буксируется, если договором не установлено иное. Соглашение о возложении обязанностей управления буксировкой на капитана буксирующего судна, может приходиться только письменными доказательствами.

Комментарий

По общему правилу управления портовым буксировкой осуществляет капитан судна (объекта), которое буксируется. Однако, стороны договора буксировки могут заключить соглашение о возложении обязанностей управления буксировки на капитана буксирующего судна.

При этом, если сам договор портового буксировки может быть заключен и в устной форме, соглашение о возложении обязанностей по управлению буксировкой заключается исключительно в письменной форме. Если же стороны нарушили требования законодательства по письменной формы этого соглашения, доведение ее наличии может осуществляться только письменными доказательствами. То есть, в данном случае, стороны не могут ссылаться на свидетелей.

Такое положение закона является оправданным, поскольку наличие соглашения о возложении обязанностей по управлению буксировкой тесно связано с тем, на кого возлагается ответственность за вред, причиненный при буксировке судна.

<Стаття 229 | Стаття 230 | Стаття 231>

Научно-практический комментарий:

1. Комментируемая статья определяет общие принципы оспаривания решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятых на территории Российской Федерации.
По общему правилу решение третейского суда может быть оспорено участвующей в деле стороной путем подачи заявления об отмене решения в компетентный суд в течение трех месяцев со дня получения его стороной, подавшей заявление (ст. 40 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации"). Однако стороны могут своим соглашением исключить возможность проверки такого решения арбитражным судом, в том числе посредством отсылки к правилам процессуального регламента постоянно действующего третейского суда (типового регламента для рассмотрения дела в третейском суде, созданном для разрешения конкретного спора - ad hoc), в котором содержится норма об окончательности итогового юрисдикционного акта. В этом случае решение не может быть оспорено путем обращения с заявлением о его отмене в государственный суд <1>.
--------------------------------
<1> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27 марта 2006 г. по делу N А43-40131/2005-39-462.

В процессе рассмотрения дела по заявлению об оспаривании решения третейского суда арбитражный суд не наделен правом его пересмотра по существу <1>, а устанавливает лишь факты, с наличием которых законодательство связывает наступление правовых последствий в форме отказа в государственном признании результатов юрисдикционной деятельности, реализованной третейским судом (ст. 233 АПК РФ). Таким образом, оспаривание решений третейских судов по своему характеру является проявлением контрольной функции государственных арбитражных судов, осуществляемой в строго определенном законом порядке и объемах.
--------------------------------
<1> См., например: п. 12 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 96, п. 12 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.

Объектом оспаривания могут быть:
- решение по существу спора, вынесенное третейским судом или международным коммерческим арбитражем на территории Российской Федерации;
- постановление третейского суда (международного коммерческого арбитража) об утверждении мирового соглашения, вынесенное в форме решения (арбитражное решение на согласованных условиях, предусмотренное ст. 30 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже").
Не могут быть оспорены в арбитражном суде в порядке, предусмотренном § 1 гл. 30 АПК РФ, постановления третейских судов, вынесенные в форме определений.
Субъектами оспаривания решений третейских судов могут быть лица, участвовавшие в третейском разбирательстве (стороны и третьи лица, заявляющие самостоятельные требования, привлеченные к участию в деле и присоединившиеся к арбитражному соглашению). Судебная практика развивается по пути признания права на оспаривание вынесенного третейским судом решения также и за лицами, не участвовавшими в третейском разбирательстве, в том случае, если таким решением нарушаются их права и законные интересы <1>.
--------------------------------
<1> Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 17 июля 2006 г. по делу N А43-5994/2006-27-122; ФАС Московского округа от 29 апреля 2004 г. N КГ-А40/2877-04; ФАС Северо-Кавказского округа от 11 января 2006 г. N Ф08-6345/2005 и др.

2. При характеристике подведомственности рассматриваемой категории дел необходимо иметь в виду, что арбитражные суды вправе рассматривать заявления об отмене решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей, вынесенных по экономическим спорам и иным делам, связанным с осуществлением экономической деятельности, и в тех случаях, когда такие решения приняты о правах и обязанностях физических лиц <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 96.

3. Заявление об отмене решения третейского суда рассматривается арбитражным судом субъекта РФ, на территории которого принято решение третейского суда. В том случае если в решении не указано место его принятия, то тогда им считается место третейского разбирательства (проведения слушания дела). Если заявление об отмене решения и заявление о выдаче исполнительного листа на его принудительное исполнение поданы в один арбитражный суд, то он может вынести определение об объединении дел по указанным заявлениям <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 96.

Законодателем установлен срок, в течение которого может быть подано заявление (ходатайство) об отмене решения третейского суда (международного коммерческого арбитража), - три месяца с момента получения стороной арбитражного решения (ст. 40 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации"; ст. 34 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже"). Данный срок является процессуальным и может быть восстановлен по правилам ст. 117 АПК РФ <1>.
--------------------------------
<1> О практике восстановления срока см.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 января 2005 г. N А42-7336/04-4.

4. В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ размер государственной пошлины по делам об отмене решений третейских судов составляет 1 тыс. руб. Арбитражные суды, исходя из имущественного положения заявителя, вправе уменьшить размер государственной пошлины либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК РФ.
5. Решение иностранного арбитражного суда, при принятии которого были применены нормы законодательства РФ, может быть оспорено в арбитражный суд субъекта РФ с соблюдением правил подсудности в случаях, предусмотренных Европейской конвенцией о внешнеторговом арбитраже 1961 г. (ч. 1 ст. IX). Круг участников Конвенции определяет перечень государств, на территории которых могут быть вынесены рассматриваемые решения. Таким образом, арбитражный суд не вправе отменить решение международного коммерческого арбитража, если установит, что оно вынесено в государстве, не участвующем в Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г. <1>. В этом случае производство по делу по заявлению об оспаривании решения иностранного арбитражного суда подлежит прекращению <2>.
--------------------------------
<1> Пункт 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 96.
<2> Постановление Президиума ВАС РФ от 30 марта 2004 г. N 15359/03.