Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) с комментариями к статьям
Статья 259. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде
Нагляд і контроль за додержанням законодавства про працю здійснюють уповноважені органи, які не залежать у своїй діяльності от собственника или уполномоченного им органа.
Центральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в их функциональном подчинении, кроме органов государственной налоговой службы, которые имеют право с целью проверки соблюдения налогового законодательства осуществлять такой контроль на всех предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и подчинения.
Высший надзор за соблюдением и правильным применением законов о труде осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами.
Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профессиональные союзы и их объединения ' соединения.
Комментарий
1. В соответствии со ст. 43 Конституции Украины государство создает условия для осуществления гражданами права на труд. Для обеспечения реализации этого конституционного положения в государстве создана система специальных государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. При этом одним из главных законодательных принципов их деятельности является независимость от владельца предприятия, в том числе и в том случае, когда предприятие - государственное.
2. Главная роль в обеспечении такого надзора и контроля принадлежит Государственному департаменту надзора за соблюдением законодательства о труде, который создан в составе Министерства труда и социальной политики Украины на основании постановления Кабинета Министров Украины " Об образовании Государственного департамента по надзору за охраной труда " на базе Главной государственной инспекции труда и государственной экспертизы условий труда Украины, которые ранее были самостоятельными структурными подразделениями Минтруда. При этом он является правительственным органом государственного управления, который действует в составе Минтруда и подчиняется ему.
3. Положение о Государственном департаменте надзора за соблюдением законодательства о труде утвержден постановлением Кабинета Министров Украины.
Согласно указанному Положению основными задачами Государственного департамента надзора за соблюдением законодательства о труде (далее - Госнадзортруда) является обеспечение защиты прав работников путем осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о труде (кроме вопросов охраны труда) и общеобязательного ' обязательна государственное социальное страхование на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности и у физических лиц, использующих наемный труд, а также предоставление работникам и работодателям рекомендаций и предложений по вопросам применения законодательства о труде и общеобязательного ' обязательна государственное социальное страхование.
4. Для выполнения этих задач Госнадзортруда, в частности: осуществляет контроль соблюдения законодательства о труде и законодательства о общеобязательного ' обязательна государственное социальное страхование (последнее - в части обеспечения прав и гарантий застрахованных лиц) путем проведения проверок работодателей и рабочих органов исполнительных дирекций фондов общеобязательного ' обязательного государственного социального страхования; сотрудничает с организациями работников и работодателей с целью внедрения законодательства о труде и общеобязательного ' обязательна государственное социальное страхование представляет методическую помощь работодателям, проводит раз ' разъяснительную и консультационную работу по вопросам, относящимся к его компетенции, и т.д..
Госнадзортруда имеет право, в частности, получать в установленном законодательством порядке от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, работодателей, рабочих органов исполнительных дирекций фондов общеобязательного ' обязательного государственного социального страхования информацию, документы и материалы, необходимые для выполнения возложенных на него задач привлекать специалистов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, работодателей, представителей об ' объединений граждан (по согласованию с их руководителями), а также общественных инспекторов труда для проведения проверок и рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции, и граждан (по их требованию) при проведении проверки по их обращению и т.д..
5. Для выполнения возложенных на Госнадзортруда задач в Департаменте образуются по согласованию с Министерством труда и социальной политики Украины территориальные государственные инспекции труда, положения о которых утверждаются директором Госнадзортруда.
6. Должностные лица Госнадзортруда, в частности, имеют право: беспрепятственно в любое время без предварительного уведомления с пред ' явлением служебного удостоверения посещать для проверки соблюдения законодательства административные и производственные помещения работодателей, рабочие органы исполнительных дирекций фондов общеобязательного ' обязательного государственного социального страхования, давать должностным лицам органов исполнительной власти и местного самоуправления, работодателей, рабочих органов исполнительных дирекций фондов общеобязательного ' обязательного государственного социального страхования предписания по устранению нарушений соответствующего законодательства, подлежащих обязанности ' обязательному выполнению с письменным уведомлением о принятых мерах в месячный или в другой, указанный в предписании срок, составлять в случаях, предусмотренных законодательством, протоколы об административных правонарушениях, а также рассматривать дела о таких правонарушениях и налагать административные взыскания в соответствии с законодательством; вносить работодателям предложения о наложении дисциплинарных взысканий на отдельных должностных лиц, виновных в нарушении законодательства, передавать материалы о нарушении правоохранительным органам.
7. Правовой статус государственной инспекции по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения определен п. 4 ст. 18 Закона " О занятости населения " и Положением об инспекции по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения.
Инспекция состоит из инспекции Государственного центра занятости Минтруда, инспекций центров занятости Автономной Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских центров занятости на правах подразделений соответствующих центров занятости. В городах с населением свыше 500 тыс. человек может создаваться структурное подразделение инспекции областного центра занятости. В других городах, а также в районах вводится должность инспектора инспекции областного центра занятости.
соответствии со ст. 12 Закона " О общеобязательного ' обязательна государственное социальное страхование на случай безработицы " на органы государственной службы занятости возложены функции исполнительной дирекции Фонда общеобязательного ' обязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы и ее рабочих органов. При этом исполнительная дирекция Фонда и ее рабочие органы, а значит, служба занятости, получают право контролировать правильность начисления, своевременность уплаты страховых взносов, а также расходов по страхованию от безработицы.
8. Основными задачами инспекции по контролю за соблюдением законодательства о занятости является осуществление контроля за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности и другими работодателями законодательства о занятости и обеспечения гражданам прав и гарантий граждан в сфере занятости путем осуществления мероприятий по предотвращению и устранения выявленных нарушений этого законодательства.
Согласно этому инспекция, в частности: проводит проверки соблюдения законодательства о занятости населения, в первую очередь о трудоустройстве граждан, нуждающихся в социальной защите, организации оплачиваемых общественных работ, обеспечение особых гарантий высвобождаемым работникам в связи ' связи с изменениями в организации производства и труда (п. 1 ст. 40 КЗоТ), предоставление государственной службе занятости информации о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), о всех принятых работниках, о предстоящем высвобождении работников и о фактически высвобожденных работников, обеспечивает правильность и своевременность применения экономических санкций за нарушение законодательства о занятости населения; осуществляет контроль за соблюдением гражданами законодательства о занятости, рекомендаций службы занятости в период решения вопроса о трудоустройстве и выплаты помощи и материальной помощи по безработице, оказанием единовременной материальной помощи безработным и членам их семей, находящихся на их иждивении, материальной помощи гражданам, проходящим подготовку, переподготовку или повышение квалификации по направлению государственной службы занятости, предоставлением беспроцентного займа безработным для занятия предпринимательской деятельностью, осуществляет мероприятия, направленные на предотвращение нелегальной использованию труда иностранцев или лиц без гражданства без разрешения государственной службы занятости.
9. Права должностных лиц инспекции занятости много многом совпадают с правами должностных лиц инспекции труда. Они также беспрепятственно посещают предприятия и получают необходимые им сведения, дают обязанности ' обязательные для исполнения указания об устранении выявленных нарушений законодательства, а также ставят перед руководителями предприятий вопросы о наложении взысканий на должностных лиц, виновных в нарушении законодательства. Но при этом они имеют ряд дополнительных полномочий, которых нет у должностных лиц инспекции труда. В частности, они могут прекращать действие приказов, инструкций и других решений предприятий, противоречащие законодательству о занятости, или вносить в вышестоящие органы предложения об их отмене, а также применять к предприятиям санкции, предусмотренные ст. 5 и 20 Закона " О занятости населения ", и за несоблюдение требований ст. 8 и 18 указанного Закона.
10 . Согласно п. 3 Положения о Фонде социальной защиты инвалидов на этот Фонд возложена обязанность ' связь контроля за соблюдением работодателями нормативов рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов. Кроме этого, Фонд также осуществляет контроль за своевременным перечислением сумм штрафных санкций, поступающих от предприятий, учреждений и организаций за несоблюдение ими нормативов рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов.
11. Во второй части комментируемой статьи предусмотрено, что центральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в их функциональном подчинении. В Общем положении о министерстве, другом центральном органе государственной исполнительной власти предусмотрено, что в пределах своих полномочий министерство организует выполнение актов законодательства и осуществляет систематический контроль за их реализацией. Как правило, такая функция закрепляется и в конкретных нормативно-правовых актах о центральных органах исполнительной власти, в частности, в п. 2 Положения о Министерстве образования и науки Украины. В некоторых случаях указанные общие правила трудового законодательства несколько конкретизируется. Например, в соответствии с подпунктом 44 п. 4 Положения о Министерстве аграрной политики Украины, Министерство осуществляет контроль за выполнением отраслевых соглашений.
12 . Определенные права в сфере контроля за соблюдением законодательства о труде предоставлены и местным государственным администрациям. Согласно п. 10 ст. 16 Закона " О местных государственных администрациях " они на соответствующих территориях осуществляют государственный контроль за охраной труда и своевременной оплатой не ниже определенного государством минимального размера.
13. Согласно п. 9 раздела XV " Переходные положение " Конституции Украины органы прокуратуры до введения в действие законов, регулирующих деятельность государственных органов по контролю за соблюдением законов, продолжают выполнять функцию надзора за соблюдением и применением законов. Именно поэтому в комментируемой статье сохранено правило о том, что высший надзор за соблюдением и правильным применением законов о труде осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами.
14. В ст. 20 Закона " О прокуратуре " предусмотрено, что при осуществлении прокурорского надзора за соблюдением и применением законов прокурор вправе, в частности: 1) беспрепятственно по удостоверению, подтверждающему занимаемую должность, входить на предприятия и иметь доступ к документам и материалам, необходимым для проведения проверки. При этом он может письменно требовать представления в прокуратуру для проверки указанных документов и материалов, выдачи необходимых справок, для решения вопросов, эт ' связанных с проверкой, 2) требовать для проверки решения, распоряжения, инструкции, приказы и другие акты и документы, получать информацию о состоянии законности и о мерах по ее обеспечению; 3) требовать от руководителей и коллегиальных органов проведения проверок, ревизий деятельности подчиненных и подконтрольных предприятий, учреждений, организаций и других структур независимо от форм собственности, определение специалистов для проведения проверок и экспертиз, 4) вызывать должностных лиц и граждан, требовать от них устных и письменных объяснений о нарушении закона.
15. Протест на акт, противоречащий закона в соответствии со ст. 21 Закона " О прокуратуре ", подается прокурором (его заместителем) в орган, выдавший его, или в вышестоящий орган. Протест прокурора останавливает действие опротестованного акта и подлежит обязанности ' обязательному рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в 10-дневный срок после его поступления. О последствиях рассмотрения протеста в этот же срок сообщается прокурору. В случае отклонения протеста или уклонения от его рассмотрения прокурор может обратиться в суд с заявлением о признании опротестованного акта незаконным.
16. В ряде специальных законах, посвященных отдельным институтам трудового права (" Об оплате труда ", " Об охране труда ", " Об отпусках "), содержатся нормы о контроле за соблюдением соответствующего закона. Например, в соответствии со ст. 35 Закона " Об оплате труда " контроль за соблюдением законодательства об оплате труда на предприятиях осуществляют: 1) Министерство труда Украины и его органы, 2) финансовые органы, 3) органы Государственной налоговой службы, 4) профсоюзы и другие органы (организации), которые выражают интересы работников.
17. В этой ' связи с принятием Закона Украина " О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности " комментируемая статья была дополнена новой частью четвертой, которая возрождает профсоюзный контроль за соблюдением законодательства о труде.
соответствии со ст. 21 Закона Украины " О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности " профсоюзы и их объединения ' единения защищают право граждан на труд, принимают участие в разработке и осуществлении государственной политики в сфере трудовых отношений, оплаты труда, охраны труда, социальной защиты. При этом профсоюзы осуществляют общественный контроль за выплатой заработной платы, соблюдением законодательства о труде и охране труда, созданием безопасных условий труда, необходимых производственных и санитарно-бытовых условий, обеспечением работников спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты. Формой общественного контроля является право профсоюза требовать от работодателя немедленного приостановления работ как на отдельных рабочих местах, так и на производственных участках, в цехах, других структурных подразделениях и на всем предприятии в случае угрозы жизни или здоровью ' й работников на время, необходимое для устранения такой угрозы, что также предусмотрено в этой статье. Кроме этого, указанная статья устанавливает, что профсоюзы, их объединения ' единения могут создавать службы правовой помощи и соответствующие инспекции, комиссии, утверждать положения о них. Отметим, что постановлениями Президиума Федерации профсоюзов Украины утверждены, например, Типовое положение о комиссии по охране труда выборного органа первичной профсоюзной организации и Положение об общественном инспекторе по охране труда.
Уполномоченные представители профсоюзов имеют право вносить работодателям, органам исполнительной власти и органам местного самоуправления представления об устранении нарушений законодательства о труде, является обязательным ' Обязательными для рассмотрения, и в месячный срок получать от них аргументированные ответы. В случае непредоставления аргументированного ответа в указанный срок действия или бездействие должностных лиц могут быть обжалованы в местный суд.