Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) с комментариями к статьям
Стаття 1. Завдання Кодексу законів про працю Украина
Кодекс законів про працю України регулює трудові відносини всіх працівників, сприяючи зростанню продуктивності труда, улучшению качества работы, повышению эффективности общественного производства и подъему на этой основе материального и культурного уровня жизни трудящихся, укреплению трудовой дисциплины и постепенному превращению труда на благо общества в первую жизненную потребность каждого трудоспособного человека.
Законодательство о труде устанавливает высокий уровень условий труда, всемерную охрану трудовых прав работников.
Комментарий
1. Формулировка в нормативно-правовых актах их задач не лишено юридического смысла и регулятивного значения. Принципы законодательных актов определять направления развития соответствующей отрасли или института права, другой группы правовых норм, быть основой текущей правотворчества, устанавливать направления для подзаконного правового регулирования, помогать более правильно понимать содержание конкретных правовых норм в процессе их применения. Определение в ст. 1 КЗоТ его задач обусловило появление научных работ, которые были призваны выявить не только ближайшие, но и отдаленные последствия действия норм трудового права. Появились работы по роли трудового права в повышении производительности труда, развития научно-технического прогресса, реализации идей гуманизма. Исследование эффективности правового регулирования трудовых отношений и в основном были сосредоточены над проблемами достижения не только близких, но и отдаленных целей правовых норм. Однако в целом юридическая наука не сумела выйти за пределы проблематики правового регулирования, которая не давала возможности исследовать более отдаленные последствия воздействия права на общественные отношения. Законодатель брежневского периода оказался более дальновидным, чем юридическая наука, которая и сегодня признает центральной категорией, характеризующей активную социальную роль права, правовое регулирование, а не более широкую категорию, которую нужно было бы назвать правовым воздействием.
2. У ст. 1 КЗпП завдання цього Кодексу сформульовані відповідно до соціалістичних (комуністичних) принципів общественного устройства трудовых отношений. Между тем с учетом новых социально-экономических реалий эти задачи частично оказались лишенными смысла, а в части, противоречит Конституции Украины, они вообще потеряли силу.
3. На первое место в ст. 1 КЗоТ поставлен блок производственных задач настоящего Кодекса: содействие росту производительности труда, улучшению качества работы, повышению эффективности общественного производства. Сегодня обращение законодателя в первую очередь с производственными заданиями вызывает единодушное отрицание ученых. Но регулятивная роль правовых норм не зависит от очередности их размещения в нормативно-правовых актах. Возможно даже утверждать, что первыми формулируются более общие правила, преимущество перед которым при правоприменении имеют изложенные в дальнейшем специальные положения. По нашему мнению, как раз так соотносятся между собой часть первая и вторая ст. 1 КЗоТ. Также уместно говорить о том, что в этой статье была воплощена мудрость коммунистической партии, которую наука не может понять даже спустя десятки лет.
4. Задача охраны труда в части первой ст. 1 КЗоТ формулируется не потому, что законодатель ней пренебрегает, считает ее второстепенной, а потому, что она является ближайшей, в то время как в этом положении формулируются перспективные задачи КЗоТ и трудового законодательства в целом.
5. Должное внимание правотворческих органов к проблеме производственных задач трудового законодательства отвечала ситуации, ситуации в стране. Не надо закрывать глаза на низкий уровень культуры труда во всех сферах - управления, науки, обслуживания, производства и на всех уровнях организации общества. Трудовое законодательство способно в решающей степени способствовать построению общества, сможет динамично развиваться, если в науке и правотворческих органах удастся преодолеть представление о второстепенной роли права в организации общества и управлении им, а трудового права - в системе национального права.
6. Как и любое произведение коммунистов. часть первая ст. 1 КЗоТ рисует очень хорошую перспективу и не дает ответа на вопрос, как же этой перспективы достичь. Ответа на этот вопрос не дают и другие статьи настоящего Кодекса или других законодательных актов.
7. Регулятивная значение в. 1 КЗоТ снижается также вследствие того, что ее содержание оторван от фундаментальных положений ст. 9 и 91 КЗоТ, из которых вполне четко видно позицию законодателя, который запрещает, по общему правилу, соглашениями, коллективными и трудовыми договорами ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, однако позволяет в ряде случаев их положение улучшать. Таким образом, законодатель признает установленные в нормативном порядке права работников и гарантии их осуществления минимальными, позволяет в договорном порядке расширять права работников и повышать уровень гарантий их реализации. Отсюда можно сделать вывод о направленности законодательства о труде на решение социальных задач, на обеспечение защитной, а шире - социальной функции.
8. Розвитку законодавства про працю протягом тривалого часу була характерна тенденція до поліпшення положения работников. Сегодня государство также стремится к этому, но и эта тенденция в ст. 1 КЗоТ своего непосредственного отражения не нашла. Можно предположить, что законодатели предусматривали кризисный этап развития общества. В любом случае сегодня наличие нормы, закрепляет тенденцию к улучшению положения работников в трудовых правоотношениях, могла бы стать уместной учитывая некоторую стабилизацию положения.
9. Критически оценивая содержание ст. 1 КЗоТ, полностью исключить ее регулятивную роль нельзя. Она определяет сферу действия законодательства о труде, указывает на трудовые отношения как на отношения, регулируемые настоящим Кодексом. Объектом трудовых отношений является живой труд. Если же содержание отношений между субъектами сводится к результату труда и не касается процесса труда, они не могут быть признаны трудовыми. Такие отношения являются предметом гражданского права. Однако реально в жизни грань между трудовыми (складывающиеся по поводу живого труда) и имущественными (гражданскими, т.е. отношениями, предметом которых являются результаты труда) отношениями временем стирается. Так, в договоре подряда может быть предусмотрено право заказчика контролировать процесс выполнения работы подрядчиком. Однако от этого гражданско-правовые отношения не преобразуются в трудовые. И наоборот, наниматель (собственник), вступивший с работником в трудовые правоотношения, часто не заинтересован в строгом контроле процесса труда, а контролирует только его результат.
Такая практика распространена, в частности, оно касается работников, выполняющих трудовые обязанности дома. И все же ослабление контроля со стороны нанимателя за процессом живого труда не превращает трудовые отношения в имущественные (гражданские), как и контроль заказчика за выполнением работ подрядчиком не превращает гражданско-правовые отношения в трудовые.
10. В ст. 1 КЗоТ указывается только на одну сторону трудовых отношений. Ею является работник, то есть физическое лицо. Работником может быть как гражданин Украины, так и иностранный гражданин или лицо без гражданства. Более того, иностранные граждане и лица без гражданства имеют в трудовых правоотношениях такие же права, что и граждане Украины, если иное не предусмотрено законодательством и международными договорами Украины. Если обязанность выполнить работу взяла на себя юридическое лицо, отношения не могут считаться трудовыми, как бы жестко не контролировал заказчик сам процесс выполнения работы. Юридическое лицо ни при каких условиях не может получить статус работника по трудовому праву.
Физическое лицо, зарегистрированное в качестве предпринимателя без образования юридического лица, выполняет работы, оказывает услуги своим заказчикам в пределах своего статуса предпринимателя исключительно на основании гражданско-правовых договоров (привлекая или без применения для этого наемных работников). Однако статус гражданина как предпринимателя не препятствует тому, чтобы этот же гражданин как работник заключил трудовой договор с другим работодателем (нанимателем). Такой гражданин как работник при этом право заключить трудовой договор с условием ведения трудовой книжки (это будет его основное место работы) и без такого условия (его работа в таком случае будет считаться совместительством). Статус гражданина как предпринимателя без образования юридического лица никак не влияет на объем его обязанностей и прав как работника по трудовому договору по основному месту работы и по месту работы по совместительству.
Выполнение работы по трудовому договору в пределах статуса лица, являющегося предпринимателем без образования юридического лица, противоречило бы самому определению предпринимательства как самостоятельной, инициативной, систематической, на собственный риск деятельности с целью получения прибыли (ст. 42 Хозяйственного кодекса).
11. В некоторых случаях Не менее сложно разграничивать трудовые и имущественные (регулируемые гражданским правом) отношения, когда обязанность выполнять работу берет на себя физическое лицо, не зарегистрированное как предприниматель без образования юридического лица. В обычной ситуации такое лицо (работник) предъявляет работодателю (нанимателю) трудовую книжку и вступает в трудовые отношения. Реже работник пишет заявление о приеме на работу по совместительству. Названные случаи не вызывают трудностей в квалификации отношений, возникающих, как трудовых. Однако физическое лицо не лишено права заключать и так называемую "трудовое соглашение". Такое соглашение может быть основанием возникновения и трудовых, и имущественных отношений. Именно использование конструкции "трудового соглашения" вносит неопределенность в отношения сторон. Поэтому здесь рекомендация может быть один: не использовать эту правовую конструкцию вообще. И называть договор трудовым, если стороны считают приемлемым распространение на их отношения норм трудового права (трудовой договор о работе по совместительству можно заключить даже на работу, будет продолжаться один день). Если же это для них неприемлемо, следует назвать договор гражданско-правовым.
12. Другая сторона трудовых отношений представлена физическим лицом (далее для краткости будет, как правило, использоваться один термин - предприятие, кроме случаев, когда по смыслу нужно будет рассматривать особенности трудовых правоотношений с участием учреждений, организаций или физических лиц - нанимателей), а также собственником (уполномоченным им органом). Под термином "владелец (уполномоченный им орган) "в законодательстве о труде понимается предприятие, учреждение, организация или физическое лицо - наниматель. Этим термином часто обозначается также должностное лицо (Должностные лица), действующие перед работником от имени предприятия, учреждения, организации. Физическое лицо - наниматель также не лишена права поручить функции собственника одному или нескольким наемным работникам, по отношению к другим работникам будут действовать от имени нанимателя. К терминологии отечественного законодательства входит и понятие "Работодатель", объединяющий двух названных субъектов (см., напр., Ч. 4 ст. 18 Закона "О занятости населения", ст. 10 Основ законодательства Украины об общеобязательном государственном социальное страхование в. 7 Закона "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности "; п. 7 постановления Кабинета Министров Украины" Об упорядочении применения контрактной формы трудового договора ". Термин "работодатель" широко употребляется в Законе "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"). В практике международно-правового регулирования трудовых отношений употребление понятия "Работодатель" является обычным.
Разграничение между предприятием и собственником (уполномоченным им органом) очень важно с практической точки зрения. Оно дает возможность ответить на многие вопросы. И все же, в Кодексе законов о труде разграничение между предприятием и собственником (уполномоченным им органом) как субъектами трудовых отношений на стороне работодателя производится не всегда. Поэтому для практического решения вопросов, возникающих, при применении положений законодательства, в которых употребляется термин "владелец", необходимо систематическое толкование правовых норм. Только с помощью такого толкования можно установить, что в отношениях по заработной плате работнику, по общему правилу, противостоит не собственник, как буквально сказано в ряде статей Кодекса законов о труде, а предприятие.
13. Предприятие, как сторона трудовых отношений, - это всегда юридическое лицо, то есть субъект, обладающий гражданской правосубъектностью. Даже если обособленное подразделение предприятия, подпадает под действие ст. 95 Гражданского кодекса, наделен правом приема и увольнения работников, он не является стороной трудовых отношений. Отрицание этого обстоятельства блокировало бы реализацию работником своих материальных прав, которым корреспондируют обязанности самого предприятия (юридического лица). Это не препятствует тому, чтобы в споре между работником и предприятием по поводу каких-либо выплат в пользу работника от имени предприятия его представителем выступал руководитель филиала или иного обособленного подразделения по надлежащее оформленными полномочиями. Однако ответственность за материальными требованиями работника всегда юридическое лицо (кроме случаев, когда нанимателем является физическое лицо и иное установлено специальными правилами).
14. Власник або уповноважений ним орган - це не тільки особа, що представляє роботодавця (наймача) перед работником, но и в определенном смысле - самостоятельный субъект трудовых отношений на стороне работодателя. Собственником или уполномоченным им органом могут выступать разные лица. Срок "Владелец или уполномоченный им орган" в трудовом праве вовсе не тождественно понятию собственника в гражданском праве. В понимании этого термина в трудовом праве возможны варианты, излагаются ниже.
15. На небольшом частном предприятии владелец соответствии ч. 4 ст. 128 ГК может полностью взять на себя функции управления предприятием (разумеется, кроме функций, предоставленных законодательством наемным работникам, трудовому коллективу, первичной профсоюзной организации и т.п.). В этом случае владелец является четко персонифицированным. Вместе с тем закон не препятствует тому, чтобы владелец осуществлял управление предприятием не как таковой, а путем назначения себя на должность руководителя предприятия. Принципиальной (содержательной) разницы между собственником, непосредственно руководит предприятием, и собственником-директором (руководителем) нет. Однако формальная разница между ними существенная. Классификатор профессий, не знает должности владельца. Итак, в штате предприятия не может быть должности под названием "владелец". Только назначив себя на должность руководителя предприятия, название которой должно соответствовать Классификатору профессий, владелец получает юридически безупречное право получать заработную плату за выполнение функций руководителя и другие права работника, установленные законодательством.
16. Уже на несколько большем частном предприятии владелец вынужден не только вводить специальные должности, необходимые для осуществления функций организации и управления (функции собственника), но и назначать на эти должности наемных работников. Руководитель предприятия в этом случае и будет выполнять роль уполномоченного собственником органа. Относительно работников предприятия он будет выполнять функции собственника. А в отношении руководителя частного предприятия функции собственника будет выполнять сам гражданско-правовой владелец, который, правда, не лишается права поручить осуществление своих полномочий другому лицу, в частности, путем выдачи доверенности в соответствии с нормами гражданского права.
Именно руководитель предприятия чаще всего и является тем лицом, которое Кодекс законов о труде и другие законодательные акты о труде стали называть "собственником или уполномоченным им органом". Правда, есть различия между руководителем, с одной стороны, и собственником (уполномоченным им органом) - с другой. Руководитель - это всегда физическое лицо, а собственник (уполномоченный им орган), в понимании Кодекса законов о труде, может быть не только физическим лицом, но и юридическим лицом (таким, например, является министерство в силу ст. 1 Декрета Кабинета Министров Украины "Об управлении имуществом, находящимся в общегосударственной собственности ").
17. С учетом величины предприятия, его организационной структуры, численности работников одно лицо, как правило, объективно не способна выполнять все функции собственника, возложенные на него законодательством о труде. Поэтому руководитель с учетом прав, предоставленных ему уставом предприятия, распределяет функции собственника или уполномоченного им органа между должностными лицами предприятия. Так, если в ст. 131 КЗоТ говорится об обязанностях собственника или уполномоченного им органа обеспечить условия, необходимые для сохранения предоставленного работнику имущества предприятия, то такие обязанности могут нести не только гражданско-правовой владелец предприятия, не только его руководитель или руководитель структурного подразделения, но и любой работник, на которого возлагаются функции управления на соответствующем участке и которому подчинен хотя бы один работник, может быть привлечен к материальной ответственности или в отношении которого может ставиться вопрос о его привлечении к такой ответственности.
18. Относительно руководителя предприятия, основанного на коллективной собственности, функции собственника выполняет высший орган такого предприятия - общее собрание (акционеров, участников, членов). В акционерном обществе такие функции может осуществлять совет (наблюдательный совет), если ей такие полномочия делегированы в соответствии со ст. 46 Закона "О хозяйственных общества ". Такое делегирование является в высшей степени целесообразным, поскольку проведение общего собрания предусматривает процедуру, протяженную во времени, а решение, например, вопрос о увольнения руководителя исполнительного органа или принятия его на работу (хотя бы для временного исполнения обязанностей) требует оперативности.
19. На государственных и коммунальных предприятиях функции собственника, главным образом, выполняют руководители предприятий. Это следует из содержания многих статей Кодекса законов о труде.
20. Владелец или уполномоченный им орган является стороной в той части трудовых отношений, выходящее за пределы их материального содержания. Кодексом законов о труде предусмотрен лишь один случай, когда, как исключение из общего правила о недопустимости возложения на собственника ответственности за долги созданных им юридических лиц (ст. 7 Закона "О собственности", ст. 96 Гражданского кодекса), на гражданско-правового владельца предприятия (орган, уполномоченный управлять имуществом государственного предприятия) возлагается материальная ответственность перед работником. Это исключение установлено в. 2401 КЗоТ. Напомним, что владелец, о котором говорится в этой статье, далеко не всегда тождественен собственнику или уполномоченному им органа, как этот субъект понимается в трудовом праве. Ответственность владельца (в гражданско-правовом смысле) за долги юридического лица, в том числе и те, которые возникли из трудовых отношений, возможно также в силу ст. 119, 124, 133, 140, 152 ГК; ч. 5, 6 ст. 80, ст. 108 ГК; 65, 74, 82 Закона "О хозяйственных обществах", ст. 27 Закона "О кооперации", ст. 2 Декрета Кабинета Министров "О доверительных обществах".
21. Действие Кодекса законов о труде распространяется на всех работников. Это положение ст. 1 КЗоТ является чрезвычайно важным на практике. Только при наличии соответствующего правового основания можно избежать распространения на работника тех или иных норм трудового права. При отсутствии такого специального основания законодательство о труде распространяется на всех лиц, имеющих статус работников.
22. Зокрема, законодавство про працю поширюється:
1) на государственных служащих, в том числе на Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины и его заместителей, председателей комитетов Верховной Рады Украины и их заместителей, народных депутатов Украины, Премьер-министра Украины, членов Кабинета Министров Украины, Председателя и судей Верховного Суда Украины, Председателя и судей Высшего хозяйственного суда Украины, Генерального прокурора Украины. Правда, согласно ст. 3 Закона "О государственной службе" правовой статус перечисленных должностных лиц регулируется Конституцией и специальными законами Украины. Однако Конституция и специальные законы не исключают распространение на перечисленных должностных лиц законодательства о труде с учетом особенностей, установленных Конституцией Украины, Законом "О государственной службе", другими специальными законами. Классификатор профессий содержит все перечисленные профессии (Президент, Председатель Верховной Рады и т.д.). Другое дело, что законодательство требует соответствующих изменений, чтобы избежать ситуаций, когда высшие должностные лица восстанавливаются на работе по решению суда
2) на судей, прокуроров и других должностных лиц прокуратуры
3) лиц, работающих по трудовому договору, заключенному с нанимателями - физическими лицами. Физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица, практически не ограничены в праве вступать в трудовые отношения с работниками. Физические лица, не зарегистрированные в качестве предпринимателей, имеют право заключать трудовые договоры с работниками в целях удовлетворения личных потребностей (с домашней работницей, поваром, секретарем, водителем и т.д.)
4) лиц, заключивших трудовые договоры с объединениями граждан, имеющих статус юридических лиц
5) лиц, заключивших трудовые договоры с учреждениями Вооруженных Сил Украина, Пограничных войск, Управления охраны высших должностных лиц, Службы безопасности, внутренних войск Министерства внутренних дел Украины, войск Гражданской обороны, других военных формирований, созданных в соответствии с законодательством Украины, Министерства внутренних дел Украины
6) на членов фермерских хозяйств
7) лиц, отбывающих наказание в виде исправительных работ без лишения свободы. Определенные особенности правового регулирования труда этих лиц установлены Уголовно-исполнительным кодексом Украины. Однако, по общему правилу, работа этих лиц регулируется Кодексом законов о труде
8) соответствии с п. 5.17 Инструкции о работе лечебно-трудовых профилакториев Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний условия труда лиц, находящихся в ЛТП, регулируются законодательством о труде с особенностями, обусловленными их пребыванием в указанных учреждениях, которыми, в частности, является то, что на этих лиц не распространяется следующее законодательство: о трудовом договоре, о коллективный договор, о неполном рабочем времени, о отпуска, о сохранении заработной платы при переводе на нижеоплачиваемую работу, о гарантии для работников и служащих на время выполнения государственных или общественных обязанностей, о порядке разрешения трудовых споров; об уплате сборов на обязательное социальное страхование; об обеспечении пособиями по государственному социальному страхованию
9) лиц, направляемых для прохождения альтернативной (невоенной) службы (ст. 15 Закона" Об альтернативной (невоенной) службе "). Верховный Суд Украины признает, что трудовые отношения работников, проходящих альтернативную службу, регулируются законодательством о труде с изъятиями, предусмотренными названным Законом (Применение судами гражданского и гражданско-процессуального законодательства. - М.: Ин Юре, 2002. - С. 146)
10) на работников ведомственной военизированной охраны. Такая тенденция проявилась и в развитии законодательства об аварийно-спасательные службы. Если п. 9 и 10 Положения о Государственной военизированной горноспасательной службе в угольной промышленности распространяло действие законодательства о труде на вольнонаемный состав, а по военизированного состава предусматривало утверждении Положения о прохождении службы, то Закон "Об аварийно-спасательных службах" (часть третья ст. 13) предусматривает регулирование трудовых отношений в аварийно-спасательных службах законодательством о труде. Только особенности труда и отдыха оперативного личного состава специальных (военизированных) аварийно-спасательных служб устанавливаются уставами, которые утверждаются центральными органами исполнительной власти, образуемых. Предусмотрено также утверждение Кабинетом Министров Устава о дисциплине специальных (военизированных) аварийно-спасательных служб. П. 5.1 Положения о прохождении службы основным личным составом Государственной военизированной горноспасательной службы в угольной промышленности также устанавливает, что трудовые отношения в подразделениях такой службы в мижаварийний период регулируются законодательством о труде, уставами и этим Положением.
23. Действие Кодекса законов о труде не распространяется на военнослужащих Вооруженных Сил Украины, Пограничных войск, Управления охраны высших должностных лиц Украины, Службы безопасности, внутренних войск Министерства внутренних дел Украины, войск гражданской обороны, других военных формирований, созданных в соответствии с законодательством Украины, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, налоговой милиции. Правда, в последнее время предпринимаются попытки немного приблизить правовой статус некоторых из названных категорий лиц к правовому статусу работников по трудовому договором. В частности, Законом "О милиции" предусмотрено право работников милиции создавать профсоюзные организации, предусмотренные также правила регулирования рабочего времени и времени отдыха, близкие к нормам трудового права. Однако по общему правилу трудовой договор с указанными категориями лиц не заключается, а трудовое законодательство на них не распространяется.
24. Трудовое законодательство не распространяется на отношения по трудовой деятельности, которую осуществляют члены личных крестьянских хозяйств. Такой вывод следует сделать из Закона "О личном крестьянском хозяйстве".
25. Ст. 1 КЗоТ указывает на трудовые отношения как отношения, регулируемые настоящим Кодексом. Однако в теории предмет трудового права определяется как трудовые и связанные с ними отношения (отношения, предшествующих трудовым, те, которые сопровождают их или вытекающих из них). Содержание Кодекса законов о труд также убеждает в том, что он регулирует все названные виды отношений. При этом, если отношений, предшествовавших трудовому (отношений по трудоустройству), он касается лишь вскользь, то отношения, сопровождающие трудовые (отношения по заключению коллективного договора, контроля и надзора за охраной труда и др.)., и отношения, вытекающие из трудовых (отношения по привлечению к ответственности, по решению трудовых споров и др.)., Кодекс законов о труде регулирует достаточно подробно. Противоречие между сформулированным в ст. 1 КЗоТ кругом отношений, регулируются Кодексом законов о труде, и содержании Кодекса устраняется только методом широкого толкования понятия "Трудовые отношения работников", понимание их не только как собственно трудовых отношений, но и как таких, которые предшествуют им, сопровождают их или вытекают из них. Такое толкование авторы считают допустимым учитывая содержание Кодекса законов о труде и на принцип преимущества специальных норм права перед общим.
тем в Кодексе законов о труде принимаются и термины "особенности регулирования труда" (ст. 7), "особенности труда" (ст. 3). По нашему мнению, определение предмета правового регулирования в одних случаях как трудовых отношений, а в других - как труда, вызванное отнюдь не стремлением законодателя разнообразить терминологию, улучшить стиль и придать тексту утонченно словесной формы. Вкладывая в понятие "трудовые отношения" широкий смысл и понимая их как все отношения, регулируемые Кодексом законов о труде, законодатель начал употреблять слова "регулирование труда" ("особенности труда") в том случае, когда в Кодексе законов о труде говорится о регулирования трудовых отношений в узком смысле как отношений между работниками и собственниками (предприятиями), содержание которых составляет труд работника и соответствующая деятельность работодателя.
26. Ст. 1 КЗоТ как регулятор общественных отношений может рассматриваться как такая, устанавливающий границы поведения для самого законодателя, за которые он выйти не может в силу нормативно закрепленного в Конституции Украины определение нашего государства как правового. Ст. 1 КЗоТ может определенным образом рассматриваться как программа деятельности законодательного органа по совершенствованию законодательства о труде. Следует, однако, признать, что правовая система, что формируется в Украине, признает такой, что является обязательным для Верховной Рады, только Конституцию Украины. Выход Верховной Рады при принятии законов за пределы ранее принятых законы без внесения последним изменениям считается допустимым даже тогда, когда в законах формулируется прямой запрет на отступление от них при принятии новых законов.
Положення ст. 1 КЗпП (особливо її частини другої) можуть бути також підставою для визнання судом підзаконних актов, противоречащих этой статье, имеющимися незаконными и их отмены.