Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП Украины) с комментариями к статьям
Стаття 33. Загальні правила накладення стягнення за адміністративне правопорушення
Стягнення за адміністративне правопорушення накладається у межах, установлених цим Кодексом та іншими законами України.
При накладенні стягнення враховуються характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, ум ' якшують и отягчающие ответственность.
ВАЖЛИВО
ЗАКОН ПРО БОРОТЬБУ З КОРОНАВІРУСОМ В УКРАЇНІ
Комментарий:
Наложение административных взысканий должно происходить с соблюдением ряда общих правил, суть которых заключается в реализации важнейших принципов административной ответственности - Ее законности и индивидуализации. Выполнение общих правил при применении административных взысканий должно основываться, прежде всего, на неукоснительном соблюдении принципа законности. Согласно комментируемой статье, взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за его совершение, согласно КоАП и другими актами об административных правонарушениях. Это правило означает, во-первых, что за совершенный проступок налагается взыскание только того вида, который установлен в санкции соответствующей статьи КоАП. Нельзя, например, применять лишение права управления за препятствование проведению работником милиции осмотра транспортных средств, предупреждение - за безбилетный проезд пассажира в городском транспорте, поскольку эти взыскания санкциями согласно ст. 1223 и ст. 135 КоАП не предусмотрено. Во-вторых, взыскание налагается в точно определенных законом пределах. Не допускается применение взыскания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией соответствующей статьи, а также превышение его максимального размера. В-третьих, при наложении административного взыскания должно быть соблюдено всех других требований законодательства об административных правонарушениях. Имеются в виду требования относительно наличия состава административного проступка, отсутствия обстоятельств, исключающих административную ответственность, подведомственности дел, сроков давности и т.д..
Важное значение для административно-юрисдикционной деятельности имеет определение в ч. 2 комментируемой статьи обстоятельств, должен учитывать суб ' объект этой деятельности при наложении взыскания с целью индивидуализации ответственности. К таким факторам отнесены характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, ум ' якшують и отягчающие ответственность. Понимание содержания этих обстоятельств необходимо для обоснованности назначения конкретного мероприятия административной ответственности.
О характере правонарушителя свидетельствуют его о ' объект, то есть общественные отношения, на которые посягает проступок (например, права и свободы граждан и т.п.), а также признаки, характеризующие об ' объективную сторону правонарушения (действие или бездействие, характер и размер причиненного вреда, время, место, способ, средства совершения правонарушения и т.п.).
Личность нарушителя характеризуют прежде признаки, присущие суб ' ектови проступка (возраст, пол, служебный, социальное положение, противоправное поведение в прошлом и т.д.), а также поведение в трудовом коллективе и в быту, отношение к семье ' й, коллег, одноклассников и однокурсников и т.д.. Все эти обстоятельства должны быть установлены органом (должностным лицом), который рассматривает дело, чтобы иметь полное представление о личности нарушителя.
Степень вины правонарушителя зависит от формы вины, с которой совершен проступок, а также от мотива и цели его совершения . Так, совершение правонарушения умышленно отличается от совершения его по неосторожности. В первом случае степень вины нарушителя выше. Некоторые правонарушения может быть совершено только умышленно. В этих случаях для определения степени вины нарушителя имеет значение вид умысла - прямой или косвенный. Если проступок совершен с прямым умыслом, то степень вины нарушителя может повысить наличие корыстного мотива.
Имущественное положение правонарушителя также должно быть учтено при применении таких административных взысканий, как штраф и лишение специального права (в случае применения лишения права управления транспортным средством профессионального водителя). К тому же учитывается не только размер заработной платы лица, но и все другие виды ее прибыли, подлежащей налогообложению, а также наличие или отсутствие у нее иждивенцев.
обстоятельствам, что ум ' якшують и отягчающие ответственность за административное правонарушение, посвящены отдельные статьи КоАП (см. комментарий к статьям 34, 35). Обстоятельства, ум ' якшують и отягчающие ответственность, имеют большое значение при назначении наказания. Учет ум ' якшуючих обстоятельств дает должностному лицу, рассматривает дело, вправе назначить взыскания, близкий к минимуму санкции статьи, предусматривающей ответственность за данное деяние, а если санкция альтернативная - применить более мягкий ' какой вид взыскания. Кроме того, в таких случаях возможно освобождение нарушителя от административной ответственности с передачей материалов дела на рассмотрение общественной организации или трудового коллектива или с объявлением устного замечания. Наличие отягчающих обстоятельств, наоборот, дает возможность обратить взыскание, равное максимуму санкции статьи КоАП или приближенное к этому максимуму, а по альтернативной санкции - применить более строгое взыскание. При наложении взыскания обстоятельства, ум ' якшують и отягчающие ответственность, должны учитываться только при условии, что они находятся за пределами состава правонарушения, то есть не является его составляющей. Так, совершение, например, Мелкого хулиганства в состоянии опьянения ' яниння отягчающим ответственность нарушителя, управление транспортным средством в состоянии опьянения ' яниння не обременяет, поэтому этот признак непосредственного относится к правонарушение (ст. 130 КоАП).