Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) с комментариями к статьям
Стаття 160. Контроль за соблюдением требований нормативных актов об охране труда
Постійний контроль за соблюдением работниками требований нормативных актов об охране труда возлагается на собственника или уполномоченный им орган.
Трудовые коллективы через избранных ими уполномоченных, профессиональные союзы в лице своих выборных органов и представителей контролируют соблюдение всеми работниками нормативных актов об охране труда на предприятиях, в учреждениях, организациях.
Комментарий
1. Комментируемая статья, регулирует отношения, связанные с осуществлением контроля за охраной труда владельцем, трудовым коллективом, созданным ими службами и органами, а также профессиональными союзами. О государственном контроле и надзоре см.. комментарий к статьям 259, 260, 263, 265 КЗоТ.
2. Обязанность осуществления постоянного контроля за соблюдением работниками требований нормативных актов об охране труда возлагается на собственника или уполномоченный им орган. В силу правила части первой ст. 160 КЗоТ создания соответствующих служб и назначения должностных лиц не освобождают владельца от обязанности постоянно контролировать соблюдение требований нормативных актов по охране труда. Осуществление такого контроля означает не только обязанность контролировать соблюдение правил по охране труда при выполнении работ, но и обязанность контролировать соблюдение требований нормативных актов об организации охраны труда, касающиеся создания и деятельности службы охраны труда предприятия, деятельности должностных лиц предприятия, распределения соответствующих обязанностей между руководителями структурных подразделений, функционирования органов общественного контроля за охраной труда.
3. Для непосредственного управления охраной труда на предприятии создается служба охраны труда. Ликвидация этой службы допускается только в случае ликвидации предприятия (часть восьмая ст. 15 Закона "Об охране труда"). Служба охраны труда создается не только на предприятиях сферы производства, но и на всех других предприятиях и в организациях. Она может создаваться в зависимости от численности работающих на предприятии в виде самостоятельного структурного подразделения, группы специалистов или отдельного специалиста, который может работать на условиях совместительства. На предприятиях производственной сферы с численностью работающих 50 и более создание службы охраны труда в составе одного специалиста, который работает на условиях совместительства, не допускается (часть вторая ст. 15 Закона "Об охране труда"). Ст. 23 Закона "О охране труда "не допускает формирования службы охраны труда на предприятиях с численностью работающих менее 50 человек путем поручения соответствующих обязанностей работникам в порядке совмещения профессий (должностей), но допускает возложение функции службы охраны труда на работника, принятого на работу по совместительству. При количестве работающих меньше 20 лиц для выполнения указанных функций могут привлекаться специалисты на договорных началах (договор должен заключаться с организацией, которая берет на себя следующие функции и возлагает их выполнения на конкретного специалиста. Однако на предприятиях непроизводственной сферы это возможно. Служба охраны труда подчиняется непосредственно руководителю предприятия и приравнивается к основным производственно-техническим службам (ст. 15 Закона "Об охране труда").
4. Служба охраны труда комплектуется специалистами по профилю производства с высшим образованием и стажем работы по профилю не менее трех лет. Принятие на такую принятых на работу в утверждении Типового положения о службе охраны труда (3 августа 1993).
5. Служба охраны труда предприятия организует проведение правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических, социально-экономических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предотвращение несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий и тому подобное.
6. Служба охраны труда контролирует:
1) соблюдение законодательства об охране труда, требований государственных межотраслевых и отраслевых актов об охране труда
2) выполнение предписаний органов государственного контроля за охраной труда и других органов по надзору за охраной труда, предложений и представлений уполномоченных трудовых коллективов и профсоюзов по вопросам надзора за охраной труда
3) соответствие нормативным актам об охране труда машин, механизмов, оборудования, транспортных средств, технологических процессов, средств противоаварийной, коллективной и индивидуальной защиты
4) своевременное проведение обучения, инструктажей, проверки знаний по вопросам охраны труда
5) обеспечение тех, кто работает, средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, моющими средствами, санитарно-бытовыми помещениями, предоставление работникам льгот и компенсаций, связанных с тяжелыми и вредными условиями труда
6) соблюдение требований законодательства, касающиеся труда женщин и подростков
7) прохождение медицинских осмотров, если это является обязательным
8) расход средств фонда охраны труда
9) выполнение мероприятий по охране труда, установленных коллективным договором, приказов, распоряжений по охране труда, мер, указанных в актах расследования несчастных случаев.
7. Специалистам по охране труда предоставляются следующие права:
1) выдавать руководителям структурных подразделений предприятия обязательные для исполнения предписания об устранении недостатков в обеспечении охраны труда. Распоряжение специалистов по охране труда имеет право отменить только руководитель предприятия
2) получать от должностных лиц необходимые сведения, документацию и объяснения по вопросам охраны труда
3) требовать отстранение от работы лиц, не прошедших медицинский осмотр, обучение, инструктаж, проверку знаний, и тех, которые не имеют допуска к соответствующим работам или не выполняют нормативов по охране труда
4) останавливать работу производств, участков, машин, механизмов, оборудования и других средств производства в случае нарушений, которые создают угрозу для жизни или здоровья работающих
5) направлять представления руководителю предприятия о привлечении к ответственности работников, нарушающих требования по охране труда.
8. Повноваження щодо охорони праці надані також найманим працівникам. Вони здійснюють громадський контроль за соблюдением законодательства об охране труда через избранных ими уполномоченных по вопросам охраны труда. Термин "уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны труда "введен в обращение в. 16 и 42 Закона "Об охране труда". До приведения подзаконных актов в соответствие с Законом "Об охране труда" на уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда распространяется действие правовых норм по уполномоченных трудовых коллективов по вопросам охраны труда.
Уполномоченные наемными работниками по вопросам охраны труда имеют право беспрепятственно проверять на предприятии выполнение требований по охране труда и вносить обязательные для рассмотрения собственником предложения об устранении нарушений нормативных актов по безопасности и гигиене труда (часть первая ст. 42 Закона "Об охране труда").
9. Уполномоченные наемными работниками по вопросам труда избираются наемными работниками предприятий и их структурных подразделений из числа опытных и инициативных работников на срок полномочий органа самоуправления соответствующего трудового коллектива. Численность уполномоченных определяется наемными работниками, исходя из необходимости обеспечения непрерывного общественного контроля за состоянием безопасности и условий труда в каждом производственном подразделении. После избрания, в месячный срок, уполномоченные должны пройти обучение по вопросам охраны труда за счет владельца по программе, составленной службой охраны труда предприятия по согласованию с органом самоуправления трудового коллектива и выборным органом первичной профсоюзной организации. Программа утверждается руководителем предприятия.
10. Уполномоченные лица по вопросам охраны труда выполняют свои общественные обязанности непосредственно в процессе труда. Освобождение их от работы с сохранением заработной платы на срок, установленный коллективным договором, допускается только в случае привлечения к проверке на предприятиях соблюдение требований нормативно-правовых актов по охране труда (п. 1.9 Типового положения о деятельности уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда, утвержденного приказом Государственного комитета Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору от 21 марта 2007 N 56). Однако в. 42 Закона "Об охране труда" несколько расширяет полномочия уполномоченных лиц, предоставляет им право беспрепятственно проверять выполнение требований по охране труда и вносить работодателю обязательные для рассмотрения предложения об устранении выявленных нарушений. Эта же статья предусматривает обязанности работодателя обеспечивать уполномоченных лиц необходимыми средствами, освобождать от работы для выполнения этих функций на срок, установленный коллективным договором, с сохранением среднего заработка. Устанавливается гарантия для уполномоченных лиц: их увольнения, привлечения к дисциплинарной или материальной ответственности возможно лишь с согласия наемных работников, которая предоставляется в порядке, установленном коллективным договором.
11. Право на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда предоставлено также профессиональным союзам в лице их выборных органов и представителей. Ст. 41 Закона "Об охране труда" дает право профессиональным союзам осуществлять контроль за соблюдением владельцем нормативных актов об охране труда, созданием безопасных и безвредных условий труда, надлежащего производственного быта для работников, обеспечением их средствами индивидуальной и коллективной защиты. Профсоюзам предоставляется право беспрепятственно проверять состояние условий и безопасности труда, выполнение соответствующих программ и обязательств собственников соответствии к коллективным договорам (соглашениям). Они имеют право вносить владельцам, государственным органам представления по вопросам охраны труда и получать на них аргументированные ответы. Профессиональные союзы имеют право на проведение независимой экспертизы условий труда, а также объектов производственного назначения, которые проектируются, строятся или эксплуатируются, на соответствие их нормативно-правовым актам по охране труда.
12. Рекомендательным органом по вопросам охраны труда являются комиссии по вопросам охраны труда предприятий. Их создание не является обязательным. В соответствии со ст. 16 Закона "Об охране труда" такие комиссии могут создаваться на предприятиях по решению трудового коллектива. В состав комиссии должны входить представители собственника, профсоюзов, уполномоченные наемными работниками лица, специалисты по вопросам безопасности, гигиены труда и представители других служб предприятия. Здесь не содержится каких-либо требований к соотношению количества представителей соответствующих сторон. Но Типовое положение о комиссии по вопросам охраны труда предприятия, утвержденное приказом Госнадзорохрантруда, устанавливает, что комиссия создается на основе равного представительства лиц от владельца и трудового коллектива.
13. Комиссия по вопросам охраны труда вносит владельцу и органа самоуправления трудового коллектива предложения по регулированию отношений в области охраны труда, имеет право создавать рабочие группы для принятия согласованных решений по вопросам охраны труда, получать необходимую информацию, осуществлять контроль за соблюдением законодательства об охране труда, делегирует своих представителей для участия в обсуждении вопросов охраны труда собственником и трудовым коллективом, в разрешении конфликтов, связанных с отказом работников выполнять работу из-за опасной для жизни и здоровья производственную ситуацию (часть пятая ст. 153 КЗоТ, часть вторая ст. 6 Закона "Об охране труда").