Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) с комментариями к статьям



Стаття 24. Укладення трудового договору

Трудовой договор заключается, как правило, в письменной форме. Соблюдение письменной формы является обязательным:

1) при организованном наборе работников;

2) при заключении трудового договора о работе в районах с особыми природными географическими и геологическими условиями и условиями повышенного риска для здоровья

3) при заключении контракта

4) в случаях, когда работник настаивает на заключении трудового договора в письменной форме

5) при заключении трудового договора с несовершеннолетним (Статья 187 настоящего Кодекса)

6) при заключении трудового договора с физическим лицом;

7) в других случаях, предусмотренных законодательством Украины.

При заключении трудового договора гражданин обязан предоставить паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку, а в случаях, предусмотренных законодательством, - Также документ об образовании (специальности, квалификации), о состоянии здоровья и другие документы.

Заключение трудового договора оформляется приказом или распоряжением собственника или уполномоченного им органа о зачислении работника на работу.

Трудовой договор считается заключенным и тогда, когда приказ или распоряжение не были изданы, но работник фактически был допущен к работе.

Лицу, приглашенному на работу в порядке перевода с другого предприятия, учреждения, организации по согласованию между руководителями предприятий, учреждений, организаций, не может быть отказано в заключении трудового договора.

Запрещается заключение трудового договора с гражданином, которому по медицинскому заключению предложенная работа противопоказана по состоянию здоровья.

Комментарий

1. Ч. 5 ст. 65 ГК относит к компетенции руководителя предприятия решения вопросов деятельности предприятия в пределах и порядке, определенных уставом предприятия. В силу этого руководитель предприятия имеет право заключать трудовые договоры с работниками.

На практике считается допустимым поручать заключение трудового договора со всеми работниками руководителям обособленных подразделений предприятий. Правда, при этом предварительное решение вопроса о принятии на должность руководителей и специалистов нередко оставляют за руководителем предприятия - юридического лица.

2. Право керівника вирішувати питання прийняття на роботу може обмежуватись законом і установчими документами предприятия. Так, полномочиями избирать членов исполнительного органа акционерного общества наделяются общее собрание акционеров (п. "г" части четвертой ст. 41 Закона "О хозяйственных обществах").

3. Наряду с понятиями принятия на работу, заключение трудового договора в нормативно-правовых актах нередко используются понятия избрания, назначения работников или утверждения на должность.

Избрание всегда означает принятие коллективного решения. Чаще всего термин "избрание" используется тогда, когда соответствующий коллегиальный орган решает вопрос о принятии на соответствующую должность одного из членов этого органа. Так, Председатель Верховной Рады Украины, его заместители избираются народными депутатами Украины (ст. 88 Конституции Украины). Выбираются секретарь сельского, поселкового, городского совета, председатель районного, областного совета, его заместители (ст. 26 43 Закона "О местном самоуправлении в Украине"). Но и судьи Верховной Радой избираются (п. 27 ст. 85 Конституции Украины, Закон "О порядке избрания на должность и освобождения от должности профессионального судьи Верховной Радой Украины "), хотя они не входят в состав коллегиального органа, которые выбирает. Выбираются и члены исполнительного органа акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью (ст. 41, 59 Закона "О хозяйственных обществах"), хотя они могут не быть акционерами, участниками общества с ограниченной ответственностью. Избрание, как правило, не является заключением трудового договора, а лишь предпосылкой для издания распорядительного акта, на основании которого возникают трудовые правоотношения.

4. Призначення - це також тільки прийняття рішення про укладення із працівниками трудового договору, но не само заключение. Широкие полномочия по назначению должностных лиц предоставлены в. 85 Конституции Украины Верховной Раде Украины, ст. 104 Конституции - Президенту Украины. Назначение также является основанием для издания распорядительного акта, порождает трудовые правоотношения. Однако встречается и такое назначение, что одновременно является и заключением трудового договора. Так, сельский, поселковый, городской председатель назначает на должности руководителей отделов и управлений, других исполнительных органов совета, предприятий, учреждений, организаций, которые принадлежат к коммунальной собственности соответствующих территориальных общин (подпункт 10 п. 3 ст. 43 Закона "О местном самоуправлении в Украине"). Председатель Гостаможслужбы назначает на должности начальников таможен (ст. 5 Указа Президента Украины "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Украины от 29 ноября 1996 N 1145"). Понятие "Назначение" используется в ст. 66 Кодекса торгового мореплавания по принятию на работу лиц судового экипажа.

5. В законодательстве встречается и такая правовая форма, как утверждение на должность. Основами законодательства Украины о культуре установлено, специально уполномоченные центральные органы государственного управления утверждают на должности руководителей государственных учреждений, предприятий, организаций, учреждений (ст. 21). Но это - обычное заключение трудового договора.

Уставами общественных организаций и других объединений граждан может быть, например, предусмотрено, что собрание общественной организации принимают решение об утверждении или неутверждения на должность руководителя коллегиального органа этой организации, избранного этим коллегиальным органом на период до принятия соответствующего решения собранием.

6. Прием на работу в отдельных случаях предусматривает согласование этого вопроса в установленном порядке.

В части первой ст. 66 Кодекса торгового мореплавания сформулирована вполне определенная запрет принимать на работу лиц судового экипажа без согласия капитана судна. Внесение этого правила в нормативный акт, имеющий силу закона, категоричность запрета дают основания для вывода о то, что нарушение указанной запрета может повлечь увольнения работника на основании ст. 7 КЗоТ (поскольку судебная практика признает статью нормой прямого действия). Вместе с тем следует учитывать, что отказ капитана судна принять в состав экипажа лицо, которое направил на судно владелец судна, должна быть обоснована, оформлен письменно и направлено (Вручена) судовладельцу и лицу, которому отказано в приеме на работу.

7. Соглашение вопрос о принятии на работу предусмотрено в случаях назначения на должности, осуществляется Президентом Украины по согласованию с Верховной Радой. Назначение на должности (приеме на работу) руководителей служб ветеринарной медицины министерств и других центральных и местных органов исполнительной власти согласовывается с Государственным департаментом ветеринарной медицины (п. 14 Положения о Государственном департаменте ветеринарной медицины).

8. Комментируемая статья, предусматривает заключение трудового договора, как правило, в письменной форме. Обычной после формулировки правила является указание на исключение из этого правила. В части первой ст. 24 КЗоТ законодатель избрал другой вариант: после изложения правила пересчитал случаи, когда оно является обязательным, в связи с чем именно правило утратило признак обязательности.

9. Письменная форма трудового договора обязательна при организованном наборе работников. В Украине продолжает действовать постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему совершенствованию организованного набора работников и общественного призыва молодежи ". П. 6 этого постановления предусматривает заключение органом по вопросам труда (ныне эту функцию выполняют органы государственной службы занятости - Ст. 19 Закона "О занятости населения"; п. 1 постановления Кабинета Министров Украины "О переселении семей в сельскую местность и организованный набор работников") от имени предприятий и организаций трудовых договоров с работниками, "направленными на работу в порядке организованного набора". С учетом ст. 19 Закона "О занятости населения "такие трудовые договоры государственная служба занятости может заключать от имени предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности со всеми работниками (а не только с рабочими). трудовой договор в письменной форме в соответствии с п. 2 части первой ст. 24 КЗоТ, производится прежде всего на основании раздела XXI Списка производств, работ, профессий и должностей работников, работа на которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья, который дает право на ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда.

11. Заключение трудового договора в письменной форме является обязательным и в других случаях, предусмотренных законодательством, хотя бы они и ни были прямо названы в ст. 24 КЗоТ. Например, заключение письменного трудового договора предусмотрено для работников, деятельность которых связана с государственной тайной (Постановление Кабинета Министров Украины "Об установлении письменной формы трудовых договоров с работниками, деятельность которых связана с государственной тайной"). Типичная форма трудового договора с работниками, деятельность которых связана с государственной тайной, утвержденная приказом Государственного комитета по вопросам государственной тайны. Тем же приказом утверждена форма Обязанности гражданина Украины в связи с допуском к государственной тайне. Обязательность письменной формы трудового договора вытекает из ст. 241 КЗоТ, которая предусматривает регистрацию заключенных в письменной форме трудовых договоров между работниками и нанимателями - физическими лицами, в. 25 Закона "О свободе совести и религиозных организациях "(в случае заключения трудового договора с такой организацией), п. 14 Положения о порядке организации и проведения оплачиваемых общественных работ (При заключении срочных трудовых договоров на выполнение таких работ), ст. 15 Закона "Об альтернативной (невоенной) службе" (при заключении трудового договора с работником, проходящей такую только в случаях, когда им такое полномочие предоставлено.

12. Однако закон не дает ответа на вопрос, как же трудовой договор должен оформляться письменно. Следует признать, что письменной формой трудового договора является документ под названием "трудовой договор", "контракт", который подписывают его стороны. Поэтому нельзя признать письменной формой трудового договора заявление работника о приеме на работу, хотя бы и с резолюцией владельца "Отдела кадров. В приказ ", и приказ о приеме на работу. Если признать письменной формой трудового договора таким образом встречного выражение воли сторонами трудового договора, то мы вынуждены будем утверждать, что письменная форма трудового договора у нас применялась практически всегда. Это не соответствует содержанию ст. 24 КЗоТ. Однако соответствующая резолюция собственника на заявлении работника свидетельствует о достижении сторонами согласия по вопросу о принятии на работу.

13. Заключение письменного трудового договора путем подписания его сторонами документа под таким заголовком или заключения устного трудового договора с представлением работником заявления о приеме на работу не исключает действия общего правила, следует из ст. 24 КЗоТ, согласно которому трудовой договор может считаться заключенным только с момента издания приказа (распоряжения) о приеме на работу или фактического допуска к работе.

Одновременно и само издание приказа о приеме на работу не является достаточным для вывода о заключении трудового договора и возникновения трудовых правоотношений, если сторонами не достигнуто согласия по условиям труда или работник фактически не допущено к ее выполнению или он сам не приступил к работе. Издан приказ в этом случае может быть отменено, хотя законодательство прямо не предусматривает возможности отмены приказа о приеме на работу.

14. Предполагая, как правило, письменную форму трудового договора, допуская устное его форму, закон предусматривает удвоение формы трудового договора: заключение трудового договора в соответствии с частью третьей статьи, комментируется, оформляется приказом или распоряжением собственника о приеме работника на работу. Вместе с тем согласно части четвертой статьи 24 КЗоТ трудовой договор считается заключенным, если приказ (или распоряжение) о приеме работника на работу не было выдано, но работник фактически был допущен к работе. Такое правило могло бы вообще привести к потере собственником или уполномоченным им органом контроля за принятием работников на работу. Поэтому Пленум Верховного Суда Украины в постановлении "О практике рассмотрения судами трудовых споров" объяснил, что фактический допуск к работе может быть приравнен к заключению трудового договора только в том случае, если работник допущен к работе с ведома собственника или уполномоченного им органа.

15. Для внесення ясності у взаємини сторін, що уклали трудовий договір, важливо дати юридичну оцінку факта заключения трудового договора в устной форме. Может ли работник, ссылаясь на свидетелей, доказывать факт заключения договора, требовать допуска к работе, оплаты времени вынужденного прогула, если вопреки достигнутой устной договоренности собственник или уполномоченный им орган не издал приказ (распоряжение) о приеме работника на работу и не допустил к работе

Ответ на поставленный вопрос трудно дать на основе и части первой и части третьей ст. 24 КЗоТ. Кажется, что ответ можно дать с учетом части четвертой ст. 24 КЗоТ: фактический допуск к работе приравнивается к заключению договора, хотя бы и не было юридического факта, указанного в части третьей ст. 24 (издание приказа или распоряжения). Ст. 24 КЗоТ вполне определенно устанавливает, что договор считается заключенным, если издан приказ (распоряжение) о приеме работника на работу и предусматривает единственное исключение из этого правила (фактический допуск к работе приравнивается до заключения трудового договора). Тем самым фактически признается, что заключение трудового договора в устной или письменной форме, как это предусмотрено или допускается частью первой ст. 24 КЗоТ, является предварительным, чем-то вроде соглашения о намерениях. Неслучайно, разъясняя вопрос о моменте, с которого договор считается заключенным, Пленум Верховного Суда Украины в постановлении "О практике рассмотрения судами трудовых споров" (п. 7) вообще не упоминает заключения трудового договора, как оно предусмотрено частью первой ст. 24 КЗоТ, а ведет речь только о двух юридические факты, с которыми связывается возникновение трудовых правоотношений, - приказ о приеме на работу и фактический допуск к работе.

16. Недостатньо чітке правове врегулювання процедури укладення трудового договору породжує невизначеність во взаимоотношениях сторон, заключивших трудовой договор. Особенно справедливо это утверждение в случаях, когда трудовой договор заключается с условием о начале работы не по следующей дня, а через две недели (после увольнения работника с предыдущего места работы, где об увольнении необходимо предупредить собственника за две недели) или через другой промежуток времени. В принципе, законодательство не запрещает заключать трудовые договоры с условием о начале работы позже. В частности, прямо предусмотрено заключение трудового договора с таким условием в случаях организованного набора работников. Естественно, это касается трудовых договоров, заключаемых с условием о переезде на работу в другую местность.

Однак при вирішенні питання про доцільність укладення трудового договору з умовою про початок роботи не сразу после заключения трудового договора, а позднее, следует учитывать, что в трудовом праве очень много таких норм, которые не обеспечены мерами ответственности или другими средствами обеспечения их реализации. И работник, заключивший трудовой договор и даже получил на руки приказ о приеме на работу с условием о начале работы позже, вряд ли сумеет добиться фактического допуска к работе, если на его место до момента начала работы фактически будет принят другой работник.

17. При приеме на работу работник обязан представить трудовую книжку. Представление трудовой книжки является обязательным и тогда, когда нанимателем является физическое лицо. Без трудовой книжки возможно принятие на работу только по совместительству. Работник обязан при поступлении на работу представить также паспорт. Прием на работу без паспорта влечет административную ответственность (ст. 200 КоАП). Документ об образовании, о присвоении соответствующей квалификации обязательно подается, если это необходимо для допуска к соответствующей работе. В других случаях предъявление этого документа не обязательно, но его предоставление может стать важным аргументом в пользу целесообразности принятия такого работника на работу. В предусмотренных законодательством случаях для заключения трудового договора работник обязан предоставить также справку о состоянии здоровья и другие документы (например, военный билет, как это предусмотрено п. 1.4 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников). Прием на работу военнообязанных и работников, которые вопреки требованиям законодательства не состоящих на воинском учете, влечет административную ответственность на основании ст. 2113 КоАП.

18. В соответствии со ст. 13 Закона "О государственной службе" лицо, претендующее на занятие должности государственного служащего 3 - 7 категории, должна предоставить по месту будущей службы сведения о доходах и обязательствах финансового характера, в том числе и за рубежом, в отношении себя и членов своей семьи. Лицо, претендующее на занятие должности государственного служащего 1 и 2 категории, должна подать также сведения о недвижимом и драгоценные движимое имущество, принадлежащее ему и членам его семьи, вкладах в банках и ценных бумагах. Согласно постановлению Кабинета Министров Украины "О применении статьи 13 Закона "О государственной службе", указанные сведения предоставляются в виде декларации, форма которой утверждена приказом Министерства финансов Украины. Лицо, претендующее на занятие должности государственного служащего, подает декларацию по месту будущей службы вместе с заявлением о приеме на работу или об участии в конкурсе.

Варто також звернути увагу на те, що зазначені відомості надаються державним службовцем також щорічно до 15 апреля за предыдущий отчетный год. Сведения, содержащиеся в декларациях, являются конфиденциальными.