Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) с комментариями к статьям
Стаття 105. Оплата праці при суміщенні професій (посад) і виконанні обов'язків тимчасово відсутнього працівника
Працівникам, які виконують на тому ж підприємстві, в установі, організації наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются на условиях, предусмотренных в коллективном договоре.
Комментарий
1. Статьей 105 КЗоТ предусмотрены доплаты за совмещение профессий (должностей) и выполнение обязанностей отсутствующего работника. Хотя статья, коммент прямо и не указывает на доплату за расширение зоны обслуживания, увеличении объема выполняемой работы, вполне допустимо сделать вывод, что она распространяется и на эти доплаты. Законодательного определения совмещения профессий в законодательстве Украины не существует. Итак, в этой части необходимо руководствоваться положениями постановления Совета Министров СССР "О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)" и Инструкции Госкомтруда, Минфина СССР и ВЦСПС "О порядке и условиях совмещения профессий (Должностей) ".
2. Названа Инструкция определяет совмещение профессий (должностей) как выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии, должности (в пределах рабочего времени по основной работе). Это определение исходит из того, что в соответствии с трудовым договором работник выполняет работу по специальности (квалификации) или должности, определенной тарифно-квалификационным характеристиками. В порядке совмещения работнику поручается выполнение работы, которая выходит за пределы тарифно-квалификационных характеристик работы соответствующей специальности (Квалификации) или должности. Следует, однако, учитывать, что действующая редакция части первой ст. 21 КЗоТ (от 20 марта 1991) не ограничивает права сторон трудового договора на определение содержания трудовой функции работника. Они могут договориться, например, о том, что заведующий магазином будет выполнять, кроме своей собственной трудовой функции, обязанности товароведа (проверка полученных товаров согласно Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству), грузчика, уборщицы, дворника. Все эти обязанности могут выполняться в рамках трудового договора без доплаты. Но стороны могут договориться и о том, что все обязанности, которые выходят за пределы трудовой функции, как она определена тарифно-квалификационными характеристиками, выполняются в порядке совмещения профессий (должностей) и подлежат оплате в соответствии со ст. 105 КЗоТ.
3. Правовая конструкция совмещение профессий (Должностей) исходит из того, что совмещаемой должность (рабочее место по соответствующей профессии) есть в штатном расписании, но не заполнена, остается вакантной. При отсутствии вакансии установить доплату за совмещение профессий (должностей) невозможно. С учетом этого Генеральное соглашение на оды допускает возможность установления работникам указанных доплат при наличии экономии по тарифным ставкам и окладам совмещаемых рабочих мест, должностей. Следовательно, такие рабочие места, должности должны быть как штатные единицы. Отсутствие таких единиц означает, что нет ни соответствующих тарифных ставок и окладов, ни экономии, рассчитанной по этим ставкам.
4. Расширение зоны обслуживания и увеличение объема выполняемой работы определяется как выполнение наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности.
5. Исполнение обязанности временно отсутствующего работника без освобождения работника от своей основной работы - это замена работника, отсутствующего в связи с болезнью, отпуском, командировкой и по другим причинам, когда в соответствии с действующим законодательством за ним сохраняется место работы (должность), без освобождения от основных трудовых обязанностей.
6. Вместе названы союзные акты утратили в Украине силу в части ограничений на совмещение профессий (должностей), порядка введения совмещения и оплаты труда, производится в порядке совмещения. Правила об ограничении совмещения и порядка его введение утратившими силу, поскольку часть первая ст. 21 КЗоТ оставляет на усмотрение сторон трудового договора решение вопроса о том, какую работу будет выполнять работник, не содержит каких-либо исключений по договоренности сторон о совмещении профессий.
7. Указание в названных союзных актах необходимость издания приказа о поручении работнику дополнительных обязанностей в порядке совмещения профессий, расширение зоны обслуживания, увеличении объема выполняемой работы, выполнение обязанностей отсутствующего работника сохраняет силу. Если такой приказ не издан, осуществления доплаты невозможно из-за отсутствия формального основания. Невыдачи указанного приказа создает ситуацию правовой неопределенности в части соблюдения правил охраны труда (Если необходимый инструктаж по вопросам охраны труда при выполнении работы, предусмотренной соглашением о совмещении профессий, должностей). Однако устная договоренность о выполнении работником дополнительных трудовых обязанностей в порядке совмещения профессий, расширение зоны обслуживания, увеличении объема выполняемой работы, о выполнении обязанностей отсутствующего работника при отсутствии приказа об этом не исключает удовлетворение требования работника о соответствующей доплате к заработной плате. В случае спора работник должен доказать факт выполнения дополнительных обязанностей. Правило о согласовании приказа о введении совмещения и других подобных форм организации труда с выборным органом первичной профсоюзной организации утратило силу, поскольку согласно части первой ст. 21 КЗоТ этот вопрос должен решаться сторонами трудового договора.
8. Отмена совмещения профессий (должностей), отмена доверенности дополнительных обязанностей в порядке расширения зоны обслуживания, увеличении объема выполняемой работы возможно по договоренности сторон трудового договора, а также в порядке, установленном частью третьей ст. 32 КЗоТ. Вместе с тем такой отмены возможно и без предупреждения работника, если в приказе о введении совмещения профессий и других подобных форм интенсификации труда содержится указание на срок, на который работнику поручают дополнительные обязанности или на условия, при наличии которых прекращается обязанность работника выполнять дополнительную работу.
9. Указанные акты Союза ССР не действуют в Украине также в части размера доплат за совмещение профессий, в том числе в бюджетных организациях, поскольку статья, коммент относит к компетенции сторон коллективного договора определения размера доплат за совмещение профессий (должностей), выполнение обязанностей временно отсутствующего работника. Но по бюджетных организаций законодательством Украины установлены ограничения размеров доплат, рассматриваются. Однако в пределах бюджетных ассигнований коллективными договорами эти размеры могут повышаться.
10. Поручение дополнительной работы в порядке совмещения профессий (должностей), расширение зоны обслуживания, увеличении объема выполняемой работы и выполнения обязанностей отсутствующего работника возможно по согласованию владельца с работником или собственником путем принятия одностороннего решения об этом. По согласованию между сторонами трудового договора совмещение профессий (должностей) и другие названные формы интенсификации труда могут вводиться в любое время. Без согласования с работником совмещение профессий (должностей) и другие подобные формы интенсификации труда могут вводиться в порядке, установленном частью третьей ст. 32 КЗоТ. Сначала принимается решение об изменениях в организации производства и труда. Эти изменения могут носить широкий характер, а могут, по нашему мнению, относится только поручение дополнительных обязанностей по конкретным рабочим местом (должности). Обоснование такого понимания изменений в организации производства и труда находится в п. 1 части первой ст. 40 КЗоТ, которая позволяет квалифицировать как изменения в организации производства и труда отмены одной-единственной штатной единицы. Решение собственника о введении изменений в организации производства и труда (т.е. о введении совмещения профессий (должностей) или других подобных форм организации труда) оформляется приказом. Приказом соответствующие работники предупреждаются о том, что через два месяца (можно больше, но не меньше) за их рабочими местами (должностям) вводится совмещение профессий или другие подобные формы интенсификации труда. По истечении двух месяцев (другого установленного приказом срока) издается новый приказ, в котором при наличии согласия работника на совмещение профессий (должностей) ему вменяется в обязанности выполнения соответствующей дополнительной работы и устанавливается размер доплаты. В силу такого приказа работник обязан выполнять обязанности не только по своей специальности (должности), но и дополнительные обязанности в порядке совмещения профессий (должностей) и т.п.. Если работник написал заявление об отказе выполнять дополнительные обязанности или отказывается выполнять их фактически он подлежит освобождению от работы по п. 6 ст. 36 КЗоТ (отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда).