Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьямСтаття 277. Поняття загальної аваріїОбщей аварией признаются убытки, понесены вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований с целью спасения судна, фрахта и груза на судне, от общей для них опасности. Общая авария распределяется между судном, фрахтом и грузом соразмерно их стоимости. Во фрахтом в этой главе понимается также плата за перевозку пассажиров и их багажа. Комментарий Институт общей аварии - это обычай, дошедший до нас с острова Родос, что в Греции. В Родосском законе этот обычай нашел закрепление и его значение связывается с принципом: ради сохранения целого (судна, груза, фрахта) можно пожертвовать частью этого целого (например, частью груза для того, чтобы судно было снято с мели) или нести соответствующие расходы (например, уплатить вознаграждение спасателю). Таким образом считали, что пожертвования меньше должно привести к спасению большего. Общее аварии определяют в юридической литературе по-разному. Как правило, под общим аварией понимают убытки, должны нести участники процесса перевозки. В других случаях, говорят о совокупности правил, регулирующих признание и распределение общей аварии. Институт общей аварии является характерным для морского права, в отношениях по перевозкам на автомобильном и воздушном транспорте, он не применяется. Однако применение возможно при перевозках по внутренним водным путям (об этом свидетельствует Устав внутреннего водного транспорта). Общая авария не применяется к военным судов и судов, задействованных для несения правительственной некоммерческой службы. Итак общей аварией признаются убытки, понесены вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований с целью спасения судна, фрахта и груза на судне, от общей для них опасности. В основу принципа общей аварии положен принцип пожертвования части ради спасения целого. Правовое регулирование отношений по общей аварии в Украине регулируется ст. ст. 277 - 293 КТМУ. Унификация международных норм по регулированию общей аварии нашла отражение в Йорк-антверпенских правилах 1974 с изменениями 1990 Особенность этих Правил заключается в том, что они не имеют характера международной конвенции, которая подлежит ратификации. Эти правила являются сводом кодифицированных обычаев и применяются по соглашению сторон. Для отнесения убытков в общей аварии необходимо совокупность следующих признаков: 1) Намеренное характер убытков, поскольку они не могут возникать вследствие случайных действий, а только вследствие разумных сознательных действий (например убытки вследствие преднамеренной посадки судна на мель). 2) Осознанный и чрезвычайный характер ущерба - предполагает их оправданность в ситуации , которая имела место. Такие убытки не возникают при обстоятельствах мореплавания в нормальных условиях. 3) Наличие общей опасности для судна, груза и фрахта, поскольку возникновение таких убытков, с учетом их природы, не может быть опасным только для суда, они одновременно касаются отрицательного влияния на фрахт и груз. 4) Характер опасности позволяет утверждать именно о реальной и серьезной опасности. Для признания убытков общей аварии необходимо наличие всех перечисленных признаков. Отсутствие хотя бы одного из них исключает вопрос об отнесении убытков к общей аварии. Согласно комментируемой статье определен принцип пропорциональности распределения общей аварии. Таким образом, общая авария распределяется между судном, фрахтом и грузом соразмерно их стоимости. Процесс распределения достаточно сложный, поэтому, как правило, его осуществляют специальные специалисты - Диспашер. В ч. 3 комментируемой статьи указывается на то, что фрахт - плата за перевозку пассажиров и их багажа. Однако такое определение фрахта не следует толковать буквально, поскольку общепринятое фрахт определять как плату за использование судна по договору фрахтования (см. комментарий к ст. 212). Однако, в отдельных статьях КТМУ, понятие фрахта раскрывается по-другому, учитывая особенности тех или иных правоотношений. Так, например, по договору перевозки груза, уплачивается провозная плата, однако в КТМУ говорится фрахт, поскольку во многих случаях для перевозки используются суда, взятые во фрахт (см. комментарий к ст. ст. 133, 170). Относительно договоров перевозки пассажиров, то ими предусматривается внесение платы за проезд, а при сдаче багажа - платы за перевозку багажа (см. комментарий к ст. 184). Итак, в комментируемой статье законодатель обобщающее понятие "плата", используя для этого термин "фрахт". |
1. Требования, предъявляемые к форме и содержанию кассационной жалобы, направлены на создание условий для своевременного и качественного рассмотрения жалобы в суде кассационной инстанции. Соблюдение этих требований гарантирует лицам, участвующим в деле, обеспечение их прав и законных интересов, а также позволяет арбитражному суду кассационной инстанции надлежащим образом организовать процесс.
Несоблюдение требований, установленных комментируемой статьей, является основанием для оставления кассационной жалобы без движения (см. комментарий к ст. 280 АПК РФ).
2. Кассационная жалоба должна быть подписана лицом, имеющим право на подачу такой жалобы. Это означает, что лица, участвующие в деле, своими субъективными правами распоряжаются самостоятельно, в том числе и правом на обжалование принятых судебных актов по делам с их участием (см. комментарий к ст. 41 АПК РФ).
Лицо, подающее кассационную жалобу, может поручить ее подписание своему представителю, подтвердив его полномочия на совершение таких действий соответствующими документами (см. комментарий к гл. 6 АПК РФ).
Учитывая, что полномочия суда кассационной инстанции ограничены проверкой судебных актов в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе (см. комментарий к ст. 286 АПК РФ), в кассационной жалобе должны быть четко изложены требования, подлежащие рассмотрению судом кассационной инстанции, а также основания, по которым обжалуется судебный акт.
Поскольку кассационная инстанция осуществляет проверку судебных актов только в части вопросов применения права, заявитель жалобы должен указать, какие законы или иные нормативные правовые акты нарушены судом, принявшим обжалуемый судебный акт.
АПК РФ также требует от заявителя изложения в кассационной жалобе обстоятельств дела и указания на имеющиеся в нем доказательства, что позволяет суду кассационной инстанции при рассмотрении жалобы определить, соответствуют ли выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, установленным им обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам (см. комментарий к ст. 286 АПК РФ).
3. В целях своевременного рассмотрения дела, решения вопросов организационного характера в ст. 277 АПК РФ сформулировано правило, предлагающее лицам, участвующим в деле, указывать в кассационной жалобе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для рассмотрения дела сведения. Это правило корреспондирует с нормами АПК РФ о возможном извещении участников процесса о совершении судом процессуальных действий любыми средствами связи.
Данное положение не носит обязательного характера, в связи с чем неуказание таких сведений не является основанием для возвращения кассационной жалобы или оставления ее без движения (см. комментарии к ст. 280, 281 АПК РФ).
Непосредственно в кассационной жалобе могут быть также изложены имеющиеся у заявителя ходатайства, связанные с рассматриваемым делом.
4. В ч. 3 ст. 277 АПК РФ содержится требование, обязывающее лицо, подающее кассационную жалобу, направить лицам, участвующим в деле, копию жалобы, а также приложить к ней документы, отсутствующие у них. Комментируемая норма определяет и способ исполнения названной обязанности: кассационная жалоба с приложенными к ней документами должна быть отправлена заказным письмом с уведомлением о вручении адресату либо передана лично лицам, участвующим в деле, или их представителям под расписку. Одновременно с подачей кассационной жалобы необходимо представить почтовую квитанцию или надлежащим образом заверенную выписку из почтового реестра либо предъявить расписку, подтверждающие направление или вручение копии кассационной жалобы с прилагаемыми документами лицам, участвующим в деле.
При этом следует иметь в виду, что в данном случае закон не обязывает заявителя представлять уведомление в качестве доказательства направления или вручения лицам, участвующим в деле, копии кассационной жалобы, в отличие от требований, предъявляемых при подаче искового заявления (см. комментарий к ст. 126 АПК РФ).
Непредставление документов, подтверждающих направление кассационной жалобы вместе с документами установленным в АПК РФ способом, является основанием оставления жалобы без движения (см. комментарий к ст. 280 АПК РФ).
5. Кроме доказательств направления лицам, участвующим в деле, кассационной жалобы вместе с документами заявитель жалобы должен представить документы, свидетельствующие об уплате государственной пошлины в установленном порядке и размере, или документы, подтверждающие право на получение льготы по уплате госпошлины, либо к кассационной жалобе должно быть приложено ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты госпошлины, об уменьшении ее размера (см. комментарии к ст. 102, 105 АПК РФ).
При подаче кассационной жалобы должны быть подтверждены полномочия лица, подписавшего жалобу, на ее подписание. Такое подтверждение может следовать из учредительных документов о полномочиях органа юридического лица, из доверенности, выданной с соблюдением предусмотренного АПК РФ и другими федеральными законами порядка, а также из иных документов (см. комментарий к ст. 61 АПК РФ).
В делах о несостоятельности (банкротстве) правом на подачу и подписание кассационной жалобы пользуется представитель учредителей (участников) должника (ст. 35 Закона о банкротстве). Таким представителем может быть и руководитель должника.
При проведении процедуры ликвидации юридического лица право на подписание кассационной жалобы имеет председатель ликвидационной комиссии.