Кодекс торгового мореплавания Украины (КТМ Украины) с комментариями к статьямСтаття 54. Трудові відносини на судніПорядок принятия на работу лиц судового экипажа, их права и обязанности ' связки, условия работы на судне и оплаты труда, социально-бытового обслуживания в море и в порту, а также порядок и основания освобождения регулируются законодательством Украины, настоящим Кодексом, уставами службы на морских и рыболовных судах, генеральными и отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными и трудовыми договорами (контрактами). Устав службы на морских судах утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере транспорта, Устав службы на рыболовных судах - центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере безопасности мореплавания судов флота рыбного хозяйства. Комментарий Порядок приема на работу членов экипажа, их права и обязанности ' связки регулируются в первую очередь общими нормами трудового законодательства. Однако специфика деятельности морского транспорта предусматривает особые правила, которые регулируются нормами этого Кодекса, уставами службы на морских и рыболовных судах, генеральными и отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными и трудовыми договорами (контрактами). Кроме того, трудовые отношения на судне регулируются и международными соглашениями. частности, к работе на судне допускаются только лица, имеющие соответствующие дипломы и квалификационные свидетельства (см. комментарий к ст. 51), которые соответствуют требованиям к состоянию их здоровья ' я (см. комментарий к ст. 52). Некоторые командные должности на судне могут занимать только граждане Украины (см. комментарий к ст. 53). Как правило, судоходные компании имеют собственные кадровые службы и самостоятельно осуществляют трудоустройство моряков для работы на судах. В то же время на сегодня существуют специализированные компании, которые осуществляют подбор, обучение и трудоустройство моряков, в том числе и для работы на иностранных судах. В своей деятельности такие компании руководствуются Конвенцией N 179 о найме и трудоустройстве моряков. Однако на сегодня Украина не является участником настоящей Конвенции. Согласно этой Конвенции частные службы по найму и трудоустройству должны действовать только в соответствии с единой системой лицензирования, которая создается и изменяется только после консультаций с представительными организациями судовладельцев и моряков. Государство должно обеспечить, чтобы на моряков прямо или косвенно не полагалась оплата любых сборов и расходов в связи ' связи с их наймом и предоставлением работы, определяет условия, при которых службы могут трудоустраивать или осуществлять набор моряков за рубежом, а также условия обработки (сбора, хранения, передачи) личных данных о моряках. Государство обеспечивает, чтобы компетентный орган исполнительной власти контролировал службы по найму и освобождению, издавал и продлевал срок действия лицензий; следил, чтобы аппарат и персонал служб состоял из подготовленных лиц, имеющих соответствующие знания в области морского транспорта; требовал от служб принятия мер, обеспечивающих по мере возможности наличие у работодателя средств для защиты моряков от опасности оставления в тяжелом положении в иностранном порту и т.д.. Да, поскольку специальными нормативно-правовыми актами не предусмотрены дополнительные требования к рабочему времени и времени отдыха работников состава судов морского флота, то согласно ст. 50 Кодекса законов о труде Украины (далее - КЗоТ), нормальная продолжительность рабочего времени для членов экипажа составляет 40 часов в неделю. На судах с круглосуточной работой для членов экипажей устанавливается сменный график вахт в соответствии с требованиями ст. ст. 58, 59 КЗоТ. Для членов экипажей установлен суммированный учет рабочего времени (ст. 61 КЗоТ). Продолжительность отчетного периода определяется судовладельцем по согласованию с соответствующим выборным органом первичной профсоюзной организации на основании определенных условий работы судна и установленного графика вахт. В соответствии с трудовым законодательством члены экипажа пользуются правом на ежедневный отдых, включая время для питания (ст. 66 КЗоТ), еженедельный отдых (ст. 67, 68 КЗоТ), отдых в праздничные и нерабочие дни (ст. 73 КЗоТ) и ежегодные основные и дополнительные отпуска (ст. 74 - 76 КЗоТ). В 1996 году была принята Конвенция N 180 о продолжительности рабочего времени моряков и укомплектования судов экипажами. Однако, на сегодня Украина также к настоящей Конвенции не присоединилась. Ч. 2 комментируемой статьи предусматривается, что устав службы на морских судах утверждается центральным органом исполнительной власти в области транспорта, Устав службы на рыболовных судах - центральным органом исполнительной власти в области рыбного хозяйства. Так, согласно КТМ СССР уставы службы на судах утверждались министерствами и ведомствами, в ведении которых находились морские суда, по согласованию с Министерством морского флота. В действующем Кодексе не содержится указания на то, кто должен утверждать уставы службы на судах, которые используются для различных целей торгового мореплавания. Исходя из истории правового регулирования безопасности мореплавания и учитывая специфику службы на морских судах, используемых например, для разведки и добычи полезных ископаемых, поднятие имущества, затонувшего в море, гидротехнических и других подобных работ, следует признать, что, применяя слово " устав " в ч. 2 комментируемой статьи, законодатель имел в виду устав службы на судах, осуществляющих деятельность по перевозке грузов, пассажиров, багажа, на настоящее время относится к ведению Министерства транспорта и связи ' связи Украины. На сегодня в Украине действует лишь Устав службы на судах морского флота Союза ССР, утвержденный приказом Министерства морского флота СССР 9 января 1976 N 6, который определяет порядок организации службы, а также основные права и обязанности ' связки лиц судового экипажа. Что касается Устава службы рыболовных судов, то сейчас в нашей стране он отсутствует. Относительно уставов службы на судах, занимающихся другой деятельностью на море, то они должны утверждаться соответствующими министерства и ведомствами. Хотя после принятия Конвенции о подготовке и дипломированию моряков и несению вахты 1978, в которой установлены требования к членам экипажа, необходимость принятия уставов службы практически отпала и они вполне могут быть заменены соответствующими должностными инструкциями, разрабатываемых судовладельцами с учетом требований, содержащихся как в национальном, так и в международном законодательстве. |
1. Глава 5 АПК РФ посвящена не только лицам, участвующим в деле, но и двум другим категориям субъектов: лицам, содействующим осуществлению правосудия, а также лицам, помогающим суду в осуществлении последним своих полномочий. В науке процессуального права к лицам, содействующим осуществлению правосудия, традиционно относятся: представители (им посвящена гл. 6 АПК РФ), переводчики, свидетели, эксперты.
Для лиц, содействующих правосудию, характерен ряд черт:
- они не имеют материально-правовой или процессуально-правовой заинтересованности в исходе дела, поэтому не выступают лицами, участвующими в деле;
- выполняют в арбитражном процессе определенные функции, для чего наделяются соответствующими правами и обязанностями;
- законодательством предусматривается их ответственность при ненадлежащем выполнении обязанностей в процессе. Так, в силу уголовного законодательства свидетель, эксперт, переводчик несут уголовную ответственность соответственно при заведомо ложных показаниях или отказе от дачи показаний, при даче заведомо ложного заключения или перевода.
2. В соответствии с действующим законодательством помощник судьи и секретарь судебного заседания выполняют определенные действия, взаимосвязанные с осуществлением правосудия. Они являются федеральными государственными гражданскими служащими, чьи полномочия связаны с деятельностью арбитражного суда. Но ни помощник судьи, ни секретарь судебного заседания не участвуют в отправлении правосудия.