Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП Украины) с комментариями к статьям

Стаття 35. Обставини, що обтяжують відповідальність за адміністративне правопорушення

Обставинами, що обтяжують відповідальність за адміністративне правопорушення, визнаються:

1) продовження протиправної поведінки, незважаючи на вимогу уповноважених на то лиц прекратить его;

2) повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершения правонарушения лицом, ранее совершившим преступление

3) вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

4) совершение правонарушения группой лиц

5) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение правонарушения в состоянии опьянения ' яниння. Орган (должностное лицо), который накладывает административное взыскание, зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.


ВАЖЛИВО
ЗАКОН ПРО БОРОТЬБУ З КОРОНАВІРУСОМ В УКРАЇНІ

Комментарий:

В отличие от ум ' якшуючих обстоятельств в комментируемой статье дан исчерпывающий, закрытый перечень обстоятельств, отягчающих ответственность за административное правонарушение, не может быть расширен суб ' объектами административной юрисдикции.

Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц, прекратить его, свидетельствует, Во-первых, о злобный характер правонарушения, о неоажання виновного отказаться от противоправного поведения и, во-вторых, об игнорировании правомерных требований уполномоченных на то лиц о прекращении правонарушения. К тому же следует иметь в виду, что невыполнение законных требований отдельных должностных лиц и представителей общественности о прекращении правонарушения образуют самостоятельный состав административного проступка. Так, ст. 185 КоАП предусматривает административную ответственность за злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника при исполнении ими своих обязательств ' связей по охране общественного порядка.

Повторное на протяжении года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, свидетельствует об устойчивой противоправной установке нарушителя, в отношении которого не произошло воспитательного и предупредительного воздействия административное взыскание, наложенного за первое правонарушение. Отягчающим обстоятельством повторное правонарушение может быть признано в таких случаях. Во-первых, повторным в смысле комментируемой статьи является только вновь совершенное однородное правонарушение. Если лицо, ранее подвергавшиеся административному взысканию, делает после этого другие административные правонарушения, то такой рецидив (общий рецидив) административное законодательство не признает как удручающей ответственности обстоятельства. Во-вторых, законодатель в соответствии со ст. 39 Кодекса устанавливает годичный срок, в течение которого правонарушение может быть признано повторным. В-третьих, повторным есть только правонарушение, совершенное лицом, к которому по однородное правонарушение были применены меры административного взыскания. Определенные проблемы здесь вызывает понятие однородного правонарушения. Однородность означает посягательство на тот же родовой или видовой о ' объект, т.е. это не тождественные проступки, ответственность за совершение которых предусматривается одной нормой. Например, однородными следует признать все нарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, нарушения правил паспортной системы, правил разрешительной системы и т.п.. В-четвертых, обстоятельством, отягчающим ответственность, признается повторное совершение правонарушения, если оно не является квалифицирующим признаком состава правонарушения. Так, непредставление органам государственной статистики данных для проведения государственных статистических наблюдений или представление их недостоверными, не в полном объеме, не по форме, предусмотренной отчетно-статистической документацией, или с опозданием; необеспечение надлежащего состояния первичного учета, нарушение порядка ведения Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания (ч. 2 ст. 1863 КоАП) образует самостоятельный состав административного правонарушения, в котором повторность является квалифицирующим признаком и учитывая это не может выступать как обстоятельство, отягчающее ответственность. Совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление, является отягчающим обстоятельством независимо от того, привлекалась она за него уголовной ответственности или нет. Сам факт преступного поведения свидетельствует о повышенной общественной опасности лица, совершившего после преступления еще и административное правонарушения.

Вовлечение - это действия, в результате которых другое лицо побуждается к определенному поведению, вовлекается в нее, у такого лица возникает желание вести определенным образом. В отличие от принуждения, лицо впоследствии совершает желательные для виновного действия по собственной воле. Вовлечение заключается в воздействии на сознание конкретного несовершеннолетнего благодаря убеждения в целесообразности, выгодности определенного поведения. Оно осуществляется путем уговоров, запугивания, подкупа, обмана, разжигание чувства мести, зависти или других низменных побуждений, рассказов о легкости и доступности определенных действий, обучение способам и приемам их выполнения и т.п.. Вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение отягчающим ответственность независимо от того, в какой форме оно осуществлялось (подстрекательство, обман, соглашение, использование зависимого положения и т.п.). К тому же вовлечение несовершеннолетнего предусматривает в этом случае его привлечения к совершению правонарушения. Вовлечение несовершеннолетних преступную деятельность, пьянство, в занятие попрошайничеством, азартными играми образует состав преступления, предусмотренный ст. 304 Уголовного кодекса Украины. Учитывая особую опасность вовлечения несовершеннолетних в пьянство, законодатель предусмотрел административную ответственность за доведение этих лиц к состоянию опьянения ' яниння (ст. 180 КоАП). К тому же необходимо учитывать, что во пьянством, за вовлечение в которое несовершеннолетних предусмотрена уголовная ответственность, понимают неоднократное употребление спиртных напитков, а для наступления административной ответственности по ст. 180 КоАП достаточно одного случая доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения ' яниння.

Осуществление правонарушения группой лиц всегда представляет большую опасность. К тому же имеется в виду о ' объединение усилий для совершения того же правонарушения. Самостоятельное совершение однородных правонарушений несколькими лицами не являются по смыслу комментируемой статьи отягчающим ответственность обстоятельством.

Осуществление правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельств закон признает отягчающим обстоятельством. Под условиями стихийного бедствия понимаются землетрясение, оползни, сели, пожары, наводнения и другие обстоятельства. Другие чрезвычайных обстоятельствам относятся военное положение, которым в соответствии со ст. 1 Закона Украины « О правовом режиме военного положения » считается особый правовой режим, который вводится в Украине или в отдельных ее местностях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы и обеспечения национальной безопасности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений, а также другие условия, которые значительно усложняют обстановку и создают повышенную опасность для населения. Лицо, использующее такие обстоятельства для совершения правонарушения, должно нести повышенную административную ответственность в пределах санкции статьи.

Осуществление правонарушения в состоянии опьянения ' яниння является отягчающим обстоятельством. Такое положение должен быть установлен материалами дела (акт медицинского освидетельствования, показания свидетелей и т.п.). Для некоторых видов административных правонарушений состояние опьянения ' яниння является одной из неотъемлемой ' емких признаков состава. Так, ст. 178 КоАП предусматривает ответственность за появление в общественных местах в п ' пьяном виде, оскорбляющее человеческое достоинство и общественную нравственность, за появление в общественных местах в п ' пьяном виде, в. 130 - за управление транспортными средствами или судами лицами, которые находятся в состоянии опьянения ' яниння. Закон предоставляет право органам (должностным лицам), которые налагают административное взыскание, не признать состояние опьянения ' яниння отягчающим обстоятельством зависимости от характера административного правонарушения (например, для ответственности за безбилетный проезд не имеет значения, совершено его в состоянии опьянения ' яниння).

<Стаття 34 | Стаття 35 | Стаття 36>